Конспект НОД «Звук и буква С. В гостях у феи Фонетики и феи Грамматики»
Конспект НОД
«Звук и буква С.
В гостях у феи Фонетики и феи Грамматики»
с использованием песочной терапии.
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель: автоматизировать звук С в слогах, словах, предложениях, рассказе цепной структуры.
Коррекционно-образовательные задачи.
Закрепить правильное произношение звука «С» в слогах, словах, предложениях и рассказе.
Учить определять позицию звука «С» в слове.
Познакомить с буквой «С»
Совершенствование навыка слогового анализа.
Формирование умения полным предложением отвечать на поставленные вопросы.
Учить составлять рассказ цепной структуры по картинно-графическому плану.
Продолжать учить детей образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего, будущего времени, в умении согласовывать слова в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающие задачи.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие слухового внимания, зрительно и слуховой памяти, мышления.
Развивать двигательно-моторную координацию у детей.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитание чувства сопереживания и поддержки друг другу.
Предшествующая работа: Рассматривание картинно- графических планов по теме: «В огороде», «Осень», «Фрукты» Дидактические игры «Подружи звуки», «Определи место звука в слове».
Словарная работа: полумесяц, солнце-жаркое, палящее, огненное, накаленное, знойное, обжигающее.
Материал: зеркала, предметные картинки: Саня, Соня, оса, собака, автобус, сапоги, бусы, кактус, самолет, оса, сумка; картинно-графический план рассказа «Соня в саду»; символы гласных, согласных звуков; схема слова; песочный стол; разноцветные палочки, игрушка –лиса, конверт с заданиями на каждого ребенка.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Словесная игра «Скажи, что мы делали, будем делать?».
-Ребята, скажите, что вы делали вчера? А что вы будете делать завтра?
Сегодня нас пригласили в город Звуков и Букв фея звуков – Фонетика и фея букв Графика. Фонетика летает вместе со звуками, а Графика обозначает их буквами.
2. Артикуляционная гимнастика С.В. Коноваленко
А поможет нам перенестись в город звуков и букв гимнастика для язычка под веселую музыку: Забор- Трубочка, Окошечко, Лопаточка, Чистим зубки, Качели, Лошадка, Грибочек, Гармошка.
3.Характеристика гласных и согласных звуков
В городе встречает нас фея Фонетика. Под легкими ножками Фонетики не гнулись ни травинка, ни цветок. Казалось, она парила в воздухе.
Походка Графики была, напротив, твердой и уверенной. Она шла по тропинке, опираясь на тонкую трость с острием на конце. На самом деле это была не трость, а большая ручка для письма...
-Ребята, Фея Фонетика хочет с вами поиграть. Она пропоёт вам звуки, а вы повторите, не ошибитесь: АУО, ИАУ, ЫОУ, ЭОИ.
-Какие звуки пропела вам фея Фонетика? (Гласные)
- Перечислите гласные звуки. Почему они гласные? (воздух свободно выходит изо рта, они поются).
- Внимание, фея Фонетика произнесет новые звуки: П, Т, М, Н, К,Х .
Можно их пропеть? Почему? (воздух не может свободно выходить изо рта ему мешают или губы, или зубы, или язык).
-Как называются эти звуки? Звуки, которые нельзя петь, называются согласными.
4.Определи одинаковый звук.
Фея Фонетики приготовила вам картинки: самовар, стаканы, сахар, сухари. Чем похожи эти слова? Предлагаю вам взять зеркала и произнести этот звук. Что происходит с нашими губами, зубами и языком?
-губы растянуты в улыбку,
- зубы заборчиком со щелью,
- кончик языка за нижними зубами,
- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по средней части языка - свист длительный.
5. Характеристика звука С
-Ребята, перед вами символы звуков. Подберите, нужный символ и расскажите, какой это звук. (Согласный, твердый и глухой)
6. Игра «Сделай шаг, когда услышишь звук «с».
У Феи Фонетики для вас есть сюрприз. Посмотрите - дорожка, а куда она ведёт? Выполните задание - узнаете. Если услышите звук С- то делайте шаг вперёд, если нет- то стойте.
