Урок - игра в 5 классе «В гости к Дедушке Морозу» (решение задач на развитие математической грамотности)
Урок - игра в 5 классе «В гости к Дедушке Морозу» (решение задач на развитие математической грамотности)
Тема урока: Решение задач практического содержания.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Используемая технология: системно – деятельностного подхода.
Цель урока: развитие умения обучающихся применять изученные знания по темам «Действия с натуральными числами», «Деление с остатком», «Проценты», «Округление» в повседневной жизни при совершении покупок.
Задачи урока:
Образовательная:
Усиление прикладной направленности
Формирование функциональной грамотности школьников
повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами
продолжить работу над развитием вычислительных навыков.
используя знания по теме «Действия с натуральными числами».
Воспитательная:
добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить изученный материал по темам «Действия с натуральными числами», «Деление с остатком», «Проценты», «Округление»; уметь решать задачи с практическим содержанием.
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
ХОД УРОКА
Организационный момент (5 мин.). Вводная часть урока.
-Здравствуйте ребята, Как ваши дела? Какое у вас настроение? Расскажите о ваших успехах и проблемах?
- А какое сегодня число? Чем знаменательна дата сегодняшнего дня в России?
- С днём рождения, Дед Мороз! Да-да, сегодня праздник у самого доброго волшебника, которого так любят дети и взрослые.(Слайд2) Каков возраст зимнего волшебника - доподлинно неизвестно, но точно, что более 2 000 лет. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине - в Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.(слайд 3)
Так что, сколько лет Деду Морозу? Ответ на этот вопрос останется загадкой, и, возможно, это лучше всего. Ведь волшебство, сказка и детская вера в него – вот настоящий смысл Деда Мороза и новогоднего праздника.
I. Стадия вызова (3 мин)
- А сейчас внимание на экран! (1,5 минуты)
- Игра «Банк идей(гипотез)». Как вы думаете, что будет сегодня изучаться на уроке? (ответы учащихся).
- Мы поработаем в группах. Не забывайте об основных правилах работы в группе: работать должен каждый; один говорит, другие слушают; общаемся вежливо.
III. Стадия осмысления(25 минут)
Туристическая экскурсия(слайд 5)
Аксубаево, посёлок городского типа, центр Аксубаевского района, в 210 км к юго-востоку от Казани. Расположен в лесостепной зоне западного Закамья, на р. Большая Сульча (приток р. Большой Черемшан), в 58 км к северу от железнодорожной станции Нурлат. Граничит с Чистопольским, Нурлатским, Черемшанским, Алексеевским и Новошешминским районами. Территория: 1440,1 кв. км Численность населения: 32,1 тыс. Климат умеренно континентальный. Преобладают смешанные леса. Животный мир представлен обитателями лесной и степной зоны. В районе встречаются более 100 видов птиц. Из полезных ископаемых в районе имеются месторождения песчаников, глины, торфа, мергелей, известняка, нефти, битума.
Вопрос 1(слайд 6)
Учащиеся пятого класса собрались на экскурсию. Всего едут 16 учеников. С классом планирует поехать учитель и 3 родителя. До места начала пешеходной экскурсии туристы поедут на автобусе. Заказаны автобусы, вмещающие 11 пассажиров. Сколько автобусов потребуется?
Характеристика задания
Содержательная область оценки | неопределенность и данные |
Компетентностная область оценки | интерпретировать |
Контекст | общественный |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый |
Объект оценки | Извлекать информацию из текста, вычислять |
Критерии оценивания | 0, 1, 2 балла 2 балла – ответ: 2 автобуса Приведено обоснование 16+1+3=20(чел.) – всего 20:11= 1 (ост.9) 1 балл – ответ: 3 автобуса Приведено неполное обоснование 0 баллов – другой ответ или ответ отсутствует |
Вопрос 2(слайд 2)
Во время экскурсии туристы планируют производить съемку с помощью квадрокоптера. Скорость полета их модели достигает 20 м/мин. Заряда аккумулятора хватит на 21 минуту. Успеет ли он подняться на высоту горы Безымянная, если будет лететь вертикально вверх?
