Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Весна – красна»
Исакова Жанатхан Мамасадыковна, учитель начальных классов
МАОУ «Средняя школа №6», г. Когалым
Урок литературного чтения в 1-м классе ( технология продуктивного чтения)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема. Иван Сергеевич Соколов – Микитов « Весна – красна»
Цель: создать условия для осмысленного чтения изучаемого произведения.
Планируемые результаты:
- развитие умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора;
- анализировать текст;
- развивать речевые умения, читательскую грамотность
- выразительно читать произведение, отражая его настроение.
Личностные результаты:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитание у учащихся уважения к мнению других.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
- формирование умения извлекать информацию из текста;
- развитие внимания, мышления.
Коммуникативные:
- формирование умения работать в группах;
- развитие умения высказывать своё мнение, доказывать свою точку зрения.
Регулятивные:
- оценивание результата выполнения задания;
- сравнение своих ответов с ответами одноклассников.
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент. |
|
Настрой на урок: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. |
Настраиваются на работу. |
2. |
Актуализация знаний. Постановка целей урока. |
Слайд №2 |
- Вспомним, чему мы учились на прошлом уроке.
- Что такое рифма?
- Я предлагаю вам отгадать загадки, а поможет вам рифма!
Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице…
Я раскрываю почки, В зелёные листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня…
Всё вокруг белым – бело, Все дороги замело! Издалёка налетели К нам суровые…
Мы слепили снежный ком. Шляпу сделали на нём, Нос приделали и в миг Получился…
- Какое слово лишнее? - Кто догадался, о чём мы будем читать на уроке? - Да, ребята, сегодня на уроке мы будем читать произведение русского писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова « Весна – красна»
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
|
- Мы учились находить и составлять рифму.
- Созвучие концов стихотворных строк.
-Мороз!
- Весна!
- Метели!
- Снеговик!
- Весна - О весне.
- Научиться читать « по – взрослому», больше узнать о весне из текста.
|
3. |
Работа по теме. 1) Работа с текстом до чтения.
2) Работа с текстом во время чтения. |
Слайд №3
Слайд№4
Слайд№5
Слайд№6
Слайд№7
Слайд№8
Слайд№9
|
- Иван Сергеевич Соколов – Микитов очень любил свою родную землю. Написал много рассказов о природе, птицах, зверях. - Как вы думаете, о чём будет рассказываться в тексте? (Фиксирую схематично на доске предположения детей)
- Как вы понимаете название «Весна – красна»? - Издавна на Руси слово «красный» означало «красивый». С приходом весны земля расцветает.
- Чтобы хорошо прочитать текст, нужно подготовить речевой аппарат. - Встаньте, повторяйте за мной.
На-на-на – к нам пришла весна. Ло-ло-ло – всем на солнышке тепло. Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи. Ра-ра-ра – веселится детвора. Ро-ро-ро – на дворе тепло. Ок-ок-ок – видим первый мы цветок.
- Открываем учебники, находим текст « Весна – красна». Надеваем «наушники», читаем шёпотом.
- А теперь прочтём текст по абзацам. (Слушаем хорошо читающих учеников).
- Оправдались ваши предположения? ( Сравнить предположения детей с текстом). - Какое настроение вызывает текст?
- Так как мы поставили цель больше узнать о весне, давайте начнём читать текст очень вдумчиво.
Чтение текста по предложениям и работа над ними.
- Почему писатель пишет, что солнышко светит радостно?
- Почему снег тает быстро?
- Откуда взялись ручейки? Почему весёлые?
- Почему снег посинел?
- Как вы думаете, опасно ходить по весеннему льду?
- Что такое почки? Что появляется из почек? Почему надулись почки?
- Кто видел грачей? - Эту птицу называют вестником весны. Грачи прилетают первыми из птиц.
- Зачем дети повесили скворечники? - Ребята, вслед за грачами прилетают скворцы.
- Кто ещё возвращается на родину? Какие птицы?
- Сколько дел успела сделать весна! Солнце заставила ярче светить, снег тает, ручьи текут, набухли почки. Как бы вы назвали весну за её дела?
- Ребята, в тексте говорится о том, что появилась травка, зацвели цветы? - Как называется такая весна? - Хорошо поработали. Молодцы! |
Ответы детей
Ответы детей
Ребята повторяют за учителем.
Дети читают.
Дети читают.
Ответы детей.
Ответы детей.
- Больше солнечных дней, дни стали длиннее, солнце больше находится на небе.
- Солнце светит ярче, греет землю.
- Снег тает, ручьи журчат, слышен шум.
- Лёд подтаивает, становится тёмным, рыхлым, тонким. - Да.
- Почки лопнут и появятся листочки.
Ответы детей.
- Ждут скворцов.
- Дикие утки и журавли.
Ответы детей.
- Нет.
- Ранняя. |
4. |
Физминутка |
|
- А теперь отдохнём.
Солнышко, солнышко, Золотое донышко! Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей. А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. |
Дети поднимают руки, сжимают руки в кулачки и разжимают, бегут на месте, машут руками, приседают, поднимаются. |
5. |
Работа по теме. 3) Работа с текстом после чтения. |
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №11
|
- Прочитаем текст ещё раз по предложениям. Начинают девочки, затем мальчики. - А теперь посмотрим, как вы запомнили последовательность событий в тексте. Закройте учебники. Ваша задача – соединить картинку со словом.
- Оцените себя.
-Проверяем.
- Оцените себя. Совпали ваши оценкидо и после проверки?
- А теперь расставьте последовательность событий в этом рассказе с помощью цифр. Можно пользоваться учебником.
- Оцените себя.
- Проверяем. Оцените себя. Совпали ваши оценки? |
Читают текст по предложениям.
Работа в группах.
Дети оценивают работу группы с помощью оценочной шкалы.
Дети сверяют ответы.
Ответы детей.
Работа в группах.
Оценивают себя.
Ответы детей. |
6. |
Рефлексия учебной деятельности. |
|
- Наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к цели, которую мы ставили. Достигли её? Пополнили знания о весне? Что нового узнали? - Но ещё мы ставили цель - учиться читать « по-взрослому». Будем продолжать учиться читать « по-взрослому». - Кто уходит с урока с хорошим настроением, доволен своей работой – покажите солнышко, а у кого настроение не очень хорошее – облачко. |
Ответы детей. |
7. |
Домашнее задание. |
Слайд №12
|
- Ребята, а есть ли в учебнике иллюстрация к рассказу? - А хотели бы побыть в роли иллюстраторов? - Дома нарисуете рисунок к этому рассказу, ну, и, конечно, читать рассказ « по взрослому»огда на конце сущ после пишящих пишется ь, а когда нет. ядом с ч в слове грач?А функции мягкого знака как показателя женского р |
-Нет.
-Да |