Урок русской литературы в 7 классе по произведению Л.Н. Толстого «Детство»
Урок русской литературы в 7 классе по произведению Л.Н.Толстого «Детство»
Тема урока: Счастливая невозвратимая пора детства .
Форма урока:
Беседа за круглым столом(работа в группах , экспертная группа).
Цель урока:
- научить анализировать художественное произведение,
- дать нравственную оценку героям произведения; развивать творческие способности учащихся.
Задачи: анализировать поступки героев произведения.
Валеологизация учебного процесса.
Вход в урок.
Физкультминутка и зарядка. Выступление валеолога.
1. Эмоциональный компонент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке (включение школьников в работу).
Добрый день , ребята!
Сегодня у нас урок литературы по теме: "Счастливая,невозвратимая пора детства".
Я надеюсь, что сегодня у нас все получится.
Ребята, вы любите уроки литературы? Чему она вас учит?
Литература - это искусство.Я приглашаю вас погрузиться в этот волшебный мир.(Просмотр видеоклипа.)
Рождается на свет маленький человечек,комочек счастья.Каким он будет?Кем он станет ? Какие таланты и способности у него будут? Неизвестно.
Способности и таланты природа разбрасывает не глядя. И все-таки каждый из вас имеет право выбора. Можно стать хорошим человеком, а можно плохим. Нужно только найти для себя верный путь,которым собираешься идти по Дороге жизни.Оглянись вокруг, и ты увидишь, что люди ведут себя по-разному. Если Машу дернули за косичку, Маша сжимает кулаки и дает сдачи, если Таню дернули за косичку, Таня вопит и бежит ябедничать. Если Петя рисует самолет, а получается лягушка, Петя рвет на кусочки рисунок и ломает карандаш, если Вася рисует самолет, а получается лягушка, то он рисует снова и снова.
Обязательно нужно разглядеть себя как следует,честно разобраться – что к чему. Определить форму собственного носа несложно, для этого есть зеркала, но как определить стойкость и силу собственного сердца? К разговору об этом приглашает тема нашего урока.
Окунуться в мир детства нам поможет произведение, обладающие огромной нравственной силой, необходимой взрослому человеку. Герои этих произведений - ваши сверстники, и это становится решающим. Поразмышляем о счастье и несчастье детства, о добре и зле, о взаимоотношениях и взаимопонимании взрослых и детей в этом произведении и об их поступках.
Времени у нас мало , поэтому для более эффективной работы разделимся на 4 группы.Для каждой группы я подготовила задания и поэтапно эти задания мы с вами будем выполнять.
В повести “Детство” перед нами прошли несколько дней из жизни мальчика. Нарисован мир дворянской семьи XIX века..
Какие люди окружают главного героя произведения?Как они влияют на него? какие нравственные поступки совершает Николенька Иртеньев?Об этом мы с вами и поговорим сегодня.
Для более эффективной работы, давайте разделимся на 4 группы.
Каждой группе я раздам листочки с заданиями. Готовимся отвечать на эти вопросы.Ответы готовите устно или можете написать в этих же листочках.
Раздача материалов заданий.
Кроме 4 групп у нас еще будут специалисты.
Валеолог. (Врач, который даст практические советы по сохранению,укреплению здоровья.Специалист с медицинским образованием) в роли валеолога сегодня у нас выступит (Ф. И.О. ученика)
В роли лингвиста (Ф. И.О. ученика)
Задание 1 группе
1. Какой герой произведения говорит:“Так ты меня очень любишь? Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей (мамаши), ты не забудешь её? Не забудешь, Николенька? – она еще нежнее целует меня”.
Как ее зовут?
Иртеньева Наталья Николаевна (Maman) — мать Николеньки.
2. Найдите ее описание.
Рассказчик так описывает ее: «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал». В ее улыбке, как отмечается, вся красота лица.
3. Расскажите о ее отношении к окружающим. Найти по тексту.
4. Какие эпитеты использует автор, рассказывая о ней.( часто повторяются нежная, ласковая, нежная.)
Задание 2 группе
1. О ком пишет Л.Н.Толстой?
Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой.
Иртеньев Петр Александрович? (Папа) — граф, глава семьи Иртеньевых, отец Николеньки.
2. Расскажите, что вы запомнили о нем.
Большой статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подергивать плечом, маленькие всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — притоптывание, и большая во всю голову лысина». Рассказчик осознает, что наружность отца не очень счастлива, но при этом отмечает, что и с ней тот нравился всем без исключения и был удачлив. Рассказчик признается, что для него отец был высшим существом, он любит и высоко ставит его, хотя в жизни сына тот и не принимает особенного участия.« Две главные страсти его в жизни были карты и женщины..
Главное руководство его жизни и поступков — счастье и удовольствия.
