Алгоритм -конспект родительского собрания в ДОУ (группа с ОВЗ, ДЦП)
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей с ДЦП в вопросах семейной поддержки и создания благоприятного психологического климата в семье.
Задачи:
Раскрыть основные функции семьи в развитии ребенка с ДЦП.
Определить формы поддержки ребенка с ДЦП в семье.
Развить навыки эффективного взаимодействия родителей с ребенком.
Способствовать обмену опытом между родителями.
Предоставить информацию о доступных ресурсах поддержки.
Участники: Родители детей с ДЦП, воспитатели группы, педагог-психолог ДОУ.
Место проведения: Групповая комната ДОУ.
Продолжительность: 1 час-1час и 15 мин.
Ход собрания:
1. Вступительное слово воспитателя (5-7 мин)
Приветствие, краткое описание темы и целей собрания.
Подчеркнуть важность совместной работы родителей и специалистов ДОУ для успешной адаптации и развития ребенка.
Создать комфортную и доверительную атмосферу.
2. Выступление педагога-психолога (15-20 мин)
Основные функции семьи в развитии ребенка с ДЦП:
Обеспечение безопасности и комфорта: создание комфортной среды, удовлетворение физических и эмоциональных потребностей.
Социализация: поддержка участия ребенка в играх, общении со сверстниками (адаптация к детскому саду, играм).
Эмоциональная поддержка: принятие ребенка, создание атмосферы любви и доверия, помощь в преодолении трудностей.
Стимуляция развития: создание условий для развития речи, моторики, познавательной активности.
Медико-социальная поддержка: организация лечебной гимнастики, массажа, посещения врачей, своевременное прохождение реабилитации.
Формы поддержки ребенка с ДЦП в семье:
Эффективное общение: активное слушание, позитивное подкрепление, избегание критики и сравнений с другими детьми. Примеры конкретных приемов коммуникации с учетом особенностей ребенка.
Развитие самостоятельности: поощрение попыток ребенка к самостоятельности в рамках его возможностей (самообслуживание, игра).
Создание развивающей среды: оборудование дома с учетом особенностей ребенка, наличие игрушек, развивающих пособий.
Совместный досуг: организация интересных и доступных для ребенка игр и занятий, совместное времяпрепровождение.
Взаимодействие со специалистами: регулярное сотрудничество с врачами, педагогами, психологами, реабилитационными центрами.
3. Обсуждение в группах (5-10 мин)
Разделить родителей на 2-3 небольшие группы.
Задать примерные вопросы для обсуждения (вопросы могут меняться в зависимости от озвучивания той или иной проблемной ситуации):
Какие трудности вы испытываете в воспитании ребенка с ДЦП?
Какие формы поддержки наиболее эффективны в вашей семье?
Что вы хотели бы узнать или обсудить с другими родителями?
Каждая группа выбирает представителя для презентации результатов обсуждения.
Обсуждение ответов на вопросы и общий обмен опытом (20 мин)
Представители групп делятся своими выводами и опытом.
Воспитатель и психолог комментируют ответы, дают советы и рекомендации.
5. Информация о ресурсах поддержки (10 мин)
Перечислить доступные ресурсы помощи семьям, воспитывающим детей с ДЦП:
Местные организации, предоставляющие услуги реабилитации.
Центры психолого-педагогической помощи.
Группы поддержки для родителей.
Онлайн-ресурсы и литература.
6. Заключительное слово воспитателя (5 мин)
Подведение итогов собрания.
Выражение благодарности за участие.
Назначение следующего собрания.
Материалы (могут варьироваться в зависимости от обсуждаемой темы): презентация, буклеты с полезной информацией о ресурсах поддержки, анкеты для обратной связи.