12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Южакова Оксана Сергеевна2381
Россия, Пермский край, Березники
1

Справочный материал на тему «Усолье - столица Строгановых»

Справочный материал на тему «Усолье - столица Строгановых»

СОДЕРЖАНИЕ

А.Ф. Строганов

Е.Т.Аленин

Н.Г.Строганов

Г.Д.Строганов

Отец Потап Игольнишников

С.Г.Строганов

Палаты Строгановых

А.С. Строганов, А.Н. Воронихин

Г.А. Строганов, Никольский храм

С.В.Строганова

Ф.А.Волегов

Баронесса Элен де Людингаузен-Строганова


 

Пояснительная записка

 

Усолье — столица Строгановых наиболее «строгановский» город во всем Прикамье, неразрывно связанный с историей этой купеческой, а позднее дворянской династии. В 1515 году малоизвестный вычегодский купец Аника Строганов поставил на одном из притоков Вычегды первую варницу. Он посылал челобитные владыке Перми Великой и даже Ивану Грозному, и его просьбы были удовлетворены. Вскоре он получил более 3 миллионов десятин земли по Каме, а в 1566 году вступил в опричнину, и его владения расширились землями по Чусовой. Закончил свой жизненный путь Аника Федорович монахом Иосифом, от него осталось три сына, и все они продолжали его дело. Владения Строгановых росли, богатство множилось, их вотчины стали практически независимы, и им потребовалась столица. В 1606 году внук Аники Никита Строганов основал около Орел-городка слободу Новое Усолье, в 1619 году после его смерти она досталась его двоюродным братьям.

В 1737 и 1749 годах грандиозные пожары уничтожили всю деревянную часть города, и он был полностью перестроен. трогановы покинули Усолье и перенесли свою столицу в поселок Ильинский на Обве. А город продолжал расти, разрушительные пожары не смогли уничтожить его, и еще более интенсивное строительство развернулось в начале XIX века.

Наступил «золотой век» его архитектуры, строились многочисленные каменные здания. Облик города менялся на глазах, здания возводили Строгановы, Голицыны, Шаховские, Абамелек-Лазаревы, другие крупные владельцы. Таким, развитым и процветающим, город встретил и XX век, но после революции, после уничтожения дворянства он начал быстро приходить в упадок. Соль потеряла значение, напротив Усолья возник химический гигант Березники, и к концу века Усолье превратилось в маленький, но славный своим прошлым городок на Каме.
 

АНИКА ФЁДОРОВИЧ СТРОГАНОВ

Родоначальник сольвычегодско-пермских Строгановых, устроитель городков Камгорт (Пыскор), Каргедан (Орёл), основатель Преображенского Пыскорского монастыря (1558-1560), в котором постригся. Вечно деятельный, преумножающий своё богатство, изворотливый купец и смелый предприниматель, склонный идти на риск, - таков облик родоначальника пермской ветви Строгановых. Диапазон его интересов был чрезвычайно широк – солеварение, торговля, поиск руд и т.д., а материальные возможности почти неограничены. Умение ладить с государством ещё более укрепило положение Аникея и Аниковичей.

1 t1590648703ab.jpg 488(97)-1569(1560)

 

 

t1590648703ac.jpg
 

Аника (Аникей) Фёдорович Строганов (1488(97)-1569(70) 
— солепромышленник, крупнейший русский 
предприниматель своего времени, 
основатель прославленной династии

 

Дальновидный и хитрый предприниматель, крутой хозяин Аника Фёдорович Строганов был набожным православным христианином и жизнь свою окончил монахом. В его владениях появляются первые иконописцы, а при сыновьях и внуках Аники – и собственные иконные и книгописные мастерские. Строгановы жертвовали крупные вклады в монастыри, в том числе и в основанный Аникой в Пермских вотчинах Пыскорский монастырь. В 1560 году был заложен монастырь Преображения Господня под названием Пыскорского. Сам Аника Фёдорович сумел собрать большую библиотеку рукописных и печатных книг.

