Можно ли защитить глаза ребят от чрезмерного напряжения?
Да, можно. Для снятия зрительного напряжения у детей рекомендуется специальная гимнастика для глаз. Даже при небольшой ее продолжительности, но регулярном проведении она является эффективным средством профилактики утомления .
Зрительная гимнастика проводится в середине занятия с ПЭВМ (после 5 мин. работы – для пятилетних и после 7-8 мин. – для шестилетних детей) и в конце или после всего развивающего занятия с использованием компьютера.
Длительность зрительной гимнастики, как во время, так и после занятия составляет 1 мин. Преподаватель выбирает одно упражнение для проведения во время занятий с ПЭВМ и одно-два упражнения для проведения гимнастики после заключительной части занятия. Через два-четыре занятия упражнения рекомендуется менять.
Гимнастику для глаз во время работы на компьютере рекомендуется проводить с использованием зрительных меток.
Для этого в компьютерном зале заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты преподаватель может придумывать сам и менять их время от времени.
В центре стены помещается машина (или голубь, или бабочка). В углах под потолком стены – цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик. А бабочка – на цветок.
Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взгляд ребенка последовательно на каждую метку, а можно – в случайном порядке.
Скорость перевода взгляда не должна быть очень большой. Переводить взгляд надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз. Преподаватель должен вести контроль за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Рекомендуются следующие варианты упражнений (приложение 11 к Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.).
Упражнение 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Упражнение 3. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
Упражнение 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Упражнение 5. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 6. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо– вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Упражнение 7. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.
Упражнение 8. В игровой комнате на оконном стекле на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3-5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдали. Ребенка ставят около метки на стекле на расстоянии 30-35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 с на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в течение 10 с. После этого поочередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет. Продолжительность этой гимнастики 1-1,5 мин.
«В ходе компьютерных занятий существенно увеличивается нагрузка на зрение детей. Можно ли защитить глаза ребят от чрезмерного напряжения?»
Подробнее: http://1obraz.ru/#/document/16/2987/bssPhr1/?of=copy-26c19a4b92
Дмитриева Оксана Леонидовна