Урок-литературна гостиная «Царскосельский лицей в жизни А.С.пушкина»
Урок-литературная гостиная «Царскосельский лицей в жизни А.С.Пушкина»
Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Учитель (на фоне «Полонеза» В.А.Моцарта)
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И всё еще горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Учитель: Шестого июня 1799 года в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин. Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин!
Ученик:
Москва! Как я любил тебя!
Святая родина моя!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва.. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
(А.Пушкин «Евгений Онегин»)
Учитель: мы посвящаем наш урок великому поэту и писателю, гению русской земли - А.С.Пушкину.
Ученик:
Дни славы Пушкина – желанный
И светлый праздник. Сколько раз
Его мечты во мгле туманной
Как солнце радовали нас!
Учитель: А.С.Пушкин происходил из старинного дворянского рода. Отец – Сергей Львович, мать – Надежда Осиповна – внучка «арапа Петра Великого», Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве.
У него были старшая сестра – Ольга и младший брат Лев. До семи лет будущий поэт рос совершенным увальнем. Но, подрастая, пристрастился к чтению. И к девяти годам большая библиотека отца была им почти вся прочитана.
(Беседа между двумя учениками)
Ученик: В 1811 году, когда Саше исполнилось 12 лет, его определили в лицей. Интересно было бы узнать, каким был тот лицей Пушкина? Как учился Александр Сергеевич? Какие предметы изучались в то время? А давайте ненадолго перенесемся в те далекие времена и пройдем дорогой лицейской жизни Пушкина.
Ученик: В живописном уголке города Пушкина, вблизи старинных парков, стоит классический строгий четырёхэтажный флигель, соединённый перекинутой через улицу галереей с Екатерининским дворцом. Это Царскосельский лицей. Здесь прошли шесть лет жизни юного Александра Пушкина, и именно здесь развивался его поэтический талант. Царское Седло стало его поэтической родиной. Здесь полюбил А.Пушкин «В багрец и золото одетые леса», «шуршание желтой осенней листвы. С тех пор осень стала любимым его временем года.
Ученик.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса --
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь…
Ученик:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Ученик: Лицей создавался по повелению царя Александра I. Для учебного заведения было отведено здание флигеля Екатерининского дворца, построенного в конце XVIII века. Это флигель при Екатерине занимали великие княжны.
Теперь с нижнем этаже помещалось хозяйственное управление и квартиры инспекторов, служащих при лицее; во втором - столовая, больница с аптекой и конференц - зал с канцелярией; в третьем – рекреационная зала, классы, физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей лицей с дворцом через хоры придворной церкви. В верхнем- дортуары (спальни)
Ученик: Торжественное открытие Царскосельского лицея состоялось 19 октября 1811 года. И впервые сюда вошли Пушкин и его друзья - лицеисты.
В Лицейском зале между колоннами поставлен был большой стол, покрытый красным сукном, с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная лицею. По правую сторону от стола в три ряда стояли лицеисты, при них – директор, инспектор и гувернеры, а по левую – профессора и другие чиновники лицейского упрвления.
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
Ученик: Первый курс, 30 воспитанников, вошёл в историю этого учебного заведения под названием пушкинского.
В лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов. Приём лицеистов осуществляли один раз в три года. На обучение зачислялось не более 50 человек. Вся учебная программа была рассчитана на 6 лет.
Учебный год в Царскосельском лицее продолжался 11 месяцев – с 1 августа по 1 июля. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределы Царского Села. И , конечно, Пушкин в это время скучал по своим близким, особенно по няне Арине Родионовне, которую очень любил.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе . . . . . . . . . .
ученик: Во время каникул вместе с наставниками лицеисты совершали пешеходные прогулки по изучению пригородов, бывали в Павловке, Колпине, катались на лодках, зимой катались на тройках. Конечно же, такие прогулки оставляли в душе поэта неизгладимый след, который позднее реализовался в удивительных стихах А.С.Пушкина.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Учитель: Родные и друзья могли навещать лицеистов только в воскресные и праздничные дни. И конечно, эти дни были самыми веселыми, яркими и запоминающимися, во время которых лицеисты вместе с близкими играли, водили хороводы, вели светские беседы и пели песни.
Воскресные дни пролетали незаметно, и снова наступали будни.
Вот что об этом пишет Иван Иванович Пущин, лицейский друг Пушкина: «Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в зал. Утреннюю и вечернюю молитву мы читали вслух по очереди.
От 7 до 9 часов- класс. В 9 часов – чай; прогулка до 10.
От 10 до 12 часов – класс. От 12 до 1 – прогулка.
В 1 – обед. От 2 до 3 - или чистописание, или рисование.
От 3 до 5 – класс. В 5 часов – чай; от 6 - прогулка, потом – повторение уроков или вспомогательный класс.
По средам и субботам - танцеванье или фехтованье.
Каждую субботу -баня.
В половине 9 часа – звонок к ужину. После ужина до 10 часов отдух, развлечения.
В 10 часов - вечерняя молитва.
В часы отдыха, на прогулках в очаровательных садах Царского Села, Пушкину приходили в голову разные поэтические вымыслы.
Ученик:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
Учитель: Для работы в лицее были приглашены самые лучшие специалисты.
