12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга1511
Россия, Орловская обл., Орел
Материал размещён в группе «Методическая копилка библиотекаря»
7

Вечер-элегия «Поэт, богослов, политик»



Сценарий мероприятия для проведения в библиотеке

Вечер-элегия «Поэт, богослов, политик» (Данте Алигьери)


Средневековый гений
PPTX / 7.31 Мб

Слайд 1.

Данте - один из основоположников современного литературного итальянского языка, создатель первой в Европе психологической драмы. Данте Алигьери был поэтом, литературоведом, богословом и политическим деятелем. Он вошел в историю мировой литературы как автор монументального эпического труда - "La divina commedia" ("Божественная комедия"), отразившего взгляд с точки зрения христианской морали на бренную и короткую человеческую жизнь.

Слайд 2.

Данте – автор 3-х великих произведений: «Божественной комедии» («Divina Commedia»), «Обновленной жизни» («Vita nuova»), «Пира» («Convivio»), а также множества канцон, сонетов, баллад и стансов, писем.

Слайд 3.

Все, что известно о жизни Данте, известно с его слов. Он родился между 21 мая и 20 июня 1265 года во Флоренции и всю жизнь оставался предан своему родному городу. Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе, был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами.

По свидетельству Бокаччо, Данте родился в мае 1264 года. Сам Данте сообщает о себе (Комедия, Рай, 22), что родился под знаком Близнецов. Также известно, что Данте был крещён 26 мая 1265 года (в первую страстную субботу после своего рождения) под именем Дуранте.

Слайд 4.

Звучит отрывок из стихотворения П. Вяземского «Флоренция»

Ты знаешь край! Там льётся Арно,

Лобзая тёмные сады;

Там солнце вечно лучезарно

И рдеют золотом плоды.

Там лавр и мирт благоуханный

Лелеет вечная весна,

Там город Флоры соимянный

И баснословный, как она.

Край чудный! Он цветёт и блещет

Красой природы и искусств,

Там мрамор мыслит и трепещет,

В картине дышит пламень чувств.

Слайд 5.

Данте писал о своем учителе, поэте и учёном Брунетто Латини и об одаренном друге Гвидо Кавальканти. Но о семье Данте известно мало - в «Божественной комедии» не упоминается ни об отце, ни о матери, ни о братьях или сестрах. Вероятно, его мать, которую звали Белла, умерла достаточно рано. После её смерти отец женился вторично. Около 1283 года умер и отец Данте, оставив детям скромное, но очень уютное имение во Флоренции и загородный домик. К этому периоду относится женитьба Данте на Джемме Донати.

Звучат по свету ваши голоса,

Стихи мои, с тех пор как я о даме

Стал, заблуждаясь, петь, начав словами:

"Вы, движущие третьи небеса".

Преодолев пустыни и леса,

Идите к ней, скажите со слезами

Иных не узрит госпожи краса".

С ней не останьтесь, там Амора нет.

Идите дальше в скорбном одеянье,

Как ваши сестры - после стольких лет.

Достойной дамы вы найдите след.

Скажите ей в смущенном покаянье:

"Мы служим вам, у сих склоняясь мет".

Просмотр видеоклипа «Sonetto CV Per la Verita»

 

Слайд 6.

Жизнь Данте была поставлена в зависимость от затяжного конфликта императора и Папы. Огромную роль в городе Флоренции (города – государства Италии) в то время играл бывший изгнанник Брунетто Латини, друг и учитель Данте. Этот человек обладал поистине энциклопедическими знаниями, постоянно цитировал Цицерона, Сенеку, Аристотеля и, конечно, Библию. Именно Латини более всего повлиял на раннее развитие Данте, воспитал в нем чувство прекрасного.

Я в смысл посланья вашего проник.

Держитесь этого пути примерно,

Ведь бог любви вознаграждать привык

Лишь тех, кто служит преданно и верно.

Слайд 7.

Данте был удивительно уверенным в себе человеком. В возрасте 18 лет он говорил, что умеет в совершенстве писать стихи и что этим "ремеслом" он овладел самостоятельно.

В терзаньях бедная душа моя

Находит вдохновенье,

И образ злой красавицы творит,

И на причину мук своих глядит,

Кляня себя в пылу негодованья

За то, что огнь желанья

Зажгла в себе: не мог он вспыхнуть сам.

Какой разумный довод усмирит

Кипенье чувств, какие заклинанья?

Страданья превращаются в стенанья,

И подступают к сомкнутым устам,

И по заслугам воздают глазам.

Просмотр видеоклипа «Vide Cor Meum - Patrick Cassidy, Dante Alighieri»

Слайд 8.

