Статья на тему «Вдохновляющая сила наставничества»
Вдохновляющая сила наставничества.
В любой профессии на начальном этапе профессиональной карьеры человек испытывает затруднения. И от успешности адаптации зависит удовлетворение своей профессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную карьеру. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно впервые годы работы, характеризуется очень высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. На данном этапе большую роль играет наставничество.
Наставничество – это помощь молодому учителю в повышении его профессиональной компетентности и закреплении в образовательном учреждении. Наставник – человек, пользующийся доверием руководства школы и коллег по работе, признанный всеми «профессионал», который умеет эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства, способный нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять молодому педагогу простор для самостоятельной деятельности. Педагог-наставник не только делится своим опытом, но и сам учится у молодого педагога, расширяет свой арсенал навыков и умений.
Возвращение в настоящее время к идеям наставничества в разных сферах деятельности, и в первую очередь в образовании, свидетельствует о его повышающейся роли и эффективности. В декабре 2019 года была утверждена целевая модель наставничества (Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145). Реализация данной модели направлена на обеспечение достижения сквозного результата федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» и предусматривает вовлечение в различные формы сопровождения и наставничества.
В современной педагогической литературе существует многообразие подходов к пониманию наставничества. Я постаралась представит вашему внимание большинство из предложенных подходов к пониманию понятия «Наставничество».
Представленные трактовки понятия «наставничество» свидетельствуют о том, что данное понятие является многомерным и многогранным. В то же время можно выделить два контекста рассмотрения данного понятия: кадровый и педагогический. Кадровый контекст описывает наставничество в сфере осуществления профессиональной деятельности, когда один сотрудник организации выступает в качестве наставника для другого сотрудника. Педагогический контекст носит двойственную природу. Это может быть, в частности, и обучение одного сотрудника другим, и сопровождение педагогом ребенка, или же наставничество ребенка над другим ребенком.
Наряду с понятием «наставничество» сегодня существуют и широко используются такие термины, как «менторство» («менторинг»), «коучинг», «тьюторство» («тьюторинг»), «фасилитация».
Коучинг, как правило, связан с оказанием помощи обучающемуся в достижении какой-либо личной цели. Менторство представляет собой сочетание элементов коучинга и деятельности преподавателя. Здесь мы говорим и о передаче знаний от более опытного эксперта и личностном росте менти (менее опытного сотрудника, ученика). Особенностью тьюторства является то, что сопровождение, помощь осуществляются над подопечным на всем протяжении его образовательного пути. Фасилитация неразрывно связана с организацией групповой работы и определенным стилем управления командами, направленным на повышение эффективности их деятельности до максимальной. Однако зачастую менторство, коучинг, тьюторство и фасилитация могут рассматриваться как специфические виды наставничества.
Развитие системы наставничества в образовательной организации приводит к появлению новых обязанностей у педагогических работников, связанных с осуществлением наставнической деятельности. (смотри приложение 2)
Наставничество в сфере образования является своего рода миссией по отношению к наставляемому. В процессе деятельности наставник передает определенные свои качества – духовные, физические, интеллектуальные.
Многообразие форм и методов наставнической деятельности направлено на выполнение основных задач и функций наставника в образовании.
По количеству наставляемых выделяют следующие формы наставничества:
– индивидуальное – предполагает персональное сопровождение наставника с учетом его потребностей;
– групповое – сопровождение одним наставником (или командой) группы наставляемых со схожими потребностями;
– коллективное – предусматривает организацию наставничества с большой группой лиц, обладающих различными потребностями.
По особенностям организации наставничества:
– прямое – предполагает непосредственный контакт с наставляемым не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;
– опосредованное – чаще всего реализуется достаточно формально, через советы, рекомендации, а личные контакты могут быть сведены к минимуму.
По особенностям взаимодействия участников:
– открытое – в данном случае рассматривается как традиционная форма наставничества, связанная с передачей жизненного и профессионального опыта;
– скрытое – происходит незаметно для наставляемого.
По используемым технологиям:
– традиционное – предполагает работу с наставником в классическом варианте в процессе осуществления педагогической деятельности или обучения;
– электронное или виртуальное наставничество – используется обычно как дополнение к традиционному, когда наставник и наставляемые используют средства виртуального общения.