 

Дом Аники Строганова XVI век в Сольвычегодске

 

В 1558г. Аника (Ионикий Фёдорович) Строганов получил от царя Ивана Грозного специальную грамоту «о пожаловании пустых мест ниже Перми Великой ниже за 88 вёрст по Каме…». Иоанн пожаловал Строгоновым 3 415 840 десятин (1 десятина =1,09 га). Получив свои обширные владения в дар, они брали на себя обязательства строить укреплённые городки, содержать ратных людей, искать руду, плавить для казны металл, развивать ремёсла, солеварение и сельское хозяйство.

 

Для осуществления этих задач они на 20 лет были освобождены от уплаты налогов и повинностей. Царские грамоты наделяли Строгановых правами феодального иммунитета: на своих землях они вершили управление и суд, не позволяли наместникам и воеводам вмешиваться в их внутренние дела. Так было положено начало будущей строгановской империи в Прикамье.
t1590648703ai.jpg

 

«Строгановские письма» - русская школа иконописи, сформировавшаяся в последней трети XVI – первой четверти XVII в. И поощряемая заказами прикамских солепромышленников Строгановых.

Основные признаки: камерный, молитвенный характер религиозного образа, заполненность композиций фантастической архитектурой и фигурами, манерность их движений и поз, плотные оливково-охристые фоны, контрастирующие с яркими разбелёнными красками, миниатюрность письма, тщательность обработки деталей, роскошные узорочье и применением чернения по золоту.

 

Благовещенский собор, возведенный в 1560-1584 годах Аникой Строгановым в Сольвычегодске (современное фото)

 

Подлинный шедевр строгановской иконописи – «Богоматерь Владимирская» с 18 клеймами Истомы Савина, икона для церкви Похвала Богородице в пос. Орёл (рубеж XVI-XVII вв.).

Из Усолья происходит икона «Богоматерь Знамение с четырьмя избранными святыми на полях», написанная предположительно Емельяном Москвитиным.

В Пермских владениях, в частности в Пыскорском монастыре, начинается деятельность иконных горниц солепромышленников. Неизвестно, когда была образована иконописная мастерская в Новом Усолье, но архивные данные указывают, что она была переведена в 1760г. в село Ильинское. Крепостные иконописцы и живописцы из Нового Усолья – И. Дощенников, И. Мельников.

 

t1590648703am.jpg
 

t1590648703an.jpg
 

Иконостас церкви Похвала Богородице, пос.Орёл

Никольская церковь Пыскорского Преображенского монастыря (1695г.)

 

ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ АЛЕНИН

1540-1585

 

Из многих народных героев, которыми гордится уральская земля, один из самых популярных и любимых – казацкий атаман Ермак Тимофеевич. О подвигах и деяниях Ермака «со товарищи» сложены песни, сказания, легенды. Его имя носят скалы, речки, урочища, населённые пункты. Имя Ермака было популярно в народе как символ свободы, в нём видели пример служения народу. Биография и личность Ермака по сию пору остаются загадочными для историков. Его происхождение и деяния до похода в Сибирь окутаны множеством легенд. За право считаться родиной Ермака спорят многие городки, станицы. Одна из версий гласит – Ермак происходит из Строгановских вотчин на Каме, но вероятнее всего он из ватаги вольных казаков. Строгановы наняли их для охраны своих городков. Известно его крёстное имя – Василий. Ермак (с тат.) – русло ручья, промытое водой; прорва. Погиб Ермак на Иртыше, во время похода в Сибирь, пытаясь переплыть реку.

t1590648703ar.jpg

 

Ермак Тимофеевич. Неизвестный художник первой полвины XVIII в.
 

t1590648703at.jpg

Бесспорна роль Строгановых в организации Сибирского похода, о чём говорят царские грамоты и авторизованные источники С. Есипова, С. Ремезова, а также «Сибирская летопись», рукопись «Повествования о Сибири», архивы Строгановых из с. Ильинское.

«Послаша из городов своих Семён и Максим и Никита Строгановы в Сибирь волских атаманов и казаков Ермака Тимофеевича со товарищи» - из Строгановской летописи.

