Материал на проверке

Урок-путешествие «Свидание со Ставропольем» (6–7 классы)

3
0
Участник педагогического конкурса ‒ Конкурс на лучший урок-путешествие по краеведению
Материал опубликован 3 October 2015 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок-путешествие «Свидание со Ставропольем»

Автор: учитель географии МБОУ СОШ №6 г. Ставрополя  Маркова Ирина Александровна. Класс: 6-7 классы

 

 

 

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих по голубому небу, услышал песню соловья и пережил восхищение красотой пространства».

В. А. Сухомлинский

 

Технологии: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация в формате Microsoft Power Point.

 

Цель: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках краеведения, развитие познавательного интереса, воспитание любви к своему краю.

Задачи:

 - закрепить знания учащихся по изученному материалу;

 - развивать мыслительную деятельность, сообразительность, смекалку;

 - прививать интерес к изучению природы края;

 - формировать качества активного участника игрового процесса, учиться  

    находить и принимать решения.                            

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из задач, которые стоят перед современным географическим образованием, является формирование у всех членов общества “образа страны”. Сегодня особенно актуально на фоне большого количества и географического разнообразия территорий нашей страны  создание образа мира, в котором мы живём, малой Родины, единственной и неповторимой.

Главная цель в обучении географии, которую я ставлю перед собой: сформировать в сознании обучающихся научно-объективную картину родного Ставрополья, и, одновременно, воспитать его как  духовно-развитую  личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

Но как этого достичь? Как за необходимой суммой географических знаний увидеть красоту природы, облик территории, как «за деревьями не потерять леса»?  Еще недавно казалось, что достаточно охарактеризовать рельеф местности, климат, выявить особенности хозяйственной деятельности населения, и можно реализовать цель географического образования. Но на практике я убедилась, что разрозненных знаний о природе, населении, хозяйстве территории недостаточно.

Анализ результатов ранее проведённых диагностик, позволил сделать вывод: образ Ставропольского края у школьников беден и не адекватен, поскольку часто ассоциируется с негативными явлениями, происходящими в нашем обществе: безработица, рост цен, преступность и др.

Считаю, что, для создания положительного образа территории необходимы следующие условия:

ü  прежде всего, позиция учителя, его отношение к данной территории;

ü  необходимо мотивировать учащихся на сбор положительной информации о регионе;

ü организовывать их практическую деятельность с постановкой интересных проблемных ситуаций и вопросов.

«Можно ли заинтересовать современных подростков региональной тематикой? Как это сделать, как достичь положительных результатов в обучении?» - спросите вы у меня.

Для обучения важны мысли, а для воспитания – чувства. Что же объединяет мысли и чувства? Конечно же, образ! Образ потому, что он и мысленный, и чувственный одновременно.

Комплексный образ родного края может формироваться различными путями, поэтому, я думаю, что важное место в этом процессе может занять рабочая тетрадь с мультимедийным приложением, составленная мною для учащихся 6-7 классов.

 «Улавливание» специфических черт, отражающих уникальность и индивидуальность территории родного края – одна из важнейших задач, которую я ставлю перед собой. 

Все чаще в научной, а вслед за ней и учебной литературе используется понятие «уникальная территория» Её уникальность чаще всего выражается в культуре населения, но не только. Компонентов уникальности много, ведь каждое место уникально по-своему. Речь идет о собрании памятников культуры и истории, своеобразии природы, единстве природы и жизни населения.

В раскрытии образа территории Ставрополья  я стараюсь, чтобы обучающиеся увидели в нем «ОСОБЕННОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, УНИКАЛЬНОСТЬ»

 

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств, и прежде всего любви к своему Отечеству. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы целостного отношения к окружающему миру. Ребёнок должен знать природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Если ребёнок полюбит свою малую родину, то он будет преданным гражданином всей страны.

Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села, района, области» .

В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.».

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

P.S.

Фильм «Родное Ставрополье» просматривается в начале урока  и добавляет эмоциональной окраски в речь учителя.

Здесь будет файл: /data/edu/files/l1443896923.ppt (презентация)

С уважением, Маркова И.А.

Предварительный просмотр презентации

КОНКУРСНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ МБОУ СОШ №6 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ МАРКОВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Наверное каждый патриот своей Малой родины, где бы она ни находилась, считает ее в чем-то центром мирозданья. Ставропольчане же имеют на такие убеждения полное право. «Почему?»- спросите вы.

