Артикуляционная гимнастика с использованием ватных палочек. Методические рекомендации.
Данный материал может быть полезен как начинающим логопедам, так и родителям, занимающимся развитием речи своих детей в домашних условиях.
Уважаемые взрослые! Все знают о том, как важно тренировать артикуляционный аппарат ребенка для формирования его четкой правильной речи. На своих занятиях логопеды, проводя артикуляционную гимнастику, часто используют ватные палочки. С их помощью можно показать ребенку правильное положение языка при выполнении того или иного упражнения, помочь поднять или, наоборот, опустить язычок, добиться вибрации кончика языка при постановке звука «Р», выполнить элементы расслабляющего или стимулирующего логомассажа и т.д. Ватные палочки- незаменимые помощники логопеда!
Я работаю учителем- логопедом в инклюзивном детском саду, занимаюсь с детьми разного возраста разных нозологических групп. В своей работе я тоже постоянно применяю ватные палочки, они у меня всегда «под рукой», и уверена, что можно организовать артикуляционную гимнастику, используя только ватные палочки. В данной статье я хочу поделиться своим опытом использования ватных палочек, описать упражнения, которые можно выполнять с их помощью, дать необходимые советы.
Итак:
Ватные палочки я начинаю использовать уже на первом занятии практически с каждым ребенком. Исключения составляют дети, которые по какой-то причине не доверяют им, но такие встречаются редко. Обычно детям очень нравится играть с ватными палочками, иногда они сами придумывают упражнения, дают им смешные названия (среди рекомендованных мною упражнений немало таких). Упражнения настолько эффективны, что при их регулярном выполнении всегда заметен результат: язык становится более послушным, управляемым.
Перед выполнением того или иного упражнения всегда объясняю ребенку его название, при необходимости показываю иллюстрирующую картинку или видеоролик.
Очень важно: перед началом занятий с ребенком взрослый должен сначала сам четко и без подсказки научиться выполнять все упражнения!
Не забудьте сами вымыть руки и проследить, чтобы ребенок тоже это сделал.
Для формирования навыков самоконтроля заниматься с ребенком следует перед зеркалом. Лучше расположитесь за столом, потому что ватная палочка будет неоднократно падать, пусть она падает на чистый стол, т.к. при падении на пол ее придется заменить на новую (на всякий случай запаситесь их достаточным количеством).
Обратите внимание, что многие упражнения выполняются на улыбке, и это, действительно, важно не только для хорошего настроения, но и для выработки необходимого артикуляционного уклада для последующей звукопостановки.
Выполняйте упражнения с удовольствием, интересом, «заряжайте» ребенка своим задором, тогда занятие пройдет быстро и весело для вас обоих.
Позволяйте ребенку импровизировать, придумывать собственные упражнения и названия к ним. Имейте в виду: некоторые упражнения, представленные в данной статье достаточно трудные и могут не получиться ни с первого, ни со второго раза. В любом случае хвалите ребенка, тактично корректируя неверные движения.
В процессе выполнения наблюдайте за ребенком: что получается, а что нет, впоследствии старайтесь усиленное внимание уделять именно тому, что пока получается неважно. Составьте из данных упражнений комплекс, необходимый именно Вашему ребенку и постарайтесь включить его в утренний и/или вечерний гигиенический моцион. Меняйте упражнения: убирайте те из них, которые стали слишком легкими для выполнения, включайте более сложные.
Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно. Продолжительность выполнения всех упражнений должна составлять 5-7 минут, чтобы ребенок не успел устать и потерять интерес к ним.
Когда ребенок осваивает данный комплекс упражнений, начинаю включать специальные упражнения для постановки того или иного звука (уже не используя ватные палочки). Обычно звукопостановка проходит быстрее, потому что язык подготовлен, может принимать и удерживать нужный артикуляционный уклад.
Исключите некоторые упражнения, если у ребенка шатается или недавно выпал зуб.
Удачи вам в нелегком, но очень важном деле работы над развитием речи детей!
УПРАЖНЕНИЯ С ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.
«Усатый дядя». Удерживать ватную палочку горизонтально между верхней губой и носом. Дядя у нас сердитый, смотрит исподлобья, хмурит брови, голову не запрокидывает, а, наоборот, опускает (упражнение для развития круговой мышцы рта).
«Бородатый дядя». Удерживать ватную палочку языком на подбородке. Дядя уже не сердится, голову не опускает. Борода у него не торчит вперед, потому что это человек, а не козлик (ватная палочка направлена строго вниз).
«Бивни моржа». Ватная палочка находится в уголке рта, но не внутри, а снаружи. Удерживаем её языком. «Бивни» направлены вниз, а не вперед, потому что это морж, а не мамонт. Сначала изображаем один бивень моржа, затем второй. Голову удерживаем ровно, стараемся не поворачивать ее в сторону ватной палочки.
«Поднос». Удерживаем ватную палочку на высунутом языке (поперек языка). Улыбаемся. Язык широкий, плоский, стараться не поднимать его вверх. Нижняя челюсть не помогает языку.
«Щенок играет». Ребенок удерживает ватную палочку за кончик губами (не зубами!). Взрослый пытается «отнять» палочку, вытянуть ее изо рта ребенка, ребенок не отдает (упражнение направлено на развитие круговой мышцы рта).
«Стреляем из лука». Улыбаемся, зубы «заборчиком». Ватная палочка- это стрела. Удерживаем ее за самый кончик зубами строго по центру. Держим легко, зубы не стискиваем. Начинаем «стрелять» из лука: сначала направляем ватную палочку вперед (не вверх, не вниз), затем кончиком языка двигаем ее влево- вправо. Нижняя челюсть не двигается.
«Попади в цель». Держим ватную палочку губами за кончик. Выбираем цель на расстоянии около 30 см от лица ребенка (можно прямо на зеркале, перед которым занимается ребенок, водным маркером нарисовать мишень). Прицеливаемся и резко дуем, произнося отрывисто «П!», как будто стреляем из пушки. Выдуваем ватную палочку, она летит в цель. Упражнение направлено на развитие сильного направленного выдоха.
«Подъемный кран». Удерживаем ватную палочку языком у верхних резцов за кончик вертикально вверх. Улыбаемся, рот открыт. Нижняя губа не помогает.
«Протираем тряпочкой трубу от пылесоса». Ватная палочка расположена горизонтально под языком на нижней губе. Улыбаемся. Языком удерживаем ватную палочку и двигаем им влево- вправо, стараясь не уронить ее.
«Протираем карниз для занавески». Ватная палочка на верхней губе. Улыбаемся. Удерживаем языком ватную палочку и двигаем им влево- вправо, нижняя челюсть не помогает языку подниматься вверх.
«Котенок уснул и обнимает лапкой свою игрушку». Улыбаемся. Ватную палочку кладем горизонтально под язык. Языком «накрываем» (обнимаем) ватную палочку. Кончик языка упирается в нижние зубы.
«Коврик сворачиваем в рулон и убираем в кладовку». Удерживаем языком ватную палочку под нижней губой. Улыбаемся. Без помощи рук стараемся закатить ватную палочку внутрь рта (в «кладовку»). Рот («дверь кладовки») оставляем открытой.
«Толкаем сломавшуюся машину, помогаем водителю ее завести». Крепко держим ватную палочку за кончик зубами. Улыбаемся. Зубы «заборчиком». Пытаемся вытолкнуть палочку изо рта, сильно упираемся в кончик ватной палочки кончиком языка (упражнение для самомассажа кончика языка).
«Утконос». Широкие губы вытягиваем вперед, как клюв утконоса. Ватную палочку удерживаем между губами горизонтально.