Сценарий праздника русского языка «В гостях у Феи Морфологии» (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «СШ№ 7»
Сценарий праздника русского языка :
«В гостях у Феи Морфологии»
Учитель начальных
классов первой категории
Демидова Л.А.
Цель-расширить представления обучающихся о богатстве русского
языка и его значении в жизни каждого человека.
Задачи:
формирование представлений о словах как единицах речи;
расширение кругозора учащихся;
создание необходимых условий для личностного развития,
самостоятельности, активности и инициативности учащихся;
развитие коммуникативных навыков, творческих способностей;
воспитание внимательного отношения к людям, носителям
родного языка.
1
Учитель:
Здравствуйте ,дорогие друзья!
Приветствуем всех, кто любит и изучает русский язык.
Толстой А.Н. говорил:» Русский народ создал русский язык-яркий, как радуга
после весеннего ливня ,меткий, как стрелы ,певучий и богатый, задумчивый ,как
песня над колыбелью…»
Сегодня мы с Вами отправимся в небольшое путешествие. Мы побываем в гостях
у Феи Морфологии.
Было это очень давно. В волшебной стране, где правили Феи Лексика,Фоне-
тика ,Синтаксис, царица Грамматика. Многих волшебниц не было и в помине.
Слова имели форму, предложения строились по законам, но удержать их
волшебники не могли даже на минуту. В те времена слова рождались часто. Появ-
ление нового слова торженственно отмечалось всеми жителями страны. С каждым
годом росло могущество русского языка.
И вот однажды Феи собрались вместе на полянке и решили поздравить но-
вую Фею Морфологию С днем Рождения!
Праздник открыла сама Фея Морфология. Взмахнула волшебной
палочкой и повелела всем Феям сесть в сказочный автобус и поехать на экскур-
сию по городу Словинску .Автобус быстро довез их до шестиэтажного дома,
где она поселила своих подданных.
Ученица ФЕЯ МОРФОЛОГИЯ:
Я Фея строгая ,прямая
Сомнений никаких не знаю
И по вопросам узнаю
Я сразу каждую семью.
2
Мое имя –«Морфо»-форма, »логос»-учение-учение о слове. Некоторые
называют меня формальной феей. Я очень люблю точность. И не терплю нераз-
берихи.
В русском языке десять частей речи, из них шесть частей-самостоятель-
ные, три – служебные, одна стоит особняком-междометие и все они в моем кня-
жестве подчиняются мне.
Ученица ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ:
Мое имя-Имя Существительное. Я живу на первом этаже.
Давно живу я в этом мире,
Даю названия предметам.
И отвечаю на вопрос Кто? или Что?
Мне подчиняются шесть падежей! Три склонения! Три рода! И в предложении я
выражаюсь подлежащим и подчеркивают меня одной чертой.
Я загадываю загадки, а Вы поставьте к ним вопрос!
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу!
(Дневник,вопрос Что?)
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко
(Корова, вопрос Кто?)
Ученица ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ:
Я живу на втором этаже и зовут меня Имя Прилагательное. Я отвечаю на
вопрос какой?какое?какие?
Определяю я предметы 3
Они со мной весьма приметны
Я укрепляю шу речь,
Меня Вам надо знать, беречь.
Я делаю речь более точной, полной ,яркой, красочной и дружу я с существи-
тельным.Я имею прзнаки (цвет, форму, размер, принадлежность, черты харак-
тера человека.) В предложении я выражаюсь определением и люблю волнис-
тые линии.
Я загадаю Вам ,а Вы отгадайте, где Я:
Солнечный, веселый -День
Серый, хищный, жадный-Волк
Рыжая, хитрая, ловкая -Лиса
Холодная, морозная, снежная -Зима
Видеть мир привыкли люди-
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
Ученица Местоимение:
Меня зовут Местоимение-я живу на третьем этаже ,не называю предметов,
признаков, количество ,а только указываю на них.
Я и мы, ты и вы,
Он ,она, оно ,они,
Все слова отличные,
Важные и личные.
4
Это, без сомнения,
Все мы местоимения.
Я имею 1-ое,2-ое и 3-е лицо и род мужской, женский и средний.
Мы живем в согласии и мире с существительным и прилагательным.
Угадайте, например, в предложении «Принеси, пожалуйста ,мою чашку-она
стоит на столе». Слово она «принимает» значение чашка.
Ученица Имя Числительное:
Мое имя Числительное
Я живу на четвертом этаже. Числа окружают нас повсюду. Имена числитель-
ные обозначают количество предметов при счете.
В небе плавает Луна
В облака зашла она
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы должны Луну достать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять
И пониже перевесить.
Десять ,девять, восемь, семь
Чтоб луна светила всем.
Ученица Наречие:
Я живу на пятом этаже. Зовут меня Наречие. Я неизменная часть речи в
языке. Мне не нужен ни дом, ни ключи ,я все время стою и не двигаюсь,
но ко мне приходят гости.
Я обозначаю признаки действий. Отвечаю на вопросы как ? когда? где?
Например: хорошо учиться, быстро идти. Я дружу с именем прилагатель-
ным.
«Хорошие дети» -превратилось в наречие «хорошо» и изменяться перестало.
Но без наречий русский язык был бы гораздо беднее. 5
Ученица Глагол:
Интересная часть речи
В русском языке живет
Кто? Что делает? расскажет:
Чертит, пишет ,иль поет.
(Глагол)
Я-глагол и живу на шестом этаже,а кто подо мной мои друзья. И мне без
них не обойтись и им без меня. Я обозначаю действие предмета и отвечаю
на вопросы: что делать? что сделать .У меня настоящее, прошедшее и
будущее время. Действие предметов мы можем наблюдать повсюду.
Например, как А. С .Пушкин описывает нам зимнюю вьюгу:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет ,как дитя,
То по кровле обвешталой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.
Ученица Фея Морфология:
Мы зашли в гости на каждый этаж и посмотрели какая часть речи нужней
и главней? И оказалось, что всем друг без друга не обойтись и дом
светится радостью и добром. День рожденья мой получился славным и
веселым .И наше путешествие благополучно завершилолсь.
Всем желаю творческих успехов и отличных оценок по русскому языку.
До свиданья. До новых встреч.
6