Викторина по литературе для старшеклассников
Викторина по литературе для старшеклассников
Данный материал полезен для учителей русского языка и литературы. Мероприятие предназначено для проведения в рамках недели русского языка и литературы. Игра поможет учащимся вспомнить изученные художественные произведения и узнать много интересного и познавательного, отвечая на предложенные вопросы.
Цель: привлечь учащихся старших классов к изучению русского языка и литературы и к чтению книг при помощи познавательных вопросов.
Оборудование: проектор, компьютер, волчок, допускается расчерченная доска
Ход игры
1. Знакомство с правилами игры
Мероприятие проведем в форме игры «Что? Где? Когда?» и «Своя игра». Класс разделится на команды, каждая команда выберет капитана, придумает название. Сначала играет одна команда, затем другая. Вы будете играть против команды учителей и учеников нашей школы. Первая команда знатоков садится за стол, раскручивают волчок, выбирая номер вопроса, на раздумье дается 30 секунд, затем отвечают на вопрос. Отвечает тот знаток, которого называет капитан. Если ответ верен, команда получает очко, если ответ неверен – очко получает команда учителей и учеников. Каждая команда отвечает на 10 вопросов.
1 Раунд «Разминка». Вопросы задаются каждому участнику отдельно
1. Какое правило помогает запомнить эта фраза «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц»? (Слова исключения, в которых после Ц пишется Ы)
2. Чьё это описание, назовите имя персонажа из зимней сказки? Она самоотверженно отправляется выручать названого брата из беды и верит в него до конца, даже, когда кажется, что вечный холод окончательно заполнил сердце мальчика. (Герда)
3. Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым? («Чёрная курица, или Подземные жители»)
4. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл – это…? (Басня)
5. Продолжите стихотворение «Скажи-ка, дядя, ведь недаром»
(Москва, спаленная пожаром, Французу отдана).
6. О каком персонаже идет речь: «…был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя» (Филька, К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб)
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города…» (В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
8. Кому и за что продал Том вторую очередь на побелку забора? («Приключение Тома Сойера») (Билли Фишеру, за нового бумажного змея)
9. Чем все очень разные сказки похожи друг на друга? (В любой сказке обязательно побеждает Добро.)
10. Последний вопрос сопоставить карточки с частями пословиц:
Что посеешь, то и пожнешь
Без труда не вытянешь рыбку из пруда.
Мы сами с усами.
Первый блин комом.
Куда иголка, туда и портной.
Раунд 2. «Кто во что горазд» (По таблице)
«В мире животных»
1. Именно оттуда звонил слон Корнею Ивановичу Чуковскому.
(от верблюда)
2. Именно они явились во сне гоголевскому Городничему: «…пришли, понюхали и пошли прочь…».
(две необыкновенные крысы)
3. К этому дикому животному один советский писатель приравнивает первую любовь.
Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Р.И.Фраерман)
4. Главный герой этой повести Джека Лондона Бэк был сыном сенбернара и шотландской овчарки.
(«Зов предков»)
5. Древние римляне говорили: «Там лежит заяц». А что говорим мы?
(вот где собака зарыта)
«Цифра 3»
1. В живописи – триптих, а в литературе ?..
(трилогия)
2. Эти три движителя так и не сдвинули с места немеханическое транспортное средство.
(Лебедь, Рак и Щука)
3. Эта сказка А.С.Пушкина начинается так: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
(«Сказка о царе Салтане»)
4. В этих японских стихотворениях всего три строки и 17 слогов.
(хокку)
5. Название трёх его романов начинается с буквы «О».
(И.А.Гончаров: «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»)
«Поэзия»
1. Это не только изящное животное, но и форма восточной поэзии.
(газель)
2. Именно этот поэт впервые назвал Санкт-Петербург Петроградом.
(А.С.Пушкин: «Над омрачённым Петроградом/ Дышал ноябрь осенним хладом».)
3.Он был мужем знаменитой Айседоры Дункан.
(С.А.Есенин)
4. К этому слову так и не смогли найти рифмы ни известный поэт Цветик, ни его ученик Незнайка.
(пакля)
5. В одном из его стихотворений в 1821 году впервые появилась строка: «Гений чистой красоты».
(В.А.Жуковский)
«Вам, гурманы»
1. Он не мог сделать выбор между мёдом и сгущёнкой и попросил и того, и другого.
(Винни-Пух)
2. Именно это блюдо заказал Буратино в «Харчевне трёх пескарей».
(три корочки хлеба)
3. Этот мастеровой решительно отказался от английского «горячего студинга в огне»: «Это я не знаю, чтобы такое можно есть!»
