Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему «И. Соколов-Микитов "Весна"»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: И.Соколов-Микитов «Весна»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: -формирование умений и навыков выразительного осознанного чтения,
- коррекция логического мышления на основе анализа и синтеза, развивать речь, мышление, смекалку, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы,
- расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту, бережное отношение к ней.
Оборудование: ММО, компьютер, презентация, фильм о весне, загадки, приметы, задания.
Ход урока:
Слайд 2 |
Организационный момент. Посмотрите в окно. Весна всему свой голос дарит - Воде, листве, земле - всему: Кострам в лесу и птичьей паре, Глазам и сердцу моему. Всё началось с простой капели, И вот уже текут снега, И зажурчали, зазвенели Деревья, воздух и луга. Несётся плеск с лесных излучин, В овраге ветер струны рвёт, Весь мир разбужен и озвучен И дирижёру смотрит в рот. |
Слайд 3 |
Коррекционные упражнения: Приглашаю вас в гости. А к кому, вы сейчас сами скажите, отгадав загадки. а) Загадки: АДПНКВЕСНАИЮТОИСОСУЛЬКА МЧВАВРУЧЬИДОЖПОДСНЕЖНИК ОРЕКАВПОЧКИЛТДПВЕСНАВВРЕЖ Если снег везде растаял, И трава в лесу видна, И поет пичужек стая, - Значит, к нам пришла… (весна) Висит за окошком Кулёк ледяной Он полон капели И пахнет весной! (Сосулька) Зимой молчат Весной зажурчат Жителей лесных Водой напоят. (Ручьи) У занесённых снегом кочек Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший чуть живой. (Подснежник) Летом бежит, Зимою спит, Весна настала Опять побежала. (Река) На ветках- Плотные комочки В них дремлют Клейкие листочки. (Почки) Если речка голубая Пробудилась ото сна И бежит, в полях сверкая, - Значит, к нам пришла… (весна) |
Слайд 4 |
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос обучающихся, воспитанников (чтение стихотворения Екатерины Серовой «Подснежник»). Вопросы: - Как назван подснежник в этом стихотворении? - Каково состояние природы ранней весной? - С каким настроением нужно читать это стихотворение и почему? |
Устная работа. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний - Как узнать, что к нам пришла Весна? - По каким признакам и приметам? - растаял снег, - появились проталины; - бегут ручьи; - освободились реки ото льда; - прилетели птицы и звонко поют; - солнце находится высоко над горизонтом и светит ярче; - стало тепло; - появилась травка, цветут цветы; - небо стало выше и прозрачнее, голубее и по нему плывут облака; - дни стали длиннее. |
|
Слайд 5 |
Кластер . По этому рисунку составьте связное высказывание. |
Слайд 6 |
Актуализация знаний и умений. Вступительное слово. Весна - это светлый праздник пробуждения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню. |
Физминутка. Релаксация. Фильм о весне |
|
Слайд 7 |
Сообщение темы урока. Первичное усвоение учебного материала. 1. Чтение учителем рассказа «Весна» И.Соколова-Микитова. Фильм. |
Осознание и осмысление учебного материала. Работа по содержанию. - О каких новых приметах наступления весны вы узнали? - Как встречают ребята появление птиц? - Как встречают весну лесные жители? |
|
Слайд 8 |
Словарная работа: косяк (стая птиц), полынья (пространство чистой (открытой) воды в ледяном покрове реки), пуховки (ива зацветает). |
Слайд 9 |
Применение знаний и умений. 1. Чтение текста обучающимися. 2. Деление на части, озаглавливание их. |
Слайд 10 |
Систематизация знаний и умений. Синквейн Весна. Ранняя, солнечная, зеленая. Растаял, светит, появляется. Стало тепло. Пробуждение. |
Слайды 11-13 |
Весной восхищаются все и всегда! Писатели, поэты, художники и музыканты отражают ее в своих произведениях. |
Слайд 14 |
- А вы знаете весенние месяцы? Сейчас я буду читать вам загадки о них, а вы должны отгадать, о каком месяце идет речь? Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мягкий тает, Грач горластый прилетает, Что за месяц? Кто узнает? (Март) Яростно река ревет И разламывается лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Что за месяц к нам пришёл? (Апрель) Зеленеет даль полей Запивает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет, угадай, Что за месяц это? (Май) - А вы знаете, у весны есть три долга! Первый - тьму земную одолеть. С этим март справляется. Второй – снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель её из ручьев живой водой отпаивает. Третий – теплую землю в зелень убрать. Это делает май. Он лес наряжает, лето в гости ожидает. А народная мудрость гласит, что в природе 3 весны: март - весна света, апрель - весна воды, май - весна цвета. |
Слайд 15 |
- А какие приметы, связанные с весной, вы знаете? Птица возвращается стаей — дружная весна. Птица вьёт гнездо на солнечной стороне — холодное лето. Встретить весной зайца в белой шубе — быть ещё снегу. Появился на вербе пушистый гребешок — и весна на шесток. С тёплым апрелем и мокрым маем — быть всем с хорошим урожаем. |
Слайд 16 |
Домашнее задание: С.156-157 читать, пересказывать Подведение итогов. -Какой у нас получился урок? -Все ли усвоили материал по теме? -Как вы оцениваете себя за работу на уроке? -Активными были… |
Слайд 17 |
Список используемых источников _o_vesne.htmhttp://www.voxnet.ru/~magiclamp/detki/biblioteka/igor_maznin/o_vesne/stixi _o_vesne.htm html htm «Весна»И. Токмакова storder=asc&start=1935&http://www.hudeemvmeste.ru/forum/viewtopic.php?t=3542&postdays=0&po storder=asc&start=1935& html |
Сафонова Елена Валерьевна