Сочетание различных форм наставничества обеспечивает эффективность данной деятельности.
Модели наставничества:
– традиционная (классическая) модель наставничества, менторинг;
– ситуационное наставничество;
– партнерское наставничество;
– групповое наставничество;
– краткосрочное наставничество;
– скоростное наставничество;
– флеш-наставничество;
– виртуальное наставничество;
– саморегулируемое наставничество;
– реверсивное наставничество;
– командное наставничество;
– супервизия;
– модель «Подающий надежды»;
– модель «Тень».
Традиционными формами работы наставника являются совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно-тематического плана на год до плана конкретного занятия, мероприятия), взаимопосещение занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности молодого специалиста), работа по самообразованию, отработка конкретных профессиональных приёмов на модельных занятиях.
К современным формам относятся: наставничество – напарничество.
Цель данной формы – создание благоприятного психоэмоционального микроклимата, легкая адаптация. От классического наставничества данная форма отличается тем, что в ней участники равноправны, нет «старшего» и «младшего», «ученика» и «инструктора»; совет, информация или обратная связь дается в обе стороны. Такого наставника вполне можно обозначить словом «напарник». Наставник-напарник помогает войти в рабочую ситуацию, сориентироваться в конкретных требованиях, познакомить с коллегами, предупредить о незаметных тонкостях, нюансах рабочих ситуаций.
В современных условиях становится очень популярным виртуальное наставничество, которое предполагает, что советы и рекомендации наставником предоставляются в режиме онлайн. Данная форма предполагает использование информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, развития и оценки талантов, онлайн-сервисы социальных сетей и сообществ практиков в системе развития персонала.
Очень актуальна еще одна форма – реверсивное наставничество.
Цель: наставничество молодого специалиста для опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий и т.д. Помимо общих преимуществ, реверсивное наставничество помогает установить взаимопонимание между разными поколениями сотрудников. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.
Флэш-наставничество. Предполагает наставничество через одноразовые встречи или обсуждения. Цель: предоставление ценных знаний и опыта работы в очень ограниченном временном интервале.
Нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с молодыми специалистами представлены в таблице.
Перед молодым, начинающим педагогом – бесконечная дорога к саморазвитию, постижению профессии. И по этой дороге он может идти в одиночестве, пытаясь найти ответы на многие вопросы, решать большие и маленькие проблемы, учиться на своих ошибках. А может пройти по этому пути рука об руку с верным помощником, другом, единомышленником. Вместе искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, учиться на своих ошибках, но всегда иметь возможность обратиться за помощью, а самое главное – двигаться вперед, развиваться, расти, становиться профессионалом.
Многообразие подходов к пониманию наставничества: Приложение 1.
Подход к рассмотрению наставничества |
Понятие |
Как социальный феномен |
Исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу социального воспроизводства деятельности людей |
Как социальный институт |
Один из социальных институтов общества зрелого социализма, связанных со становлением оформленных способов непосредственного участия трудящихся в решении государственных и общественных дел |
Как система |
Система отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому |
Как процесс |
Процесс раскрытия профессионального потенциала и создания команды высококвалифицированных сотрудников, что является мощным инструментом любого предприятия для выполнения задач на высоком уровне |
Как инструмент |
Программа адаптации нового сотрудника, целью которой является помощь и поддержка новичков на первом этапе знакомства с работой |
Как технология |
Универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве |
Как ресурс |
Это личностно ориентированный социально-педагогический процесс, направленный на формирование профессиональных знаний, умений и практических навыков молодого специалиста, осуществляемый высококвалифицированным специалистом-наставником, обладающим многолетним опытом, профессиональными компетенциями и корпоративной культурой, знающим отраслевые ценности и коллективные достижения предприятия |
Как форма |
Форма обучения на рабочем месте, направленная на формирование корпоративных и развитие профессиональных компетенций молодых работников для преодоления информационных и ценностных барьеров в профессиональной деятельности и их социально-профессиональной адаптации, а также раскрытие потенциала молодых кадров с целью определения и сопровождения траекторий их индивидуального профессионального развития |
Как компонент педагогического взаимодействия (вид деятельности) |
Особый вид педагогической деятельности, в основе которой лежат субъект-субъектные отношения более старшего, обладающего знанием, опытом и мудростью наставника и подопечного, для удовлетворения индивидуальных потребностей которого необходимы мотивирующая обучающая среда индивидуализированное сопровождение; характеризующее долговременностью, наличием общего интереса, взаимного уважения и доверия…; направленные на реализацию потенциала подопечного…; реализуемые в различных образовательных, профессиональных и социальных контекстах на формальной и неформальной основе |
Функции наставничества: Приложение 2.
