12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бессарабова Юлия Васильевна49

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Технологии изучения орфографии

Авторы Бессарабова Юлия Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа № 118 города Донецка»,

Бессарабов Олег Викторович

учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа № 150 города Донецка»

Донецк

2018

Содержание

Вступление…………………………………………...…......................................

3

I.

Приёмы и способы объяснения орфографического правила

(страница для учителя)……………………………………………………

7

 

Сопоставление произношения и написания слов…………………

Схема применения правила…………………………………………..

Проблемная ситуация, беседа………………………………………

Сообщение…………………………………………………………...…

Правила двух рядов, таблица………………………………………

Рифма……………………………………………………………………

Алгоритм………………………………………………………………..

Предписание действий………………………………………………...

Алгоритм……………………………………………………………......

Алгоритм………………………………………………………………..

Рифма……………………………………………………………………

Схема……………………………………………………………………

Схемы…………………………………………………………………...

Беседа…………………………………………………………………...

Таблица………………………………………………………………….

Алгоритм………………………………………………………………..

Таблица………………………………………………………………….

Таблица………………………………………………………………….

Алгоритм………………………………………………………………..

7

8

9

10

10

12

12

14

14

15

16

16

16

16

17

17

17

18

18

II.

Орфографическое правило и виды работ (страница для ученика)…….

19

Библиография…………………………………………………………………….

25

Вступление

Современная школа как социально-педагогическая система призвана обеспечить достижение таких образовательных результатов, которые бы отвечали целям развития личности и современным требованиям общества. Чтобы достойно жить в современном мире, личность должна быть компетентной в разных сферах деятельности. Школа должна помочь детям в овладении технологиями жизнедеятельности, создать условия для раскрытия потенциала самопознания, самооценки, самоактуализации, саморегуляции, самоконтроля, интеграции в социокультурное пространство.

Одним из путей обновления содержания образования и согласования его с современными потребностями, интеграцией в русское и мировое образовательные пространства является ориентация учебных программ на приобретение ключевых компетентностей и на создание эффективных механизмов их внедрения. Именно ключевые компетентности должны стать основой учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Учебно-методическое пособие по русскому языку составлено таким образом, чтобы реализовывалась основная цель обучения – достижение свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций.

Целью пособия является формирование орфографической компетенции обучающихся; навыков анализа орфографических затруднений; развитие орфографической зоркости; закрепление навыков грамотного письма и самоконтроля, а результате – формирование вышеуказанных компетенций носителя языка.

Задачи пособия:

- сформировать общее представление об орфографическом затруднении;

- закрепить навыки грамотного письма; - закрепить навыки точного объяснения правильного написания орфограмм в соответствии с нормами письма, регламентированными современными правилами;

- сформировать навыки самоконтроля грамотности.

В результате использования пособия в практике предполагается, что обучающийся будет знать:

- условия, от которых зависит написание;

-  норму, действующую при данных условиях;

-последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

- приёмы разграничения схожих написаний.

Значительная роль в процессе изучения русского языка уделяется формированию языковой компетенции, включающей в себя знание о системе языка и орфографические умения.

Курс русского языка предъявляет следующие требования к уровню орфографической подготовки учащихся. Учащийся должен опознавать изученную орфограмму, объяснять её с помощью правил, правильно писать слова с изученной орфограммой, находить и исправлять орфографические ошибки в своём и чужом текстах.

Общеизвестно, что обучение орфографии имеет огромное значение. И это закономерно, ведь именно знание орфографических правил и норм соответствует успешному обучению грамотности.

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, необходимо прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка. Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

высокий научный уровень преподавания орфографии;

связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;

знание орфографических правил;

знание схемы применения правил и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;

упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.

Первым условием формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил.

Орфография в школе изучается вместе с другими разделами, что дает возможность проводить систематическую работу над формированием навыков правописания. Важное познавательно-практическое значение имеет раскрытие взаимосвязей, существующих между языковыми явлениями.

Систематический школьный курс русского языка является продолжением курса начальных классов, поэтому учитель, работающий в 5-11 классах, должен хорошо знать программу для начальной школы.