(Левша)
4. Огромное количество этого лакомства съел самый старый посетитель цирка.
(эскимо съел старик Хоттабыч)
5. Именно этому была посвящена последняя книга Александра Дюма-отца.
(кулинария)
«Все цвета радуги»
1. Именно эта книга что ни год переиздаётся Международным союзом охраны природы и природных ресурсов.
(«Красная книга»)
2. Какого цвета были цветы, которые М.А.Булгаков вложил в руки Маргарите во время первого свидания с Мастером?
(жёлтого)
3. Именно это прозвище носил всем известный герой Шарля Перро. Его прототипом был маршал Франции Жиль де Рэ.
(Синяя борода)
4. Эту замечательную сказку о подземных жителях написал Антоний Погорельский.
(«Чёрная курица, или подземные жители»)
5. Эта известнейшая сказка заканчивается словами: Но волк, увы, чем кажется скромней,/ тем он всегда лукавей и страшней»
(Ш.Перро «Красная шапочка»)
«Книжный мир»
1. Семь городов древности спорили за честь называться его родиной.
(Гомер)
2. «Мороз Красный нос», «Приключения капитана Врунгеля», «В окопах Сталинграда»… Что общего у таких разных произведений?
(фамилия автора – Некрасов)
3. Так называется стихотворение, в котором первые буквы строк образуют слово или даже целую фразу.
(акростих)
4. Ей было всего 20 лет, когда она пророчески написала: «Моим стихам, как драгоценным винам,/ Настанет свой черёд».
(М.И.Цветаева)
5. Он издавал по 2 романа в год, а писал ещё быстрее, так что издателю после его смерти хватило работы ещё на 9 лет.
(Жюль Верн)
Раунд 3 «Игра со зрителями»
«Сказка – ложь…»
1. Эту полезнейшую штуковину можно получить за три хороших поступка.
(волшебная палочка)
2. Именно его Балда называл меньшим братом.
(заяц)
3.за ним охотились братья-близнецы в известной сказке Уайльда.
(кентервильский призрак)
4. Принц поднял туфельку с ноги Золушки. А вот была она правой или левой?
(башмак на правую ногу ничем не отличался от башмака на левую)
«Фразы»
1. «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Эта древняя христианская заповедь называется…
(золотое правило)
2. В его уста Гёте вложил слова: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»
(Фауст)
3. «Мохнатый шмель на душистый хмель…» Музыка Андрея петрова. А слова…
(Р.Киплинг)
4. На его кольце с наружной стороны было написано: «Всё проходит», а с внутренней – «И это тоже пройдёт».
(царь Соломон)
«Цветы»
1. Как звали человека, который очень хотел создать каменный цветок?
(Данила-мастер)
2. Какой цветок особенно пропагандировал в своём творчестве С.Т.Аксаков?
(«Аленький цветочек»)
3.Назовите автора повести «Вино из одуванчиков».
(Р.Брэдбери)
4. Из чего был сделан яд, который Джульетта попросила у аптекаря Лоренцо?
(цветы лютика)
Раунд 3 «Библиотека»
1. Автор повести «Чучело» (В.Железняков)
2. Автор стихов «Няне», «Зимнее утро» (А.С.Пушкин)
3. Автор повести «Ночь перед Рождеством» (Н.В.Гоголь)
4. Автор новеллы «Маттео Фальконе» (Проспер Мериме)
5. Автор рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»
(А.П.Чехов)
Раунд 4 «Откуда эти строки»
1) «Почтмейстер ...тоже добрый человек...» («Ревизор»)
2) «Терпи, казак, - атаманом будешь!» («Тарас Бульба»)
3) «Ну, мой верный слуга! Я твоей беде, Твоему горю пособить постараюсь» («Песня про купца Калашникова»)
4) «Тяжко, братья, голове без плеч, Горько телу, коль оно безглаво» («Слово о полку Игореве»)
5) Науки юношей питают, Отраду старым подают...» («Ода на день восшествия...Елизаветы Петровны»)
6) «Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире...» («Недоросль»)
7) «Ты в ответе за тех, кого приручил» («Маленький принц»)
8) «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лисица и виноград»)
9) «И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь» («Я помню чудное мгновенье»)
10) «Однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту...» («Муму»)
2. Подведение итогов. Награждение победителей
Итак, викторина состоялась. Учителя готовы представить отчет о количестве баллов, заработанных командами.
3. Поздравление победителей
4. Заключительное слово учителя
Читайте больше, повышайте свою орфографическую зоркость и литературную зрелость. Желаем успехов. До новых встреч.