Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе — Устный журнал «Настоящий лес»
Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе
Устный журнал «Настоящий лес»
Составитель
Першина Любовь Семёновна,
учитель начальных классов
МБОУ ООШ п.Лытка
Афанасьевского района
Кировской области
2017
Актуальность
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе. Экологически безграмотное поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. С начальной школы учитель стремится разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Под руководством учителя дети учатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в родном поселке, любить, ценить и оберегать окружающую их природу. 2017 год в России объявлен Годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Цель мероприятия: Формирование экологической культуры младших школьников и уважительного отношения к миру природы.
Задачи:
Развитие экологической ответственности по отношению к окружающей среде;
Воспитание бережного отношения к природе;
С первого класса ребята нашей школы участвуют в различных мероприятиях и конкурсах экологической направленности как школьного, так и районного и областного уровней. Учатся писать исследовательские работы, сочиняют сказки, рассказы, стихи, составляют кроссворды, рисуют, фотографируют. Устный журнал составлен с использованием работ учащихся районного и областного этапа конкурса «Подрост».
Данную методическую разработку можно использовать в начальном и среднем звене на тематических классных часах, на различных внеклассных мероприятиях и во внеурочной деятельности. Можно провести устный журнал в рамках операции «Наш дом – Земля», также на детской площадке или в экологическом лагере.
Предварительная работа: на роль Старичка-Лесовичка пригласить ученика 5-6 класса, провести конкурс рисунков, плакатов на тему «Сохраним лес», оформить стенд с фотографиями «В лесу», коллаж с изображением птиц, зверей, насекомых, грибов, цветов, лесных тропинок.
Участники мероприятия: учащиеся и учителя начальных классов, авторы использованных в ходе мероприятия работ, учитель изо.
Оборудование: картины художников: рисунки и плакаты детей для оформления кабинета, карандаши, краски, ножницы, клей, музыкальное сопровождение: фонограмма «Звуки леса», для оформления зала (класса) подобрать картины художников-пейзажистов (И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», И.Грабарь «Февральская лазурь» и др.); запись на доске:
Посмотри, всё вокруг –
Это наш зелёный друг!
Не ломай, не рви, не топчи, не стреляй,
Другом будь, и природу всегда защищай!
Форма проведения: Устный журнал. Поскольку основным средством воздействия, вызывающее эмоции детей, является слово. Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес, чередовать задания. Оформлен альбом в виде журнала, сопровождающий ход мероприятия.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам полистать страницы журнала под названием «Лес».
Страница 1. Что такое лес?
-Прочитаем хором запись на доске (2-3 ученика):
Посмотри, всё вокруг -
Это наш зелёный друг!
Не ломай, не рви, не топчи, не стреляй,
Другом будь, и природу всегда защищай!
- А что же такое лес?
- (высказывания детей).
- Послушаем сказку о том, что такое настоящий лес (фонограмма «Звуки леса»).
Сказка «Настоящий лес» (Надежда П.)
В одной стране жил-был художник. Своими волшебными кистями он творил чудеса. То, что было нарисовано его кистью, тотчас оживало.
Решил художник нарисовать настоящий лес.
«Что такое лес?» - рассуждает художник. – «Прежде всего, лес – это деревья». Художник взял деревянную палитру, шёлковые кисти, краски всех цветов и оттенков, белоснежный холст, любимый мольберт и начал рисовать деревья: белоствольные берёзки, могучие дубы, дрожащие осины, клёны с резными листьями, зелёные ёлочки да сосенки. Такая красивая получилась картина, что казалось, вот-вот подует ветерок, и листья зашуршат. А в углу живописец нарисовал маленького человечка с длинной бородкой – Старичка–Лесовичка.
Повесил художник картину на стену, полюбовался и уехал куда-то. А когда вернулся, не поверил своим глазам. На его картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок были одни лишь сухие стволы. Художник очень расстроился.
- Что случилось? – удивился художник. – Почему мой лес погиб?
- Какой ещё лес? – вдруг услышал художник тихий голосок. – Это не лес, а одни деревья.
Художник посмотрел в угол картины и понял, что это Старичок-Лесовичок разговаривает с ним.
- Разве может быть лес без кустов, травы и цветов? – продолжал Лесовичок.
- Не может,- согласился художник и начал рисовать новую картину.
