Урок на тему «Верования древних римлян» (5 класс)
Тема урока |
Верования древних римлян |
|
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
|
Образовательные |
таблица "Боги древних римлян", презентация «Верования древних римлян», символы богов Рима |
|
План урока |
Боги древних римлян. 2.Жрецы римских богов. 3. Храмы римских богов. |
|
Цель урока |
на примере религии, верований древних римлян показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей. |
|
Задачи |
создать у учащихся представление об особенностях древнеримской религии, раскрыть религиозные верования римлян на основе сравнительной характеристики римского и греческого пантеонов богов; способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания. |
|
Методы и формы |
Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная) |
|
Основные понятия |
Религия, понтифик, авгуры, жрецы, фециалы |
|
Учебное пособие. |
Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., Русское слово |
|
Планируемые образовательные результаты |
||
Объем освоения и уровень владения |
Компоненты культурно-компетентностного |
|
Научатся: определять функции римских богов, место и роль религии в жизни римлян Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; осуществлять поиск нужной информации |
Информационная компетенция Владеют: навыками работы с различными источниками информации: учебниками, схемами- таблицами, и др. Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое . |
Этапы |
Время |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность |
Деятельность |
I. Оргмомент
|
2 |
Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к уроку |
Приветствует учащихся. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность
|
Приветствуют учителя, гостей. Выражают эмоциональную готовность к уроку
|
II. Мотивационный этап |
5 |
Мотивационная подготовка к уроку, беседа по ситуации, формулирование темы урока. |
Учитель: Римляне создали самую лучшую армию во всем древнем мире, они были воинственным народом и много воевали: сначала они захватили земли италиков ( показ по карте), потом вышли за пределы Апеннинского полуострова и завоевали все Средиземноморье ( показ по карте). Перед объявлением войны римляне совершали такое действо: фециалы ( так называли тех, кто вел эту церемонию)втыкали окровавленное копье во вражескую землю, и это означало, что они начинают справедливую войну. Перед каждым сражением авгуры – другие участники ритуала, насыпали зерно в клетку со «священными» курами и следили как птицы клюют его. Если хорошо, то можно начинать битву . Если птицы отказывались есть, то задуманное считалось неугодным богам. Зад: 1. О какой важной стороне жизни римлян мы не будем говорить? Сделайте выводы о римлянах из этого сюжета. 2. Сформулируйте тему урока. 3. Подумайте, на какие вопросы нам нужно найти ответы |
Учащиеся слушают учителя, делают вывод. Ответ: римляне были очень верующими людьми.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, формулируют цели урока Ответ: узнать сколько богов было у римлян: Чему покровительствовали эти боги. Одинаковыми ли были боги у патрициев и плебеев. Какие правила должны были соблюдать верующие римляне? |
III. Изучение нового материала |
20 |
Театрализация « Римские боги о себе», организация беседы
|
1.Разбор вопроса. Боги древних римлян. 1) Учитель: Пусть сами римские боги расскажут нам о себе, Пускай расскажут о том, чему они покровительствовали, как их чтили римляне. , были ли у них собратья у других народов. В ходе представления нам предстоит заполнять таблицу «Римские боги» и найти ответы на многие вопросы. ( приложение 1, 2) 2 Сравнение таблиц учащихся с представленной на слайде. Что у вас получилось? (Приложение 3.) 3. Организация беседы по итогам представления 1. Много или один бог был у римлян? Имена древних божеств мы определили, а какие функции они выполняли? За что они отвечали? Чему покровительствовали боги и почему? И главное, какая между ними существовала связь? Плебеи и патриции поклонялись одним богам? Почему римляне легко заимствовали чужих богов? Как чтили своих богов римляне. 1.Римляне почитали бесконечное количество богов, каждый из которых отождествлял какое-либо явление природы . Каждое явление природы, а также представители флоры и фауны имели своих божеств, и римляне молились им, прося о покровительстве и помощи в каком-либо деле. Любое происшествие римляне объясняли божьей волей, поэтому неудивительно, что у этого народа было очень много обрядов, направленных на задабривание богов. 3.Помимо влияния верований захваченных народов, на религию древнего Рима не меньшее влияние оказал и социальный строй римского общества. Следует особо выделить две основные триады богов - патрицианскую и плебейскую. Патрицианская триада богов - это верховные боги, которым поклонялась элита римского общества, этими богами были Юпитер (верховное божество, бог солнца и неба), Минерва (богиня разума и справедливости) и Юнона (богиня чувственности и любви). Простой же народ считали своими верховными богами Цицеру (богиню земли, материнства и плодородия), Либера (покровителя виноделия) и Либеру (покровительницу животворящих сил природы). 4.. Обязательное соблюдение сложного погребального культа |
Ученики следят за представлением богов, заполняют таблицу. Отвечают на вопросы, делают выводы Выводы учащихся ( предположительно) 1.У римлян очень большой пантеон богов. 2.Боги римлян отождествляли разные явления природы, покровительствовали всем занятиям римлян:ремеслу, торговле, земледелию скотоводству и военному делу. 3.У римлян существовали празднества в честь богов, особый порядок чествования богов. 4. Римляне любое дело начинали с обращения к богам. 5. Некоторых своих богов они взяли у греков. 6. Своим богам римляне строили храмы.