Для получения оптимального результата на уроке при обучении орфографии необходим выбор такой методики его проведения, которая позволит получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учителя и учащихся, т.е. учителю необходимо использовать различные методы обучения.

Методы обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

Любой метод состоит из последовательных действий, направленных на достижение цели, а метод обучения – из действий учителя и учащихся, соотносимых друг с другом. Следовательно, метод обучения – это система действий учителя, организующая познавательную и практическую деятельность учащихся, устойчиво ведущую к усвоению ими содержания образования.

В данной работе предпринята попытка соединить методическое пособие для учителя, которое необходимо ему при подготовке к урокам, и учебник для учащегося.

Идея создания такого пособия возникла с целью реализации системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Как показал опрос учителей-словесников, многие из них испытывают трудности при подготовке к урокам из-за большого объёма ненужной информации и нехватки чётко структурированной методической литературы, включающей в себя одновременно материалы для учителя и для ученика.

Данное пособие состоит из двух разделов.

Первый раздел предназначен для учителя-словесника. Он включает методические рекомендации, необходимые при изучении темы «Правописание гласных после шипящих и Ц». В разделе представлено 19 способов и приемов обучения. Все они брались из разных источников, изданных за предыдущие 40 лет для учителей-словесников, работающих в школах.

Второй раздел рекомендован для учащегося. Он состоит из орфографического правила и ряда различной сложности работ к нему, то есть всего того, что необходимо знать ученику.

Преимущество данного пособия над всеми остальными в том, что и учитель, и ученик могут пользоваться одним материалом, что плодотворно скажется на их совместной работе.

Оно облегчит учителю поиск нужного варианта объяснения темы, будет способствовать творческому подходу учителя к обучению учащихся орфографии.

Пособие предназначено для учителей начальных классов, учителей русского языка, учащихся школы, студентов филологического факультета и всех, кто интересуется изучением орфографии.

I. Приемы и способы объяснения орфографического правила

(страница для учителя)

1. Сопоставление произношения и написания слов.

а) Сопоставление произношения и написания слов.

Его цель – показать учащимся, что после шипящих употребление букв О, Е не отражает произношение, поскольку после твердых (ж), (ш) иногда пишется буква Ё, хотя она обычно используется для обозначения мягкости предшествующего согласного, а после мягких (ч’), (ш’) может стоять буква О, что также не соответствует закономерностям русской графики.

Материал для наблюдений:

жёлтый крыжовник

шёлк шорох

чёрный чопорный

щётка трущоба

б) Изучение правила.

Правило ориентирует на одно написание: после шипящих в корне слов пишется буква Ё, поскольку группа слов, составляющих исключение, довольно значительна, после усвоения правила и тренировки в его применении целесообразно познакомить учащихся с дополнительным приёмом: подбором однокоренных слов с буквой Е после шипящих к тем словам, в которых пишется в корне под ударением Ё: шёпот – шептать, решётка – решето, чёрный – чернеть, щётка – щетина. Обозначение орфограммы: чёрный, шов (искл.)

в) Межъязыковые сопоставления при изучении данного правила не нужны, поскольку оно является специфическим для русской орфографии.

г) Трудные случаи применения правила.

Основная трудность данного правила состоит в большом количестве слов-исключений. Нужно, чтобы учащиеся хорошо помнили эти слова именно как исключения и не смешивали с ними те, которые подчиняются правилу. Поэтому в упражнениях при изучении, закреплении и повторении данной орфограммы следует чередовать слова, пишущиеся по правилу, и слова- исключения. Ошибки часто допускаются учащимися в тех случаях, когда буква Ё должна употребляться после твёрдых шипящих: жёлудь, жёрнов, жёсткий, жёлтый, решётка, шёлк, шёл, шёпот, шёрстка и так далее. Специального внимания требуют также глаголы ОЖЁГ, ПОДЖЁГ и существительные ОЖОГ, ПОДЖЁГ.

2. Схема применения правила

Чтобы навыки учебного труда формировались успешно, учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся:

а) умели осознавать учебную задачу (учебные задачи);

б) владели рациональными учебными действиями;

в) умели осуществлять самоконтроль.

