Урок–презентация на тему «Взаимосвязи организмов в природном сообществе» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
План-конспект урока с мультимедийным сопровождением по биологии (5 класс) учебник под редакцией В.В. Пасечника
Учитель: Пискунович Анна Петровна
Тема: Взаимосвязи организмов в природном сообществе.
Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.
Задачи:
Обучающие:
создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:
объяснять сущность понятия «пищевая цепь»;
объяснять роль различных организмов в круговороте веществ, называть элементы круговорота веществ;
объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разрушители», «природное сообщество»;
различать и характеризовать разные природные сообщества;
объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;
характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;
Развивающие:
продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету;
воспитание культуры в организации учебного труда;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: т. «Природные сообщества», «Пищевая цепь», «Круговорот веществ в природе», изображения животных леса, мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Природные сообщества», дидактический раздаточный материал
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Ход урока.
Оргмомент: Проверим готовность к уроку
Мотивация к уроку:
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вам изучим очень интересную тему. Какую, попытайтесь догадаться. Читаю стихотворение: (Слайд №2)
На нем растут ромашки,
Лютик едкий, клевер, кашка.
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ, как елка.
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых. ( Луг)
Правильно - луг. А луг, болото, лес, что это? Природное сообщество. Правильно, тема урока: «Природное сообщество». (Слайд №3)
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока (Слайд №3).
Цель:
1.Сформировать понятие о природном сообществе.
2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.
Рассказ о разнообразии природных сообществ ( Слайд №3).
Но что, же их объединяет, по какой причине образованы природные сообщества? Давайте выясним и запишем (Слайд №4).
Биогеоценоз-сообщество организмов разных видов, тесно взаимодействующих между собой и окружающей средой.
(Слайд №4). Сообщества бывают естественными и искусственными. Кто может объяснить? (слушаем комментарии) Рассказ учителя.
(Слайд №5)Разделите сообщества на 2 группы, обоснуйте свой выбор.
(слушаем комментарии) Разъяснения учителя.
А теперь чтобы лучше разобраться что такое природное сообщество давайте послушаем отрывок из сказки.
(Слайд №6) Сказка о мужике
Жил-был один мужик. Держал он в хозяйстве корову и пасеку с пчелами. А неподалёку жила сова. Любил мужик по вечерам пить чай с молоком и медом и с совой беседовать. Как-то раз мужик и говорит; «Коровка мне молочко дает, пчелки – меду, а ты, сова, – бесполезная птица». Обиделась сова и улетела в лес. И начались беды в хозяйстве у мужика …
А какие – скажите сами!
Учитель: А, существует ли взаимосвязь между живыми организмами. Рассказ учителя.
Взаимосвязь определяется через цепи питания.
Далее дается понятие цепи питания (Слайд №7).
Пищева́я цепь — ряд взаимосвязей между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.
(Слайд №8). совместно с учениками составляются трофическая цепь.
Учитель: Главное условие существование природных сообществ - круговорот веществ. Рассказ учителя. (Слайд №9).
Учитель: Благодаря цепям питания и взаимосвязи живой и неживой природы происходит круговорот веществ. Дается понятие круговорота веществ и его составляющих.
(Слайд №10). Подумайте!
- Какие "профессии" живых существ необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался?
Расшифруйте следующие слова:
"Мусорщики", "едоки", "кормильцы"
Как они связаны?
Дается понятие производителей, потребителей и разрушителей. (Слайд №11).
1 продуценты- (производители) организмы способные производить органические вещества из неорганических, зелёные растения
2 консументы – (потребители), организмы потребляющие готовые органические вещества, животные
3 редуценты- (разрушители)-организмы разрушающие отмершие останки живых существ, грибы и бактерии
(Слайд №12) Задания на карточках по группам. По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания.
Задание для первой группы (на карточке) (Слайд №13)
1. Какова роль «продуцентов"? Приведите примеры, используя текст и рисунки
2. Как можно назвать их "профессию", если они производят органические вещества?
3. На что расходуются произведенные вещества?
Задание для второй группы (на карточке) (Слайд №14)
1. Какова роль «консументов»? Приведите примеры, используя текст и рисунки
2.Как можно назвать их "профессию", если они получают вещества, поедая растения и животных?
3.Что происходит с веществами?
Задание для третьей группы (на карточке) (Слайд №15)
1. Какова роль «редуцентов»?
2. Какие царства живых организмов выступают в роли «редуцентов»?
3.Что происходит с веществами?
Задание для четвёртой группы (на карточке) (Слайд №16)
1. Даны следующие организмы:
Бабочка, уж, бактерии, ромашка, гриб, орел, лягушка
2. Расположите организмы на группы по "профессиям", объясните почему
1 – производители,
2 - потребители,
3 – разрушители
(Слайд №17,18) составьте цепь питания
У вас на столах листочки с названием живых организмов нужно из них составить пищевую цепь
Задание для первой группы (на карточке) (Слайд №19)
составьте цепь питания:
Косатка, криль, фитопланктон, морской леопард
Фитопланктон криль морской леопард косатка
Задание для второй группы (на карточке) (Слайд №20)
составьте цепь питания
Змея, мышь, трава, орёл
Трава Мышь Змея Орёл
Задание для третьей группы (на карточке) (Слайд №21)
составьте цепь питания:
Жук короед, дуб, лиса, дятел
Дуб Жук короед дятел Лиса
Задание для четвёртой группы (на карточке) (Слайд №22)
составьте цепь питания:
Гусеница, берёза, ястреб, воробей
Берёза Гусеница воробей ястреб
Следующее задание по группам. По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания. (Слайд №23)
Группа1
1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. ( Слайд №24)
Группа2
2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья. (Слайд №25)
Группа3
3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно.(Слайд № 26).
Группа4
4. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.(Слайд№27)
Все вместе
5. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. (Слайд №28)
Анализируется работа в группах.
(Слайд №29) Выводы. Помним, что:
В природе нет бесполезных и ненужных организмов. Каждый житель Земли играет свою роль.
Вред или польза – это относительно к кому-то.
В природе все взаимосвязано. Человек должен учитывать эти связи, так как он также является жителем Земли.
Подводятся итого урока. Проводится рефлексия, ребята поднимают смайлики
(Слайд №30) Домашнее задание
Изучить параграф 21
Ответить устно на вопросы с.129
Выучить новые понятия
Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.
Ребята, спасибо за урок, до свидания!