Учителем рисования был Сергей Гаврилович Чириков, воспитанник Академии художеств. Прекрасно образованный, с хорошим художественным вкусом, увлеченный своим предметом, тактичный и скромный, он пользовался всеобщей любовью
Все воспитанники научились рисовать. Александр Сергеевич Пушкин имел по рисованию 0, что означало – никаких успехов. Удивительно выразительная и лаконичная манера пушкинского рисунка была оценена многие годы спустя.
Ко многим своим произведениям А.Пушкин рисовал иллюстрации.
Учителем музыки был Людвиг-Вильгельм Теппер – де-Фергюсон. Теппер был большой оригинал, но человек образованный и приятный, и лицеистам очень нравились и его беседы, и его уроки. Вечером он обыкновенно зазывал к себе учеников. Они пили чай, болтали, пели, музицировали, и эти простые вечера были всем чрезвычайно по вкусу.
На четвертом этаже находились дротуары (спальные комнаты) воспитанников.
И.И.Пущин вспоминал: «Инспектор привёл Пушкина прямо на четвёртый этаж и остановился перед комнатой, где над дверью была чёрная дощечка с надписью: № 13. Иван Пущин. Саша взглянул налево и увидел: №14. Александр Пушкин. Это была комнаты, напоминавшая по объему и меблировке келью монаха: площадь шесть квадратных метров, с половинкой окна (вторая – у соседа).
В каждой комнате - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, кувшин с водой. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…»
В лицее Александр Пушкин приобрёл много друзей. Вскоре после поступления все лицеисты, как водится, наградили друг друга прозвищами.
Знакомьтесь!
ДЕЛЬВИГ: «Тося»
ДАНЗАС: «Медведь». Меня так прозвали за то, что одновременно отчаянный и какой-то флегматичный.
ПУЩИН: За высокий рост- «Большой Жано»
ПУШКИН: «Француз»- французский уже тогда знал не хуже русского, а еще «Егоза» - за веселость и подвижность.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Меня звали «Виля», «Кюхля»
(Разыгрывается небольшая сценка)
Кюхельбекер: долговязый и неуклюжий,я был предметом постоянных насмешек товарищей. Однако они меня и побаивались: характер у меня был необузданный, вспыльчивый. Больше всего на свете я любил поэзию. Правда, часто мне изменяло чувство меры, а порой и вкус, и стихи выходили такие же длинные и неуклюжие, как я сам. Ох, и доставалось же мне от моих друзей. И особенно от Пушкина.
Пушкин: Помнишь, однажды я написал на тебя эпиграмму, и ты потребовал дуэли. Наши секундантами были Пущин и Дельвиг. Они же и зарядили пистолеты клюквой. Ты стрелял первым и дал промах. Ха-ха!
Кюхельбекер: А ты вовсе не захотел стрелять. Я неистово закричал: «Стреляй! Стреляй!» А ты только ответил: «Полно дурачиться, милый, пойдем чай пить»
Учитель: Дружбу, которая зародилась между юношами в лицейские годы, они сохраняли и поддерживали в течение всей своей жизни.
Ученик:
В Царском Селе ивы глядят
В зеркало старых прудов.
Помнят они прежних ребят-
Гениев прошлых веков.
Время пройдет, но навсегда
Мы породнимся с тобой.
Братство друзей будет тогда
Вечной нашей судьбой.
Учитель: Большим событием в жизни лицеистов был публичный экзамен, на котором присутствовал патриарх русской литературы Г.Р.Державин.
Пушкин вспоминал: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Я прочёт мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей… Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, как убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли»
Ученик:
Воспоминаньями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.
В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты,
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды,
Я думал о тебе, предел благословенный,
Воображал сии сады.
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Учитель: Пушкин был одним из первых учеников по стихосложению. Он участвовал во всех литературных журналах лицея, активно писал на всех эпиграммы, сочинял песни – словом, был во главе литературного движения. Все профессора смотрели с благоговением на растущий талант А.С.Пушкина, прощая ему плохие отметки по многим дисциплинам.
Пушкин закончил лицей довольно посредственно. Его выпустили со скромным чином коллежского секретаря и зачислили в Коллегию иностранных дел. Но самого поэта служба не интересовала. Будучи лицеистом, он обратил на себя внимание литературного Петербурга. В Лицее Александр начал писать поэму «Руслан и Людмила». Вот куда простирались его мечты. И он заявлял своим однокашникам:
Великим быть желаю,
Люблю России честь,
Я много обещаю – исполню ли? Бог весть!
Ученик:
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам : шествуйте , сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породнила нас!
Эта прощальная песнь Дельвига была пропета воспитанниками при расставании с лицеем. Писать слова к ней А.Пушкин отказался. Тогда директор поручил написать эту песнь Антону Дельвигу.
Ученик: Быстро промчались лицейские годы, шесть лет позади. Ученики покидают Царское Село с грустью и радостью. Расставаясь с друзьями, они были уже устремлены в будущее, полное надежд, веры и любви.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы : нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село
Учитель: Лицейские годы оставили неизгладимый след в жизни поэта, послужили началом его творчества.
(Звучит песня на стихи А.С.Пушкина «Храни меня, мой талисман»)
Домашнее задание: написать небольшой рассказ «Мой Пушкин»