…Учебная задача определяется тем, чему должен научиться школьник в результате выполнения того или иного задания к упражнению. Учебную задачу надо отличать от задания.

Например, задание к упражнению: «Определите количество звуков и букв в словах. Почему оно не совпадает?» Учебная задача – усвоить, какую роль играют буквы Е, Ё, Ю, Я и обратить внимание на то, что в словах с непроизносимыми согласными букв больше, чем звуков.

Рациональные учебные действия касаются распознавания грамматических форм и конструкций и применения правил…

Правило правописания О- Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных дано в такой формулировке: «После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е…»

Опознавательным признаком орфограммы, сообщает учитель, является наличие гласного О (Е) после шипящих и Ц. Проводя анализ, необходимо:

а) установить, в какой части слова находится гласный, который следует за шипящим и Ц.

б) Если гласный следует за шипящим или Ц в окончании, то выяснить, к какой части речи относится слово.

в) Затем определить, падает ли ударение на окончание.

Учитель обращает внимание на то, что, запомнив формулировку правила, они запомнят и схему его применения.

Запоминание формулировки правила и схемы его применения успешно происходит в ходе письменного и устного орфографического разбора.

Давая устное объяснение (этой орфограмме), ученик рассуждает примерно таким образом: «После буквы Ч в окончании существительного СУРГУЧОМ под ударением пишется – ОМ; после буквы Ч в окончании существительного СМЕРЧЕМ в безударном положении пишется - ЕМ».

При письменном объяснении учащиеся ставят ударение, выделяют окончание, подчёркивают согласную, находящуюся перед окончанием, а перед словом с нужной орфограммой указывают часть речи, например:

Запечатать (сущ.) сургучом, наблюдать с берега за (сущ.) смерчем.

3. Проблемная ситуация, беседа

Какие знания по фонетике и грамматике необходимы учащимся для применения данного правила?

Учащиеся должны знать перечень шипящих согласных, уметь выделять в тексте имена существительные, а в существительных – окончания, верно определять ударение в слове. Учитель подбирает в соответствии с этим и с уровнем подготовки класса материал для повторения. Работа может носить индивидуальный характер. Важно, чтобы все учащиеся владели указанным кругом знаний.

После подготовительной работы учителем создаётся, как говорят психологи, проблемная ситуация: на доске записываются слова:

плащ..м, борщ..м, грач..м, ключ..м.

Чтобы узнать, какое орфографическое правило надо применять в данном случае, необходимо установить, в какой части слова находится гласный, который следует за шипящим и Ц в окончании, то следует выяснить, к какой части речи относится слово. Правило, которое будет изучаться на уроке, подчёркивает учитель, касается правописания гласных О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Далее разбираются следующие примеры:

врачОм товарищЕм

дворцОм задачЕй

межОй горцЕв

борщОм сердцЕ

кольцОм

Беседа.

а) К какой части речи относятся данные слова?

б) После каких согласных стоят выделенные буквы О и Е?

в) В какой части слова выделены О и Е?

Получив ответ на эти вопросы, учитель предлагает учащимся определить ударение в словах. Затем формулируется правило.

4. Сообщение

При изучении темы, где нужно запомнить много слов-исключений, учитель превращает все эти слова в…попутчиков. В одних случаях он рисует на доске большой автомобиль и, рассказывая о происхождении, значении и правописании слов-исключений, заполняет ими места в машине. Работа может строиться по-другому. Используя записанные на доске слова с выделенными орфограммами, учащиеся самостоятельно составляют шуточный рассказ.

5. Правила двух рядов, таблица

Отношения указанных согласных (шипящих и Ц), а также согласных Г, К, Х, К гласным И, Е, Ё, Ю, Я можно выразить в виде правил, которые могут быть названы правилами двух рядов.

а) и е ё ю я б) и е ё ю я в) и е ё ю я 1 ряд

 

Ц

Ж, Ш, Ч,Щ

Г, К, Х

 

 

ы э о у а ы э о а ы э о у а 2 ряд

где:

сплошная стрелка ( ) обозначает возможность сочетания только с данной буквой, стрелка пунктирная (– – →) обозначает возможность сочетания и с соответствующей буквой 2 ряда.

Отсутствие стрелки обозначает невозможность сочетания.