Спор о начале похода Ермака – 1581 или 1582 гг. - объясняется тем, что дата совпала с началом года – 1 сентября. О месте начала похода в «Сибирской летописи» упоминается: «Ермак побеже вверх по Волге и Каме, и дошед до Орла-городка, и тут многие запасы у Строгановых, ружей и вожжей взяв и бежа по Чусовой и рекою Серебряною до Волоку».

 

Памятник Ермаку в пос. Орёл.

Скульптор Л.С. Мартынов (1965г.)
 

 

НИКИТА ГРИГОРЬЕВИЧ СТРОГАНОВ

 

Официальная дата основания слободки Новое Усолье до сих пор остаётся спорной. Известно только, что с приходом Строгановых здесь уже существовал соляной промысел, принадлежавший московскому гостю Григорию Никитникову, и после перевода на новое место строгановского имения продолжилась долгая тяжба с прежним хозяином Никитниковым.

С 1606 г. во владение Новым Усольем вступил Никита Строганов. Ещё до вступление камской столицей Н.Г. Строганов осуществил раздел имений в Москве, Переяславле, Коломне, Вологде и до конца жизни остался единовластным владельцем Нового Усолья. С тех пор Строгановы, имевшие статус купцов-«гостей», успешно осуществляли на прикамской земле (при поддержке центральной власти) обязанности по государственной службе в пользу казны на солеваренной промышленности.

В их огромных владениях строились новые селения, развивались солеварение и металлургическое производство. Село Новое Усолье стало образцовым не только для Урала, но и сыграло свою значительную роль в жизни страны.

1550-1606гг.

 

t1590648703ax.jpg

Среди всех соляных промыслов Новоусольский считался самым лучшим: «Рассолы здесь густы, что их приходится разбавлять водой». В литре рассола содержалось до 312 граммов соли, а не 112-137, как в других местах. На ранних этапах соль выпаривали из рассолов, извлекаемых из колодцев. В Усолье рассолы залегали на большой глубине, поэтому здесь выработался новый тип соляной ячейки. Скважины (диаметром около метра) бурились годами и уходили до подземных озёр на глубину до 200 метров.

В промышленный комплекс XVII-XVIII вв. по производству соли входили: рассолоподъёмная башня с трубой-матицей, соляной ларь, в которой самотёком поступал рассол, варница с цыреном для выпаривания соли, соляные амбары на берегу Камы. В XIX в. на производстве применяли паровые машины. В XVII в. сформировались Верхние и Нижние промыслы Усолья с рабочими слободками

 

Усольские соляные промыслы (солеварни среднего участка)

t1590648703ba.jpgt1590648703bb.jpg

 

ГРИГОРИЙ ДМИТРИЕВИЧ СТРОГАНОВ

 

Последний именитый человек в роде, детям его в 1722 г. Пётр I даровал за заслуги предков баронский титул, одна из самых значительных фигур старинного дворянского рода Строгановых. В 80-х годах XVII в. Григорий Дмитриевич объединил все владения, раздробленные между наследниками. Он имел более 10 млн. десятин земли, вдвое больше, чем площадь Голландии того времени. Основу его могущества составляла соль. Только в Усолье и его окрестностях он имел 162 варницы, в том числе в самом новоусольском промысле – 44 варницы, 23 рассолоподъёмные трубы. В тот период он был самым состоятельным человеком в государстве, именно тогда появилась поговорка: «Богаче Строганова не будешь». Благодаря своему богатству и личным качествам Григорий Дмитриевич занял высокое место при дворе.

1 t1590648703bd.jpg 656-1715

 

Г.Д.Строганов

 

Будучи именитым человеком, он никогда не состоял на госслужбе, но оказывал финансовую поддержку государству, энергично поддерживал реформы, проводимые Петром I, активно участвовал в петровских преобразованиях. В 1700 г. Григорий Строганов подарил Петру I два хорошо оснащённых фрегата. Пётр оказывал ему особое внимание, даже крестил его второго сына. Г.Д. Строганов имел украшенный бриллиантами портрет Государя, который всегда носил в петлице кафтана.