Он опять нарисовал деревья, но на этот раз картина стала лучше, потому что рядом с ними росли большие и маленькие кустики, а среди кудрявой травки - пёстрые цветы.
- Ну вот, теперь у меня получился настоящий лес,- похвалил себя художник.
Но прошло немного времени и деревья на картине опять стали чахнуть.
- Ты забыл нарисовать грибы, – подсказал Лесовичок.
- Да, - согласился художник. – Но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз был в лесу, но грибы находил нечасто.
- Это ничего не значит, - ответил Старичок-Лесовичок.- Грибы должны быть обязательно. Без них леса не будет.
И художник нарисовал грибы, но лес всё равно продолжал чахнуть.
- Так происходит, потому что в твоём лесу нет насекомых, - сказал Лесовичок.
Художник взял свои кисти и на листьях появились яркие разноцветные жучки.
- Ну, теперь всё в порядке! – сказал художник и опять куда-то уехал. А когда снова увидел картину, то не поверил своим глазам: вместо пушистого ковра из трав и цветов на холсте была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой. Художник подошёл к картине и… вдруг отшатнулся. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже Лесовичок совсем отодвинулся на край картины, казалось, вот-вот упадёт.
-Это всё ты виноват! Зачем ты велел мне нарисовать насекомых. Они съели весь лес!- закричал от горя художник, - Что же мне теперь делать? Неужели я никогда не нарисую настоящий лес!?
-Никогда, - сказал Старичок-Лесовичок,- если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить. Он снова нарисовал картину. Теперь на ветвях деревьев появились весёлые птицы. Когда он собирался положить кисти, Лесовичок сказал:
- Мне так нравится этот лес! И я не хочу, чтобы и он погиб.… Нарисуй зверей!
Повеселевший художник продолжил рисовать. После очередного мазка, на траву нечаянно попало голубое пятнышко, но художник не стал отчаиваться. Он, улыбнувшись, посмотрел на Лесовичка и вот, из-под кисти творца появился голубой ручеёк. Художник окончил работу, когда было темно. Он хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, дыхание, треск сучьев, журчание воды…
Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные! Это лес! Это дом!
Художник посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустарнике? Может быть, он залез на дерево и его не видно в густой листве? Да мало ли где он мог спрятаться в лесу! Ведь в нём прячутся тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их невозможно увидеть. Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это и есть лес!
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. [3]
Ведущий: Что же такое настоящий лес?
-(ответы детей)
Ведущий: Не зря вам эту сказку рассказали. Ведь Старичок - Лесовичок у нас в гостях.
Старичок-Лесовичок:
Здравствуйте, мои друзья!
Всех приглашаю в гости я.
В лесу моём приятно отдыхать, Предлагаю вам загадки отгадать.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Ёж)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(Заяц)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Как-то видел я в лесу
Дружную семью на пне.
Посмотрев на всю красу,
Жалко рвать их стало мне.
(опята)
Любят дети хоровод
Вокруг красавицы водить.
А она из года в год
Любит праздник им дарить.
(ель)
Масла нет во мне нисколько,
Я съедобный гриб и только.
Кто-то так меня назвал,
Чтоб ты сразу угадал.
(маслёнок)
Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит.
(бледная поганка)
Этот гриб играет в прятки,
Он в лесу, а не на грядке.
Называют: «Царь грибов».
Ты узнал? И кто ж, таков?
(рыжик)
Я очень красивый,
Грибок не плаксивый.
На шляпке моей
Сто белых угрей!
(мухомор)
Замер заяц, замер хорь
На лесной опушке.
Это кто там сильно «бьёт»,
Прямо как из пушки?
(дятел)
Я «хожу» как воробей,
Также и летаю.
Жёлтенький жакет на мне.
Кто меня узнает?
(синица)
Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица (белка)
Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу (муравей)
Сивая латка, черная латка, по березе скачет (ворона) [1]
Старичок - Лесовичок: Молодцы, знаете лесных жителей.
Ведущий: Переходим к следующей странице.
Страница 2. Правила поведения в лесу.
Старичок-Лесовичок: Обходил как-то я свои лесные тропинки. Вышел к реке. Вижу - на том берегу лес невесел стоит. А ведь весна! Солнце лучами играет! Что случилось? Об этом следующая сказка (фонограмма «Звуки леса»).
Почему лес грустит? (Софья Т.)
