12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Судакова Любовь Ивановна87
Россия, Хабаровский край, п. Сулук

Тема урока

Верования древних римлян

Тип урока

Урок изучения нового материала

Образовательные
ресурсы

таблица "Боги древних римлян", презентация «Верования древних римлян», символы богов Рима

План урока

Боги древних римлян. 2.Жрецы римских богов. 3. Храмы римских богов.

Цель урока

на примере религии, верований древних римлян показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.

Задачи

создать у учащихся представление об особенностях древнеримской религии, раскрыть религиозные верования римлян на основе сравнительной характеристики римского и греческого пантеонов богов; способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания.

Методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная)

Основные понятия

Религия, понтифик, авгуры, жрецы, фециалы

Учебное пособие.

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., Русское слово

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения
компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта / приобретенная компетентность

Научатся: определять функции римских богов, место и роль религии в жизни римлян

Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; осуществлять поиск нужной информации

Информационная компетенция

Владеют: навыками работы с различными источниками информации: учебниками, схемами- таблицами, и др.

Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое .



Этапы
урока

Время
(мин)

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

I.

Оргмомент


2

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к уроку

Приветствует учащихся.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность


Приветствуют учителя, гостей.

Выражают эмоциональную готовность к уроку


II. Мотивационный этап

5

Мотивационная подготовка к уроку, беседа по ситуации, формулирование темы урока.

Учитель: Римляне создали самую лучшую армию во всем древнем мире, они были воинственным народом и много воевали: сначала они захватили земли италиков ( показ по карте), потом вышли за пределы Апеннинского полуострова и завоевали все Средиземноморье ( показ по карте). Перед объявлением войны римляне совершали такое действо: фециалы ( так называли тех, кто вел эту церемонию)втыкали окровавленное копье во вражескую землю, и это означало, что они начинают справедливую войну. Перед каждым сражением авгуры – другие участники ритуала, насыпали зерно в клетку со «священными» курами и следили как птицы клюют его. Если хорошо, то можно начинать битву . Если птицы отказывались есть, то задуманное считалось неугодным богам.

Зад: 1. О какой важной стороне жизни римлян мы не будем говорить? Сделайте выводы о римлянах из этого сюжета.

2. Сформулируйте тему урока.

3. Подумайте, на какие вопросы нам нужно найти ответы

Учащиеся слушают учителя, делают вывод.

Ответ: римляне были очень верующими людьми.







Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, формулируют цели урока

Ответ: узнать сколько богов было у римлян:

Чему покровительствовали эти боги.

Одинаковыми ли были боги у патрициев и плебеев.

Какие правила должны были соблюдать верующие римляне?

III. Изучение нового материала

20

Театрализация « Римские боги о себе», организация беседы




1.Разбор вопроса. Боги древних римлян.

1) Учитель: Пусть сами римские боги расскажут нам о себе, Пускай расскажут о том, чему они покровительствовали, как их чтили римляне. , были ли у них собратья у других народов.

В ходе представления нам предстоит заполнять таблицу «Римские боги» и найти ответы на многие вопросы. ( приложение 1, 2)

2 Сравнение таблиц учащихся с представленной на слайде. Что у вас получилось? (Приложение 3.)

3. Организация беседы по итогам представления

1. Много или один бог был у римлян? Имена древних божеств мы определили, а какие функции они выполняли? За что они отвечали? Чему покровительствовали боги и почему? И главное, какая между ними существовала связь? Плебеи и патриции поклонялись одним богам? Почему римляне легко заимствовали чужих богов? Как чтили своих богов римляне.

1.Римляне почитали бесконечное количество богов, каждый из которых отождествлял какое-либо явление природы . Каждое явление природы, а также представители флоры и фауны имели своих божеств, и римляне молились им, прося о покровительстве и помощи в каком-либо деле. Любое происшествие римляне объясняли божьей волей, поэтому неудивительно, что у этого народа было очень много обрядов, направленных на задабривание богов.
2.Формирование религии древних римлян было напрямую связанным с развитием римской цивилизации и становлением Римской империи, поэтому неудивительно, что верование римлян является симбиозом религий, культов и верований всех народов и племен, земли которых были захвачены войском империи. Наибольшее влияние на становление религии древних римлян оказала греческая религиозная традиция.