Г.Д. Строганов коллекционировал иконы, увлекался церковным песнопением. Музей хранит девятнадцать книг XVII в., вложенных Г.Д. Строгановым в собор Похвалы Богородице в Орле-городке.

Г.Д. Строганов задумал сделать село Новое Усолье центром управления, начав в новой «столице масштабное строительство».


 

t1590648703bh.jpg

СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА АРХИТЕКТУРЫ

Стилистическое направление русской архитектуры конца XVII - начала XVIII в., регионального варианта московского барокко, свойственного постройкам, возведённым по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656-1715). Строгановские постройки отличает сохранение традиционного для русского храма пятиглавого силуэта, на который наносится крайне пышный и дробный, словно вылепленный от руки, барочный декор.

 

В архитектуре не было стремления подчиняться правилам официальной архитектуры. Поэтому в возводимых зданиях так тесно сопряжены элементы уже ушедшего «узорочья» и официально признанного нового стиля. Московские каменщики работали в содружестве с местными плотниками, создавая образцы высочайшей изощрённости.


 

ОТЕЦ ПОТАП ИГОЛЬНИШНИКОВ

 

«Превозлюбленный читатель, Божественных словес рачитель, глубины словес премудрый испытатель, живота вечного желатель! Окажи любовь, вспомни слова Спасителя: «се заповедаю вам, да любите друг друга» (Иоан. 15, 17), также: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан. 13, 55). Когда соблаговолишь читать святые книги, то не откажись взять в десятиструнныя длани и сию книгу убогого труда моего. Не обленись, боголюбец, раскрыть её и почитать прилежно, за моё недостоинство помолись Богу, а дерзости моей не зазри и грубости моей не осуди…»

«А твою любовь, о, благоразумный читатель, прошу и молю и со слезами припадаю: прочту эту книгу, - и погрешности моего неразумия исправь с кротостью духа; если не обленишься, то переложи её на просодию (на правильный, чистый язык), исправив склонения и неудобные падежи и несвойственные речения. Всё это перемени; найдёшь плевелы – вырви и посей здравое учение, а пшеницу не тронь и сбереги…»

Из Предисловия к «Статиру» (в переложении И. Яхонтова)


 

Даты жизни неизвестны

СТАТИР

В 1683-1684 гг. был написан сборник проповедей «Статиръ», по оценке специалистов – замечательный образец древнерусской литературы. Рукопись представляет собой объёмистый фолиант (1624 страницы) форматом «в лист» (30 на 25 см) и включает 156 поучений или проповедей, произнесённых отцом Потапом (так предположительно звали автора) «в Пермских странах в отчине Григория Дмитриевича Строганова на Орле-городке» в церкви Похвалы Богородице.

«Наш проповедник представляет собою блестящий самородок, который должен быть дорог нашему сердцу. Его редкий талант проповедника, чистота и искренность веры, горячая преданность о Православной церкви и ревность о духовном просвещении России, громадный труд – всё делает его редким, высоко выдающимся, явлением. <…> Даже с внешней стороны, труд старинного проповедника, не получившего никакого образования в школах, - труд огромный, исполинский, - труд, подобный тем подвигам, какими иногда русский человек удивляет мир», - так писал о «Статире» и его авторе в 1883г.настоятель Санкт-Петербургского Морского Никольского собора протоиерей Иоанн Яхонтов.
 

t1590648703bm.jpg

Спустя столетия нам только остаётся восхищаться удивительным словом отца Потапа, познавать его и воспринимать как дар небес, что рукопись не была предана огню, что время донесло до нас глас проповедника, что история сохранила эту драгоценную страницу российской духовности.

Ныне единственный сохранившийся список «Статира» находится в Российской государственной библиотеке, в собрании государственного канцлера Н.П. Румянцева.