Весной после долгой зимы каждый год мы всем классом отправляемся на прогулку в лес. Как здорово почувствовать и ощутить приход весны, её шум, журчание, теплоту, запах!
Хочется побывать на ещё неизведанных нами полянках, походить по загадочным тропинкам. Увидеть и услышать, как просыпается лес после зимней спячки и как рождается новая жизнь, уловить яркие лучи солнца сквозь зеленеющие молодые листочки.
И вот мы подходим к лесу. Проходим знакомую нам опушку и…. почему такая тишина?!
«Почему ты грустишь, лес? Весна же наступила!» - крикнули мы. Но наши слова не подхватило эхо. Они потерялись. Мы не услышали ни звука в ответ. И нам стало грустно от такой тишины. Не слышно шелеста листьев, пения птиц, треска веточек, вода в ручейке не течёт игриво, а медленно тянется. Сквозь ковёр прелых листьев не пробивается молодая травка.
Что случилось? Мы с недоумением зашли в лес. На ветках было совсем немного листьев, но солнечные лучи не проникали между деревьев. Молодые листочки кое-где зеленели на сухих ветках на самых макушках деревьев. Нижние ветви деревьев уныло опустились к земле, словно на них всё ещё тяжелая шапка зимнего снега. А те, в которых оставалось немного сил, грустно качались. В лесу темнота. В лесу нет жизни.
Оглянулись мы вокруг и увидели то, что, наверное, некоторых это совсем не удивило. Лес поредел. Деревья вырубили. Остались груды сучьев, щепок. Ими завалены муравейники, тропинки. Ветки деревьев повыше надломлены, нижние сломаны совсем и острыми концами торчат как настоящее холодное оружие. Разве может зайчишка смело резвиться в таком лесу? Гнёзда птиц разорены, другие растоптаны. Куда птицы вернутся, где будут жить?
Надо что-то срочно предпринять! Посоветовавшись друг с другом, мы решили помочь нашему лесу вернуться к жизни.
Все вместе мы очистили лес от мусора, старых сучьев, щепок. Освободили из-под завалов молодые деревца и кусты, которые тут же потянулись к солнцу, муравейники, в которых тотчас открылись «двери», будто приглашая нас в гости.
Через несколько дней лес повеселел. Когда в следующий раз мы пришли на эту опушку, то всё здесь радовало глаз. Молодая сильная травка побивалась сквозь старые листья навстречу солнечному теплу. Птицы весело щебетали, с шумом перелетая с дерево на дерево, суетились. Может быть, строили новые гнёзда? Молоденькие деревца вытянулись, заметно подросли. И это всего -то за несколько дней!
А муравьи-то, муравьи! То ли спешат куда-то, то ли работают, то ли суетятся. Да нет! Кажется, танцуют! Ой, а это кто? Это белка! Вот так чудеса! Так близко мы ещё её не видели. Уж не поиграть ли в прятки с нами хотела?
Все мы очень рады тому, что вовремя спасли частичку нашей природы, частичку себя. Пусть и маленький, крохотный незаметный уголок.
Мы помним: человек – часть природы. И уж точно об этом не забудем.[3]
Старичок-Лесовичок: А как бы вы поступили? О чём вы задумались, послушав сказку?
- (высказывания детей)
Старичок-Лесовичок: Я предлагаю вам составить правила поведения в лесу.
(Ребята садятся за парты, расставленные заранее, записывают правила (4-5 мин) по группам, затем зачитывают)
Ведущий: Листаем дальше наш журнал.
Страница 3. «Люблю берёзу русскую».
-Ребята, а знаете ли вы, какое дерево является символом России?
-(ответы детей)
Старичок-Лесовичок: Символом России береза считается с давних лет. Вряд ли можно представить русское поле без белой березки, или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника.
Береза практически самое распространенное дерево в России. Да и само слово «береза» означает «беречь».
Российским символом береза стала благодаря поэту Сергею Есенину. В его стихотворениях она вызывает ассоциации с малой родиной, родным домом, русской глубинкой.
Послушаем сказку о берёзке (фонограмма «Звуки леса»).
Не обижай берёзку! (Дарина М.)
В одном царстве лесном государстве на лесной опушке стояла царевна Русская берёзка. Сарафан белый, платочек зелёный, глаза карие. Любовались березкой звери разные да птички перелётные. Останавливались полежать под нею, отдохнуть на веточках. Со всеми мила красавица. Много друзей у неё стало, столько, что не перечесть. В гости соберутся - на полянке места нет.