Характеристика задания
Содержательная область оценки | неопределенность и данные |
Компетентностная область оценки | интерпретировать |
Контекст | общественный |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый |
Объект оценки | Извлекать информацию из текста, решать задачи на движение |
Критерии оценивания | 0, 1, 2 балла 2 балла – ответ: да Приведено обоснование 381:20 = 19(отс. 1) 20 <21 мин. 1 балл – ответ: да Не приведено обоснование 0 баллов – другой ответ или ответ отсутствует |
Вопрос 3(слайд 8)
Стоимость экскурсии составляет 200р, для взрослых и 100р. для детей.
Для групп более 10 человек предоставляется скидка 10%.
Сколько рублей заплатит за экскурсию группа, состоящая из 4 взрослых и 16 детей?
Характеристика задания
Содержательная область оценки | неопределенность и данные |
Компетентностная область оценки | интерпретировать |
Контекст | общественный |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый |
Объект оценки | извлекать информацию из текста, решать задачи на проценты |
Критерии оценивания | 0, 2, 4 балла 4 балла – ответ: 3680 руб. Приведено обоснование 200*10/100 = 20 руб. – составляет скидка для взрослого 200-20 = 180 (руб.) стоимость билета взрослого 100*10/100=10(руб.) составляет скидка 100-10 = 90(руб.) стоимость билета для детей 180*4+90*16=720+1440= 2160руб. 2 балл – ответ:2160 руб. Приведено не полное обоснование или приведено полное обоснование, но допущена вычислительная ошибка 0 баллов – другой ответ или ответ отсутствует |
IV. Физкультминутка (2 мин)
А теперь представим детки
будто руки наши — ветки,
покачаем ими дружно,
словно ветер дует южный
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
Вопрос 4(слайд 9)
Туристы выехали из дома в 11.00. На автобусе они добрались за 45 минут до посёлка Аксубаево, затем со скоростью 3 км/ч пешком посетили, расположенные на расстоянии 700 м от РДК парк и на расстоянии 2 км 300 м от парка объект культурного наследия.30 минут посидели в кафе «Крошки Япошки» Во сколько туристы вернулись в поселок МЮД, если возвращались тем же маршрутом?
Характеристика задания
Содержательная область оценки | неопределенность и данные |
Компетентностная область оценки | интерпретировать |
Контекст | общественный |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый |
Объект оценки | Извлекать информацию из текста, решать задачи на движение, владеть единицами измерения |
Критерии оценивания | 0, 2, 4 балла 4 балла – ответ: 15.00 Приведено обоснование (2 км 300 м+700 м)*2 =6 км – путь , пройденный пешком 6: 3 = 2 ч время, затраченное на пешую экскурсию 2+2 = 4 часа – всего в пути 2 балла – ответ: 15.00 Приведено не полное обоснование или приведено полное обоснование, но допущена вычислительная ошибка 0 баллов – другой ответ или ответ отсутствует |
| |
Я Деду Морозу письмо напишу
Здоровья и счастья для всех попрошу,
И вы ему тоже пишите,
Стесняться не надо, просите!
Просите, чтоб дети смеялись,
Чтоб взрослые жить не боялись,
Чтоб войны греметь перестали,
Чтоб мамы детей не бросали.
Чтоб слов было много хороших,
Чтоб добрых людей стало больше
Чтоб не было злобы и фальши
Чтоб Бога боялись, как раньше
Чтоб зависть исчезли и хамство,
Предательство, трусость и чванство,
И в душах хватало, чтоб места
Для совести, веры и чести
Еще, попросите у Деда
Хороших и добрых соседей,
Чтоб жили все в мире и дружбе.
Для счастья, нам, что еще нужно?
Учащиеся пишут письмо Деду Морозу под песню «Российский Дед Мороз»
V.Рефлексия(3 мин)
1.Ребята, какие темы мы сегодня повторили?(Арифметические действия с натуральными числами, деление с остатком,единицы измерения времени)
3.Что нового вы узнали на уроке?
4. Пригодятся ли в жизни полученные знания?
VI. Домашнее задание (2 минуты)
Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Каждый из вас сегодня умница и каждый молодец. Спасибо всем за работу до свидания.