Формулировка функции в обобщенном виде |
Детализация функции для ситуации |
||
наставник – учитель |
наставник – ученик |
наставник – родитель |
|
Развитие |
Развитие профессионального становления личности молодого учителя, его профессионального мастерства |
Развитие метапредметных образовательных результатов |
Развитие навыков эффективного взаимодействия с ребенком |
Воспитание |
Воспитание педагогической культуры, культуры делового общения |
Воспитание моральных качеств и нравственных ценностей, личностных результатов |
Воспитание моральных качеств и нравственных ценностей, ценности семьи в жизни ребенка |
Обучение |
Совершенствование имеющихся профессиональных компетенций с учетом анализа результатов осуществления профессиональной деятельности |
Совершенствование предметных результатов или ликвидация академической задолженности, помощь в освоении сложных тем учебных предметов |
Совершенствование родительской компетентности через освоение базовых психологопедагогических и психофизиологических знаний |
Адаптация |
Оказание помощи в адаптации к условиям реальной педагогической деятельности, корпоративной культуре в образовательной организации |
Помощь в адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, в том числе при поступлении в школу и переходе с одного уровня образования на другой |
Помощь в адаптации к возникающим трудностям, связанным с процессами обучения или особенностей развития ребенка |
Оценка |
Оценка профессиональной деятельности молодого специалиста или педагога, испытывающего профессиональные затруднения и имеющего профессиональные дефициты |
Оценка результатов наставничества, оценка достижения образовательных результатов, результатов участия в спортивной, интеллектуальной, творческой исследовательской и т. д. деятельности |
Оценка результатов наставничества |
Поддержка |
Оказание моральной и психологической поддержки, мотивации в преодолении возникающих профессиональных трудностей |
Оказание моральной и психологической поддержки, мотивации в преодолении трудностей в освоении образовательной программы |
Оказание моральной и психологической поддержки, мотивации в преодолении трудностей в обучении и воспитании ребенка |
Содействие |
Содействие в освоении эффективных педагогических практик с различным контингентом обучающихся, |
родителей Содействие в установлении эффективных коммуникаций со сверстниками и педагогами |
Содействие в установлении эффективных коммуникаций с ребенком, педагогами и специалистами, другими родителями |
Нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с молодыми специалистами
Методы и формы работы с молодым специалистом |
Характеристика методов и форм работы |
Технология сотрудничества |
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Наиболее интересный из них – обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. |
Коучинг |
Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности школы данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых учителей, консультаций зам. директора по УВР. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями: коучинг – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником. Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг-сессию, конечно же, должен успешный и опытный член педагогического коллектива. |
Кейс-метод |
Нетрадиционный метод в работе с молодыми педагогами – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Кейс-метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны педагогов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучаемых, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию. Кейс-метод – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала педагогов. |
Технология открытого пространства |
Предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями. |
Квик-настройка |
Это настрой педагога на успешную работу: Если вы хотите нравиться людям –улыбайтесь! Улыбка – солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей. Вы самые лучшие, успешные и красивые, пусть все вершины покоряются ВАМ. Люди подобные Вам, как золотая монета: чем дольше работают, тем дороже ценятся. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и Вам стареть не дает. Трудности закаляют на пути к успеху. «Все в твоих руках» «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках» |
Мастер-класс (практикум) |
Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Еще одной из форм поддержки молодых педагогов может стать нетрадиционная форма работы – конкурс "Посвящение в педагоги". Цели: выявить организаторские, творческие, интеллектуальные способности молодых специалистов, познакомить их с наставниками, присвоить звание "педагог". Для подготовки и проведения требуется предварительная работа с молодыми специалистами. Для этого составляется сценарий мероприятия, в который включаются загадки, пословицы, подвижные игры. |
м.