3.Помимо влияния верований захваченных народов, на религию древнего Рима не меньшее влияние оказал и социальный строй римского общества. Следует особо выделить две основные триады богов - патрицианскую и плебейскую. Патрицианская триада богов - это верховные боги, которым поклонялась элита римского общества, этими богами были Юпитер (верховное божество, бог солнца и неба), Минерва (богиня разума и справедливости) и Юнона (богиня чувственности и любви). Простой же народ считали своими верховными богами Цицеру (богиню земли, материнства и плодородия), Либера (покровителя виноделия) и Либеру (покровительницу животворящих сил природы).

4.. Обязательное соблюдение сложного погребального культа
5.. Существование в каждой семье собственного культа почитания предков
6.. Появление и дальнейший расцвет культа императора, согласно которому правитель приравнивался к полубогу
7. Обязательное проведение обрядов восхваления всех богов в начале и середине каждого месяца
8. Необходимость просить совета в богов и молить их о милостыни в случае какого-то чрезвычайного происшествия или события
9. Большое количество гаданий, которые поощрялись религией и проводились жрецами
10. Жестокое наказание за отказ соблюдать религиозные традиции и присутствовать при проведении многочисленных религиозных обрядов

Ученики следят за представлением богов, заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы, делают выводы

Выводы учащихся ( предположительно)

1.У римлян очень большой пантеон богов.

2.Боги римлян отождествляли разные явления природы, покровительствовали всем занятиям римлян:ремеслу, торговле, земледелию скотоводству и военному делу.

3.У римлян существовали празднества в честь богов, особый порядок чествования богов.

4. Римляне любое дело начинали с обращения к богам.

5. Некоторых своих богов они взяли у греков.

6. Своим богам римляне строили храмы.






Работа с текстом УП, стр. 213.

Работа над понятиями

2.Разбор вопроса . Жрецы римских богов. Выясним, как же назывались служители богов и каким богам они служили? Какое место в жизни римского общества занимала религия?

Пояснение учителя: Понтификов избирали подобно прочим должностным лицам государства, но не на год, а пожизненно. Понтификам надлежало следить за правильным исполнением обрядов и принесением жертв, причем не какому-нибудь одному божеству, а всем богам. Понтификов было девять человек, и верховный понтифик занимал место царя в древнем царском дворце на Капитолии. Понтифики возносили молитвы и воскуряли благовония перед глиняными и деревянными изображениями богов.
Авгуры должны были толковать волю верховного бога Юпитера по полету птиц и по небесным знамениям. Поэтому свои молитвы авгуры обращали прямо к небу.

Учащиеся работают с тексом УП Формулируют понятия.

Записывают понятия в тетрадь:

Понтифики- высшие жрецы у римлян, 

Авгуры – толкователи воли верховного бога Юпитера,

Весталки – жрицы богини Весты

Фециалы- жрецы, ведавшие объявлением войны.



Работа с текстом УП и иллюстративным материалом стр. 213., 261-262

3.Разбор вопроса Римские храмы.

Учитель: У каждого римского бога был свой храм. Опишите римский храм на стр. 213. Но был у римлян и храм всех богов- Пантеон.

Ученики работают с текстом УП стр. 261-262, иллюстративным материалом.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Решение мини теста/ синквейн


Синквейн

Римские боги

Могущественные, разные

Помогали, покровительствовали, наказывали.

Им устраивали торжественные празднества.

Пантеон богов.

Учащиеся сочиняют синквейны, в которых отражают свои впечатления от римских богов и верований

V. Итоги урока.

Рефлексия

4

Обобщение полученных на уроке сведений

Оцените свое участие и роль на уроке с помощью приема «Стакан эмоций»( приложение 4)

Зад: выбери цвет, который соответствует твоему настроению в конце урока. Возьмите фишку определенного цвета и поместите ее в стакан.

