12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Конюхова Клавдия Олеговна2188
Россия, Смоленская обл., Смоленск
Материал размещён в группе «Школьный психолог»

Вариативность профессиональных проб как один из способов самореализации школьников

 

Неоднократно на своих занятиях с педагогами Заслуженный учитель Российской Федерации Третьяков Петр Иванович повторял: «Необходимо приложить максимум усилий всем участникам образовательного процесса, чтобы дети были успешными, адаптированными, и, в конечном итоге, могли реализовать себя».

Самореализация – это реализация потенциала личности, выявление и осознание ею заложенных в ней талантов и способностей и их раскрытие в деятельности.

Одной из целей системы образования является предоставление возможностей для самореализации каждого ребенка. Правильный подход к выявлению интересов и способностей позволяет выпускать не только успешных членов общества, но и талантливых специалистов, которые искренне увлечены своей профессией.

В Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года одна из целей развития дополнительного образования прописана, как «создание условий для самореализации и развития талантов детей».

Хорошей площадкой для достижения данной цели является профессиональная ориентация, которая в последнее время стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, внеурочной и внешкольной работы с обучающимися и их родителями.

Актуальными трендами модернизации современной профориентационной работы является внедрение активных и практико-ориентированных форм ее организации. Самый лучший способ определить, моя это профессия или не моя, - это «попробовать ее», окунуться в нее. Прекрасным инструментом для этого стали профессиональные пробы.

Профессиональная проба - это профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональные пробы выступают моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой, обучающиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри. При этом ученики на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социальный опыт помогает обучающимся легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.

Участие в профессиональных пробах, с одной стороны, дает возможность обучающимся для самореализации в конкретной практической деятельности в режиме «здесь и сейчас», с другой стороны, помогает найти ту сферу профессиональной деятельности, которая в дальнейшем позволит им самореализоваться, опираясь, в том числе на выявленные в ходе проб способности и таланты.

МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1» города Смоленска уже более 10 лет занимается профориентационной работой с обучающимися. Ежегодный анализ запросов от общеобразовательных организаций города показывает востребованность проведения профессиональных проб для школьников.

В 2022 году МБУ ДО "ЦДО № 1" присвоен статус региональной инновационной площадки с темой «Учреждение дополнительного образования как сетевой координатор организации профессиональных проб в системе профориентационной работы с обучающимися города».

Реализация проекта профессиональных проб проходит в тесном сотрудничестве с учреждениями среднего профессионального и высшего образования Смоленска. В течение 2022-2023 учебного года было проведено 106 профессиональных проб, в которых приняло участие 1319 обучающихся из 26 общеобразовательных организаций города. Организаторами проб выступили 10 учреждениями среднего профессионального и высшего образования.

Практика показывает, что для повышения эффективности профессиональных проб как инструмента профориентации и самореализации обучающихся, необходимо обеспечить их вариативность по разным направлениям:

1. вариативность организаторов проб - учреждения среднего профессионального и высшего образования, общественные организации, учреждения дополнительного образования, предприятия и фирмы, индивидуальные профессионалы;

2. вариативность форм проведения – онлайн формат, на базе общеобразовательной организации, на базе организатора пробы (учреждения среднего профессионального и высшего образования, предприятия и т.п.);

3. вариативность направлений содержания проб – максимальный охват различных профессий, востребованных в регионе и среди обучающихся;

4. вариативность уровня пробы – облегченная проба, как знакомство с профессией (для большой группы обучающихся), углубленная проба для более основательного познания профессии (для обучающихся, интересующихся этой профессией);

5. вариативность индивидуализации – массовая проба (ознакомление с профессией) и индивидуальная проба (для замотивированных обучающихся);

6. вариативность организационного компонента – гибкий временной график, продолжительность пробы, возраст участников и т.п.

Реализация проекта выявила трудности в организации профессиональных проб для обучающихся Смоленска:

1. сложности привлечения новых партнеров для организации профессиональных проб;

2. ориентированность большинства проб на обучающихся 9-11 классов и на массовые группы;

3. низкая самоорганизованность обучающихся для самостоятельного изучения, выбора и посещения профессиональных проб;

4. отсутствие единого онлайн-портала для изучения и регистрации участников на профессиональные пробы;

5. сложности с финансовой поддержкой организации профессиональных проб.

По отзывам участников проекта профессиональные пробы помогают изучить профессии изнутри, сформировать допрофессиональные знания и умения, способствуют осознанному выбору направления профессиональной подготовки и построению личной профессиональной перспективы.

Профессиональные пробы в их оптимальной вариативности могут быть эффективным способом предоставления возможностей для самореализации каждого обучающегося.

 

Источники информации:

1. Землина О.Ю. Профессиональные пробы в структуре ДООП [электронный ресурс] // Региональный модельный центр дополнительного образования детей Тюменской области. – URL.: https://www.pioner72.ru/upload/DOC/Методическая%20разработка%20Профессиональные%20пробы%20в%20структуре%20ДООП%202023.PDF?ysclid=lr7dlau4w7540393472 (дата обращения: 19.12.2023).

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р).

3. Слово об учителе [Электронный ресурс] // Международные третьяковские образовательные чтения. – ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования». - URL: http://dpo-smolensk.ru/tret-pi/3-galereya/ (дата обращения: 19.12.2023).

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.