Основные правила рядов.

а) Если согласная сочетается только с буквой 1 ряда, то она не может сочетаться с соответствующей буквой 2 ряда.

б) Если согласная не сочетается с буквой 1 ряда, то она сочетается с соответствующей буквой 2 ряда.

в) Если согласная может сочетаться с соответствующими буквами 1 и 2 рядов, то это происходит в разных позициях в слове:

Для Ж, Ш, Ч, Щ – это сочетание с Ё:

Для Ц – это сочетание с И:

- в глаголах, глагольных формах и их производных (шёл, печёт, бережёт, раздражённый, завершённый – завершённость, облегчённый, сокращённый, учёный – учёность );

- в корнях русских слов других частей речи (шёпот, шёпотом, чёрный, жёлтый, дешёвый, щёлочь, причём, о чём);

- в наречии ЕЩЁ.

Сочетание с О:

- за корнем ( крючок, снежок, смешон, свежо, хорошо, общо, ключом, ножом; большой, чужой, чужого);

-в заимствованных словах и производных от них (мажор- мажорный, шок- шоковый – шокировать, шоссе, шофёр, шовинизм, шоколад, капюшон)

- в основах слов ( цирк, циркуль, цифра, цитрусовые, нация, организация, национальный, организационный), кроме случаев 2 и 3 следующих пра

вил;

.

Сочетание с Ы:

- в окончаниях ( отцы, лестницы, круглолицый),

- в суффиксе - ын ( птицын, синицын )

- в словах ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК, НА ЦЫПОЧКАХ, ЦЫЦ

Таким образом, все позиции правописания гласных после шипящих и Ц, а также после согласных Г, К, Х обобщаются в виде правил двух рядов – компактной и хорошо воспринимаемой даже учащимися 5 класса микросистемы. Соблюдая принцип « от простого к сложному», можно для учащихся 5 класса ограничить количество случаев в правиле в), чтобы затем, повторив в 6 классе всю микросистему, дополнить её более сложными случаями. При любом варианте все правила даются в одном параграфе.

ПРИМЕЧАНИЕ:

соответствующими буквами считаются: И – Ы, Е – Э, Ё – О, Ю-У, Я – А;

отклонения от этих правил возможны лишь в двух случаях: в аббревиатурах ( ЖЭУ, ГЭС ); в заимствованных словах (парашют, жюри…).

6. Рифма

Помогают рифмы:.

Шоколад, шофёр, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

Или:

О так сходно с калачОм,

По нашим наблюденьям.

В окончаньях пишем О

Всегда под удареньем.

7. Алгоритм

О, Ё (е) после шипящих

Определи последовательно Примени правило

в корне Е щёлка, щель,

а) Часть слова пчёлка, пчела

в корне О

 

в глаголах и Запомни перечень

б) Отношение к отглагольных слов: печёт,увлечён,

глаголу прилагательных увлечённый,

Е копчёный,

в существительных раскорчёвывать

и наречиях с

суффиксом глагола раскорчёвка,

или отглагольного копчёности,

прилагательного увлечённо

под ударением О свечОй - тучей

в) Ударение чужОго - лучшего

без ударения Е снежОк - овражек

свежО - жгуче

парчОвый - пуншевый

ПРИМЕЧАНИЕ.

Слова с корневой О - шомпол, обжора, чопорный, крыжовник, шорох, чокаться, шоколад, шоссе, шофёр, жокей и некоторые другие…

Представляет несомненный интерес следующая закономерность. В словах с корневой Е (ё) после шипящих в процессе словоизменения при образовании новых слов того же корня: а) ударение переходит на другой слог – ЖЁЛОБ – ЖЕЛОБА, ЖЁЛУДЬ – ЖЕЛУДЁВЫЙ,…или б) происходит чередование ударных гласных О и Е – ЖЁРДОЧКА – ЖЕРДЬ, ЗАЖЕГШИЙ – ЗАЖЕЧЬ, ЩЁЛКА – ЩЕЛЬ… В некоторых словах налицо оба признака: КОШЁЛКА – КОШЕЛЬ – КОШЕЛЁК, ЧЁРТ – ЧЕРТИ – ЧЕРТОВЩИНА…

