Дидактический материал «Устройство компьютера»
Пояснительная записка
Одной из важных задач обучения является развитие в учениках умения самостоятельно работать. Не стоит смешивать материал для самостоятельной работы с наглядными пособиями. Наглядные пособия дает ребенку учитель, а материал для самостоятельных занятий ребенок выбирает сам. Он не только выбирает предметы материала, но владеет ими, использует и упражняется столько времени, сколько ему необходимо, соответственно вызванному в нем интересу. Предметы в таком случае становятся средствами развития и служат ребенку для самообучения.
«Рука ведет в мир глаза» - говорил Гете, она помогает познанию мира; дети постоянно доказывают эту истину. На самостоятельных занятиях это законное требование руки вполне удовлетворяется: дети имеют дело, в основном, с вещами, а не со словами учителя.
Материал для самостоятельной работы может быть трех видов: один - служит для повторения и закрепления приобретаемых навыков и знаний, - следовательно, составлен соответственно программе. Другой – пропедевтический по своему содержанию, тоже составлен по программе, но ведёт детей вперед и помогает им легче и быстрее усваивать проходимый курс. Третий, - не относится к программе, но расширяет детский кругозор, способствует развитию интереса к знанию.
Для эффективности самостоятельных занятий к материалу предъявляются определенные требования:
1.Внешнее оформление материала должно быть таково, чтобы он притягивал к себе глаза и руки детей. Материал должен быть изготовлен таким образом, чтобы был пригоден для деятельности детей.
2. К материалу должна быть приложена понятная пошаговая инструкция по работе с ним.
3. Материал должен, насколько это возможно, включать «контроль ошибок». Исправление ошибок учителем не приносит желаемой пользы, поскольку ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности и, самое главное, не дает ему возможности научиться замечать их самому. Между тем ошибки - частое явление в жизни любого человека, и исправление их возможно лишь в ходе совершенствования и обогащения его опыта. Понимание, что мы можем совершить ошибку, видеть и контролировать ее без помощи, является одним из величайших достижений психической свободы.
4. Ограниченность. Каждый материал представлен в единственном экземпляре. Благодаря тому, что ребенок работает с материалом индивидуально, у него рождается интерес к работе товарища, а соответственно желание поработать и с другим материалом.
Материал, представленный в данной работе, служит для закрепления и повторения приобретаемых навыков и знаний и отвечает вышеперечисленным требованиям.
Данный дидактический материал разработан по предмету «Информатика». Раздел учебной программы «Устройство компьютера».
Используемая литература УМК Н.Д. Угринович, но материал может быть использован независимо от УМК.
Ключевые слова: информатика, дидактический, материал, компьютер, самостоятельная, изготовление.
Изготовление дидактического материала
Граф
Распечатать лист «Граф» из файла «Дидактический материал».
Заламинировать, разрезать.
Положить в конверт №1
Распечатать приложение 1, заламинировать, положить в конверт №5 «Контроль».
Лото
Распечатать листы «Лото1» и «Лото2» из файла «Дидактический материал».
Заламинировать, разрезать.
Положить в конверт №2.
Распечатать лист «Приложение 2» из файла «Дидактический материал», заламинировать, положить в конверт №5 «Контроль».
Домино
Распечатать лист «Домино» из файла «Дидактический материал» в 2 экземплярах.
Один экземпляр заламинировать, разрезать.
Положить в конверт №3
Второй экземпляр заламинировать, положить в конверт №5 «Контроль».
Соответствие
Распечатать лист «Рисунки для соответствия» и «Граф» из файла «Дидактический материал».
Заламинировать, разрезать.
Положить в конверт №4
Распечатать лист «Системный блок» из файла «Дидактический материал».
Заламинировать, положить в конверт №5 «Контроль».
Распечатать приложение 5 «Инструкции по работе с материалом», заламинировать, разрезать, разложить по соответствующим конвертам.
Дидактический материал по теме «Устройство компьютера»
П риложение 1
Граф «Устройства компьютера»
Инструкция по работе с материалом «Граф» (конверт №1)
Составить граф, начиная с карточки «Компьютер».
Сделать проверку: взять лист Приложение 1 из конверта №5.
Инструкция по работе с материалом «Лото» (конверт №2)
(возможна групповая работа, не более 4 человек)
Выбрать ведущего.
Ведущий раздает карты с изображением устройств.
Ведущий читает название устройств на маленьких карточках.
Участники должны определить, есть ли рисунок данного устройства на их карте. Если есть, то положить название на соответствующий рисунок.
Сделать проверку: взять лист Приложение 2 из конверта №5.
Инструкция по работе с материалом «Домино» (конверт №3)
Взять любую карточку.
Разложить остальные карточки последовательно (одну за другой) так, чтобы надпись с правой стороны одной карточки соответствовала рисунку с левой стороны другой карточки.
Сделать проверку: взять лист Приложение 3 из конверта №5.
Инструкция по работе с материалом «Соответствие» (конверт №4)
1 вариант
Найти каждому названию устройства соответствующий ему рисунок.
Сделать проверку: взять лист Приложение 2 из конверта №5.
2 вариант
Выбрать рисунки тех устройств, которые входят в состав системного блока.
Дать им название.
Сделать проверку: взять лист Приложение 4 из конверта №5.
Граф
компьютер | устройства ввода | устройства вывода | устройство обработки информации |
внешняя память | внутренняя память | процессор | магнитные диски |
лазерные диски | флеш носители | оперативная память | CD - диски |
DVD - диски | гибкий диск | жесткий диск | колонки |
принтер | графо построитель | проектор | наушники |
монитор | световое перо | сенсорный экран | графический планшет |
микрофон | трекбол | цифровой фотоаппарат | видеокамера |
мышь | клавиатура | веб-камера | устройства памяти |
Домино
| | | | приложение 3 | |
| процессор |
| | лазерный диск | |
|
| |
|
| |
| принтер |
| | клавиатура | |
|
| |
|
| |
| оперативная память |
| | монитор | |
|
| |
|
| |
| винчестер |
| | колонки | |
|
| |
|
| |
| мышь |
| | флеш накопитель | |
| | | | | |
| сканер |
| | плоттер |
Лото 1
|
|
| |||
| | | |||
|
|
| |||
| | | |||
| | | |||
|
|
| |||
| | | |||
| | |
Лото 2
веб - камера |
| оперативная память |
| колонки |
| |
| |
|
принтер |
| клавиатура |
| джойстик |
| |
| |
|
винчестер |
| монитор |
| цифровая камера |
| |
| |
|
микрофон |
| лазерный диск |
| процессор |
| |
| |
|
световое перо |
| наушники |
| сканер |
| |
| |
|
мышь |
| проектор |
| флеш носитель |
| | | приложение 2 | |
| | | | |
веб-камера | джойстик | дискета | жесткий диск | |
| | | | |
колонки | графический планшет | лазерный диск | видеокамера | |
| | | | |
мышка | клавиатура | цифровой фотоаппарат | сканер | |
| | | | |
оперативная память | флеш-носитель | наушники | монитор | |
| | | | |
графопостроитель | принтер | световое перо | проектор | |
| | | | |
трекбол | микрофон | процессор | сенсорный экран | |
| | | | |
DVD - привод | блок питания | материнская плата | видеокарта |
Рисунки для соответствия
|
|
|
| ||||
| | | | ||||
| | | | ||||
| | | | ||||
| | | | ||||
| | | | ||||
| | | |
Системный блок
| | | приложение 4 | ||
| состав системного блока | | |||
| | | | ||
| | |
| ||
| | | |||
| | | |||
| | | |||
| | | |||
| | | |||
процессор | винчестер | блок питания | материнская плата | ||
| | | | ||
| | | | ||
| | | |||
| | | |||
| | | |||
| | | |||
| | | |||
| | | |||
оперативная память | видеокарта | DVD - привод | |