 

Мазаччо. Чудо со статиром. Фрагмент (левая часть)

 

СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ СТРОГАНОВ

1707-1756

 

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР

Главное здание прибрежного ансамбля Усолья, заложенного С.Г. Строгановым в 1724 г.» Александр, Николай, и Сергий Григорьевичи Строгановы…Императором Петром I…пожалованы в бароны. В знак усердия…и в благодарность Богу они дали обещание соорудить три святых храма: Александр – в Великом Устюге, Николай – в Нижнем Новгороде, и Сергий – в Пермских вотчинах» - было высечено на каменной плите алтарной стены Усольского собора.

Младший сын и наследник «именитого человека» Г.Д. Строганова. В 1722 г. вместе с двумя своими братьями были пожалованы титулами баронов. Первый из Строгановых, поступивших на государственную службу, имел чины камергера, генерал-лейтенанта. Археолог, меценат, коллекционер. В 1752-1754 гг. выстроил в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Растрелли знаменитый Строгановский дворец, в котором Сергей Григорьевич основал прекрасную картинную галерею. Его пермские земли сохранились как единая владельческая единица и были переданы по наследству сыну – Александру Сергеевичу. По его распоряжению в Усолье начинается каменное строительство, в 1724 г. закладывается Спасо-Преображенский собор, колокольня и здание канцелярии. Усолье, как и Санкт-Петербург, строились «на болоте», в местности, изрезанной естественными водными протоками, у широкой реки. Вероятно, его строители взяли за образец многие архитектурные приёмы, использованные в столице. Размещение домов вдоль проток – «каналов», общая планировка и застройка создают ощущение некой общности между двумя такими разными, на первый взгляд, населёнными пунктами.


 

t1590648703bq.jpg
 

 

Спасо-Преображенский собор (1724-1731гг.)

 

 

t1590648703bs.jpg
 

 

Образцом вновь возводимого собора послужил их рядовой храм Рождества в Нижнем Новгороде. Строился артелью московских каменщиков в 1724-1731 гг. в традициях архитектуры «московского» барокко, главными выразительными свойствами которого являлись сложный силуэт здания, сопоставление краснокирпичного поля стен и белого утончённого декора.

 

Соборная колокольня, торговые ряды.

 

УСОЛЬСКИЙ ИЗРАЗЕЦ

В парадном этаже дома расположена анфилада из четырёх, значительных по размерам, палат, разделяемых сенями. О богатом убранстве их теперь можно только догадываться, но, безусловно, особенно привлекательными были изразцовые печи.

По многочисленным остаткам сохранившихся изразцов научными работниками музея «Палаты Строгановых» ведётся работа по реконструкции изразцовых печей XVIII в. Несколько лет назад полностью восстановлена печь в северной палате. В настоящее время ведутся работы с соблюдением технологии начала XVIII в.

«Здесь дом Строгановский» 1832г.

Палаты Строгановых (каменная канцелярия) заложены на месте деревянного владельческого дома в 1724 г. и достроены (2 палаты) к 1730 г. Строились одновременно с собором в том же стиле – «палаты на подклетах».

Парадный этаж жома, в отличие от хозяйственного подклета, убранством своим доведён до редкого совершенства. Особенно привлекателен парадный фасад здания, выходящий на набережную. Часто поставленные группы окон с затейливым обрамлением, красное крыльцо вызывают в памяти столичные дворцы. Протяжённый западный фасад, выходящий на улицу, внутрь ансамбля, напротив, отличается сдержанностью.

Здание палат очень значимо в Усольском ансамбле. В настоящее время здесь размещается муниципальный историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых».

П t1590648703by.jpgt1590648703bz.jpgt1590648703ca.jpg АЛАТЫ СТРОГАН ОВЫХ

 

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ СТРОГАНОВ

t1590648703cb.jpg 1733-1811

 

Родился в Москве, получил хорошее домашнее образование. В 1752 г., соблюдая семейную традицию, отец С.Г. Строганов отправил его в длительное путешествие по странам Европы для знакомства с достижениями культуры и науки. В Италии он приобретает произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, ставшие впоследствии основой картинной галереи Петербургского строгановского дворца.

Возвратился на родину А.С. Строганов вполне зрелым, всесторонне образованным человеком, свободно владевшим европейскими языками.

