Великая Отечественная война и Великая Победа

3
0
Материал опубликован 28 May

Тема урока: «Великая Отечественная война и Великая Победа», «Окружающий мир» Плешаков А.А., 4 класс, УМК «Школа России».

Цели: 

Формирование представления о Великой Отечественной войне.


Задачи:

уметь рассказывать об основных событиях войны и давать им оценку;

понимать, почему рядом со словами «война» и «победа» употребляется слово «Великая»;

создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

Презентация

Формирование УУД:

Познавательные – извлекать необходимую информацию из текста; находить определённые понятия и воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, используя справочную литературу;

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Личностные – формировать положительное отношение к себе и окружающему миру.

Образовательные:

Актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945г.

Расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны.

Систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа.

Оборудование: презентация с фильмами; карточки с вопросами и заданиями; карта Европы 40-х г.г., толковые словари С.И. Ожегова (5 штук)

Музыка «От героев былых времён», магниты, компьютер, проектор, звуковые колонки.









Организационный момент.

- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки и мне. Присаживайтесь (Дети перед уроком, в целях экономии времени, разделены на группы с помощью онлайн-генератора групп)

Слайд 1


Актуализация знаний.

- Скажите, а вы любите путешествовать?

- Как вы смотрите на то, что сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времени?

- А вот куда именно, вы узнаете, посмотрев фрагмент из фильма.


Слайд 2

(Видео № 1 «Священная война»)


III. Постановка проблемы.

-Итак, о каком историческом событии идёт речь в этом эпизоде? (О ВОВ)

- Какие памятные даты ВОВ вы знаете? Какая самая важная (9 мая – День Победы)

Слайд 3

«Прошлое, хранящееся в нашей памяти, есть часть настоящего»

Тадеуш Котарбиньский



-Как вы думаете, что означают эти строки? (Без прошлого нет будущего)

-А почему нужно знать и говорить о войне, которая была много лет назад, ещё до нашего рождения? (Ответы детей)

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. («Великая Отечественная война и Великая Победа» )

Слайд 4

Тема: «Великая Отечественная война и Великая победа»

- Да, ребята, очень важно знать о тех далёких событиях и владеть достоверной информацией о том, что же произошло 83 года назад. Дело в том, что современная история некоторых стран искажает исторические факты и события.

- Какую же цель мы поставим перед собой на уроке и спланируем нашу работу? (Познакомимся с историей ВОВ, выясним, почему войну 1941--1945 г. называют Великой и Победу Великой)

Слайд 4

(Цель: познакомиться с историей ВОВ, выяснить, почему войну 1941--1945 г. называют Великой и Победу Великой)



- Сегодня мы проведём поисковую работу и поделимся собранной информацией друг с другом, с вашими родными и сверстниками.

-Так же сегодня мы с вами начнём создавать коллективный проект «Книга памяти великих сражений Великой Отечественной войны».

- Для этого мы с вами должны отправиться годы, очень тяжёлые для нашей страны.

IV. Введение нового материала.

Слайд 5

(Адольф Гитлер)

(Рассказ учителя)

1933 год. В Германии к власти пришла партия фашистов во главе с Адольфом Гитлером, который мечтал о мировом господстве .

Слайд 6

1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу.

Вслед за Польшей 12 европейских стран были захвачены фашистами.

Так началась Вторая мировая война. На пути захватчиков осталась одна непокорённая страна – Советский Союз.

Слайд 7

(Видео речи Гитлера)

Слайд 8

(Карта – «План Барбаросса»)

- План Барбаросса заключался в том, что немецкая армия делились на 3 группировки: Север, Юг и Центр и одновременно должна была наступать в трёх направлениях:

- Северная группировка должна была захватить Ленинград, группа армии “Центр” захватить Белоруссию и направиться к Москве. Южное направление должно было обеспечить завоевание нефтяных месторождений на Кавказе для обеспечения армии топливом. Поэтому в этих направлениях шли ожесточённые и кровопролитные бои.

- Осуществился ли их план? Почему? (нет)

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями, и выяснить, почему план немецкого командования потерпел крах, а для этого мы с вами должны постараться восстановить ход ВОВ и хронологию её событий.

- Предлагаю создать «Исторический ШТАБ»

- Ребята, у вас на столах – вопросы и материал для работы.

