Веков связующая нить

3
0
Материал опубликован 10 June

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саралинская средняя общеобразовательная школа»

Учитель русского языка и литературы: Сарапу Ирина Владимировна

Интегрированный урок истории, русского языка и литературы в 5 классе.

Тема: Веков связующая нить (интегрированный урок по истории, русскому языку и литературе).

Цель: показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира; дать представление об активном влиянии мифов на культуру человечества.

Задачи:

Обучающие: дать представление о Древней Греции, ее культуре, традициях; познакомить с мифами, причинами их появления.

Развивающие: создать условия для развития образного мышления, способности сравнивать, сопоставлять, исследовать, вычленять самое главное.

Воспитывающая: сформировать отношения к античности.


Ход урока

1. Орг. момент

2. Слово учителя

- Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на необычном уроке. Окунемся еще раз в атмосферу Древней Греции и вспомним страницы славной истории, чтобы понять настоящее.

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель истории: - Что вы знаете о Древней Греции?

- Давайте вспомним, какими были древние греки? Что ценилось, какие человеческие качества считались самыми важными, достойными уважения?

Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими "спорщиками". По преданию, в то время сложилось утверждение: " В споре рождается истина!" Греки отличались трудолюбием и смелостью. Среди них были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки.

(Слайды по Древней Греции 3- 7)

Особое место среди памятников культуры Древней Греции занимают мифы.

Мифы – это огромная сокровищница художественных образов и прекрасных произведений искусства. На их основе созданы многие произведения мировой живописи, музыки, поэзии…

(Слайд 8)

Учитель русского языка: Зачем нужно знать историю Древней Греции?

Для ответа на этот вопрос предлагаю обратиться к слайду с заданием по русскому языку. (Слайд 9)


Задание: Одним из средств выразительности в русском языке является фразеологизм.

Вспомните, что вы знаете о них, найдите в предложенном тесте и объясните значение.


Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Дед ставит на стол вазу, состоящую из двух частей: снаружи – хрустальный шар, внутри зелёного стекла – бокал с широким серебряным ободком.

2) Он круглолицый краснощёкий мальчик, зависший между матерью и отцом…

3) Дед-то учит, как олимпийский бог, – картинами мира.

4) Не говоря о том, что дед был рогом изобилия: он всё время мне что-нибудь открывал.


В нашей повседневной жизни, которая никак не связана на первый взгляд с Древней Грецией, на самом деле достаточно много слов, выражений, взятых из мифов.

Вы знакомы с книгой А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Смысл многих фразеологизмов вам понятен будет, если вы прочитаете ее. (Слайд 10)

Мифы Древней Греции, герои античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит как раз история и мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь. Античные фразеологизмы могут служить прекрасным эмоциональным камертоном, передавать чувства, эмоции, личное отношение, служить средством для тонкого намека.

Что обозначают фразеологизмы, из каких мифов они к нам пришли?

Давайте посмотрим одну сценку. (Слайд 11)


Сценка Яблоко раздора (Звучит музыка сиртаки)

Клио: Однажды боги устроили роскошный пир. На него не пригласили лишь богиню ссор и раздоров Эриду, зная ее плохой характер. Однако она явилась незваной.

(Раздается неожиданный стук. Веселье и оживленный шум умолкают. Боги насторожились. Входит богиня раздора Эрида.)

(Звучит первая часть симфонии Бетховена № 5)..

Эрида: Добрый день - хотя я сомневаюсь, что сегодня он будет добрым! Пируете, веселитесь... Потехи устраиваете. А что же меня-то на пир не пригласили? Или я не дочь Зевса и златотронной Геры?

Зевс (нехотя): Ну что ж, проходи, присоединяйся к нам, коль пришла…

Эрида: Благодарю. А у меня для вас сюрприз. Вот он (неожиданно достает и показывает всем яблоко). Это - золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”. Пусть оно достанется самой прекрасной из богинь!

Клио: Яблоко приметили три богини – Гера, Афина, Афродита. Каждая считала, что яблоко должно принадлежать именно ей.

Афродита: Уважаемые боги и богини! Тут нечего долго думать. Это яблоко должно достаться мне, ведь именно я богиня любви и красоты!

Афина: А почему тебе? Я - любимая дочь Зевса! И потом, что может быть прекрасней мудрости и знаний!

Забирает из рук Афродиты яблоко.

Гера: Я - законная жена Зевса. Яблоко должно принадлежать мне по праву, как первой богини Олимпа!

Афина: Может быть, Зевс – ты решишь, кому его отдать?

Зевс: Я не могу - не хочу брать на себя такую ответственность. Пусть этот выбор сделает смертный - Парис, сын троянского царя Приама.

Появляется Парис.

Парис: О, всемогущий Зевс! О, бессмертные боги! Радуйтесь!

Зевс: Здравствуй, Парис! Ты должен выбрать прекраснейшую из богинь.

Каждая из участниц - претенденток по очереди подходит к Парису и пытается склонить его на свою сторону.

Гера: Отдай яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии и Эллады!