Находится на 45-й параллели Северного полушария Лежит между Европой и Азией; Россией и Кавказом Расположено между горами и степью; Каспийским и Черным морями Ставрополье

Общая протяженность границ составляет около 1500 км 150 км 115 км Из них:

В ясную солнечную погоду из многих точек Ставропольского края хорошо просматривается блистающая льдами цепь гор, увенчанная двуглавым великаном Эльбрусом. Высота 5642 м «Особняком от Главного Кавказского хребта пасет старец Эльбрус стадо Синих гор. А под ними тихий подземный океан минеральной воды…»

На территории Ставрополья находится самая глубокая впадина Европы – Кумо-Манычская, уникальный, овеянный легендами край озер.

Терек, Кубань, Кума, Егорлык, Калаус – наиболее крупные реки края. В целом же речная сеть Ставрополья складывается из небольших ручьев и речек, берущих начало на Ставропольской возвышенности. Наивысшая точка Ставропольской возвышенности – гора Стрижамент (831 м).

Ставропольская возвышенность служит водоразделом, поэтому одни реки впадают в Черное море, а другие – в Каспийское.

Остатки каменных орудий и стоянок первобытных людей говорят о том, что первый человек появился здесь более 100 тысяч лет назад. А плотное заселение края происходит в эпоху бронзы – в III – II тысячелетиях до нашей эры.

Волны великих переселений с Востока смешивались с местным населением, образуя новые этносы и культуры. местное население Великое переселение народов новые этносы и культуры

Ставрополье активно заселяли Скифы - в VII веке до н.э. Местные кавказские племена

Ставрополье испытало нашествия гунны хазары половцы монголы сарматы аланы

С VIII по X века н.э. край покрывается густой сетью крепостей и поселков, крупнейшее из которых Татарское городище.

Ставрополь – административный центр края

С конца XIX века Ставрополь был и остается южным форпостом России. Заложенный как одна из стратегических крепостей Азово-Моздокской оборонительной линии. В 1785 году объявлен специальным указом Екатерины II городом, дабы, как писала императрица, удостоверить местные народы «в искреннем желании, чтобы новый образ правления послужил к утверждению их спокойствия и благополучия».

Счастлив тот человек, кто с детства дружен с лесом, в чьей памяти навсегда остались первые лесные прогулки, первый аромат цветущих трав на опушке… Тем более счастлив такой человек на Ставрополье, ибо лесов у нас много –они занимают 1,7 % территории края.

более 100 тысяч древних курганов около тысячи древних городищ и поселений более тысячи памятников истории и архитектуры 103 памятника природы, 24 заказника и заповедник

Ставрополье – исконно сельскохозяйственный регион. В нашем крае развиты овцеводство, птицеводство и мясо- молочное животноводство. Здесь собирают богатый урожай подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, овощей.

Ставрополье – житница России.

В северной части нашего края находится один из самых низменных районов Евразии – Манычская впадина. На ее территории огромное количество больших и малых озер, образовавшихся на дне древнего морского пролива. Самое крупное из них – Маныч-Гудило занимает площадь в 360 кв.км.

В Ставропольском крае работает самая мощная на Северном Кавказе Ставропольская ГРЭС (2,4 млн. кВт-ч). Большую часть производимой электроэнергии края экспортируется в другие регионы.

Невинномысск – крупный промышленный центр Ставрополья, где с успехом работают химические заводы «Азот» и «Арнест».

Наш край известен большими месторождениями природного газа. Газ был найден еще до революции, причем случайно: в Ставрополе искали не газ, а пресную воду, но вместо воды из буровой на пивоваренном заводе 5 февраля 1910 года с глубины примерно 185 метров хлынул и воспламенился газ…

Более поздние исследования позволили обнаружить глубокую и богатую залежь горючего газа в районе Сенгилеевского водохранилища.

По Ставрополью проходит отрезок границы между Европой и Азией. Вот она встреча двух прекрасных «дам», воплощенная скульптором на въезде в город Нефтекумск, расположенный на востоке края.

Курорты Ставрополья часто сравнивают с драгоценным жемчугом, рассыпанном в краю «синих гор».

КМВ – Российский курорт Федерального значения.

Наибольшее количество историко- культурного и природного наследия сосредоточено на Кавказских Минеральных Водах.

Осознание значимости этого региона, несущего нации здоровье, прошло через всю историю нашего отечества и восходит еще к Указу Петра I, положившего начало исследованию здешних минеральных вод.

Сегодня это крупнейший и уникальный бальнеологический курорт России. Более ста здравниц и туристических центров готовы в течение всего года принимать гостей и отдыхающих, к услугам которых современная лечебная и диагностическая база,

целебный климат,

прекрасные ландшафты и мощные бальнеологические богатства региона – минеральные воды,

и лечебные грязи древнего озера Тамбукан.

Спасибо за внимание!

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 1 июня 2021 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

19 May 2021