Тогда первое из правил формулируется так: пиши в корне после шипящих Ё (е), если при изменении слова или в однокоренных словах обнаруживается хотя бы один из признаков: ударение переходит на другой слог; происходит чередование ударных гласных О и Е, обозначаемых буквами Ё и Е. Работая с корнями, полезно указать и некоторые другие особенности слов с гласной О. Так, лишь немногие из них активно употребляются (обжора, шофёр, шов, шоссе, шоколад, крыжовник, капюшон, шорты и другие), значительная часть осознаётся как иноязычные (артишок, шокировать, боржом). Гласная О после шипящих пишется в отдельных именах, фамилиях, географических названиях (Жора, Щорс, Шолохов, Печорин, Чарджоу).

8. Предписание действий

а) Определи часть слова.

б) Если корень, то пиши Ё (кроме слов-исключений).

в) Если суффикс или окончание, определи часть речи.

г) Если существительное, прилагательное, наречие, то под ударением – О, без ударения – Е (исключение: ещё).

д) Если глагол и слова, образованные от глагола, то под ударением – Ё…

Вначале даётся несколько слов, например, ШОВ, ШОРОХ, КРЫЖОВНИК, КАПЮШОН, ОБЖОРА, ЦОКАТЬ. Затем список этих слов постепенно увеличивается… Можно дать задание поработать со словарями и составить список слов с О после шипящих в корне.

9. Алгоритм

 

жог- существительное

жег- глагол

 

 

Безударная?

Да Нет (ударная)

Е в ?

сторожим

да нет

ё глагол // от глагола

шёлк

Да Нет

Е О

шоколад шов, шок печет ручонка

шоссе шорох тушенка

шофер шорты а) трещотка а) ещё

шовинизм шоры, шомпол б) прыжок б) ер

жокей капюшон стажёр

жонглёр крюшон в) (о,на)

Шотландия крыжовник чем

обжора, боржом г) Владимиром

трущоба, чопорный Ильичём

р. Печора

 

В алгоритмах и обобщающих таблицах предлагается на жёлтом фоне давать примеры; это единственный из цветов, не затрудняющий прочтение того, что на его фоне написано; красным – отграничить (рамкой) исключения; его яркость даёт надежду на более чёткий, а следовательно, более долгий и глубокий след в памяти, что очень важно, так как исключения обычно запоминаются плохо, поскольку из-за сравнительно редкой встречаемости в текстах над ними меньше работают; зелёным – отграничивать (тоже рамкой) примечания с дополнительными сведениями; тогда и основной материал таблицы или алгоритма также оказывается чётко выделенным, что способствует его скорейшему запоминанию.

10. Алгоритм

а) В какой части слова гласный после шипящего?

 

в корне в окончании в суффиксе

пиши Ё, кроме б) Определи часть речи:

изученных слов

с О (крыжовник, сущ. прил. нареч. глагол

шорох…) (включая причастия)

 

О Ё

(кроме слов: учёба, тяжёлый –

и отглагольных: ночевать – ночёвка,

сушить – сушёный…)

Указания для учителя.

Алгоритм следует составлять постепенно, по мере изучения правил. Перечень слов с О в корне может быть дан по школьному учебнику или расширен; могут быть включены существительные ОЖОГ, ПОДЖОГ, ИЗЖОГА.

11. Рифма

При повторении в начале года темы: «Буквы И, А, У после шипящих» можно использовать стихотворение. Иногда следует привлечь и картинки с изображением двух белок или белки с бельчатами, говоря о том, что сегодня мы едем к ним в гости, в лес…

- Часто в чащу не ходи:

встретишь волка на пути…

- Волка встретить не хочу:

в чаще шишки я ищу.

- Чуткий волк живёт в глуши,

Ты листвою не шурши,

Чтоб тебя он не услышал

И из логова не вышел.

12. Схема

^ и существительных и прилагательных после шипящих и Ц – О.

13. Схемы

1 вариант.

В ^ и  имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц

О - Е

2 вариант.

^ 

сучок – овражек шалашом - полотенцем

свинцовый – ситцевый большего - хорошего

14. Беседа

При изучении темы учащимся задаётся вопрос: «Когда после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных пишется О и когда Е?»