Ученики заполняют стакан эмоциями.

Домашнее задание

2

Комментирование д/з

§ 39, п.4 . ч,п,в. Закончить, используя ресурсы Интернет, таблицу «Римские боги»

Записывают д/з

Приложение 1

Таблица «Римские боги»

Римский бог

Основные функции

Как чествовали бога

Атрибуты бога

Греческий бог






Приложение 2.

Представление «Римские боги о себе»

Я – Юпитер (ученик с фигурой орла на руке). Я - главный бог у римлян. Я - могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури. Мне - Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме воздвигли храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносят доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Я - покровительствую людям и освящаю их взаимоотношения. Иногда мне приходится жестоко карать, метая молнии, посылая раскаты громы , поражая ими непокорных моей божественной воле. Вестника мой воли – орел. Моя обитель находится на высоких горах. Иногда я посылаю вещие сны, в которых открываю людям грядущее. .В честь меня несколько раз в году проводят общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Именем моим клянутся, и клятва считается нерушимой, ибо я скор на расправу и неумолимо караю нечестивца.

Я - Юнона - божественная супруга Юпитера ( ученица с фигуркой павлина или гуся) . Я - дарую людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, посылаю успех и победы. Я - поч покровительницы женщин, в особенности замужних, хранительница брачных союзов, помощница при родах. Замужние женщины ежегодно в честь меня празднуют первого марта так называемые матроналии. С венками в руках они шествуют к моему Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносят в жертву цветы. Я - подательница разумных советов. Ко мне н обращаются в трудные минуты не только простые люди, но и государственные деятели. На Капитолийском холме мне воздвигнут храм Юноны Монеты (убеждающей). От имени моего пошло и общее название денег –«монета»).Птицами, посвященными мне являются павлин и гуси.

Я – бог Янус. еще до Юпитера я был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Я уступил свое место владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний времени . Моим именем начинается первый месяц года и первый день года. Моим именем названы и празднества – януарии. В этот праздник мне - богу Янусу приносят жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов, люди желают друг другу счастья, дарят сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний.

А я- Диана. Я-богиня покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, где я охочусь . Меня особенно почитают сельские жители, которым я облегчаю тяжелые труды и помогаю при врачевании болезней людей и животных. Меня почитают как богиню Луны и подательницу света и жизни. Возле моего храма Дианы, неподалеку от Рима, бьют целебные ключи, и мои жрецы лечат многие болезни.

А я грозный бог Марс, бог войны. Меня Марса римляне почитают как отца великого и воинственного римского народа. Это мот дети – Ромул и Рем основали город Рим . Это благодаря мне римляне одерживают победы над соседними племенами, а затем и другими народами. Моим именем назван третий месяц года (март), и в первые его числа проводятся конные состязания, поскольку кони - верная опора воину в бою, кони посвящены богу Марсу. Первого марта в честь меня- воинственного бога происходит шествие жрецов - салиев, которые со священными плясками и песнопениями двигаются, ударяя копьями в щиты.

Венера: Дайте слово мне - покровительнице цветущих садов, богине весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы . Мне -Венере. В честь меня совершаются торжественные жертвоприношения, возносятся молитвы о продлении молодости, красоты и о достижении супружеского счастья. Я - мать троянского героя Энея, приплывшего из-под Трои в Италию, это мои потомки основали Рим. Мои символы - голубь и заяц, из растений мне посвящены мак, роза, мирт.

Флора: Я конечно очень юная, не могу перебивать взрослых, но и мне дайте слово. Я- богиня Флора , богиня цветов и юности. И в честь меня тоже есть у римлян празднества, они называются флорами и длятся с 28 апреля по 3 мая. В эти дни двери всех домов украшаются цветочными гирляндами и венками, женщины в разноцветных пестрых платьях (что строго запрещено в обычные дни), в душистых венках предаются веселым пляскам и шуткам. Весь народ на моих празднествах веселится и пирует, а в один из дней флорарий устраивают игры и состязания.