3. Его отношение к окружающим. Приведите примеры из текста.
4. Какие эпитеты использует автор, рассказывая о нем.
3адание 3 группе.
«Вся жизнь её была любовь и самопожертвование» Л.Н. Толстой
1. О ком идет речь?
2. Какой он вспоминает Наталью Савишну?
Перед нами проходит трудная, исполненная лишения, страданий жизнь простой крепостной женщины. Жестоко обошлась с ней судьба. Но с истинно христианским терпением, не жалуясь на судьбу, несет она свой крест.
3.Что главное в героине?
4.Каково ваше отношение к ней?
У нее нет мужа, но как богата ее жизнь, каким высоким светом любви она одарена. Главное в ней –любовь к людям. Неистощимое трудолюбие,крестьянский ум, чувство собственного достоинства, гордость. Наталья Савишна озарена внутренним светом души любящей, страдающей.
Наталья Савишна — экономка, в прошлом дворовая девка, потом горничная и няня матери Николеньки. Тип самозабвенно преданной прислуги, которая всю свою жизнь беззаветно посвящает хозяевам (ср. Арину Родионовну у А. С. Пушкина). Ее история такова: уже после того как она была взята в господский дом, она захотела выйти замуж за молодого бойкого официанта Фоку, но дедушка рассказчика счел это неблагодарностью с ее стороны и сослал на скотный двор в степную деревню. Однако никто не мог заменить Н. С., ее возвратили, она же, в свою очередь, покаялась перед господином и просила забыть прежнюю ее дурь. Получив вольную после верной двадцатилетней службы, она была глубоко уязвлена. После смерти матери Николенька в комнатке Н. С. слушает затаив дыхание ее простосердечные объяснения про то, что душа праведника, прежде чем в рай идет, еще сорок дней мытарствует. Также его поражает внезапный переход ее от разговоров о святом и таинственном к ворчливости и мелочным расчетам, в чем он впоследствии усматривает искренность горести, не желающей и не умеющей притворяться.
После отъезда Иртеньевых из деревни она скучает от безделья, через год после кончины матери Николеньки у нее открывается водянка. Два месяца она страдает от болезни, с христианским терпением перенося мучения, и смерть принимает как благо предварительно испросив у всех прощенья за обиды, которые могла причинить им, и поблагодарив за оказанные ей милости. Рассказчик вспоминает об этой старушке как о «редком, чудесном создании», вся жизнь которой была любовь и самопожертвование и которая оказала «такое сильное и благое влияние на мое направление и развитие чувствительности»
3адание 4 группе
1.Как зовут следующего героя произведения?
Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы».
Он был не в духе.Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить место . до которого мы должны были вытвердить.
2. Найдите его описание и расскажите о нем.
3. Как он относиться к семье Иртеньевых?Примеры из текста.
4.Как относится Николенька к нему?
Карл Иваныч (Мауэр) — немец, учитель, гувернер. Появляется в самом начале повести «Детство» хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева, чем вызывает недовольство разбуженного воспитанника. Толстой подчеркивает чудаковатость К. И. и его доброту, однако и разницу между поведением героя в детской и в классной, где тот уже выступает не в роли добродушного дядюшки, а в качестве наставника, с очками на носу и книгой в руке. Большую часть времени К. И. проводит за чтением, и на лице его в это время спокойно-величавое выражение. «Все вещи К. И. разложены в чинном порядке, аккуратно на своем месте.
К. И. считает себя несчастным с самого рождения, или, как говорит он сам, коверкая русские слова на немецкий лад, «ишо во чрева моей маттри».
У его жизни длинная богатая история, которую герой рассказывает детям: он незаконнорожденный сын графа фон Зомерблата, из великодушия пошел на военную службу вместо своего брата, которого отец любил больше его, воевал с французами, попал в плен, бежал, работал на канатной фабрике; вернувшись домой, чуть не был арестован как дезертир, снова бежал, был нанят на службу русским генералом Сазиным, и уже только потом попал к Иртеньевым. Расставание с их семьей, когда отец Николеньки собирается взять нового гувернера-француза, переживает как драму.
Общее задание.
Учащиеся моей школы прислали для вас сюрприз. Давайте посмотрим.
Вот этот черный ящик. Угадайте какие предметы здесь находятся. Каким предметам автор уделяет большое внимание.
(Раздаю по группам эти предметы).
Самовар. С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о самоварах.
Что вы знаете о самоварах. Давайте послушаем лингвистов.
Сундук.С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о сундуках.
Что вы знаете об этом предмете. Что расскажут нам лингвисты.
Карты.С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о картах.
Что вы знаете об этом предмете. Что расскажут нам лингвисты.
Очки, книга, линейка.С кем связан этот предмет?
Какие из этих предметов являются символами?