Достаточно тяжелыми были отношения Данте и его друга Гвидо Кавальканти. Несмотря на дружбу, Данте был вынужден участвовать в изгнании Гвидо из Флоренции. Гвидо в изгнании заразился малярией и умер в 1300 году. В честь друга Данте написал много стихов, прославляя его удивительный талант. В поэме "Vita Nuova" («Новая жизнь») есть множество отрывков, посвященных Гвидо Кавальканти.

О если б, Гвидо, Лапо, ты и я,

Подвластны скрытому очарованью,

Уплыли в море так, чтоб по желанью

Наперекор ветрам неслась ладья,

Чтобы фортуна, ревность затая,

Не помешала светлому свиданью;

И, легкому покорные дыханью

Любви, узнали б радость бытия.

И монну Ладжу вместе с монной Ванной

И той, чье "тридцать" тайное число,

Любезный маг, склоняясь над волной,

Заставил говорить лишь об одной

Любви, чтоб нас теченье унесло

В сиянье дня к земле обетованной.

Слайд 9.

Здесь же, в Обновленной жизни Данте воспел первую юношескую любовь – Беатриче. Биографы идентифицируют возлюбленную Данте с Беатриче Портинари, которая умерла в 25-летнем возрасте во Флоренции в 1290 г. Данте и Беатриче стали таким же символом любовной пары, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

Познавшие Амора, к вам одним

С баллатой обращаюсь безотрадной,

Где речь идет о даме беспощадной,

Сумевшей сердцем завладеть моим.

Внушая страх, она глядит надменно,

Собою любоваться не дает:

Жестокие обводы неизменно

У глаз лежат, зато в глазах несет

Красавица желанный образ тот,

Что из души высокой исторгает

О милости призыв и заставляет

Сердца вздыхать при каждой встрече с ним.

Она безмолвствует, но слышу: "Горе

Взглянувшему в глаза мои хоть раз!

Просмотр видеоклипа на стихи Н. Гумилёва «Беатриче»

Слайд 10.

Смерть любимой Беатриче положило начало философским размышлениям Данте о жизни и смерти, он начал много читать Цицерона. Теперь новой музой Данте стала Философия, она заняла все его мысли. Данте стал посещать религиозную школу во Флоренции.

Смотри, сонет, приветственное слово

К Меуччо обрати, не осрамись,

Придя к нему, и в ноги поклонись,

Чтоб не судил он о тебе сурово.

Потом немного отдохни и снова

Приветствовать его не поленись

И - к делу, но вначале убедись,

Что по соседству - никого другого.

Скажи: "Тебе свидетельствует тот,

Кому ты мил, свое расположенье -

Твоей сердечной доброте под стать".

И этих братьев он твоих принять

Изволит пусть в свое распоряженье

И держит при себе - назад не шлет.

Слайд 11.

В 1295 году Данте вошел в гильдию, членство в которой открывало дорогу в политику. Это было время обострения борьбы между Папой. И прекрасный город Флоренция был снова разделен на две противоборствующие группировки - "черные" во главе с Корсо Донати и "белые", к которым принадлежал Данте. «Белые» одержали победу и изгнали противников из города.

Слайд 12.

В 1300 году Данте был избран в городской совет, где во всем блеске проявился ораторский дар поэта. Данте становился все большим противником римского Папы, участвует в антирелигиозных коалициях. К тому времени "черные" активировали свою деятельность, ворвались в город и устроили погром своим политическим противникам.

Данте несколько раз вызывали в городской совет, однако он отказывался идти. 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 "белых" были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, ему пришлось покинуть родной город Флоренцию.

Поэт поселился в Равенне, который был трижды столицей Римской Империи, Королевства Остготов и Византийского экзархата. По легенде Равенну основали загадочные этруски. Сейчас Равенна богата памятниками раннехристианской и византийской архитектуры и прежде всего монументально-декоративной живописи.

Слайд 13.

Звучит стихотворение А. Блока «Равенна»

Всё, что минутно, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота

В стенах прохладных базилик.

От медленных лобзаний влаги

Нежнее грубый свод гробниц,

Где зеленеют саркофаги

Святых монахов и цариц.

Безмолвны гробовые залы,

Тенист и хладен их порог,

Чтоб черный взор блаженной Галлы,

Проснувшись, камня не прожег.

Военной брани и обиды

Забыт и стерт кровавый след,

Чтобы воскресший глас Плакиды

Не пел страстей протекших лет.

Далёко отступило море,

И розы оцепили вал,

Чтоб спящий в гробе Теодорих

О буре жизни не мечтал.

А виноградные пустыни,

Дома и люди — всё гроба.

Лишь медь торжественной латыни

Поет на плитах, как труба.

Лишь в пристальном и тихом взоре

Равеннских девушек, порой,

Печаль о невозвратном море

Проходит робкой чередой.