- Ваша задача – найти информацию в тексте, толковом словаре и, по окончании работы, ответить на вопросы, воссоздав хронологию событий ВОВ. Так же у вас на столах лежат даты, стихи и фото, плакаты, иллюстрации, картины, нужно выбрать и приклеить на лист только те, которые относятся к вашему сражению.

- Переверните таблички на ваших столах, на них указаны названия битв

1.«Начало войны. Оборона Брестской крепости»

2. «Блокада Ленинграда»

3.«Битва за Москву»

4.«Битва за Сталинград»

5. «Курская битва»

6. «Штурм Берлина. День Победы»

- На эту работу я даю вам 5 минут.

(Слайд 9. Звучит музыка «От героев былых времён»)

(Самостоятельная работа уч-ся – 5 минут)

- Уважаемые исследователи, давайте попробуем восстановить хронологию важнейших сражений ВОВ. На выступление отводится 2 минуты.

- Начнём с 1 группы.

- И мы отправляемся в 22 июня 1941 года.

- Во всех школах страны прошли выпускные экзамены. Юноши и девушки встречают рассвет.

Слайд 10 (Видео № 3 «Брестская крепость»)

Слайд 11 (22 июня. Брестская крепость)

- Отчёт 1 группы. «Начало Великой Отечественной войны. Оборона Брестской крепости».

(Дети выходят, зачитывают вопросы и отвечают на них)

1.Узнай в толковом словаре, что означает слово ВОЙНА

2. Дата начала Великой Отечественной войны.

3. Как произошло нападение?

4. Расскажите о защитниках Брестской крепости.

Слайд 12 («Я умираю, но не сдаюсь!»)

Слайд 13 (Монумент +4 фото)

- Возвращаемся к плану Барбаросса. Всё идет по плану?

- Найдите на карте и отметьте красным магнитом город-герой Брест.

Слайд 14 (Город-герой Брест)

Прикрепите страницу «Книги памяти».



- Сентябрь 1941 года. Фашисты окружили Ленинград.

Слайд 15 (Видео № 4, стихотворение «Дневник Тани Савичевой»))

- Отчет 2 группы. «Блокада Ленинграда»

(Дети выходят, зачитывают вопросы и отвечают на них)

1. Узнай в толковом словаре, что означает слово БЛОКАДА

2. Когда началась блокада Ленинграда и сколько дней она длилась?

3. Расскажите о тяжких днях блокады.

Слайд 16, 17 (Хлеб, разруха)

4.Что такое дорога жизни?

Слайд 18 (Дорога-жизни)

- Найдите на карте и отметьте город-герой Ленинград.

Слайд 19 (Город-герой Ленинград)

Прикрепите страницу «Книги памяти».



Слайд 20

(«Родина - мать зовёт!» «Всё для фронта! Всё для победы!»)

- Октябрь 1941 года. Враг подошёл к Столице нашей родины – к Москве.



Слайд 21 (Видео № 5 «28 панфиловцев»)

-Отчёт 3 группы. «Битва за Москву».

(Дети выходят, зачитывают вопросы и отвечают на них)

1 . Что такое Мобилизация?

2. В каком году состоялась битва за Москву?

3. На какие периоды делится эта битва и когда был переломный момент?

4. Для чего было решено провести парад на Красной площади?

Слайд 22, 23 (Парад в ноябре)

3. Кто командовал войсками в битве за Москву?

Слайд 24 (Фото Жукова Г.К.)

6. Чем закончилась битва за Москву?

7. Какое значение имела победа в этой Битве?



- Найдите на карте и отметьте красным магнитом город-герой Москва.

Слайд 25 (Город-герой Москва)

Прикрепите страницу «Книги памяти».



- Летом 1942 года начались ожесточённые бои за Сталинград.

Слайд 26 (Видео № 6)

Отчёт 4 группы. «Сталинградская битва»

Слайды 27, 28, 29

1. Почему фашисты стремились захватить Сталинград?

2. Сколько дней длилась битва?

3. На какие периоды делится Сталинградская битва?

4. Почему так важно было захватить и удерживать Мамаев курган?

5. Чем закончилась Сталинградская битва?


- Найдите на карте и отметьте красным магнитом город-герой Сталинград.