|
|
|
Работа с текстом УП, стр. 213. Работа над понятиями |
2.Разбор вопроса . Жрецы римских богов. Выясним, как же назывались служители богов и каким богам они служили? Какое место в жизни римского общества занимала религия? Пояснение учителя: Понтификов избирали подобно прочим должностным лицам государства, но не на год, а пожизненно. Понтификам надлежало следить за правильным исполнением обрядов и принесением жертв, причем не какому-нибудь одному божеству, а всем богам. Понтификов было девять человек, и верховный понтифик занимал место царя в древнем царском дворце на Капитолии. Понтифики возносили молитвы и воскуряли благовония перед глиняными и деревянными изображениями богов. |
Учащиеся работают с тексом УП Формулируют понятия. Записывают понятия в тетрадь: Понтифики- высшие жрецы у римлян, Авгуры – толкователи воли верховного бога Юпитера, Весталки – жрицы богини Весты Фециалы- жрецы, ведавшие объявлением войны. |
|
|
Работа с текстом УП и иллюстративным материалом стр. 213., 261-262 |
3.Разбор вопроса Римские храмы. Учитель: У каждого римского бога был свой храм. Опишите римский храм на стр. 213. Но был у римлян и храм всех богов- Пантеон. |
Ученики работают с текстом УП стр. 261-262, иллюстративным материалом. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
7 |
Решение мини теста/ синквейн
|
Синквейн Римские боги Могущественные, разные Помогали, покровительствовали, наказывали. Им устраивали торжественные празднества. Пантеон богов. |
Учащиеся сочиняют синквейны, в которых отражают свои впечатления от римских богов и верований |
V. Итоги урока. Рефлексия |
4 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Оцените свое участие и роль на уроке с помощью приема «Стакан эмоций»( приложение 4) Зад: выбери цвет, который соответствует твоему настроению в конце урока. Возьмите фишку определенного цвета и поместите ее в стакан. |
Ученики заполняют стакан эмоциями. |
Домашнее задание |
2 |
Комментирование д/з |
§ 39, п.4 . ч,п,в. Закончить, используя ресурсы Интернет, таблицу «Римские боги» |
Записывают д/з |
Приложение 1
Таблица «Римские боги»
Римский бог |
Основные функции |
Как чествовали бога |
Атрибуты бога |
Греческий бог |
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Представление «Римские боги о себе»
Я – Юпитер (ученик с фигурой орла на руке). Я - главный бог у римлян. Я - могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури. Мне - Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме воздвигли храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносят доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Я - покровительствую людям и освящаю их взаимоотношения. Иногда мне приходится жестоко карать, метая молнии, посылая раскаты громы , поражая ими непокорных моей божественной воле. Вестника мой воли – орел. Моя обитель находится на высоких горах. Иногда я посылаю вещие сны, в которых открываю людям грядущее. .В честь меня несколько раз в году проводят общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Именем моим клянутся, и клятва считается нерушимой, ибо я скор на расправу и неумолимо караю нечестивца.
Я - Юнона - божественная супруга Юпитера ( ученица с фигуркой павлина или гуся) . Я - дарую людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, посылаю успех и победы. Я - поч покровительницы женщин, в особенности замужних, хранительница брачных союзов, помощница при родах. Замужние женщины ежегодно в честь меня празднуют первого марта так называемые матроналии. С венками в руках они шествуют к моему Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносят в жертву цветы. Я - подательница разумных советов. Ко мне н обращаются в трудные минуты не только простые люди, но и государственные деятели. На Капитолийском холме мне воздвигнут храм Юноны Монеты (убеждающей). От имени моего пошло и общее название денег –«монета»).Птицами, посвященными мне являются павлин и гуси.
Я – бог Янус. еще до Юпитера я был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Я уступил свое место владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний времени . Моим именем начинается первый месяц года и первый день года. Моим именем названы и празднества – януарии. В этот праздник мне - богу Янусу приносят жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов, люди желают друг другу счастья, дарят сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний.
А я- Диана. Я-богиня покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, где я охочусь . Меня особенно почитают сельские жители, которым я облегчаю тяжелые труды и помогаю при врачевании болезней людей и животных. Меня почитают как богиню Луны и подательницу света и жизни. Возле моего храма Дианы, неподалеку от Рима, бьют целебные ключи, и мои жрецы лечат многие болезни.
А я грозный бог Марс, бог войны. Меня Марса римляне почитают как отца великого и воинственного римского народа. Это мот дети – Ромул и Рем основали город Рим . Это благодаря мне римляне одерживают победы над соседними племенами, а затем и другими народами. Моим именем назван третий месяц года (март), и в первые его числа проводятся конные состязания, поскольку кони - верная опора воину в бою, кони посвящены богу Марсу. Первого марта в честь меня- воинственного бога происходит шествие жрецов - салиев, которые со священными плясками и песнопениями двигаются, ударяя копьями в щиты.