Ответ даётся двумя сложными предложениями по схемам:

а) Если…,

то пишется буква О

б) Буква Е пишется,

если…

Ответы учащихся: а) если ударение падает на суффикс прилагательного, то пишется буква О; б) буква Е пишется, если ударение на суффикс не падает.

15. Таблица

   

^ 

Глагольные формы и отглагольные образования

 

Ё

Неотглагольные образования

и а) и б) → Ё

или а), или б) → О

О - Е

16. Алгоритм

После шипящих под ударением пишется

буква О буква Е

а) в корнях слов а) в корнях (любой части

(любой части речи), речи), если есть

если нет проверочного проверочное слово с

слова с буквой Е: буквой Е:

 

шомпол шёпот - шептать

б) в суффиксах

б) в суффиксах и причастий и

окончаниях сущ.., окончаниях глаголов:

прилаг. и

суффиксах сушёный

наречий:

лужок, горячо

17. Таблица

Правописание О, Е после шипящих под ударением

корень есть проверочное слово - ё -

нет проверочного слова - о -

существительных - о -

суффикс прилагательных - о -

причастий - е -

наречий - о -

окончание существительных - о -

прилагательных - о -

глаголов - е -

 

18. Таблица

Под ударением О Без ударения Е

Имена существительные и прилагательные

в суффиксах

а) движок, медвежонок а) овражек, доченька

б) свинцовый, отцовский б) плюшевый, дружеский

в окончаниях

а) пыльцой, шалашом а) тучей, товарищем

б) большому, чужому б) хорошему, колючему

наречие

горячо могуче

Глагол и его формы - всегда Е течёт, толчёшь, окружённый

Запомнить!

В словах, образованных от глаголов, пишется Ё: ночёвка, ночевать

19. Алгоритм

Проверить, указано ли данное слово в примечаниях (является ли заимствованным)

НЕТ ДА

Определить, к какой написание

части речи запомнить

относится слово

существит., глагол,

прилагат., причастие,

наречие отглагольное

существительное,

отглагольное

прилагательное

Определить, в какой

части слова находится гласный написать Е (Ё)

в корне в суффиксе или окончании

проверить наличие проверить наличие

чередования Е – О ударения на Е, Ё, О

в родственных словах

ДА НЕТ ДА НЕТ

написать написать написать написать

Е (Ё) О О Е

ІІ. Орфографическое правило и виды работ

(страница для ученика)

Буквы О, Е, Ё после шипящих

1. После шипящих под ударением пишется О в соответствии с произношением:

1) в окончаниях имён существительных, например: мечом;

2) в окончаниях имён прилагательных, например: чужого;

3) в суффиксах имён существительных - ок - (пастушок), - онок - (волчонок), - онк - а (речонка);

4) в суффиксах имён прилагательных - ов - (грошовый);

5) беглое О в именах существительных (кишок) и прилагательных (смешон);

6) на конце наречий, например: свежо (но: ёщё).

2. Пишется Е (Ё) под ударением, хотя произносится О:

1) в окончаниях глаголов, например: жжёт;

2) в глагольных суффиксах - евыва -, например: разжёвывать;

3) в суффиксах отглагольных существительных - евк - а, например: размежёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый);

4) в суффиксах страдательных причастий - енн - (орошённый), отглагольных прилагательных - ен - (жжёный), а также в производных словах (жжёнка);

5) в суффиксах существительных -ер -, например: стажёр;

6) в предложном падеже местоимения ЧТО: о чём; в словах ПРИЧЁМ, НИПОЧЁМ.

О, Е, Ё после Ц

После Ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется О, без ударения – Е (Ё). Например: концом, танцем

Упражнение 1.

1) Спишите пословицы и загадки, раскрывая скобки.

1. Хорошо ружьец.. б..ёт: (с) гв..здя упало – пять горшков (раз)било. 2. Один раз (со)врал – навек лжец..ом стал. 3. (Не)ставь непр..ятеля овц..ю, ставь его волком. 4. Кому красное словц.., кому приска..ку. 5. (С)переди ш..л..ц.., (с)зади в..л..ц.., а на груди белое полотенц…

2) Отгадайте загадку. Найдите в ней слова с переносным значением.