Слайд 30 (Город-герой Сталинград)

Прикрепите страницу «Книги памяти».


- Летом 1943 года началось ключевое сражение в войне – сражение на Курской Дуге.

Слайд 31 (Видео № 7 «Танковое сражение»)


-Отчёт 5 группы. «Курская битва».

Слайды 32, 33

1. Когда началось сражение на Курской дуге?

2. В какой день произошло грандиозное танковое сражение под Прохоровкой, почему его так называют?

3. Каково значение Курской битвы?


- Найдите на карте и отметьте красным магнитом город-герой Курск.

Слайд 34 (Город-герой Курск)

Прикрепите страницу «Книги памяти».



Слайд 35 (Видео № 7 «Взятие Рейхстага»)



- Отчёт 6 группы. «Взятие Берлина. День Победы».

Слайды 36, 37

1. Узнай в толковом словаре, что означает слово КАПИТУЛЯЦИЯ

2. Что такое Рейхстаг?

3. Когда начался штурм Берлина? Кто водрузил флаг на Рейхстаг?

4. Какой день стал Днем Победы?

Прикрепите страницу «Книги памяти».



Это были великие сражения, в которых советские воины проявили мужество, стойкость и героизм.

- Как Родина оценила подвиги бойцов? (воздвигли памятники, мемориалы, наградили медалями и орденами)

Слайды 38, 39, 40

- На груди десятков тысяч бойцов засверкали боевые ордена. Ордена за оборону Ленинграда, Москвы, Сталинграда, медаль за взятие Берлина, памятные медали «Крепость-герой» и «Курская битва».

- Ребята, найдите медаль или орден, относящийся к вашему сражению, в конверте и прикрепите его на карту

V. Закрепление знаний

-Итак, ребята, подведём итоги.

-Что же нам удалось выяснить в ходе работы? Для этого давайте ответим на вопросы:

Слайд 41

1.Когда началась ВОВ? (22 июня 1941)

2.Назовите самые значимые сражения ВОВ. (Называют даты и битвы, написанные на доске)

3.Сколько лет длилась ВОВ? (4 года)

4.С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

(с Германией)

5.Какая цель войны была у немецкой армии?

(Захватить, поработить)

6.За что сражались советские войска? (Свобода и независимость)

7. Когда мы отмечаем День Победы? (9 мая)




- Как вы думаете, почему эту войну называют Великой? (Самая кровопролитна и разрушительная)

- А Победу Великой?

- Скажите, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Познакомиться с историей ВОВ, выяснить, почему войну 1941--1945 г. называют Великой и Победу Великой)

- Удалось ли нам её достичь? (Да)

-Какой же вывод мы можем сделать по теме урока? (Трепетно и бережно нести с собой память о тех страшных событиях).


VI. Итог урока.

-Посмотрите, какие у нас получились страницы «Книги памяти». Пусть они будут началом вашего будущего проекта о великих сражениях ВОВ.

VII. Рефлексия

Слайд 42

- А сейчас, я хочу пригласить всех выйти ко мне и стать в круг.

- Ребята! Мне хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем уроке, начиная словами: «Мне было интересно узнать …» «Я горжусь…» (Зажигаю свечу памяти).


(Дети передают свечу по кругу и говорят о том, что они запомнили для себя на уроке)

-Я надеюсь, что вы будете всегда помнить об этой страшной войне и с уважением и благодарностью относиться к людям старшего поколения.


-На этом наш урок закончен. Всем спасибо за активную работу.





ДЛЯ УРОКА

На столах:

- распечатанный доп. материал о битвах: Брестская крепость, Ленинград, Москва, Сталинград, Курск, Берлин.

-Словарь Ожегова – 5 шт.;

- тексты, вопросы на каждую парту;

- стихи, посвященные этим битвам;

- фото и картины сражений;

- карта СССР;

- медали и ордена (распечатанные на фотобумаге)

Надписи:

«Начало войны. Оборона Брестской крепости»

«Блокада Ленинграда»

«Битва за Москву»

«Битва за Сталинград»

«Курская битва»

«Штурм Берлина. День Победы»






















Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Брестом».

1 группа:

1. Узнай в толковом словаре, что означает слово ВОЙНА

Война – это …

2. Дата начала Великой Отечественной войны.