Часто прилетала на полянку сорока, разные новости приносила. Она видела, как на краю леса берёзки стояли желтые. И это в середине лета!?
Однажды принесла сорока весть недобрую. «Появился в лесном государстве Человек с топором, - стрекочет, - деревья рубит большие и малые». Испугалась красавица. Как же так?
Разнесла сорока весть эту по всему лесу. Собрались друзья. Стали думать-гадать: как царевне помочь. Может пересадить берёзку? Может быть, найти ей другую полянку? Но только вот как? Не безопасна затея такая для самой красавицы – все это понимали.
На следующий день пролетала сорока над лесом и опять увидала Человека. Он всё ближе и ближе подбирался к берёзке. Звери да птицы лесные ни на минутку не оставляли царевну-берёзку одну. Однажды утром сорока прилетела и закричала: «Человек! Человек с топором идёт сюда!» Звери испугались и стали думать, как им поступить.
Решили они позвать медведя Потапыча, чтобы он испугал человека.
Вдруг послышался страшный звук, листочки деревьев задрожали, и звери попрятались кто куда. Даже Потапыч испугался, на ель забрался. Из-за кустов к берёзе подъехало страшное железное чудовище. Из него вылез Человек с топором и направился в сторону берёзки. Звери так испугались, что не могли пошевелиться.
Человек уже подошёл к берёзке. Царевна замерла. Её листочки дрожали от страха. Но человек не срубил её, а сказал: «Какая красивая берёза! Какие у неё широкие листочки! Какие они мягкие! Это здоровое дерево, совсем не такое как на окраине леса. Но чтобы и ты не заболела, я буду за тобой присматривать, красавица». Тогда лесные жители поняли, что человек не желает берёзке зла, и перестали его боятся.
Человек часто наведывался в лесное государство. Собирал старые сухие сучья, вырубал больные деревья, поливал молоденькие деревца прозрачной лечебной водой.
А берёзка была просто счастлива. У неё появился ещё один друг – Человек!
Старичок - Лесовичок: Понравилась вам сказка? Какова главная мысль?
-(ответы детей)
-У нас в гостях учитель изобразительного искусства. Он предлагает принять участие в мастер-классе «Учимся рисовать». (Песня «Люблю берёзу русскую»)
(Ребята переходят за другие парты, где приготовлены карандаши, краски, ножницы. Рисуют за учителем ель, сосну, берёзу, затем вырезают своё деревце (5-7 мин)
Ведущий: Наша следующая страница-
Страница 4. Сохраните лес!
- Что можем сделать мы с вами, чтобы сохранить лес – наше богатство?
- (ответы детей)
Учитель изо: Подведём итоги конкурса рисунков и плакатов «Сохраним лес!» (Объявление победителей, награждение)
Страница 5. «По лесным тропинкам»
Ведущий: Осталась последняя страница нашего журнала.
Посмотрите, ребята, какой коллаж сделали ваши старшие друзья (на листе ватмана нарисованы животные-обитатели леса, грибы, растения, несколько деревьев). Рисунок называется «В лесу». А где же лес? Смогут ли животные, растения и грибы жить без дома?
Приклейте свои вырезанные деревца около тропинок. И тогда получится у нас настоящий лес!
(Ребята приклеивают деревца)
Ведущий: Закрывая наш журнал, давайте ещё раз прочитаем стихотворение на доске (хором): Посмотри, всё вокруг -
Это наш зелёный друг!
Не ломай, не рви, не топчи, не стреляй,
Другом будь, и природу всегда защищай![2]
Старичок – Лесовичок: Шёл я лесом по тропинке –
Вдруг гнездо упало с ветки…
Только там совсем не птички –
А для вас, детей, конфетки!
(Угощает ребят, затем фото на память о проведённом мероприятии)
Источники
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барыкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 -4 классы. – М., ВАКО, 2008/
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1 -4 классы. –М., ВАКО, 2006
Земля! Экология! Я! Сборник детских творческих работ /сост: Е.Я.Домнина, Н.Г.Ожегова, Л.М.Попцова, Т.П.Тимшина. –Киров, 2012
https://yandex.ru/images/картинки лес
https://yandex.ru/images/год экологии в России 2017 логотип картинки
https://my-hit.fm/звуки-леса-звуки-леса