Урок–презентация на тему «Взаимосвязи организмов в природном сообществе» (5 класс)

8
0
Материал опубликован 30 January

Пояснительная записка к презентации

План-конспект урока с мультимедийным сопровождением по биологии (5 класс) учебник под редакцией В.В. Пасечника

Учитель: Пискунович Анна Петровна


 

Тема: Взаимосвязи организмов в природном сообществе.

Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.

Задачи:

Обучающие:

создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:

объяснять сущность понятия «пищевая цепь»;

объяснять роль различных организмов в круговороте веществ, называть элементы круговорота веществ;

объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разрушители», «природное сообщество»;

различать и характеризовать разные природные сообщества;

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;

характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;

Развивающие:

продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;

развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

Воспитательные:

воспитание интереса к предмету;

воспитание культуры в организации учебного труда;

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: т. «Природные сообщества», «Пищевая цепь», «Круговорот веществ в природе», изображения животных леса, мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Природные сообщества», дидактический раздаточный материал

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Ход урока.

Оргмомент: Проверим готовность к уроку

Мотивация к уроку:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вам изучим очень интересную тему. Какую, попытайтесь догадаться. Читаю стихотворение: (Слайд №2)

На нем растут ромашки,

Лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ, как елка.

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых. ( Луг)

Правильно - луг. А луг, болото, лес, что это? Природное сообщество. Правильно, тема урока: «Природное сообщество». (Слайд №3)

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока (Слайд №3).

Цель:

1.Сформировать понятие о природном сообществе.

2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.

Рассказ о разнообразии природных сообществ ( Слайд №3).

Но что, же их объединяет, по какой причине образованы природные сообщества? Давайте выясним и запишем (Слайд №4).

Биогеоценоз-сообщество организмов разных видов, тесно взаимодействующих между собой и окружающей средой.

(Слайд №4). Сообщества бывают естественными и искусственными. Кто может объяснить? (слушаем комментарии) Рассказ учителя.

(Слайд №5)Разделите сообщества на 2 группы, обоснуйте свой выбор.

(слушаем комментарии) Разъяснения учителя.

А теперь чтобы лучше разобраться что такое природное сообщество давайте послушаем отрывок из сказки.

(Слайд №6) Сказка о мужике

Жил-был один мужик. Держал он в хозяйстве корову и пасеку с пчелами. А неподалёку жила сова. Любил мужик по вечерам пить чай с молоком и медом и с совой беседовать. Как-то раз мужик и говорит; «Коровка мне молочко дает, пчелки – меду, а ты, сова, – бесполезная птица». Обиделась сова и улетела в лес. И начались беды в хозяйстве у мужика …

А какие – скажите сами!

Учитель: А, существует ли взаимосвязь между живыми организмами. Рассказ учителя.

Взаимосвязь определяется через цепи питания.

Далее дается понятие цепи питания (Слайд №7).

Пищева́я цепь — ряд взаимосвязей между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

(Слайд №8). совместно с учениками составляются трофическая цепь.

Учитель: Главное условие существование природных сообществ - круговорот веществ. Рассказ учителя. (Слайд №9).

Учитель: Благодаря цепям питания и взаимосвязи живой и неживой природы происходит круговорот веществ. Дается понятие круговорота веществ и его составляющих.

(Слайд №10). Подумайте!

- Какие "профессии" живых существ необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался?

Расшифруйте следующие слова:

"Мусорщики", "едоки", "кормильцы"

Как они связаны?

Дается понятие производителей, потребителей и разрушителей. (Слайд №11).

1 продуценты- (производители) организмы способные производить органические вещества из неорганических, зелёные растения

2 консументы – (потребители), организмы потребляющие готовые органические вещества, животные

3 редуценты- (разрушители)-организмы разрушающие отмершие останки живых существ, грибы и бактерии


 

(Слайд №12) Задания на карточках по группам. По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания.

Задание для первой группы (на карточке) (Слайд №13)

1. Какова роль «продуцентов"? Приведите примеры, используя текст и рисунки

2. Как можно назвать их "профессию", если они производят органические вещества?

3. На что расходуются произведенные вещества?

Задание для второй группы (на карточке) (Слайд №14)

1. Какова роль «консументов»? Приведите примеры, используя текст и рисунки

2.Как можно назвать их "профессию", если они получают вещества, поедая растения и животных?

3.Что происходит с веществами?

Задание для третьей группы (на карточке) (Слайд №15)

1. Какова роль «редуцентов»?

 2. Какие царства живых организмов выступают в роли «редуцентов»?

3.Что происходит с веществами?

Задание для четвёртой группы (на карточке) (Слайд №16)

1. Даны следующие организмы:

Бабочка, уж, бактерии, ромашка, гриб, орел, лягушка

2. Расположите организмы на группы по "профессиям", объясните почему

1 – производители,

2 - потребители,

3 – разрушители

(Слайд №17,18) составьте цепь питания

У вас на столах листочки с названием живых организмов нужно из них составить пищевую цепь

Задание для первой группы (на карточке) (Слайд №19)

составьте цепь питания:

Косатка, криль, фитопланктон, морской леопард

Фитопланктон криль морской леопард косатка

Задание для второй группы (на карточке) (Слайд №20)

составьте цепь питания

Змея, мышь, трава, орёл

Трава Мышь Змея Орёл

Задание для третьей группы (на карточке) (Слайд №21)

составьте цепь питания:

Жук короед, дуб, лиса, дятел

Дуб Жук короед дятел Лиса

Задание для четвёртой группы (на карточке) (Слайд №22)

составьте цепь питания:

Гусеница, берёза, ястреб, воробей

Берёза Гусеница воробей ястреб

Следующее задание по группам. По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания. (Слайд №23)

Группа1

1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.