Сундук. Если учесть то, что сундук обычно готовила в древности каждая девушка на выданье.Символ надежды, чего-то драгоценного.
Самовар- символ семьи .
Карты- символ несерьезности, легкого отношения к жизни.
Очки, книги -символ ума, мудрости.
Вы наверное поняли, что автор не зря упоминает в тексте о данных преметах.
Они являются символами .
Работа со всеми группами.
Переходим к образу главного героя призведения.
А кто главный герой произведения? (Николенька Иртеньев)
Расскажите , что вы узнали о нем.Каким вы представляете Николеньку?
Живой, наблюдательный ребенок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый,может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.
Как вы думаете, почему я взяла этот образ самым последним.
Под влиянием чего формируется характер героя?(Под влиянием Что есть добро? (жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Ивановича);
Что есть зло, неизбежно ли оно в жизни?
Что есть страдание и можно ли прожить без них?
Что есть счастье? В чем “несчастье” детства?
Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?
окружающих).
Потому что именно эти персонажи оставили глубокий след в душе Николеньки.
Работа по схеме
Николенька Иртеньев, Наталья Николаевна, Петр Александрович, Наталья Савишна, Карл Иваныч.
В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему окружающие? Схематично покажите отношение каждого из героев к Николеньке.
Важно рассуждение писателя о том, какое значение имели чувства, переживания в детстве. И какой глубокий след оставили они в душе.
Учитель: Да, это атмосфера любви, радости и счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович,Наталья Савишна. Мальчик окружен любовью, живет в доброй, хорошей семье. Наверное, и жизнь должна быть легкой, беззаботной, счастливой?
А теперь , ребята , давайте немножко отдохнем. Итак, закрыли глазки, вспомним своих родных, дедушку. бабушку, папу, милую добрую маму...
Открываем глаза, улыбнулись друг дружке.
Идем дальше.
Перелистайте самые радостные, светлые эпизоды в его жизни.
Общение с родителями,открытые радости чистых молитв.В какой главе это можно прочитать? "Детство"( Счастливая , счастливая невозвратимая пора детства!)
Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился? (Эпизод с Карлом Ивановичем, случай со скатертью.)
Ощущение горя, горячее желание помочь Карлу Ивановичу. (Он любит его одинаково с отцом!)Желание согласия между всеми людьми и стремление им помочь. Страдает, видя детскую несправедливость не к себе лично, а к другим людям.
Какая мысль заставляет Николеньку переживать, мучиться, даже плакать?
(Он страдает от того, что думает о людях плохо, а они – лучше, добрее его.)
И самое главное – он винит, казнит себя за недостойные не только поступки, но даже слова и мысли! А ведь это муки чуткой детской совести.
можете привести примеры из текста?
Например: случай со скатертью.
Что больше интересует Толстого: внешние события или еще что-то?( (Душа человека)
Внимание автора направлено на мысли, сомнения,переживания героя.
Душа главного героя Николеньки открыта всем впечатлениям детства, умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков
-Умеет ли он анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков?
Он умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков.
Выстрадав, он становится лучше, чище душой.
Он обретает высокую мудрость, истинную любовь к людям,бескорыстие, честность, доброту.
Какой эпизод главы поразил вас более всего?
Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?( Большое внимание автором уделяется переживаниям и мыслям Н.И.)
Выводы по работе групп: Итак, подводя итог всему сказанному можно сказать, что Толстой большой знаток человеческой души.
Чему автор призывает нас своим произведением?
Беседа с учащимися по вопросам.
Доброжелательность, искренность семьи, теплые отношения между домочадцами, родителями и детьми. Нежная, мягкая, кроткая интонация любви и доброты.
Наверное, самое время дать слово валеологу.
4. Сообщение валеолога.
Сейчас было названо немало добрых чувств:нежность, доброжелательность, ласка… Но есть чувства, разрушающие наше здоровье. Запомни: ты злой – у тебя всегда будет болеть кишечник; ты много плачешь – будут болеть почки; очень неспокойный, позволяешь себе неразумные выходки– пострадает печень, желудок, разрушится защитное поле, которое бережет тебя от простуды.А какой вред твоему здоровью наносит сквернословие!
Закрыты последние страницы повести. Над чем можно поразмышлять?
Над чем задуматься?
Что есть добро? (жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Ивановича);
Что есть зло, неизбежно ли оно в жизни?
Что есть страдание и можно ли прожить без них?
Что есть счастье? В чем “несчастье” детства?
Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?
11. Задание на дом. Подготовьте небольшую творческую работу на тему "Мое отношение к близким"
Старайтесь делать людям добро, не приносить им боли и страданий. Берегите каждый миг вашего детства, потому что это “счастливая,невозвратимая пора”!
Просмотр клипа.
Спасибо вам за урок .
И в конце урока я приглашаю вас к чаепитию за самоваром.