Справочный материал на тему «Технология индивидуального образовательного маршрута»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников
Кафедра дополнительного образования и сопровождения детства
Самостоятельная работа №1
Тема: Технология индивидуального образовательного маршрута
Выполнила:
слушательница курсов по программе
«Педагогика и психология дополнительного образования»
Группа№2 Савостьянова Елена Евгеньевна,
МБУ ДО ДТ № 1 им. В. Волошиной, г. Наро-Фоминск
Проверил:
Бахметов А.В.
к. психол. н., доцент
Москва 2018г.
Тема: Технология индивидуального образовательного маршрута.
Программа дополнительного образования «мастер-стиль» направленна на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, является художественной направленности. Программа направленна на адаптацию обучающихся в социально-экономической среде, а так же направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира;
Актуальность программы заключается в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению современных видов искусства.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство, в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на социально культурное взаимоотношение человека (ребёнка) с осознанием их приоритетности. Чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Новизна программы заключается в том, что носит инновационный характер, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования.
использование оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей дошкольного и младше школьного возраста мотивации к творчеству.
технологии есть своя гармония цвета и линии, каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. (Предлагать детям, а не навязывать, помогать, а не заставлять). Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать.
наличие вариативного учебного плана, включающего в себя разноуровневые задания с учётом индивидуальных способностей и уровнем подготовленности учащихся.
Цель программы: нравственное совершенствование формирования духовного мира ребенка, умственное развитие личности. Развитие художественно- творческих способностей учащихся в области изобразительного искусства. Помощь к адаптации и развития детей с ограниченными возможностями. Обучение детей основам изобразительной грамоты, с использованием традиционных и нетрадиционных техники рисования, развитие художественно-творческих способностей учащихся и как следствие визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения) на основе цветовосприятия, проявляя самостоятельность и творческую активность.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого инновационного комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Игровая форма проведения занятий, что способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой деятельности к учебной. Игровая методика помогает вовлечь обучающихся в процесс творчества, благоприятствует их заинтересованности в предмете, создает на занятиях творческую атмосферу.
Условия приема детей
Специального отбора нет, но творческий работ ребенка если токовые имеются только приветствуются. Форма обучения очная.
Заявление (по установленной форме).
Копия свидетельства о рождении ребенка.
Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка с заключением об отсутствии противопоказаний обучаться изобразительным искусством- по усмотрению родителей (законных представителей)
Дети – инвалиды предоставляют оригинал справки об установлении инвалидности и заключения об отсутствии противопоказаний для обучения в ДТ, выданные федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. - по усмотрению родителей (законных представителей)
(к вступительным испытаниям допускаются лица, предоставившие все документы).
Формы обучения
Форма обучения очная, очно-заочная или заочная форме (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст.17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4);.
Дети – инвалиды предоставляют оригинал справки об установлении инвалидности и заключения об отсутствии противопоказаний для обучения по данной программе, выданные федеральным учреждением медико-социальной экспертизы - по усмотрению родителей (законных представителей).
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Данная программа подразделяется на «Стартовый уровень» и «Базовый уровень» обучения, рассчитана на 4 года. Программа составлена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей. В соответствии с возрастом детей продолжительность непосредственно образовательной деятельности увеличивается с каждой возрастной группы:
1 этап - «Стартовый уровень» 1 год обучения - 7-9 лет; 144 часа в год;
2 этап - «Базовый уровень» 1 год обучения -10-12 лет; 216 часов в год;
3 этап - «Базовый уровень» 2 год обучения -13-15 лет; 216 часов в год.
4 этап - «Базовый уровень» 3 год обучения -13-15 лет; 216 часов в год
Формы и режим занятий
Занятия по типу
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 45 минут, перерыв между занятиями 10-15 минут. Программа стартового уровня обучения предусматривает 144 учебных часа, программа 1 базового уровня обучения – 216 учебных часа, программа 2 базового уровня обучения – 216 учебных часа, программа 3 базового уровня обучения – 216 учебных часа.
Ожидаемые результаты
и способы определения их результативности
Способы определения результативности:
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения.
Диагностика личностного развития и контроль успеваемости обучающихся позволит педагогу выявить трудности в освоении знаний, умений и навыков, строить дальнейшие планы работы индивидуально для каждого ребенка.
Виды контроля
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Вводный контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед образовательного процесса.
Текущая аттестация- это оценка качества уровня учащихся содержание конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация- это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года, обучения).
Итоговая аттестация –это оценка учащимися уровня достижения, заявленных в образовательных программах по завершению всего образовательного курса программы.
Результаты контроля
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки и внесений изменений в программу.
Данная программа использует следующие методы отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ;
мониторинг.
В процессе обучения возможно корректировка сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Формы аттестации
Диагностическая работа по выявлению индивидуальных особенностей и резервов развития каждого ребенка, группы и коллектива в целом проводится в виде мониторинга, которая проводится на первом учебном занятии или в начале изучения новой темы (раздела) программы. Данные стартовой аттестации обучающихся фиксируются в зачетных листах, отражаются в индивидуальных образовательных маршрутах.
Результативность обучения определяется в процессе промежуточной (за полугодие) и итоговой аттестации (по окончании курса обучения).
Целью промежуточного мониторинга обучающихся является выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе обучения. При этом могут использоваться разнообразные формы, такие как контрольное итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, конкурс, игра-путешествие, тест, блиц-опрос, итоговая выставка творческих работ.
Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.
По итогам освоения программы каждый ребёнок получает соответствующий документ (удостоверение либо свидетельство – в соответствии с Положением об аттестации обучающихся в доме детского творчества №1 им. В. Волошиной. Во время отчетных просмотров по окончании каждого из четырех лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, Подведения итогов для реализации данной программы предъявляется в форме «опрос, наблюдение, тестирование самостоятельная работа, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, выставка, конкурс, соревнование, самоанализ.», а также документально «зачетный лист педагогических наблюдений, портфолио обучающихся».