В 1781 г. А.С. Строганов руководил открытием Пермской губернии. Екатерина II открыто демонстрировала своё расположение к графу, поручала ему роль советника и эксперта в делах культуры, образования, международных отношений, а Петербургский строгановский дворец стал местом встречи первых лиц.

 

А.С.Строганов

Новый император Павел I произвёл С.С. Строганова в обер-камергеры двора, назначил его президентом Академии художеств, директором императорской публичной библиотеки. Особая роль принадлежит А.С. Строганову в воспитании академика архитектуры А.Н. Воронихина, уроженца села Новое Усолье, который, благодаря, стараниям графа, был назначен архитектором главного храма столицы – Казанского собора.


 

АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ ВОРОНИХИН

 

Родился в селе Новое Усолье Соликамского уезда в семье крепостного служителя канцелярии графа А.С. Строганова. Получил первоначальное образование в иконописной мастерской Г. Юшкова Пыскорского монастыря.

С 18 лет продолжил образование в Москве у прославленных зодчих В. Баженова и М. Казакова, а затем, в связи с предпринятыми вместе с сыном А.С. Строганова Павлом путешествиями по России и странам Европы, получил вольную и возможность углубить образование. Побывали они и в Пермской вотчине Строгановых, в том числе и в Усолье. С 1790 г. он жил и работал в Санкт-Петербурге, получил звание профессора Академии художеств, много проектировал и строил в Петербурге и пригородах.

Главное произведение А. Воронихина – Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге. Одна из возможных построек Воронихина – Никольская церковь на родине в с. Новое Усолье – первый в России храм-памятник Отечественной войне 1812 г..

1 t1590648703cg.jpg 759-1814

А.Н. Воронихин

 

t1590648703ci.jpg
 

 

Казанский собор в Санкт-Петербурге (1801-1811 гг.). Архитектор А.Н. Воронихин


 

t1590648703ck.jpgt1590648703cl.jpg
 

Барельефная доска с профилем А.Н. Воронихина (2009г.)

 

Никольская церковь (1813-1820 гг.).

Архитектор А.Н. Воронихин

 

ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СТРОГАНОВ

1770-1857

t1590648703cp.jpg

Получил всестороннее домашнее образование и, следуя традиции, отправился в путешествие по странам Европы с кузеном Павлом Строгановым, гувернёром Ж. Роммом и дворовым архитектором А. Воронихиным. Барон Г.А. Строганов отличался независимым нравом, при этом славился исключительным русским патриотизмом. По окончании путешествия Г.А Строганов поступил на государственную службу, был пожалован в камергеры и назначен присутствующим в Берг-коллегию. С 1804 г. находился на дипломатической службе, выполняя обязанности российского посланника в Испании, Швеции и Турции.

Несмотря на сложные отношения с А.С. Пушкиным, Г.А. Строганов оплатил все расходы по похоронам поэта и взял опеку над его детьми (жене Пушкина, Наталье Николаевне, он приходился двоюродным дядей).


 

t1590648703cq.gift1590648703cr.gif

Пользовался высоким авторитетом при дворе. При коронации Николая I в 1826 г. Г.А. Строганов получил графский титул, а в 1849 г. назначен членом государственного совета. В 1812 г. император Александр I подписал Манифест, в котором дал обет построить храм во благодарность Богу за спасение Отечества в войне с Наполеоном. Благодаря кипучей деятельности Г.А. Строганова первый храм-памятник во имя победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. был построен в с. Новое Усолье – Никольская церковь.

Г.А. Строганов


 

НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ

t1590648703cs.gift1590648703ct.gif

Никольская церковь. Архитектор А.Н. Воронихин

Яркий памятник эпохи классицизма – каменный храм по имя Святителя Николая Чудотворца, который был спроектирован А.Н. Воронихиным. Заложен в 1813 г. и освящён в 1820 г. в память о победе над Наполеоном, о чём сохранилась надпись на бронзовой доске, установленной в алтаре.