Упражнение 2.

Замените одним словом. Запишите, обозначьте орфограмму.

Изготовленный из свинца. Находящийся в центре чего - нибудь. Украшение, надеваемое на палец. Маленькое дерево. Скрепить цементом. Полезный, укрепляющий здоровье. Металлическая часть электрической лампы, к которой прикреплён стеклянный баллон. Маленькая тонкая цепь.

Упражнение 3.

Переведите с украинского языка на русский. Запишите. Сопоставьте написание изучаемой орфограммы в русском и украинском языках.

Ситцева блуза, кварцева лампа, плюшева скатерть, грушевий напій, моржеве ікло, сторожовий пост, ключові позиції.

Упражнение 4.

Спишите, в однокоренных словах обозначьте изучаемую орфограмму, с несколькими словосочетаниями составьте предложения.

Стать плеч..м к плечу, плеч..вой сустав; плащ..вая ткань, укрыться плащ..м; жизнь бьёт ключ..м, ключ..вая вода; лиц..вая сторона, встретиться лиц..м к лицу.

Упражнение 5.

Запишите в три колонки слова с буквами О, Е после шипящих и Ц: в суффиксах, в окончаниях, в корнях. Обозначьте орфограммы.

Ерш..вая, замоч..к, свеж..го, ч..рный, ж..сткий, пунц..вый, вещ..вая, плющ..м, сундуч..к, облиц..вка, тяж..лый, ож..г, ож..г руку, дремуч..го, чуж..й.

Упражнение 6.

Спишите, в однокоренных словах обозначьте изучаемую орфограмму. С несколькими словами составьте предложения.

Держать себя молодц..м, с добрым молодц..м, молодц..ватый вид; вечер бальных танц..в, замечательный танц..р.

Упражнение 7.

Объясните правописание О и Ё, Е после шипящих.

Жёлудь, шок, жонглёр, желчь, жёсткошерстный, чёрный, чёрствый, чётки, чопорность, шоковый, шовинизм, шоссе, шофёр, шотландец, шёпот, щёголь, щёлочь, щётка.

Упражнение 8.

Вставьте пропущенные буквы.

Ж..лто-зелёный, ж..рнов, ж..сткий, ж..кей, ч..лка, ч..лн, ч..рствый, ч..ткость, ч..каться, бесш..вный, ш..кировать, ш..рох, ш..рстка, ш..лкокомбинат, пощ..чина, обж..ра, прож..рливый, изж..га, крыж..вник.

Упражнение 9.

Подберите антонимы, в корне которых были бы шипящие. Запишите их, обозначьте орфограмму.

Белый (хлеб) - ; свежий (хлеб) - ; дорогая (ткань) - ; (говорить) во весь голос - ; мягкий (диван) - ; лёгкий (рюкзак)-; число, которое делится на два без остатка - .

Упражнение 10.

Прочитайте. От чего зависит написание букв О или Е после Ц? Какая буква пишется без ударения? А под ударением?

танцевать - танцор

зайцем - скворцом

пшеницей - пыльцой

ценный - цена

Упражнение 11.

Запишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Кольц.., кольц..м, окольц..вать, кольц..вание, окольц..вывать, кольц..вой, кольц..видный; глянц..витый, глянц..м, глянц..вать, глянц..вка.

Упражнение 12.

Запишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Марганц..вая руда, марганц..вка, перелиц..вать, перелиц..ванный, облиц..вка, пританц..вывать, станц..вать, не вытанц..вывается, танц..вщица; бег трусц..й, ехать рысц..й, вкратц…

Упражнение 13.

1) Запишите по образцу.

блюдце - блюдцем хлебец - хлебц..м овца - овцой

оконц..- морозец - станица -

зеркальц..- храбрец - теплица -

сердц..- любимец - курица -

письмец..- мудрец - граница -

мыльц..- итальянец - столица –

2) Сделайте морфемный разбор слова овца.

Упражнение 14.

Спишите, заменяя данные словосочетания словосочетаниями «прилагательное + существительное». Обозначьте изучаемую орфограмму.