Афина: Если ты мне присудишь первенство, я тебя сделаю первым полководцем и в Азии и в Элладе, и ты удивишь мир числом и блеском твоих побед!

Афродита: А если ты выберешь меня, тебя полюбит самая красивая женщина на Земле! И она отправится за тобой хоть на край света!

Клио: После мучительных раздумий и сомнений Парис выбрал Афродиту! И вручил ей золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”! Не обманет Афродита Париса, исполнит все, что обещала.

А выражение яблоко раздора с тех пор превратилось во фразеологизм, который мы нередко употребляем в повседневной жизни.


Учитель:

У нас гости из прошлого. Давайте послушаем о чем они хотят нам поведать. А вы, слушая их рассказ, должны вспомнить из каких они мифов, и какое выражение в нашем языке присутствует.


Пандора: Я - самая красивая женщина, посланница Зевса. Он отправил меня на землю с подарком. Но только почему Прометей запретил мне строго-настрого его открывать? Как вы думаете, что может быть в моем ящике?

Учитель: Ребята, как зовут нашу гостью? Какое выражение заимствовано из этого мифа?


Девушка Афин: Я – жительница города Афин. По воле богов, меня и еще шестерых не знающих брака девушек и семерых юношей отправили к чудовищу на остров Крит. С нами вызвался ехать наш царевич Тесей. Дочь Миноса, Ариадна, дала ему острый меч и клубок ниток. Вот он. С помощью его мы нашли выход из лабиринта и были спасены!


Учитель: Из какого мифа к нам прибыла героиня? Какое выражение взято из этого мифа?

- Какие фразеологизмы мы с вами должны записать? Дайте им толкование.


Работа в парах с объяснением по цепочке.

Задание: прочитать фразеологизмы, вспомнить миф, из которого пришло выражение, объяснить значение (Слайды 12-13)


Фразеологизмы

Объяснение

1. Авгиевы конюшни

крайняя запущенность, загрязненность

2. Ариадны нить

Спасительная нить

3. Ахиллесова пята

уязвимое место

4. Взгляд медузы

неприятен в общении

5. Геркулесов подвиг

о каком-либо деле, требующем усилий

6. Дамоклов меч

о нависшей опасности

7. Между сциллой и харибдой

оказаться между двумя враждебными силами

8. Прометеев огонь

дух благородства, мужества и таланта

9. Панический страх

внезапный, сильный страх, вызывающий смятение

10. Рог изобилия

символ достатка, богатства.

11. Сизифов труд

Напрасный труд

12. Танталовы муки

О человеке, который перенес лишения и муки

13. Яблоко раздора

причина ссоры, вражды.

14. Ящик Пандоры

источник несчастий, великих бедствий


Учитель: Результаты своих поисков вы подклейте дома в тетрадь-справочник, чтобы при подготовке к ГИА у вас были примеры.


Задание-загадка на самого внимательного: Вы, наверняка, заметили, что в вашей табличке есть еще незаполненные колонки, просмотрите внимательно слайды и ответьте на следующие вопросы: 1) какой фразеологизм связан с изображением на слайде; 2) Каких фразеологизмов нет в таблице? Запишите их и дайте объяснение. (Слайды 14-25)


Проверочный тест. (Слайды 26-35)

1. Верховным богом в Греции был(а)...

А) Афина

Б) Зевс

В) Посейдон

Г) Гермес


2. Богиня Земли в древней Греции...

А) Гея

Б) Афродита

В) Амфора

Г) Артемида


3. Восход и закат солнца, древние греки представляли себе как...

А) богов, проезжающих по небу на колесницах

Б) обычное явление природы

В) борьбу света и тени

Г) сигнал к началу дня и отхода ко сну


4. Трехголового пса из царства Аида звали...

А) Пушок

Б) Шарик

В) Цербер

Г) Ктулху

t1717981896aa.pngt1717981896ab.png










7. Продолжите крылатую фразу "... Ариадны"

А) трос

Б) клубок

В) бечевка

Г) нить


8. фразеологизм – это…

А) два слова, связанных грамматически

Б) несколько слов, связанных по смыслу

В) устойчивые обороты речи

Г) слово в переносном значении


9. кануть в Лету – это значит

А) забыть

Б) забыться

В) исчезнуть

Г) убежать


10. фразеология – раздел науки о языке, который изучает

А) буквы

Б) слова

В) словосочетания

Г) предложения


Учитель: Фразеологизмы, которые рождаются в художественной литературе, библейских сказаниях, мифологии и уже потом приходят в язык, называются крылатыми словами (выражениями) или афоризмами.

Термин «крылатые слова» восходит к Гомеру. Гомер называл слова «крылатыми» потому, что они из уст говорящего как бы летят к устам слушающего.

(Слайд 36)


Учитель: - Что нового вы узнали на уроке? Где вы сможете применить эти знания?


Домашнее задание. (Слайды 37-37)

Напишите об истории возникновения в языке одного из фразеологизмов.

Составьте с этим фразеологизмом небольшой текст.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.