Иконостас был выполнен в виде триумфальной арки. Росписи стен и сводов, иконы выполнены уральским живописцем И. Дощенниковым и академистами И. Мельниковым, И. Васильевым, П. Веденецким. Г.А. Строганов заказал для храма списки с «Благовещения» В. Боровиковского из главного иконостаса Казанского собора в Петербурге. Образы Архангела Гавриила и Богоматери выполнил столичный академик живописи Васильев. Образы четырёх евангелистов на царских вратах были помещены в бронзовые золочёные рамы в виде сияний ордена святого Георгия, изготовленные по заказу Г.А. Строганова на литейном дворе Академии художеств в Санкт-Петербурге.

t1590648703cu.jpg

 

СОФЬЯ ВЛАДИМИРОВНА СТРОГАНОВА

1774-1845

t1590648703cv.gift1590648703cw.jpg

Урождённая княгиня Голицына, жена Павла Александровича Строганова, получила блестящее образование. В молодости много путешествовала с матерью Натальей Петровной – «пиковой дамой». Софья Владимировна отличалась тонким умом, была дружна с императрицей.

Овдовев в 1817 г., всецело посвятила себя устройству дел в пермском имении мужа, занялась управлением запущенного хозяйства, посвятив этому более 27 лет, и привела его в блестящее состояние. На огромной территории своего имения она ставила превыше всего благосостояние своих крепостных людей. В 1837 г. ввела ряд усовершенствований – выборные крестьянские суды, страхование скота, устройство крестьянской ссудной кассы, открытие благоустроенных школ, госпиталей, библиотек, отпуск на волю с семьями служащих крестьян по истечении срока службы после 20-30 лет.

 

t1590648703cx.gif

С.В. Строганова

 

 

t1590648703cy.gif

В 1823 г. в Санкт-Петербурге ею основана школа горнозаводских, земледельческих и сельскохозяйственных наук, куда направлялись на обучение проявившие способности мальчики из пермских имений. Для учеников школы С.В. Строганова лично составила «Краткие правила о нравственности». В Усолье благодарная память о С.В. Строгановой сохранялась в среде нескольких поколений.

 

t1590648703cz.gif

По сведениям В. Шишонко, в 1817 г. на средства Строгановых основано Новоусольское приходское мужское училище. Численность учеников определялась до 70 человек, в том числе детей служащих, промысловых работников – 60. К 1861 г. таких училищ было два, в которых обучалось 159 учеников.

В 1837 г. в специально построенных зданиях открыты две больницы: Строгановых и Абамелек-Лазаревых, а в 1882 г. - открыта земская больница.

Усолье – родина первого в Прикамье и на Урале театра. В 1806 г. существовал свой театр, представления проходили сначала в соляном амбаре. Позже на средства Строгановых выстроили специальное помещение для театра – потешный сарай, «комедийная хромина», в конце XIX – начале XX в. представления проходили в доме Л.К. Брагина. в XIX веке создана А.С. Строгановым Новоусольская общественная библиотека.


 

ОТКРЫТИЕ ШКОЛ, БОЛЬНИЦ, ТЕАТРА

 

t1590648703da.gift1590648703db.gif

Земская больница.

Госпиталь Абамелек-Лазаревых.

t1590648703dc.jpgt1590648703dd.jpg


 

ФЕДОТ АЛЕКСЕЕВИЧ ВОЛЕГОВ

t1590648703de.gif

Дворовой человек, крепостной Строгановых, родился в с. Старый посад Оханского уезда Пермской губернии. С 17 лет начал службу у Строгановых.

В 1818 г. за усердие на службе получил вольную от С.В. Строгановой и более 20 лет продолжал служить в разных ведомствах Санкт-Петербурга старшим чистописцем. Имея доступ к древним строгановским документам, он погрузился в их глубокое изучение и на основе их составил множество статей и статистических таблиц о Пермском крае: «Сведения о Пермских соляных промыслах», «Усольскую летопись» и другие. Вернувшись в Пермские имения, он поселился в Новом Усолье и более 20 лет служил управляющим у Строгановых. Инициатор создания школ для крепостных. Погребён в ограде Никольской церкви Усолья.