3. Как произошло нападение?

4. Расскажите о защитниках Брестской крепости.






Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли в Ленинграде».

2 группа:

1. Узнай в толковом словаре, что означает слово БЛОКАДА

2. Когда началась блокада Ленинграда и сколько дней она длилась?

3. Расскажите о тяжких днях блокады.

4. Что такое дорога жизни?




Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Москвой».

3 группа:

1. Что такое Мобилизация?

2. В каком году состоялась битва за Москву?

3. На какие периоды делится эта битва и когда был переломный момент?

4. Для чего было решено провести парад на Красной площади?

5. Кто командовал войсками в битве за Москву?

6. Чем закончилась битва за Москву?

7. Какое значение имела победа в этой Битве?

Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Сталинградом».

4 группа:

1. Почему фашисты стремились захватить Сталинград?

2. Сколько дней длилась битва?

3. На какие периоды делится Сталинградская битва?

3. Почему так важно было захватить и удерживать Мамаев курган?

4. Чем закончилась Сталинградская битва?








Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Курском».

группа:

1. Когда началось сражение на Курской дуге?

2. В какой день произошло грандиозное танковое сражение под Прохоровкой, почему его так называют?

3. Каково значение Курской битвы?










Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли в Берлине».

6 группа:


Узнай в толковом словаре, что означает слово КАПИТУЛЯЦИЯ

Что такое Рейхстаг?

Когда начался штурм Берлина?

Кто водрузил флаг на Рейхстаг?

Какой день стал Днём Победы?




1 группа – защита Брестской крепости


На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

Одной из первых приняла на себя удар Брестская крепость в Белоруссии. Крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день – и крепость у них в руках. Около месяца держали оборону бойцы Брестской крепости. Фашисты окружили их, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Были разрушены здания, защитники крепости, их жены и дети спустились в подвалы. Вся территория вокруг крепости была занята врагом, а над ней реял красный флаг. Гарнизон Брестской крепости удерживал немецкие части от дальнейшего наступления.

С каждым днем все меньше сил оставалось у защитников крепости. У защитников крепости кончались патроны, не было еды, так как склады с продовольствием были уничтожены, но хуже всего было с водой. Немцы следили днем и ночью за рекой и стреляли непрерывно. Фляжка с водой, принесенная ночью из реки, нередко стоила жизни.

А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20/VII - 41»

Большинство участников обороны Брестской крепости погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца и продолжить борьбу с фашистами в составе Советской армии и в партизанских отрядах.



























2 группа - блокада Ленинграда


Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня.

Когда фашисты напали на Ленинград (так в годы войны назывался современный Санкт-Петербург), немецкое командование было уверено, что этот город после нескольких недель осады, словно спелое яблоко, упадёт к их ногам. Но город остался неприступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началась блокада. В сентябре 1941 года немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром.

Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги, была прервана сухопутная связь со всей страной. Сообщение с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и Ладожскому озеру. Город оказался во вражеском кольце.

Вражеская авиация уничтожила почти все продуктовые склады города. Начался голод. Подвести в Ленинград продовольствие было очень сложно, ведь город был заблокирован со всех сторон. Власти Ленинграда нашли возможность выдавать людям хлеб. Каждый житель города получал один раз в сутки маленький кусочек хлеба (250 граммов выдавали рабочим, остальным – всего по 125 граммов).

Ночью осаждённый город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полёта вражеских бомбардировщиков. Чтобы избежать пожаров, люди. специально приготовленными щипцами, а иногда руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали песком.

Страна не бросила город и как могла помогала: зимой, когда Ладожское озеро покрылось льдом – сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название - Дорога жизни.

По неокрепшему льду озера к городу подтягивались небольшие колонны машин с продовольствием. Однако перевозить большое количество груза, прежде всего муки, было невозможно: тяжёлую гружёную машину попросту не выдержал бы лёд. Часто случалось, что машины действительно проваливались и тонули. Кроме того немецкие самолёты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу.

В январе 1943 года, после того, как советские войска начали наступление, в кольце фашистских войск, окружавших город, был пробит небольшой коридор, приблизительно в 10 км шириной. По этому коридору в Ленинград стали завозить продовольствие. Но окончательно город удалось освободить только 27 января 1944 года.