Платочек из ситца, клыки моржа, будка для сторожа, воротник из песца, сумка из холста.

Упражнение 15.

Спишите, расставьте ударения. Объясните написание Е, Ё, О после шипящих. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Решето, решётка, печень, печёнка, шов, шёл, щетина, щётка, жёлудь, жёлоб, чернила, чёрный, крыжовник, трущоба, жёрдочка, пшеничный.

Упражнение 16.

Объясните правописание слов.

Дешёвка, грушовка, саженки, душонка, пшёнка, ковшовый, дешёвый, печём, стережём, тушёнка, смешон, лишён, собачонка, трещотка, щётка, этажом, стажёр.

Упражнение 17.

Один ученик написал дельцем, а другой – дельцом. Кто прав?

Поставьте в форме именительного падежа. Объясните написание Е и О после Ц.

Упражнение 18.

Поставьте существительные в форме творительного падежа единственного числа.

Вожжа, гараж, душа, камыш, ловкач, тираж, толкач, уж, ханжа, чиж, шалаш, свеча.

Упражнение 19.

От данных слов образуйте прилагательные, суффиксы подчеркните.

Вещь, груша, ёж, ёрш, ковш, ключ, кумач, межа, морж, нож, плечо, сторож.

Упражнение 20.

Почему по-разному пишется?

Держится молодцом – с добрым молодцем,

посадил деревце – поливал деревцо.

 

 

Библиография

1. Алгазина А.П. Приобщение к культуре умственного труда в процессе занятий русским языком // Рус. яз. в школе. – 1986.

2. Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости // Рус. яз. в школе. – 1981.

3. Баранов М Т., Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в 4 – 8 кл.: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк.. - 1987.

4. Бельчанский К.А. Графические схемы по языку //Рус. яз. в школах и средних уч. заведениях Украины. – 1989.

5. Быкова Л.М. А я делаю так… // Рус. яз. в школе. – 1990.

6. Габитова В.Ф. Схемы при обучении орфографии // Рус. яз. в школе. – 1991.

7. Голобородько Е.П., Бойко О.В., Михайловская Г.А., Филиппова С.В. Учебник русского языка для 6 класса. – Киев: Освіта. - 1995.

8. Голобородько E.П., Мишина Л.И., Михайловская Г.А.,

Белик Н.П. Русский язык для 5 класса. – Киев: Рад. шк.- 1991.

9. Гольцова Н.Г., Янкелевич Т.Е. Русский язык с элементами практической стилистики и основами редактирования. – Москва: Высшая школа.-1974.

10. Дубенская Л.С. Самостоятельность, активность, трудолюбие// Рус. яз. и литература в средн. уч. заведениях УССР. – 1980.

11. Жуковский А.А. Дидактический материал по русскому языку. – Москва: Просвещение.- 1979.

12. Заморзаева Е.М. Поэтапная обработка орфографических навыков на основе алгоритмов : Обучение орфографии в восьмилетней школе. – Москва: Просвещение. - 1974.

13. Кийко М.П. Пунктуация и коммуникативная ситуация // Рус. яз. в школе. – 1990.

14. Клибанова Л.А. «Щ», «Ш», «Щ» и другие согласные… // Рус. яз. в школе. – 1987.

15. Кургузова О.Н. Помогают рифмы // Рус. яз в школе. – 1990.

16. Лидман – Орлова Г.К. Повторение изученного в начале года в 7 кл. с использованием таблиц // Рус. яз. в школе. – 1981.

18. Надточий Е.Д. Комплекс алгоритмов по орфографии безударных гласных // Рус. яз. и литература в средн. уч. заведениях. – 1991.

18. Песоцкая Л.М. Педагогическая копилка // Рус. яз. в средн. уч. заведениях УССР. – 1991.

19. Поташкина Ю.А. Обобщение школьных правил различения на письме «О» и «Е» после шипящих и «Ц» // Рус. яз. в школе. – 1987.

20. Селезнёва Л.Б. Обобщающее занятие по орфографии в восьмилетней школе. – Москва: Просвещение, 1980.

21. Слонов В.А. Тетрадь – справочник по языку // Рус. яз. в средн. уч. заведениях УССР. – 1968.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.