-О, и, м, с, т, п, н, т, с, т.
-Ас, ут, ип, ис, на, су, со, та, до, мы, ту, и т.д.
-Да, ведь это пустыня! (Дети подходят к песочному столу)
6.Упражнение «Соедини звуки»
-Сильные ветры в пустыне несут звуки, как песок, сливая их в слоги. Если первый звук «А», второй «С», какой слог произнесём? Наберите в руку песок и произнесите слог, насыпая горку: АС---, ОС---, УС---,ЫС---, ИС----, ЭС----.
7.Упражнение «Солнце пустыни»
- Ребята, какое солнце в пустыне? (Жаркое, палящее, огненное, накалённое, знойное, обжигающее, большое). Предлагаю вам выложить из разноцветных палочек солнечные лучи и повторить такие слоги:
ска - ско - ску - скы аск - оск - уск - ыск ско - ску - скы - ска оск - уск - ыск - аск
ску - скы - ска - ско уск - ыск - аск - оск скы - ска - ско - ску ыск - аск - оск - уск
8. Упражнение «Добавь словечко»
- Ребята, фея Графика записала загадки, а слова-отгадки спрятала в песке. Закончите каждое предложение словом, в котором есть звук С и повтори его целиком:
Саня катает Соню на ...
Денис стоит на автобусной остановке и ждет свой …
Слава и Саня кормят ….
На суку сидят ...
Оксана обувает красные ...
9. Упражнение «Определи место звука в слове»?
-Ребята, вы очень догадливые, но ещё нужно навести порядок- разложить картинки под схемой слова: звук с в начале, в середине или в конце.
Саня, Соня, оса, собака, автобус, сапоги, бусы, кактус, самолёт, оса, сумка.
10.Физкультминутка
Ребята, отгадайте загадку:
Любит курочек таскать,
Мышку в поле отыскать,
Очень говорят хитра,
И зовут её … (лиса)
СА-са-са- В лесу бегает лиса. Са-са-са-догоника нас, лиса |
Дети водят хоровод, лиса бежит по внешнему кругу хоровода в обратном направлении |
Сы-сы-сы- убегаем от лисы |
Дети разбегаются, лиса их ловит |
11. Знакомство с буквой С
-Ребята, а вот и Фея Графика появилась. Она принесла вам букву «С» (эс), так она называется в алфавите. « Полумесяц в небе темном буквой С повис над домом»
-Ребята, а вы знаете, что такое полумесяц? Это изображение луны. Напишите пальчиком букву в воздухе, на ладошке, на песке.
12. Пересказ «Соня в саду»
Фея Графика составила зашифрованный рассказ о девочке Соне, послушайте:
Около дома был сад. В саду стояла скамейка. Около скамейки стояла Соня. Соня кормила собаку.
-Где был сад?
-Где стояла скамейка?
Где стояла Соня?
-Ребята, кто хочет составить рассказ?
13. Подведение итогов.
-Дети, наше путешествие в город звуков подошло к концу. С каким звуком вы сегодня познакомились? Вспомните слова с этим звуком. Что вам понравилось в нашем путешествии?
-Ребята, фея Графика принесла нам конверт. Что же там, посмотрим? Это небольшие черно-белые картинки с заданиями. Хотите раскрасить и показать своим друзьям в группе и родителям?
Список использованной литературы
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 232 с.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий.– М.: Издательство «Издательство: Скрипторий 2003», 2013.-50 с.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа. – М.: Издательство «Издательство: Скрипторий 2003», 2011.-128 с.
1.Составьте рассказ по плану.
Около дома был сад. В саду стояла скамейка. Около скамейки стояла Соня. Соня кормила собаку.
Приложение 2.
Рассмотри и раскрась картинки. Назови, что на них нарисовано (весы, санки, совы, сумка, лес, бусы, усы, компас). Определи, где слышится звук «С» в этих словах.
3.Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
4.Напиши буквы С карандашом. Между парами букв соблюдай расстояние в мизинец.