Ленинград выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух настоящего народа сокрушить невозможно!

3 группа

БИТВА ЗА МОСКВУ

Осенью 1941 года фашистские войска подошли к столице нашей Родины Москве.

Битву за Москву историки делят на 2 этапа: оборонительный и наступательный.

Оборонительный: 30 сентября — 4 декабря 1941 года.

Наступательный: состоит из двух этапов:

контрнаступления: 5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года;

наступления советских войск: 7 января — 30 марта 1942 года.

30 сентября 1941 года началось сражение. Немцы были настолько уверены в своей победе, что Гитлер приказал напечатать пригласительные билеты на парад фашистских войск, который должен был пройти в Москве. Гитлер планировал провести парад на Красной площади, а затем уничтожить столицу, оставив на её месте огромное озеро.

Было создано многотысячное народное ополчение. В городе было введено осадное положение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения.

Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941года было решено провести парад на Красной площади. Бойцы прямо с парада отправлялись на линию фронта. Парад воодушевил воинов и весь советский народ. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километров стоят вражеские войска – значит, страна непоколебима, оборона столицы крепка. Знаменитыми стали слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», которые произнёс один из героев панфиловцев. Их было 28 человек, которые держали героическую оборону против 50 танков.

В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков.

5 декабря 1941 года – переломный момент битвы, советские войска смогли перейти в контрнаступление, и немцы были вынуждены отступить.

Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия.









4 группа

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА


Сталинградская битва 17 июля 1942 — 2 февраля 1943 . Она явилась началом коренного перелома в Великой Отечественной войне. Здесь, у стен Сталинграда 200 дней и ночей проходила величайшее в истории войн сражение, которое завершилось крупным разгромом вражеских войск . 

Северная группировка должна была захватить Ленинград, группа армии “Центр” захватить Белоруссию и направиться к Москве. Южное направление – захватить Сталинград, ведь дальше открывался путь к нефтяным месторождениям на Каспийском море, нужно было обеспечить армию топливом. Поэтому в этих направлениях шли ожесточённые и кровопролитные бои.

В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко.

В середине лета 1942 года началась масштабная битва на Волге, которая вошла в историю как Сталинградская, и продолжалась она более полугода.

К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться.

Сталинградская битва делится на 2 периода: оборонительный, продолжавшийся с 17 июля по 18 ноября 1942 года, целью которого была оборона города Сталинграда, и наступательный, начавшийся 19 ноября 1942 года и завершившийся 2 февраля 1943 года разгромом действовавшей на сталинградском направлении группировки немецко‑фашистских войск.


На Мамаевом кургане велись особо ожесточенные бои. Армия, занимавшая возвышенную точку, могла контролировать город полностью. В результате сражения земля здесь была выжжена так, что весной 1943 года даже не взошла трава. Бои за Мамаев курган продолжались 135 суток. В районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Сталинградская битва переломила ход всей войны. В  ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск, в результате чего 22 дивизии фашистов к февралю 1943 года были уничтожены.


В уличных боях и в небе Сталинграда советские войны проявили солдатскую доблесть и самопожертвование во имя Родины. Город был превращен в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен.

5 группа

Курская битва


Курское сражение — крупнейшее в истории противостояние с участием танковых соединений.
Используя новейшие бронемашины «тигр» и «пантера», германские войска предполагали разбить крупную группировку Советских войск в районе Курской дуги.


Стремясь изменить ход войны в свою пользу, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Мощный танковый удар готовился немцами.

Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям.

Было принято решение опередить немцев и первыми нанести удар.

5 июля 1943 года за несколько часов до немецкого наступления на вражеские позиции обрушилась стена свинца и огня. Каждый метр, каждый сантиметр советской земли давался фашистам с неимоверными потерями, семь дней шли ожесточённые бои.

12 июля битва на Курской дуге обрела новый поворот событий. В этот день на узком пятачке земли около деревни Прохоровка началось грандиозное танковое сражение. Ни до, ни после мир не знал такого сражения.