Церера: А меня богиню Цереру больше всего почитают плебеи. Я - богиню жатвы, покровительница плодородия . В мою честь устраиваются празднества -Цереалии, они начинаются 11 или 12 апреля и продолжаются 8 дней. В эти дни плебеи наряжаются в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшают себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекаются скачками в цирке.

Бахус. Ну как же без меня в такие празднества, меня- бога Бахуса, покровителя виноградников, виноделия и вина Мой символ – красивое вьющее растение плющ. Римляне верят, что древесина плюща способна отделять вино от воды, а его листья и ягоды устраняют последствия алкоголя.

Вулкан. А меня римляне почитают и поклоняются подобно почитанию греками бога Гефеста, бога огня и очага . Я, как Гефест, искуснейшим кузнец, покровитель ремесленников и ювелиров. И меня очень почитают плебеи. Празднества, проводимые в честь меня , происходят 23 августа и отмечаются жертвоприношениями и шумными играми в большом цирке. Я еще и бог подземного огня, вечно грожу извержениями. Меня нельзя не почитать. В моей божественной кузнице в недрах горы Этны в Сицилии, мне помогают в работе гиганты-циклопы.

Меркурий. А я- бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов. Меня римляне изображают с крылышками на ногах, с жезлом и с денежной сумкой на боку. Мой символ - ящерица , символ переменчивости и изворотливости, в торговле нельзя без изворотливости..

Нептун : Я – как брат мой греческий Посейдон, бог моря. А также покровитель коневодства и конных состязаний.Праздник в честь меня (нептуналии) справлялют римляне 23 июля. А вообще, нас богов Рима, очень много. Кроме нас, государственных богов и богинь, римляне поклоняются семейным божествам - ларам (духам предков) и пенатам (духаи хранителям домашнего мира и благополучия).

Приложение 3.

Окончательный вариант таблицы

Римский бог

Основные функции

Как чествовали бога

Атрибуты бога

Греческий бог

Юпитер

Верховное божество: бог грома, неба, молния

ежегодно игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов

Раскаты грома, птица- орел

Зевс

Нептун

Бог морских стихий и мореплавания

Древний праздник в честь Нептуна (нептуналии) справлялся 23 июля


Посейдон

Орк

Владыка царства теней 



Аид

Церера

Богиня растительности и плодородия

торжественные празднества -Цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней.


Деметра

Веста

Хранительница домашнего очага



Гестия

Юнона

Покровительница женщин и брака

Игры- матроналии

Павлин,

гуси

Гера

Марс

Бог войны

назван третий месяц года

Конные состязания, кони

Арес

Минерва

Богиня мудрости, покровительница ремесел



Афина

Аполлон

Покровитель искусств, предводитель муз 



Аполлон

Диана

Защитница лесов и зверей



Артемида

Меркурий

Покровитель путников, торговли, вестник богов


крылышками на ногах, с жезлом и с денежной сумкой на боку.Ящерица

Гермес

Вулкан

Бог огня и кузнечного дела

Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23 августа


Гефест

Венера

Богиня любви и красоты


голубь и заяц, мак, роза, мирт.

Афродита

Вакх\Бахус

Покровитель виноградарства и виноделия

плющ

Дионис

Янус

до Юпитера божеством неба и солнечного света

первый день года также назывались его именем и праздновались в его честь

-


Флора

богиня цветов и юности., дарующая радость б

празднества, которые назывались флорами и длились с 28 апреля по 3 мая.





t1710148461aa.png

Литература и Интернет – ресурсы

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fschoolgs.ru%2F800%2F600%2Fhttps%2Fds02.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0f0d%2F00052ba400586f66%2Fimg32.jpg&lr=143305&pos=14&rpt=simage&source=serp&text=%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8. Изображения богов.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B8_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2Соответствие римских и греческих богов

https://urok.1sept.ru/articles/618313?ysclid=lti7iitv4a70372361

https://multiurok.ru/index.php/files/emotsii-v-stakane.html?ysclid=lti95jdgg0443266396

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.