1 t1590648703df.png 790-1856

 


 

t1590648703dg.gif

Ф.А.Волегов
 

 

ТВОРЧЕСТВО ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

t1590648703dh.gift1590648703di.gif

И. Дощенников. Игра купца с гостем в шашки.

Дощенников Иван Степанович (XIX век) – крепостной самоучка, художник-иконописец, мастер монументальной живописи, автор ряда портретов, сатирик. Сохранившиеся произведения дают основание считать его самобытным явлением в художественной культуре.

Мельников Иван – один из немногих живописцев, кто получил признание «известного» в XIX веке в Прикамье. Писал церковные образа, портреты в «итальянском вкусе». Преподавал рисование в Усольском училище.

Тудвасев Трефил (конец XVIII-первая половина XIX в.) – архитектор, крепостной Строгановых. В 1800-1865 гг. работал в Усолье. Проектировал и строил во владениях Строгановых деревянные здания училища и богадельню, магазины, господский каменный дом (1832), каменную кузницу со слесарней «флигель и магазейны».

Варанкин И.И. – крепостной поэт, автор сборника стихов «Пустынная лира забвенного сына природы».


 

t1590648703dj.jpg


 

t1590648703dk.jpg
 

t1590648703dl.gift1590648703dm.gif

«Зимний» дом Голицына.

Контора управляющего. Музей «Дом Голицыных».

t1590648703dn.jpg

 

t1590648703do.gif

В последнее десятилетие нашего века имя Строгановых заняло вновь подобающее им значение, стало символом России и Пермского края.

Последняя представительница рода (по родословной линии Сергея Григорьевича Строганова) – баронесса Элен де Людингаузен, посетив Усолье в канун 400-летия города впервые, стала частой гостьей Пермского края. Известна ей неутомимая деятельность в сфере культурного вспомоществования храмам, музеям Санкт-Петербурга и Пермского края. В частности, известны её вклады в восстановление Казанского собора, Строгановского дворца в Санкт-Петербурге и других храмов и музеев.

Б t1590648703dp.jpg АРОНЕССА ЭЛЕН ДЕ ЛЮДИНГАУЗЕН-СТРОГАНОВА

 

t1590648703dq.gif

Баронесса Элен де Людингаузен-Строганова
 

 

t1590648703dr.gift1590648703ds.gif

Строгановская регата.
 

Показательна в этом отношении выставка в «Палатах Строгановых» «Искусство пермских вотчин Строгановых», приуроченная к 400-летию Усолья, и последовавшее за этим сотрудничество музея с Московской академией им. С.Г. Строганова, показавшие, что художественное наследие Строгановых приносило и впредь будет приносить славу России.

t1590648703dt.jpg

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л. А. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Кн. изд-во, 1976. 220 с.: ил., Из содерж.: Памят. архитек.: Памят. архитектуры XVI - нач. XX в.: Усолье: Дом Строгановы С. 103-105.

Косточкин В. В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М.: Стройиздат, 1988. 181 с.: ил., карт., Из содерж.: Усолье: Архитектурное наследие города. С. 123-154

Каптиков А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII в.: Проблема региональных школ. Свердловск: Изд-во урал. ун-та, 1990. 181 с.: ил., С. 40.

 

Интернет – ресурсы:

https://www.google.com/search?q=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B&tbm=isch&ved=2ahUKEwj4itjD-NXpAhVEwsQBHf_1CTwQ2-cCegQIABAA&oq=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B&gs_lcp=CgNpbWcQAzICCAAyAggAMgIIADICCAAyBggAEAUQHjIGCAAQBRAeMgYIABAFEB4yBggAEAUQHjIGCAAQBRAeMgYIABAFEB46BAgjECc6BwgjEOoCECc6BAgAEENQ_rYNWPrWDWDZ2A1oAXAAeAKAAXyIAZkakgEEMzIuNpgBAKABAaoBC2d3cy13aXotaW1nsAEK&sclient=img&ei=qlvPXviNHcSEk74P_-un4AM


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.