Более 1500 танков с обеих сторон на протяжении всего дня 12 июля 1943 года вели тяжелейшие бои под Прохоровой. Лязг гусениц, рёв моторов и гул непрерывных выстрелов раздавались над прохоровским полем. Люди горели в танках, подрывались на минах, броня не выдерживала попадания немецких снарядов, но битва продолжалась. Она закончилась полной победой советских танкистов. Немцы понесли огромные потери и вынуждены были отступить. Курская битва окончательно объявила миру, что теперь немецкий солдат будет только отступать. Больше ни одного клочка родной земли враг занять не сможет!

После сражения под Прохоровкой Гитлер начал отвод войск, и с этого времени нашу наступающую армию было уже не удержать. Огромное количество техники, талант командного состава и исключительное мужество советского солдата не оставили немцам шансов на победу.


Курская битва стала первым сражением Великой Отечественной, к началу которой у СССР было превосходство над Германией по танкам, самолетам, артиллерии и личному составу.

Курская оборонительная операция длилась с 5 по 23 июля 1943 года.





6 группа

«Взятие Берлина. День Победы».



В 1944 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков.

Советские войска вышли к германской границе. Освободив Родину, советские войска пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

В апреле 1945 года начался штурм Берлина – столицы Германии. Через две недели Красное знамя Победы развевалось над зданием Рейхстага (парламента).

30 апреля 1945г. разведчики  Мелитон Кантария и Михаил Егоров водрузили знамя над Рейхстагом, которое и стало символом Победы. 

Безоговорочная капитуляция была подписана в ночь с 8 на 9 мая 1945г.

От имени СССР акт подписал заместитель Верховного Главнокомандующего Советскими Вооружёнными Силами Г. К. Жуков.

Представители германского командования подписали «Акт о безоговорочной КАПИТУЛЯЦИИ» - документ, в котором признали своё поражение.

День 9 мая стал Днём Победы в войне с фашистской Германией.


















В атаку стальными рядами
Мы поступью твёрдой идём.
Родная столица за нами,
Врагам преградим путь огнем.

На марше равняются взводы,
Гудит под ногами земля,
За нами родные заводы
И красные звёзды Кремля.



Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он на Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России –
И всю её прикрыл собой.



Мы защищаем город наш любимый,
все испытанья поровну деля.
Клянусь тебе, что мы неистребимы,
за нами — наша русская земля.
Она могучая, она у нас большая.
Припомни-ка простор ее сплошной.
Клянусь тебе, мы подвиг совершаем
во имя всей земли своей родной.
Мы, ленинградцы, ныне держим знамя,
мы — Родины передовой отряд.
Весь шар земной сейчас следит за нами,
пароль и отзыв мира: «Ленинград».



Как молоды мы все на этом снимке...
И веселы: Берлин у наших ног!
Стоим впритирку и сидим в обнимку,
А кто-то просто на землю прилег.

И звезды наши светятся, и лычки,
И ордена, хоть становись под стяг.
Вот только фон какой-то необычный –
Сирень. А взяли только что Рейхстаг.




Вдруг вздрогнул рассвет,
Взрывом вырвало землю,
Заставу разнёс дальнобойный снаряд,
Погибший во сне, не узнал что он первый
Уже на войне, кровь проливший солдат.

Кому смерть краса, а кому-то нелепость,
Не каждого будут считать образцом,
А враг напролом шёл на Брестскую крепость,
Ее, окружая железным кольцом.





Туман ночной ещё стоял над Бугом.
Солдаты спят и видят свои сны.
Им ничего не предвещало этим утром,
Что немцы перейдут границу их страны.

Враг затаился, ждал начала наступленья,
Все в напряжении смотрели на часы.
И вдруг ракета засветилась в небе,
Сигнал был дан к началу необъявленной войны.

Солдатский сон был прерван от разрывов,
Огонь по крепости вели и с неба, и земли.
С Германии пришло на нашу землю иго,
И начались для всех кровопролитные бои.




Крупнейшая битва под Курском гремела,
Стояли все насмерть в жестоком бою,
Земля от ударов и взрывов немела,
И миллионы смешались в строю:

И самолёты, и миномёты,
Тысячи танков и крики людей.
Всё было там в сорок третьем,
Сорок девять дней и ночей.

Горела земля, взрывались снаряды,
Танкисты рвались на запад — вперёд!
Приказ поступил — никакие преграды:
Ни речка, ни горы, ни вражеский дот.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей