Конспект НОД «Звук и буква С. В гостях у феи Фонетики и феи Грамматики»

4
0
Материал опубликован 5 July 2017 в группе

Конспект НОД 

«Звук и буква С.

В гостях у феи Фонетики и феи Грамматики»

с использованием песочной терапии.

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Цель: автоматизировать звук С в слогах, словах, предложениях, рассказе цепной структуры.

        Коррекционно-образовательные задачи.

Закрепить правильное произношение звука «С» в слогах, словах, предложениях и рассказе.

Учить определять позицию звука «С» в слове.

Познакомить с буквой «С»

Совершенствование навыка слогового анализа.

Формирование умения полным предложением отвечать на поставленные вопросы.

Учить составлять рассказ цепной структуры по картинно-графическому плану.

Продолжать учить детей образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего, будущего времени, в умении согласовывать слова в роде, числе, падеже.

      Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие слухового внимания, зрительно и слуховой памяти, мышления.

Развивать двигательно-моторную координацию у детей.

     Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание чувства сопереживания и поддержки друг другу.

Предшествующая работа: Рассматривание картинно- графических планов по теме: «В огороде», «Осень», «Фрукты» Дидактические игры «Подружи звуки», «Определи место звука в слове».

Словарная работа: полумесяц, солнце-жаркое, палящее, огненное, накаленное, знойное, обжигающее.

Материал: зеркала, предметные картинки: Саня, Соня, оса, собака, автобус, сапоги, бусы, кактус, самолет, оса, сумка; картинно-графический план рассказа «Соня в саду»; символы гласных, согласных звуков; схема слова; песочный стол; разноцветные палочки, игрушка –лиса, конверт с заданиями на каждого ребенка.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Словесная игра «Скажи, что мы делали, будем делать?».

-Ребята, скажите, что вы делали вчера? А что вы будете делать завтра?

Сегодня нас пригласили в город Звуков и Букв фея звуков – Фонетика и фея букв Графика. Фонетика летает вместе со звуками, а Графика обозначает их буквами.

2. Артикуляционная гимнастика С.В. Коноваленко

А поможет нам перенестись в город звуков и букв гимнастика для язычка под веселую музыку: Забор- Трубочка, Окошечко, Лопаточка, Чистим зубки, Качели, Лошадка, Грибочек, Гармошка.

3.Характеристика гласных и согласных звуков

В городе встречает нас фея Фонетика. Под легкими ножками Фонетики не гнулись ни травинка, ни цветок. Казалось, она парила в воздухе.

Походка Графики была, напротив, твердой и уверенной. Она шла по тропинке, опираясь на тонкую трость с острием на конце. На самом деле это была не трость, а большая ручка для письма...

-Ребята, Фея Фонетика хочет с вами поиграть. Она пропоёт вам звуки, а вы повторите, не ошибитесь: АУО, ИАУ, ЫОУ, ЭОИ.

-Какие звуки пропела вам фея Фонетика? (Гласные)

- Перечислите гласные звуки. Почему они гласные? (воздух свободно выходит изо рта, они поются).

- Внимание, фея Фонетика произнесет новые звуки: П, Т, М, Н, К,Х .

Можно их пропеть? Почему? (воздух не может свободно выходить изо рта ему мешают или губы, или зубы, или язык).

-Как называются эти звуки? Звуки, которые нельзя петь, называются согласными.

4.Определи одинаковый звук.

Фея Фонетики приготовила вам картинки: самовар, стаканы, сахар, сухари. Чем похожи эти слова? Предлагаю вам взять зеркала и произнести этот звук. Что происходит с нашими губами, зубами и языком?

-губы растянуты в улыбку,

- зубы заборчиком со щелью,

- кончик языка за нижними зубами,

- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по средней части языка - свист длительный.

5. Характеристика звука С

-Ребята, перед вами символы звуков. Подберите, нужный символ и расскажите, какой это звук. (Согласный, твердый и глухой)

6. Игра «Сделай шаг, когда услышишь звук «с».

У Феи Фонетики для вас есть сюрприз. Посмотрите - дорожка, а куда она ведёт? Выполните задание - узнаете. Если услышите звук С- то делайте шаг вперёд, если нет- то стойте.

-О, и, м, с, т, п, н, т, с, т.

-Ас, ут, ип, ис, на, су, со, та, до, мы, ту, и т.д.

-Да, ведь это пустыня! (Дети подходят к песочному столу)

6.Упражнение «Соедини звуки»

-Сильные ветры в пустыне несут звуки, как песок, сливая их в слоги. Если первый звук «А», второй «С», какой слог произнесём? Наберите в руку песок и произнесите слог, насыпая горку: АС---, ОС---, УС---,ЫС---, ИС----, ЭС----.

7.Упражнение «Солнце пустыни»

- Ребята, какое солнце в пустыне? (Жаркое, палящее, огненное, накалённое, знойное, обжигающее, большое). Предлагаю вам выложить из разноцветных палочек солнечные лучи и повторить такие слоги:

ска - ско - ску - скы аск - оск - уск - ыск ско - ску - скы - ска оск - уск - ыск - аск

ску - скы - ска - ско уск - ыск - аск - оск скы - ска - ско - ску ыск - аск - оск - уск

8. Упражнение «Добавь словечко»

- Ребята, фея Графика записала загадки, а слова-отгадки спрятала в песке. Закончите каждое предложение словом, в котором есть звук С и повтори его целиком:

Саня катает Соню на ...

Денис стоит на автобусной остановке и ждет свой …

Слава и Саня кормят ….

На суку сидят ...

Оксана обувает красные ...

9. Упражнение «Определи место звука в слове»?

-Ребята, вы очень догадливые, но ещё нужно навести порядок- разложить картинки под схемой слова: звук с в начале, в середине или в конце.

Саня, Соня, оса, собака, автобус, сапоги, бусы, кактус, самолёт, оса, сумка.

10.Физкультминутка

Ребята, отгадайте загадку:

Любит курочек таскать,

Мышку в поле отыскать,

Очень говорят хитра,

И зовут её … (лиса)

СА-са-са- В лесу бегает лиса.

Са-са-са-догоника нас, лиса

Дети водят хоровод, лиса бежит по внешнему кругу хоровода в обратном направлении

Сы-сы-сы- убегаем от лисы

Дети разбегаются, лиса их ловит

11. Знакомство с буквой С

-Ребята, а вот и Фея Графика появилась. Она принесла вам букву «С» (эс), так она называется в алфавите. « Полумесяц в небе темном буквой С повис над домом»

-Ребята, а вы знаете, что такое полумесяц? Это изображение луны. Напишите пальчиком букву в воздухе, на ладошке, на песке.

12. Пересказ «Соня в саду»

Фея Графика составила зашифрованный рассказ о девочке Соне, послушайте:

Около дома был сад. В саду стояла скамейка. Около скамейки стояла Соня. Соня кормила собаку.

-Где был сад?

-Где стояла скамейка?

Где стояла Соня?

-Ребята, кто хочет составить рассказ?

13. Подведение итогов.

-Дети, наше путешествие в город звуков подошло к концу. С каким звуком вы сегодня познакомились? Вспомните слова с этим звуком. Что вам понравилось в нашем путешествии?

-Ребята, фея Графика принесла нам конверт. Что же там, посмотрим? Это небольшие черно-белые картинки с заданиями. Хотите раскрасить и показать своим друзьям в группе и родителям?

Список использованной литературы

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 232 с.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий.– М.: Издательство «Издательство: Скрипторий 2003», 2013.-50 с.

 Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа. – М.: Издательство «Издательство: Скрипторий 2003», 2011.-128 с.

1.Составьте рассказ по плану.

Около дома был сад. В саду стояла скамейка. Около скамейки стояла Соня. Соня кормила собаку.

Приложение 2.

Рассмотри и раскрась картинки. Назови, что на них нарисовано (весы, санки, совы, сумка, лес, бусы, усы, компас). Определи, где слышится звук «С» в этих словах.

 

     

3.Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом

4.Напиши буквы С карандашом. Между парами букв соблюдай расстояние в мизинец.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.