Урок доброты: «В человеке все должно быть прекрасно…» - история двух прекрасных, но несчастных душ?
УРОК ДОБРОТЫ. Рассказ А.П.Чехова «О любви».
Цели: выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни и какова роль осознания прекрасного в нашем мире.
Ход урока.
СЛАЙД
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» - вспомните, кому принадлежат эти слова? (А.П.Чехову)
- Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим об этом удивительном человек, мастере слова, замечательном знатоке человеческой души, Антоне Павловиче Чехове. «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно», - написал о нем А.М.Горький. В этом, я думаю, вы уже убедились, прочитав его многочисленные рассказы. Какие из прочитанных произведений вам особенно запомнились? («Каштанка», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Ванька», «Спать хочется»)
-О чем часто заставляет задуматься нас Чехов? задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям.
-А этой фразой он на что обращает наше внимание? Какое слово явл одновременно ключевым в этом выражении и многозначным? А в каких значениях вы понимаете слово «прекрасно»? что значит прекрасное одежда и лицо? Опрятность внешняя и умное лицо А мысли? А душа?
-А когда мы можем сказать, что теперь наша душа стала прекрасна?
-А какие чувства позволяют сделать нашу душу прекрасной? Любовь
Любовь и произведения Чехова – необыкновенное сочетание мудрости, чистоты, возвышенности и доброты. Но порой люди вовремя не могут разглядеть это чувство.
СЛАЙД
«Люди, проглядевшие свою жизнь», но …
В этом мы убедимся, когда познакомимся с произведением, которое так и называется: «О любви», оно вошло в чеховскую «маленькую трилогию» о футлярных людях, которых М.Горький очень точно охарактеризовал: это люди, «проглядевшие свою жизнь», но это не все, что их характеризует. В конце урока я попрошу добавить вашу мысль и соединить ее с мудростью Горького и Чехова. («О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре»).
ЗАПИСЬ ТЕМЫ выбрать фразу горького. А эпиграф фраза Чехова. Дать им самим на выбор, что станет ведущим проблемным лейтмотивом, а что темой, к тому и должны прийти. К ним постоянно возвращаться. Я предлагаю:
Тема: «В человеке все должно быть прекрасно…» - история двух прекрасных, но несчастных душ?
«В человеке все должно быть прекрасно…» - и любовь?
Эпиграф:
Люди, проглядевшие свою жизнь…
М.Горький
Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой. Рассказ ей просто пронзил сердце – когда читала его впервые, то «тяжелые капли слез стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение», - вспоминала Лидия Алексеевна.(жену Ольгу Книппер встретил впервые 9/21 сентября 1898 года)
Зачем говорить о любви, которая не состоялась?
А.П.Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь. Он мечтал о том, чтобы между людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения. Своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова не однажды служила любовь. Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть» - писал Чехов.
Но герой может устрашиться этого чувства, испугаться внезапного превращения знакомого и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от любви и от самого себя.
-Я упомянула, что классики и сам Чехов называли персонажей этой трилогии футлярными людьми. Это произошло по аналогии с героем и названием рассказа, входящего в трилогию «Человек в футляре». Вы рассказ пока не читали, мы вернемся к нему в 11 классе, но я уже сейчас прошу подумать вас над этой будущей темой. Что же означает быть человеком в футляре? В данном случае, ребята, это символ духовного оскудения, бездеятельного существования.
СЛАЙД
О людях, которые замкнулись в кругу узких, мещанских интересов, отгородились от реальной жизни, боятся перемен и даже своих новых чувств.
Эта фраза стала расхожей, вы смело можете добавлять этот чеховский подарок в свой лексикон.
Всех этих небольших по объему рассказов объединяет одна мысль: это футлярная жизнь, футлярные люди, футлярное существование. Но я утверждаю, что герои из этого рассказа немного сложнее, я вижу в них нечто прекрасное, то, что преображает их души. А вы это увидели? Что это? Любовь. Тогда на это нужно доказать.
Анализ рассказа.
Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа. Согласны?
-А почему именно это чувство заставляет меняться, преображает душу человека? Что такое любовь?
СЛАЙД сравнить со словарем
Любовь. Корень: -люб-; суффикс: -овь.
общее значение — высокая степень положительного чувства по отношению к кому-либо, чему-либо; чувство расположения, симпатии к кому-либо; чувство горячей сердечной склонности, влечение к другому человеку; любовные отношения и т.д.
