Викторина по сказкам Пушкина «У Лукоморья» для уроков чтения в начальных классах
Викторина по сказкам Пушкина "У Лукоморья"
Составила Колесникова Елена Николаевна.
Цели: Закрепление представлений о сказках А.С. Пушкина
Образовательные: Расширять кругозор учащихся.
Коррекционные: Развивать познавательную активность, речь, память, мышление, ловкость.
Воспитательные: Воспитывать, внимательность, наблюдательность.
Оборудование: Избушка на курьих ножках.
Рисунок дуба. Буквы «У Лукоморья».
3 пары лаптей. 2 метлы.
Ход занятия.
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо песнь заводит
Налево сказку говорит…
Б.Я. Направо, налево – как же. Сколько его не корми, всё равно в лес сбегает. Эк, вас много! На экскурсию пришли, что ль в наше то Лукоморье. А жители все по делам разбежались. Кот мышей ловит, а Леший только в сказках по лесу бродит, а так спит целыми днями. (Слышится храп Лешего).
Ладно, так и быть, я всё вам покажу да расскажу. Буду этим, как его, экскурсоводом. Вот наш знаменитый дуб, русалка где-то тут была.
- Эй, русалка. Не видно. Она то в ветвях сидит, то к морю бегает, в воде то ей легче. Море у нас самое что ни на есть сказочное. Богатыри из него то и дело выходят. Как выйдут, так держись. Чуть дальше, мой дом на курьих ножках. В темнице там царевна плачет. Слышите небось? (Плач). А плакать то что же. Целую избушку заняла, а ещё недовольна.
- Эй, красавица, выглянь-ка.
Ц: Чего тебе ведьма коварная?
Б.Я. Ой,ой,ой! Ты по что злишься? Вишь, люди к нам пришли на экскурсию.
Ц. Как мне не злиться то? Ты меня в темницу заточила, двери волшебным замком закрыла. Света белого не вижу, не выйти мне, не погулять.
Б.Я. Что ж виноватая, что ль, что рыцаря для тебя не нашлось. Раз не спасает тебя никто, не выполняет 3 мой задания. Сидеть тебе здесь видно до старости.
Ц. Как не спасают? Вот уже сколько царевичей приходило, да загадки твои больно трудные.
Б.Я. Ничего не трудные. Больше читать надо, тогда эти загадки любой ребёнок отгадать сможет.
Ц. Не угадает.
Б.Я.А я говорю, отгадают.
Ц. А вот ты попробуй, загадай загадки ребятам, которые в Лукоморье пришли. Сразу проверим, трудные или нет.
Б.Я. Да, пожалуйста. Давайте вспомним названия сказок Пушкина.
1. «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
2. «Сказка о Золотом …» (петушке)
3. «Сказка о царе….» (Салтане)
4. «Сказка о мертвой …» (царевне и семи богатырях)
5. «Сказка о попе и….» (работнике его Балде)
Б.Я. Ну, что я говорила? Дети знают отгадки.
Ц.Это были наверно самые лёгкие загадки. Ты следующие говори.
Б.Я. Ладно. Эти и впрямь не отгадаете. Из какой сказки эти строки?
1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». («Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)
6. «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
7.«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой
Разольётся в шумном беге
И очутятся на бреге
В чаще, как жар гора,
Тридцать три богатыря». - («Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне и царевне Лебеди»).
8. «Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
9.«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого,
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят». («Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне и царевне Лебеди») .
10. «Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы» («Сказка о золотом петушке»)
Б.Я.Молодцы, а вот эти не отгадаете?
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке находятся предметы из разных сказок А. С. Пушкина. Дети по очереди подходят к сундучку, достают предмет и называют сказку и героя, связанного с этим предметом (зеркало, перо, яблоко, сеть)
Ц. Вот только последние задания самые трудные. Их ещё никто не мог отгадать. Наверно и вы ребята не сможете.
Игра – разминка «Кто лишний?» (C командами и со зрителями).
Ведущий: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
Ц. Наконец-то я свободна.
Б.Я.Это как же я так опростоволосилась. Ох, бестолковая ведьмочка. Ничего меня годы не научили. Что перехитрила меня, да? Обвели, значит бабушку вокруг пальца. Ну, ничего, будет и на моей улице праздник. Сейчас я тебя в лягушку превращу. (Яга кружится, колдует и падает с метлой).
Ц. Эх, бабушка Яга, стара, ты совсем стала, пора бы тебе отдохнуть, от злых дел на пенсию уйти. (Поднимает Ягу).
Б.Я. Я на пенсии от скуки помру. Так то одному гадость сделаешь, то другому, всё веселее живётся.
Ц. Лапти себе новые сплети.
Б.Я. Лапти завязывать трудно, нога костяная не сгибается.
Ц.А ты ребят попроси, они тебе помогут завязать.
Б.Я. Не сумеют. Куда им?
Ц. А ты проверь, пусть ребята посоревнуются.
Б.Я. Конкурс? Это я смогу. Я их ещё и попугаю.
Ц. Нет пугать не нужно.
Б. Я. А что нужно?
Ц. Приз.
Б.Я. Приз? Это в смысле подарок? Ладно, подарю что-нибудь, что мне не нужно. Лапоточки у меня есть старенькие, я их в детстве носила. Так и быть подарю их после конкурса.
Конкурс по завязыванию лаптей.
Б.Я. Ой, бедненькая я, старенькая. Последних драных лаптишек лишают. Это что же такое получается?
Ц. Ну, хорошо, не плачь.
Б.Я. Ага не плачь. Жалко ведь лапти то за просто так вам отдавать.
Ц. Тогда давай мы на них аукцион устроим.
Б.Я. Это как? Кто больше заплатит тот и лапти заберёт.
Ц. почти так.
Б.Я. Вот на это я согласна. Это я люблю, давно бы так.
Ц. И так мы начинаем наш аукцион. Продаются лапти заплата на заплате. Большая ценность бабе Яге на бедность. Кто больше заплатит, тот прекрасный товар отхватит. Начальная цена стихотворение.
Рассказывают стихи.
Б.Я. Опять бабушку обманули, провели. Как я могла свои лапти бесплатно отдать. И вообще, Лукоморья в нашей стране нет и быть не может. Русалка должна сидеть на ветках, царевна - в темнице, Кощей над златом, а я в ступе. А придумала. Кто быстрей пролетит на метле, тому и лапти достанутся.
Конкурс «Полёт на метле».
Б.Я. Ну что ж ребятушки сдаюсь. Вы очень хорошо справились со всеми моими заданиями. Я, пожалуй, то же буду читать стихи и сказки. Буду знать их так же хорошо, как и вы. Забирайте царевну, она свободна. Лапти то же мои берите, всё отдаю, мне не жалко. До свидания. (Улетает на метле).