 

В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. ( Слайд №24)

Группа2


2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья. (Слайд №25)

Группа3

3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно.(Слайд № 26).

Группа4

4. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.(Слайд№27)

Все вместе

5. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. (Слайд №28)

Анализируется работа в группах.

(Слайд №29) Выводы. Помним, что:

В природе нет бесполезных и ненужных организмов. Каждый житель Земли играет свою роль.

Вред или польза – это относительно к кому-то.

В природе все взаимосвязано. Человек должен учитывать эти связи, так как он также является жителем Земли.

Подводятся итого урока. Проводится рефлексия, ребята поднимают смайлики

(Слайд №30) Домашнее задание

Изучить параграф 21

Ответить устно на вопросы с.129

Выучить новые понятия

Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.

Ребята, спасибо за урок, до свидания!

Предварительный просмотр презентации

Взаимосвязи организмов в природном сообществе Презентация к уроку Разработана учителем биологии МБОУ школы №2 Пискунович А.П. г.обь

Что такое биотические факторы? На нем растут ромашки, Лютик едкий, клевер, кашка. Что еще? Гвоздика, смолка, Колокольчик, Хвощ, как елка. Еще много разных травок У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых.

Тема урока: Взаимосвязи организмов в природном сообществе Цель: 1.Сформировать понятие о природном сообществе. 2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.

запишите Биогеоценоз-сообщество организмов разных видов, тесно взаимодействующих между собой и окружающей средой Сообщества Естественные Искусственные

Разделите сообщества на 2 группы, обоснуйте свой выбор.

Сказка о мужике Жил-был один мужик . Держал он в хозяйстве корову и пасеку с пчелами. А неподалёку жила сова. Любил мужик по вечерам пить чай с молоком и медом и с совой беседовать. Как-то раз мужик и говорит; «Коровка мне молочко дает, пчелки – меду, а ты, сова, – бесполезная птица». Обиделась сова и улетела в лес. И начались беды в хозяйстве у мужика … А какие – скажите сами!

Что же такое цепь питания? Пищева́я цепь — ряд взаимосвязей между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

Составьте пищевую цепь

Круговорот веществ в природе

Подумайте! Какие "профессии" живых существ необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался? Расшифруйте следующие слова: "Мусорщики", "едоки", "кормильцы" Как они связаны? 1 продуценты- производители, 2 консументы - потребители, 3 редуценты - разрушители

Запишите понятия 1 продуценты- (производители) организмы способные производить органические вещества из неорганических, зелёные растения 2 консументы – (потребители), организмы потребляющие готовые органические вещества, животные 3 редуценты- (разрушители)-организмы разрушающие отмершие останки живых существ, грибы и бактерии

Работа в группах Для каждой группы – задание на карточках, на выполнение задания отводится 4 мин

Задание для первой группы (на карточке) Какова роль «продуцентов"? Приведите примеры, используя текст и рисунки Как можно назвать их "профессию", если они производят органические вещества? На что расходуются произведенные вещества?

Задание для второй группы (на карточке) Какова роль «консументов»? Приведите примеры, используя текст и рисунки Как можно назвать их "профессию", если они получают вещества, поедая растения и животных? Что происходит с веществами?

Задание для третьей группы (на карточке) Какова роль «редуцентов»? Какие царства живых организмов выступают в роли «редуцентов»? Что происходит с веществами?

Задание для четвёртой группы (на карточке) 1. Даны следующие организмы: Бабочка, уж, бактерии, ромашка, гриб, орел, лягушка 2. Расположите организмы на группы по "профессиям", объясните почему 1 - производители 2 - потребители 3 - разрушители

составьте цепь питания У вас на столах листочки с названием живых организмов, нужно из них составить пищевую цепь

Работа в группах Для каждой группы – задание на карточках, на выполнение задания отводится 4 мин

Задание для первой группы (на карточке) составьте цепь питания: Косатка, криль, фитопланктон, морской леопард Фитопланктон криль морской леопард касатка

Задание для второй группы (на карточке) составьте цепь питания Змея, мышь, трава, орёл Трава Мышь Змея Орёл

Задание для третьей группы (на карточке) составьте цепь питания: Жук короед, дуб, лиса, дятел Дуб Жук короед дятел Лиса

Задание для четвёртой группы (на карточке) составьте цепь питания: Гусеница, берёза, ястреб, воробей Берёза Гусеница воробей ястреб

Работа в группах Для каждой группы – задание на карточках, на выполнение задания отводится 4 мин

Задание для первой группы (на карточке) 1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем. В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи.

Задание для второй группы (на карточке) 2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем. В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья.

Задание для третьей группы (на карточке) 3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем. В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно

Задание для четвёртой группы (на карточке) Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем. В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.

Все вместе Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем. Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. Анализируется работа в группах.

Выводы. Помним, что: В природе нет бесполезных и ненужных организмов. Каждый житель Земли играет свою роль. Вред или польза – это относительно к кому-то. В природе все взаимосвязано. Человек должен учитывать эти связи, так как он также является жителем Земли.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации