12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полуказакова Е.Е.42
8

Урок-литературна гостиная "Царскосельский лицей в жизни А.С.пушкина2

Урок-литературная гостиная «Царскосельский лицей в жизни А.С.Пушкина»



Благословен и день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.





Учитель (на фоне «Полонеза» В.А.Моцарта)

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё еще горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!



Учитель: Шестого июня 1799 года в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин. Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин!

Ученик:

Москва! Как я любил тебя!

Святая родина моя!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва.. как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

(А.Пушкин «Евгений Онегин»)



Учитель: мы посвящаем наш урок великому поэту и писателю, гению русской земли - А.С.Пушкину.



Ученик:

Дни славы Пушкина – желанный

И светлый праздник. Сколько раз

Его мечты во мгле туманной

Как солнце радовали нас!



Учитель: А.С.Пушкин происходил из старинного дворянского рода. Отец – Сергей Львович, мать – Надежда Осиповна – внучка «арапа Петра Великого», Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве.

У него были старшая сестра – Ольга и младший брат Лев. До семи лет будущий поэт рос совершенным увальнем. Но, подрастая, пристрастился к чтению. И к девяти годам большая библиотека отца была им почти вся прочитана.

(Беседа между двумя учениками)

Ученик: В 1811 году, когда Саше исполнилось 12 лет, его определили в лицей. Интересно было бы узнать, каким был тот лицей Пушкина? Как учился Александр Сергеевич? Какие предметы изучались в то время? А давайте ненадолго перенесемся в те далекие времена и пройдем дорогой лицейской жизни Пушкина.

Ученик: В живописном уголке города Пушкина, вблизи старинных парков, стоит классический строгий четырёхэтажный флигель, соединённый перекинутой через улицу галереей с Екатерининским дворцом. Это Царскосельский лицей. Здесь прошли шесть лет жизни юного Александра Пушкина, и именно здесь развивался его поэтический талант. Царское Седло стало его поэтической родиной. Здесь полюбил А.Пушкин «В багрец и золото одетые леса», «шуршание желтой осенней листвы. С тех пор осень стала любимым его временем года.



Ученик.

Унылая пора! очей очарованье!

   Приятна мне твоя прощальная краса --

   Люблю я пышное природы увяданье,

   В багрец и в золото одетые леса,

   В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

   И мглой волнистою покрыты небеса,

   И редкий солнца луч, и первые морозы,

   И отдаленные седой зимы угрозы.

   И с каждой осенью я расцветаю вновь…

  


Ученик:


Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.



Ученик: Лицей создавался по повелению царя Александра I. Для учебного заведения было отведено здание флигеля Екатерининского дворца, построенного в конце XVIII века. Это флигель при Екатерине занимали великие княжны.

Теперь с нижнем этаже помещалось хозяйственное управление и квартиры инспекторов, служащих при лицее; во втором - столовая, больница с аптекой и конференц - зал с канцелярией; в третьем – рекреационная зала, классы, физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей лицей с дворцом через хоры придворной церкви. В верхнем- дортуары (спальни)



Ученик: Торжественное открытие Царскосельского лицея состоялось 19 октября 1811 года. И впервые сюда вошли Пушкин и его друзья - лицеисты.

В Лицейском зале между колоннами поставлен был большой стол, покрытый красным сукном, с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная лицею. По правую сторону от стола в три ряда стояли лицеисты, при них – директор, инспектор и гувернеры, а по левую – профессора и другие чиновники лицейского упрвления.



Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.



Ученик: Первый курс, 30 воспитанников, вошёл в историю этого учебного заведения под названием пушкинского.

В лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов. Приём лицеистов осуществляли один раз в три года. На обучение зачислялось не более 50 человек. Вся учебная программа была рассчитана на 6 лет.

Учебный год в Царскосельском лицее продолжался 11 месяцев – с 1 августа по 1 июля. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределы Царского Села. И , конечно, Пушкин в это время скучал по своим близким, особенно по няне Арине Родионовне, которую очень любил.



Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе . . . . . . . . . .


ученик: Во время каникул вместе с наставниками лицеисты совершали пешеходные прогулки по изучению пригородов, бывали в Павловке, Колпине, катались на лодках, зимой катались на тройках. Конечно же, такие прогулки оставляли в душе поэта неизгладимый след, который позднее реализовался в удивительных стихах А.С.Пушкина.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.



Учитель: Родные и друзья могли навещать лицеистов только в воскресные и праздничные дни. И конечно, эти дни были самыми веселыми, яркими и запоминающимися, во время которых лицеисты вместе с близкими играли, водили хороводы, вели светские беседы и пели песни.

Воскресные дни пролетали незаметно, и снова наступали будни.

Вот что об этом пишет Иван Иванович Пущин, лицейский друг Пушкина: «Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в зал. Утреннюю и вечернюю молитву мы читали вслух по очереди.

От 7 до 9 часов- класс. В 9 часов – чай; прогулка до 10.

От 10 до 12 часов – класс. От 12 до 1 – прогулка.

В 1 – обед. От 2 до 3 - или чистописание, или рисование.

От 3 до 5 – класс. В 5 часов – чай; от 6 - прогулка, потом – повторение уроков или вспомогательный класс.

По средам и субботам - танцеванье или фехтованье.

Каждую субботу -баня.

В половине 9 часа – звонок к ужину. После ужина до 10 часов отдух, развлечения.

В 10 часов - вечерняя молитва.

В часы отдыха, на прогулках в очаровательных садах Царского Села, Пушкину приходили в голову разные поэтические вымыслы.



Ученик:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.



Учитель: Для работы в лицее были приглашены самые лучшие специалисты.

Учителем рисования был Сергей Гаврилович Чириков, воспитанник Академии художеств. Прекрасно образованный, с хорошим художественным вкусом, увлеченный своим предметом, тактичный и скромный, он пользовался всеобщей любовью

Все воспитанники научились рисовать. Александр Сергеевич Пушкин имел по рисованию 0, что означало – никаких успехов. Удивительно выразительная и лаконичная манера пушкинского рисунка была оценена многие годы спустя.

Ко многим своим произведениям А.Пушкин рисовал иллюстрации.

Учителем музыки был Людвиг-Вильгельм Теппер – де-Фергюсон. Теппер был большой оригинал, но человек образованный и приятный, и лицеистам очень нравились и его беседы, и его уроки. Вечером он обыкновенно зазывал к себе учеников. Они пили чай, болтали, пели, музицировали, и эти простые вечера были всем чрезвычайно по вкусу.

На четвертом этаже находились дротуары (спальные комнаты) воспитанников.

И.И.Пущин вспоминал: «Инспектор привёл Пушкина прямо на четвёртый этаж и остановился перед комнатой, где над дверью была чёрная дощечка с надписью: № 13. Иван Пущин. Саша взглянул налево и увидел: №14. Александр Пушкин. Это была комнаты, напоминавшая по объему и меблировке келью монаха: площадь шесть квадратных метров, с половинкой окна (вторая – у соседа).

В каждой комнате - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, кувшин с водой. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…»

В лицее Александр Пушкин приобрёл много друзей. Вскоре после поступления все лицеисты, как водится, наградили друг друга прозвищами.

Знакомьтесь!

ДЕЛЬВИГ: «Тося»

ДАНЗАС: «Медведь». Меня так прозвали за то, что одновременно отчаянный и какой-то флегматичный.

ПУЩИН: За высокий рост- «Большой Жано»

ПУШКИН: «Француз»- французский уже тогда знал не хуже русского, а еще «Егоза» - за веселость и подвижность.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Меня звали «Виля», «Кюхля»



(Разыгрывается небольшая сценка)

Кюхельбекер: долговязый и неуклюжий,я был предметом постоянных насмешек товарищей. Однако они меня и побаивались: характер у меня был необузданный, вспыльчивый. Больше всего на свете я любил поэзию. Правда, часто мне изменяло чувство меры, а порой и вкус, и стихи выходили такие же длинные и неуклюжие, как я сам. Ох, и доставалось же мне от моих друзей. И особенно от Пушкина.



Пушкин: Помнишь, однажды я написал на тебя эпиграмму, и ты потребовал дуэли. Наши секундантами были Пущин и Дельвиг. Они же и зарядили пистолеты клюквой. Ты стрелял первым и дал промах. Ха-ха!

Кюхельбекер: А ты вовсе не захотел стрелять. Я неистово закричал: «Стреляй! Стреляй!» А ты только ответил: «Полно дурачиться, милый, пойдем чай пить»





Учитель: Дружбу, которая зародилась между юношами в лицейские годы, они сохраняли и поддерживали в течение всей своей жизни.



Ученик:

В Царском Селе ивы глядят

В зеркало старых прудов.

Помнят они прежних ребят-

Гениев прошлых веков.

Время пройдет, но навсегда

Мы породнимся с тобой.

Братство друзей будет тогда

Вечной нашей судьбой.



Учитель: Большим событием в жизни лицеистов был публичный экзамен, на котором присутствовал патриарх русской литературы Г.Р.Державин.

Пушкин вспоминал: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Я прочёт мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей… Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, как убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли»



Ученик:

Воспоминаньями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.

В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты,
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды,
Я думал о тебе, предел благословенный,
Воображал сии сады.

Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.





Учитель: Пушкин был одним из первых учеников по стихосложению. Он участвовал во всех литературных журналах лицея, активно писал на всех эпиграммы, сочинял песни – словом, был во главе литературного движения. Все профессора смотрели с благоговением на растущий талант А.С.Пушкина, прощая ему плохие отметки по многим дисциплинам.

Пушкин закончил лицей довольно посредственно. Его выпустили со скромным чином коллежского секретаря и зачислили в Коллегию иностранных дел. Но самого поэта служба не интересовала. Будучи лицеистом, он обратил на себя внимание литературного Петербурга. В Лицее Александр начал писать поэму «Руслан и Людмила». Вот куда простирались его мечты. И он заявлял своим однокашникам:



Великим быть желаю,

Люблю России честь,

Я много обещаю – исполню ли? Бог весть!



Ученик:

Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам : шествуйте , сыны!

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, породнила нас!



Эта прощальная песнь Дельвига была пропета воспитанниками при расставании с лицеем. Писать слова к ней А.Пушкин отказался. Тогда директор поручил написать эту песнь Антону Дельвигу.

Ученик: Быстро промчались лицейские годы, шесть лет позади. Ученики покидают Царское Село с грустью и радостью. Расставаясь с друзьями, они были уже устремлены в будущее, полное надежд, веры и любви.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы : нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село

Учитель: Лицейские годы оставили неизгладимый след в жизни поэта, послужили началом его творчества.

(Звучит песня на стихи А.С.Пушкина «Храни меня, мой талисман»)



Домашнее задание: написать небольшой рассказ «Мой Пушкин»



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.