В Тульском ГПУ им. Л.Н. Толстого разработано электронное учебное пособие по изучению русского языка
Проект электронного учебного пособия «Русский язык в действии: практика речи» – результат творческого труда коллектива преподавателей Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
Пособие адресовано иностранным студентам-филологам, изучающим русский язык как в российских, так и зарубежных вузах. Также может быть рекомендовано зарубежным слушателям летних школ и краткосрочных курсов русского языка в рамках программ модульного обучения в российских вузах. Авторы – специалисты с большим стажем преподавательской деятельности И.Ю. Ехлакова, Е.П. Красильникова, Б.В. Черенкова.
Цель разработки – повышение уровня владения русским языком в лингвистическом, культурологическом, коммуникативном и страноведческом аспектах, развитие способности анализировать социально значимые проблемы и процессы на русском языке с использованием современных инновационных технологий.
Курс рассчитан на 48 часов аудиторных занятий и предполагает изучение русского языка иностранной аудиторией с использованием активных форм работы по всем видам речевой деятельности: слушанию, говорению, чтению и письму. Пособие включает три модуля, имеющих одинаковую структуру и разделенных по тематическому принципу: «Русский язык в современном мире», «Страницы истории России», «Традиции России». Такой отбор речевых тем обусловлен динамикой развития российского общества, отражающей тенденции становления русской культуры во всех разновидностях ее проявления от истоков до современности.
Каждый модуль состоит из пяти разделов, четыре из которых являются обязательными для изучения. Это разделы «Слушаем русскую речь», «Наш читальный зал», «Дискуссионная площадка» и «Проба пера». В основе структурирования модуля – деление по видам речевой деятельности. Авторы предлагают последовательное обучение от рецептивных видов речевой деятельности (аудирования и чтения) к продуктивным видам (говорению и письму).
Каждый раздел содержит три части, что соответствует принятому в методике алгоритму деятельности, ориентированной на работу с текстом: подготовка к слушанию/чтению (предусматривает знакомство со словарём текста и выполнение предтекстовых лексико-грамматических упражнений) – текст – послетекстовые задания. Раздел «Слушаем русскую речь» содержит также страноведческую справку. Дело в том, что аудиотексты воспринимать сложнее печатных текстов, особенно если они содержат имена собственные. Однако именно имена собственные формируют фоновые знания. В них, как в зеркале, отражаются история, культура и мировосприятие народа. Без накопления фоновых знаний невозможно свободное владение любым иностранным языком. Именно поэтому на этапе подготовки к аудированию авторы вводят страноведческую информацию, необходимую для последующего восприятия текста.
Раздел «Дискуссионная площадка», призванный актуализировать навыки говорения, состоит из таких подразделов, как «Ваше мнение», «Блиц-опрос», «Обсуждаем фильм» и «Круглый стол», в которых предлагается выразить свое мнение с опорой на образец, используя синонимичные конструкции; принять участие в дискуссии по актуальной проблеме; проанализировать видеофрагмент.
Рубрика «Проба пера» имеет четыре составляющие: выполняем задания (формулировка заданий), советы начинающему писателю (рекомендации по написанию работ разных жанров и стилей), интересные факты (тематическая подборка фактов), наше творчество.
Пятый раздел «На досуге» – факультативный и содержит дополнительную информацию по темам. Здесь представлены аутентичные тексты для чтения и восприятия со слуха, поэтические произведения русских, советских и российских авторов, а также лексико-грамматические игры, загадки и скороговорки, цель которых раскрыть перед читателем удивительный мир русской культуры и русского языка.
Несомненным достоинством пособия является подготовленный авторами комплект приложений, содержащий мультимедийные презентации, аудиоматериалы и видеофрагменты, облегчающие восприятие обучающимися материала через создание естественных условий речевого общения.
Пособие «Русский язык в действии: практика речи» представляет собой синтез текстографического и мультимедийного способов подачи учебного материала. Включение в текст аудио- и видеофрагментов, схем, таблиц, фотографий и иного иллюстративного материала позволяет реализовать в обучении принципы наглядности и интерактивности, развивать активно-деятельностные формы обучения. Количество предлагаемого материала допускает варьирование и дифференцированное распределение учебного материала при выборе текстов в зависимости от степени подготовленности аудитории и ее региональной специфики. Пособие содержит ключи к наиболее сложным для выполнения заданиям, что облегчает его применение в условиях самостоятельного обучения.