Венера: Дайте слово мне - покровительнице цветущих садов, богине весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы . Мне -Венере. В честь меня совершаются торжественные жертвоприношения, возносятся молитвы о продлении молодости, красоты и о достижении супружеского счастья. Я - мать троянского героя Энея, приплывшего из-под Трои в Италию, это мои потомки основали Рим. Мои символы - голубь и заяц, из растений мне посвящены мак, роза, мирт.
Флора: Я конечно очень юная, не могу перебивать взрослых, но и мне дайте слово. Я- богиня Флора , богиня цветов и юности. И в честь меня тоже есть у римлян празднества, они называются флорами и длятся с 28 апреля по 3 мая. В эти дни двери всех домов украшаются цветочными гирляндами и венками, женщины в разноцветных пестрых платьях (что строго запрещено в обычные дни), в душистых венках предаются веселым пляскам и шуткам. Весь народ на моих празднествах веселится и пирует, а в один из дней флорарий устраивают игры и состязания.
Церера: А меня богиню Цереру больше всего почитают плебеи. Я - богиню жатвы, покровительница плодородия . В мою честь устраиваются празднества -Цереалии, они начинаются 11 или 12 апреля и продолжаются 8 дней. В эти дни плебеи наряжаются в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшают себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекаются скачками в цирке.
Бахус. Ну как же без меня в такие празднества, меня- бога Бахуса, покровителя виноградников, виноделия и вина Мой символ – красивое вьющее растение плющ. Римляне верят, что древесина плюща способна отделять вино от воды, а его листья и ягоды устраняют последствия алкоголя.
Вулкан. А меня римляне почитают и поклоняются подобно почитанию греками бога Гефеста, бога огня и очага . Я, как Гефест, искуснейшим кузнец, покровитель ремесленников и ювелиров. И меня очень почитают плебеи. Празднества, проводимые в честь меня , происходят 23 августа и отмечаются жертвоприношениями и шумными играми в большом цирке. Я еще и бог подземного огня, вечно грожу извержениями. Меня нельзя не почитать. В моей божественной кузнице в недрах горы Этны в Сицилии, мне помогают в работе гиганты-циклопы.
Меркурий. А я- бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов. Меня римляне изображают с крылышками на ногах, с жезлом и с денежной сумкой на боку. Мой символ - ящерица , символ переменчивости и изворотливости, в торговле нельзя без изворотливости..
Нептун : Я – как брат мой греческий Посейдон, бог моря. А также покровитель коневодства и конных состязаний.Праздник в честь меня (нептуналии) справлялют римляне 23 июля. А вообще, нас богов Рима, очень много. Кроме нас, государственных богов и богинь, римляне поклоняются семейным божествам - ларам (духам предков) и пенатам (духаи хранителям домашнего мира и благополучия).
Приложение 3.
Окончательный вариант таблицы
Римский бог |
Основные функции |
Как чествовали бога |
Атрибуты бога |
Греческий бог |
Юпитер |
Верховное божество: бог грома, неба, молния |
ежегодно игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов |
Раскаты грома, птица- орел |
Зевс |
Нептун |
Бог морских стихий и мореплавания |
Древний праздник в честь Нептуна (нептуналии) справлялся 23 июля |
|
Посейдон |
Орк |
Владыка царства теней |
|
|
Аид |
Церера |
Богиня растительности и плодородия |
торжественные празднества -Цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. |
|
Деметра |
Веста |
Хранительница домашнего очага |
|
|
Гестия |
Юнона |
Покровительница женщин и брака |
Игры- матроналии |
Павлин, гуси |
Гера |
Марс |
Бог войны |
назван третий месяц года |
Конные состязания, кони |
Арес |
Минерва |
Богиня мудрости, покровительница ремесел |
|
|
Афина |
Аполлон |
Покровитель искусств, предводитель муз |
|
|
Аполлон |
Диана |
Защитница лесов и зверей |
|
|
Артемида |
Меркурий |
Покровитель путников, торговли, вестник богов |
|
крылышками на ногах, с жезлом и с денежной сумкой на боку.Ящерица |
Гермес |
Вулкан |
Бог огня и кузнечного дела |
Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23 августа |
|
Гефест |
Венера |
Богиня любви и красоты |
|
голубь и заяц, мак, роза, мирт. |
Афродита |
Вакх\Бахус |
Покровитель виноградарства и виноделия |
|
плющ |
Дионис |
Янус |
до Юпитера божеством неба и солнечного света |
первый день года также назывались его именем и праздновались в его честь |
- |
|
Флора |
богиня цветов и юности., дарующая радость б |
празднества, которые назывались флорами и длились с 28 апреля по 3 мая. |
|
|
Литература и Интернет – ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B8_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2Соответствие римских и греческих богов
https://urok.1sept.ru/articles/618313?ysclid=lti7iitv4a70372361
https://multiurok.ru/index.php/files/emotsii-v-stakane.html?ysclid=lti95jdgg0443266396