«Любовь» происходит от общеиндоевропейского корня люб. Среди его родственников латинские слова lubet (или libet) — «угодно» и libido (lubido) — «страстное желание».
-Как этимология слова помогает понять его смысл? Порой человеку приходится сражаться со страстью в угоду нравственному. Но и само чувство может быть чистым, платоническим, о чем говорит от русск. любо, лю́бый - «дорогой, приятный душе». Что ключевое в этом значении? Душа – значит нечто высшее.
-Любовь и футляр – какой вопрос сразу у вас возникает к Чехову? Каким же было чувство Алехина и Анны Алексеевны? Неужели и любовь можно загнать в «футляр»?
Пусть Чехов объяснит нам это своим рассказом.
СЛАЙД ГЕРОЙ
-Итак, Алехин. Что он говорит о себе? 6-й абзац: я живу в Софьине. Алехин – «по воспитанию белоручка, по наклонности – кабинетный человек», но на имении, оставшемся от отца, был большой долг, и Алехин посчитал делом чести этот долг выплатить. И вот, не имея ни наклонностей, ни охоты, взвалил на себя все заботы об имении. Он «пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился».
Ему чужда и неприятна его новая жизнь: «Я решил, что не уеду отсюда и буду работать, признаюсь, не без некоторого отвращения»,- говорит он. Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его – семья Лугановичей. Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну и любовь эта взаимна)
-Как он справлялся с обязанностями, добровольно взятыми на себя? Возложенные им самим на себя обязанности не приносили Павлу Константиновичу ни удовлетворения, ни счастья. Он опустился, был измотан физически и морально.
-Что же изменилось между этим ощущением тяжести долга и:
СЛАЙД
опять то же самое неотразимое, бьющее впечатление красоты и милых, ласковых глаз, и опять то же чувство близости.
- И вот неожиданная встреча с прекрасной молодой женщиной.
СЛАЙД АННА АЛЕКСЕЕВНА сначала силуэт, потом ЩЕЛЧОК
-Какой он увидел ее впервые? Была ли она такой тогда в самом деле? Как считаете? А почему такое идеальное описание? Любовь в его глазах ее возвысила: …я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.
-Это нам объясняет, почему не сам автор ведет повествование, почему? Нужны искренние чувства любви от первых уст, от того. Кто испытывает ее в данный момент, тогда она будет более достоверной, мы поймем психологию влюбленного человека.
-Чем в жизни Алехина становится его любовь к Анне Алексеевне? (И герой, и героиня сразу же потянулись друг к другу: Алехин и Анна Алексеевна полюбили: Это было в начале весны. Затем всё лето провел я в Софьине безвыездно, и было мне некогда даже подумать о городе, но воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни; я не думал о ней, но точно легкая тень ее лежала на моей душе. но, полюбив, боялись признаться в этом сами себе, прятали свои чувства, и оба были несчастливы (абзац: а приезжая в город…): «Мы подолгу говорили, молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть тайну нам же самим».)
-Найдите в тексте ответ на вопрос о том, почему Алехина не признается Анне Алексеевне в своей любви. там же ниже: (в абзаце со словами А приезжая в город, я всякий раз) «Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь… а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье?...»
-какие мысли героя выдают в нем человека в футляре? Его несмелость.
НА СЛАЙД
12 абз с конца: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?»
-Охарактеризуйте осн. черты его личности. Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.
-а КАКИЕ ОПРАВДАНИЯ НАШЛА АННА Алексеевна? 11 абзац с конца «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь»
Слайд
-Удивительно, насколько рассудочным становится чувство! Рассудок велит Алехину взвалить на себя заботы об имении, испытывая к этому имению отвращение, рассудок же и осторожность заставляют героя мечтать о счастье и тут же прикидывать, насколько его хватит.
-Какие художественные средства помогают писателю воплотить свой замысел и показать замкнутость героев в большом мире? (Повторение ситуаций: театр, поместье, дом Лугановичей, сравнение Алехина с белкой в колесе создают впечатление замкнутого круга, из которого герои не могут выбраться.
- А в чем особенность финала рассказа и как он работает на раскрытие мысли о замкнутости чув- и ж. героя?
Пейзаж в финале произведения и не только служит контрастом тесным, душным рамкам их существования.
…отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который теперь на солнце блестел, как зеркало. Они любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми, умными глазами, который рассказывал им с таким чистосердечием, в самом деле вертелся здесь, в этом громадном имении, как белка в колесе, а не занимался наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной…
Залитое лунным светом, тянущееся на пять верст село; бесконечное поле, луга, холмы и река в далекой перспективе (в серый пасмурный день); широкий, злой и холодный плес (в дождливую погоду)
Чехов вызывает впечатление величия, широты, простора, гармонии, разнообразия, в противоположность той жизни, которую ведут герои.
