12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пискунович Анна Петровна58
Учитель биологии МБОУ школа №2. В 2007 году закончила НГПУ ИЕСЭН по специальности "Биология". Педагогический стаж 17 лет
Россия, Новосибирская обл., город Обь
8

Урок–презентация на тему «Взаимосвязи организмов в природном сообществе» (5 класс)



План-конспект урока с мультимедийным сопровождением по биологии (5 класс) учебник под редакцией В.В. Пасечника

Учитель: Пискунович Анна Петровна


 

Тема: Взаимосвязи организмов в природном сообществе.

Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.

Задачи:

Обучающие:

создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:

объяснять сущность понятия «пищевая цепь»;

объяснять роль различных организмов в круговороте веществ, называть элементы круговорота веществ;

объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разрушители», «природное сообщество»;

различать и характеризовать разные природные сообщества;

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;

характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;

Развивающие:

продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;

развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

Воспитательные:

воспитание интереса к предмету;

воспитание культуры в организации учебного труда;

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: т. «Природные сообщества», «Пищевая цепь», «Круговорот веществ в природе», изображения животных леса, мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Природные сообщества», дидактический раздаточный материал

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Ход урока.

Оргмомент: Проверим готовность к уроку

Мотивация к уроку:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вам изучим очень интересную тему. Какую, попытайтесь догадаться. Читаю стихотворение: (Слайд №2)

На нем растут ромашки,

Лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ, как елка.

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых. ( Луг)

Правильно - луг. А луг, болото, лес, что это? Природное сообщество. Правильно, тема урока: «Природное сообщество». (Слайд №3)

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока (Слайд №3).

Цель:

1.Сформировать понятие о природном сообществе.

2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.

Рассказ о разнообразии природных сообществ ( Слайд №3).

Но что, же их объединяет, по какой причине образованы природные сообщества? Давайте выясним и запишем (Слайд №4).

Биогеоценоз-сообщество организмов разных видов, тесно взаимодействующих между собой и окружающей средой.

(Слайд №4). Сообщества бывают естественными и искусственными. Кто может объяснить? (слушаем комментарии) Рассказ учителя.

(Слайд №5)Разделите сообщества на 2 группы, обоснуйте свой выбор.

(слушаем комментарии) Разъяснения учителя.

А теперь чтобы лучше разобраться что такое природное сообщество давайте послушаем отрывок из сказки.

(Слайд №6) Сказка о мужике

Жил-был один мужик. Держал он в хозяйстве корову и пасеку с пчелами. А неподалёку жила сова. Любил мужик по вечерам пить чай с молоком и медом и с совой беседовать. Как-то раз мужик и говорит; «Коровка мне молочко дает, пчелки – меду, а ты, сова, – бесполезная птица». Обиделась сова и улетела в лес. И начались беды в хозяйстве у мужика …

А какие – скажите сами!

Учитель: А, существует ли взаимосвязь между живыми организмами. Рассказ учителя.

Взаимосвязь определяется через цепи питания.

Далее дается понятие цепи питания (Слайд №7).

Пищева́я цепь — ряд взаимосвязей между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

(Слайд №8). совместно с учениками составляются трофическая цепь.

Учитель: Главное условие существование природных сообществ - круговорот веществ. Рассказ учителя. (Слайд №9).

Учитель: Благодаря цепям питания и взаимосвязи живой и неживой природы происходит круговорот веществ. Дается понятие круговорота веществ и его составляющих.

(Слайд №10). Подумайте!

- Какие "профессии" живых существ необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался?

Расшифруйте следующие слова:

"Мусорщики", "едоки", "кормильцы"

Как они связаны?

Дается понятие производителей, потребителей и разрушителей. (Слайд №11).

1 продуценты- (производители) организмы способные производить органические вещества из неорганических, зелёные растения

2 консументы – (потребители), организмы потребляющие готовые органические вещества, животные

3 редуценты- (разрушители)-организмы разрушающие отмершие останки живых существ, грибы и бактерии


 

(Слайд №12) Задания на карточках по группам. По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания.

Задание для первой группы (на карточке) (Слайд №13)

1. Какова роль «продуцентов"? Приведите примеры, используя текст и рисунки

2. Как можно назвать их "профессию", если они производят органические вещества?

3. На что расходуются произведенные вещества?

Задание для второй группы (на карточке) (Слайд №14)

1. Какова роль «консументов»? Приведите примеры, используя текст и рисунки

2.Как можно назвать их "профессию", если они получают вещества, поедая растения и животных?

3.Что происходит с веществами?

Задание для третьей группы (на карточке) (Слайд №15)

1. Какова роль «редуцентов»?

 2. Какие царства живых организмов выступают в роли «редуцентов»?

3.Что происходит с веществами?

Задание для четвёртой группы (на карточке) (Слайд №16)

1. Даны следующие организмы:

Бабочка, уж, бактерии, ромашка, гриб, орел, лягушка

2. Расположите организмы на группы по "профессиям", объясните почему

1 – производители,

2 - потребители,

3 – разрушители

(Слайд №17,18) составьте цепь питания

У вас на столах листочки с названием живых организмов нужно из них составить пищевую цепь

Задание для первой группы (на карточке) (Слайд №19)

составьте цепь питания:

Косатка, криль, фитопланктон, морской леопард

Фитопланктон криль морской леопард косатка

Задание для второй группы (на карточке) (Слайд №20)

составьте цепь питания

Змея, мышь, трава, орёл

Трава Мышь Змея Орёл

Задание для третьей группы (на карточке) (Слайд №21)

составьте цепь питания:

Жук короед, дуб, лиса, дятел

Дуб Жук короед дятел Лиса

Задание для четвёртой группы (на карточке) (Слайд №22)

составьте цепь питания:

Гусеница, берёза, ястреб, воробей

Берёза Гусеница воробей ястреб

Следующее задание по группам. По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания. (Слайд №23)

Группа1

1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.


 

В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. ( Слайд №24)

Группа2


2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья. (Слайд №25)

Группа3

3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно.(Слайд № 26).

Группа4

4. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.(Слайд№27)

Все вместе

5. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. (Слайд №28)

Анализируется работа в группах.

(Слайд №29) Выводы. Помним, что:

В природе нет бесполезных и ненужных организмов. Каждый житель Земли играет свою роль.

Вред или польза – это относительно к кому-то.

В природе все взаимосвязано. Человек должен учитывать эти связи, так как он также является жителем Земли.

Подводятся итого урока. Проводится рефлексия, ребята поднимают смайлики

(Слайд №30) Домашнее задание

Изучить параграф 21

Ответить устно на вопросы с.129

Выучить новые понятия

Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.

Ребята, спасибо за урок, до свидания!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.