Лишь по ночам, склонясь к долинам,

Ведя векам грядущим счет,

Тень Данта с профилем орлиным

О Новой Жизни мне поет.

В Равенне Данте снова принимает непосредственное участие в подготовке военного реванша против Папы Римского. Но тщетно. Наступило разочарование в политике, и поэт возвратился к литературе - продолжил создание «Пира» - "Convivio". В годы изгнания он начал писать и труд своей жизни - "Божественную комедию".

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши навсегда,

Скажу про все, что видел в этой чаще.

Слайд 14.

Божественная комедия состоит из трех частей: Ад, Чистилище, Рай. Каждая из частей состоит из 33 песен. Данте искал символику идеальных чисел и поэтому песенный слог = 3 и 9.

В этом великом произведении Данте ставил перед собой великую цель: реально помочь людям справиться со страхом смерти. Эта задача была в то время чрезвычайно актуальной: в душе средневекового человека, разрываемой ужасом перед адскими муками, мешались заповеди античных и христианских богов.

Слайд 15.

Данте не советовал, вслед за Эпикуром, забыть о грядущей смерти и не утверждал, как философы эпохи Просвещения, что ад выдумали церковники, - он верил в реальное существование ада и в то, что смелость, честь и любовь помогут человеку выйти из него невредимым.

Когда на 35-м году («на половине жизненного пути») Данте очутился в водовороте общественной нравственности, он таинственно настраивает фантазию, пугает и манит грубым реализмом мучений и однообразной роскошью райских яств и сияющих хороводов «Божественной комедии». Ему кажется, что все плутают в сумрачном лесу заблуждений, а загородили путь к свету те же символические звери: рысь — сладострастие, лев — гордыня, волчица — алчность. Последняя в особенности заполонила мир; может быть, явится когда-нибудь освободитель, святой, нестяжательный, который, как борзой пёс (Veltro), загонит её в недра ада; это будет спасением бедной Италии. Но пути личного спасения всем открыты; это разум, самопознани. А наука выводит человека к разумению истины, открываемой верою, к божественной благодати и любви.

Слайд 16.

Ненависть, скорбь, негодование и гордое упорство в грехе – вот та атмосфера, где разворачиваются события Божественной Комедии.

Просмотр видеоклипа " С. Рахманинов. Ария Франчески из оперы Франческа да Римини»

 

«Божественная комедия» начинается с того, что автор, потрясенный смертью Беатриче, пытается излить горе в стихах, чтобы хотя бы в них спасти и сохранить чистый образ любимой. Но неожиданно понимает, что это она, блаженная и невинная, неподвластна смерти и может спасти его самого от гибели. И Беатриче с помощью Вергилия проводит живого Данте, а вместе с ним и читателей, через все ужасы ада.

На вратах ада начертано «Оставьте всякую надежду», но Вергилий советует Данте оставить всякий страх, ибо только с открытыми глазами человек может постичь корни зла. По Данте, в ад душа человека может попасть и при жизни, ибо это не место, а состояние, в которое впадает тот, кто оказывается во власти греха. Даже если это грех ненависти – жертва и палач будут низвергнуты в ад вместе, и пока жертва будет ненавидеть своего мучителя, она не сумеет вырваться из ада.

Слайд 17.

Просмотр видеоклипа «Mozart Requiem - Dies Irae (Dia de Ira) Espanol - Latin»

 

"Кто вы, и кто темницу вам открыл,

Чтобы к слепому выйти водопаду? -

Колебля оперенье, он спросил. -

Кто вывел вас? Где взяли вы лампаду,

Чтоб выбраться из глубины земли

Сквозь черноту, разлитую по Аду?

Вы ль над законом бездны возмогли,

Иль новое решилось в горней сени,

Что падшие к скале моей пришли?"

В ноябре 1308 года Генрих стал королем Германии, а в июле 1309 года новый Папа Клемент V объявил его королем Италии и пригласил в Рим, где произошла коронация Генриха как императора Священной римской империи.

Данте, который был союзником Генриха, вновь окунулся в политику. Тогда ему очень пригодился литературный опыт, поскольку он писал много памфлетов и много выступал.

Слайд 18.

Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

Слайд 19 .

Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780 г. Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного, гладко выбритого. Но изображение Данте все же отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый поэт.

Просмотр видеоклипа «Данте Алигьери»

 

 

 

Электронные ресурсы:

https://24smi.org/celebrity/photo/6366-dante-aligeri/460647/

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6150/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гвельфы_и_гибеллины

https://www.syl.ru/article/322459/dante-aligeri-biografiya-i-tvorchestvo

https://www.youtube.com/

 

Опубликовано в группе «Методическая копилка библиотекаря»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.