-все это приобретает здесь, как и в других чеховских пейзажах особую окраску, так как проведено через сознание героя, на душевное состояние, настроение которого природа оказывает свое воздействие, заставляет его то почувствовать свою слабость, то, раскрывая лучшие стороны его души, вызывает у него наслаждение красотой, чувство восторга и гордости родиной: «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью -этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».)
(Плёс - Широкое водное пространство между островами.
2.Участок реки, однородный по своим судоходным свойствам спец.)
-Какое слово ключевое в этом описании природы? Прекрасный вид.
-Что значит прекрасный здесь? Законченный, естественный.
-Мы нашли новые значения. А зачем дана такая природа, когда герой несчастен? Контраст подчеркнуть. Как прекрасна эта земля, и насколько прекрасной, цветной была бы жизнь, если бы люди ценили свою свободу, не страшились бы действительности!
СЛАЙД НАЗВАНИЕ
-В чем парадоксальность, если обратить внимание на название? Действительно, в нем много говорится о любви, НО она спрятана и от самих героев, и от окружающих их людей, и от читателей. Алехин и Анна Алексеевна сами обрекают себя на муку, тем самым губят себя, свои души. Героиня тоже «думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила ее мужа, как сына… И ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни, и без того тяжелой, полной всяких несчастий?» Рассудочная, не верящая в себя любовь обречена…
-Но их борьба с любовью мучает их не только морально, но и как? Болезнь героини – лучшее подтверждение тому, что нельзя так жестоко обращаться с собственным чувством. У Анны Алексеевны расстроены нервы, она раздражительна и глубоко несчастна.
-Придет прозрение? Когда? К сожалению, прозрение приходит к Алехину слишком поздно. В какой момент? Лишь расставаясь с любимой женщиной навсегда.
Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор? (Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.
Слайд
Когда она уже простилась с мужем и детьми и до третьего звонка оставалось одно мгновение, я вбежал к ней в купе, чтобы положить на полку одну из ее корзинок, которую она едва не забыла; и нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, — о, как мы были с ней несчастны! — я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.
Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались — навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, — оно было пусто, — и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком...
СЛАЙД
«…признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все, что мешало любить…».
-Что остается теперь героям? И героям остается лишь рыдать над своей несбывшейся любовью, оплакивать свою судьбу.
Сравнит с фильмом 1час 10
Он назван история 1й любви. Любви ли?
-Что же такое футляр в рассказе о любви? это стремление загнать внутрь себя чувство, это надругательство над собственной душой.-запись
-И самое печальное то, что Алехин, в отличие от Беликова и Николая Иваныча, понимает, что так жить невозможно, но сделать ничего не может: не освободиться ему никогда от этого «футляра», не расколоть скорлупы, не вырваться из душных рамок забот об имении и душевного одиночества.
- В этом учебном году вам уже приходилось читать о любви. Какое это было произведение? («После бала» Л.Н.Толстого) Что их объединяет?
Культура 19-начала 20 века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности. Обратите внимание на репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла! Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы стать иллюстрацией к рассказу А.П.Чехова?
СЛАЙД ПОРТРЕТЫ
В КОНЦЕ
СЛАЙД
М.Горький очень точно охарактеризовал: «люди, проглядевшие свою жизнь, но …», но это не все, что их характеризует. Что вы по итогу анализа сегодняшнего рассказа можете прибавить к этой фразе? Но невероятно сильно любили, но смогли на мгновенье оживить свою душу прекрасным чувством.
-Так почему этот рассказ называется не люди в футляре. А о любви? Важно то, как они изменились, раскрылись в этой любви, хоть и не смогли из-за внешних условий, боязни вовремя признаться быть вместе.
РЕФЛЕКСИЯ
-Что вам сегодня подарил этот урок? Единую мудрость, дотянуться мысленно до классиков.
-Что вы поняли о любви? (Любовь как поэтически- возвышенное, самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев этого произведения, любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем. Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь, и тогда всё в жизни будет хорошо.)
Ребята, а вам интересно было читать этот рассказ? О чем вы задумались, прочитав его? (Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Какую роль играет любовь в жизни человека? Всегда ли любовь может осчастливить человека?)
Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь – не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Все будет: слякоть, и пороша,
Но вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа
А песню нелегко сложить.