Урок-путешествие «Свидание со Ставропольем» (6–7 классы)
Пояснительная записка к презентации
Урок-путешествие «Свидание со Ставропольем»
Автор: учитель географии МБОУ СОШ №6 г. Ставрополя Маркова Ирина Александровна. Класс: 6-7 классы
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих по голубому небу, услышал песню соловья и пережил восхищение красотой пространства».
В. А. Сухомлинский
Технологии: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация в формате Microsoft Power Point.
Цель: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках краеведения, развитие познавательного интереса, воспитание любви к своему краю.
Задачи:
- закрепить знания учащихся по изученному материалу;
- развивать мыслительную деятельность, сообразительность, смекалку;
- прививать интерес к изучению природы края;
- формировать качества активного участника игрового процесса, учиться
находить и принимать решения.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из задач, которые стоят перед современным географическим образованием, является формирование у всех членов общества “образа страны”. Сегодня особенно актуально на фоне большого количества и географического разнообразия территорий нашей страны создание образа мира, в котором мы живём, малой Родины, единственной и неповторимой.
Главная цель в обучении географии, которую я ставлю перед собой: сформировать в сознании обучающихся научно-объективную картину родного Ставрополья, и, одновременно, воспитать его как духовно-развитую личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.
Но как этого достичь? Как за необходимой суммой географических знаний увидеть красоту природы, облик территории, как «за деревьями не потерять леса»? Еще недавно казалось, что достаточно охарактеризовать рельеф местности, климат, выявить особенности хозяйственной деятельности населения, и можно реализовать цель географического образования. Но на практике я убедилась, что разрозненных знаний о природе, населении, хозяйстве территории недостаточно.
Анализ результатов ранее проведённых диагностик, позволил сделать вывод: образ Ставропольского края у школьников беден и не адекватен, поскольку часто ассоциируется с негативными явлениями, происходящими в нашем обществе: безработица, рост цен, преступность и др.
Считаю, что, для создания положительного образа территории необходимы следующие условия:
ü прежде всего, позиция учителя, его отношение к данной территории;
ü необходимо мотивировать учащихся на сбор положительной информации о регионе;
ü организовывать их практическую деятельность с постановкой интересных проблемных ситуаций и вопросов.
«Можно ли заинтересовать современных подростков региональной тематикой? Как это сделать, как достичь положительных результатов в обучении?» - спросите вы у меня.
Для обучения важны мысли, а для воспитания – чувства. Что же объединяет мысли и чувства? Конечно же, образ! Образ потому, что он и мысленный, и чувственный одновременно.
Комплексный образ родного края может формироваться различными путями, поэтому, я думаю, что важное место в этом процессе может занять рабочая тетрадь с мультимедийным приложением, составленная мною для учащихся 6-7 классов.
«Улавливание» специфических черт, отражающих уникальность и индивидуальность территории родного края – одна из важнейших задач, которую я ставлю перед собой.
Все чаще в научной, а вслед за ней и учебной литературе используется понятие «уникальная территория» Её уникальность чаще всего выражается в культуре населения, но не только. Компонентов уникальности много, ведь каждое место уникально по-своему. Речь идет о собрании памятников культуры и истории, своеобразии природы, единстве природы и жизни населения.
В раскрытии образа территории Ставрополья я стараюсь, чтобы обучающиеся увидели в нем «ОСОБЕННОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, УНИКАЛЬНОСТЬ»
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств, и прежде всего любви к своему Отечеству. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы целостного отношения к окружающему миру. Ребёнок должен знать природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Если ребёнок полюбит свою малую родину, то он будет преданным гражданином всей страны.
Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.
Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».
Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села, района, области» .
В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.».
Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».
P.S.
Фильм «Родное Ставрополье» просматривается в начале урока и добавляет эмоциональной окраски в речь учителя.
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1443896923.ppt (презентация)
С уважением, Маркова И.А.
Администрация сайта «УРОК.РФ»