12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Поляков Александр Васильевич1377
Педагог
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Выпускной.

Фаеры уже зажгли за толпами ребят, стоящих на своей последней школьной линейке. Самые достойные выпускники стали хаотично, но в ритме музыки кружиться в своем маленьком пространстве. Они сливались со своими одноклассниками, перемещались по торжественной площадки, вскинув руки вверх…

Я стоял чуть в стороне, немного жавшись ближе к той линии ,где стояли первоклассники. Настроение бурлило совсем другими чувствами и совсем не так, как мне думалось и представлялось. Мне все хотелось радостно встретить самых юных учеников школы-первоклашек. У них сегодня был первый звонок, а к последнему звонку, к которому готовился выпускной класс, даже мыслями я не приближался…

Первоклассники, как и положено, по особенному были торжественно одеты. Стояли, словно искрились бантами и лентами. На некоторых мальчиках ,были по особому сшиты почти по взрослому, летние пиджаки.

Вся одежда на них, и яркие улыбки давали всем понять, что сегодня они вступают в школьную семью.

Выпускники тоже сияли, но весь их наряд и тоже улыбки ,были сегодня прощальными…

Объявили выход из школы самых готовых к будущей жизни-наших выпускников. С некоторыми из них я не был знаком, и они неожиданно для меня в этот день ,смотря мне в глаза они цеплялись взглядами и непременно ждали от меня какого-то напутствия или чего то еще…

-Вы сегодня очень нарядные. Молодцы-немного встревоженно я проговаривал каждому.

Слова сами произносились в слух, но мне казалось, никто не обращал внимание на произнесенные слоги ,мы что то искали взглядами в друг друге  и непременно где то рядом мысли кружили сознание-все закончилось…

В ответ они мне весело говорили: «Мы старались, мы хотели вас удивить»-. –Вам это удалось-торжественно произнес я. Промелькнула мысль, ведь это не окончание школы  у наших детей. Заложенные капельки знаний, которые в этот торжественный день превратились в образы больших шаров, летели вверх вместе с мыслями, словами и танцами…

Родители учеников уточняли у меня информацию о всех необходимых сопроводительных документах –Все ли у меня готово?-спрашивали они. В ответ я им с большой важностью сообщал о том, что непрерывно занимаюсь всеми этими вопросами. И как только мне перешлют все оставшиеся данные я тут же все подготовлю и они результаты деятельности своих детей за прошедшие годы смогу забрать у заместителя директора. Печаль уже брала меня в свое облачко и мне думалось –«С вами же остались дети ,а они беспокоятся о каких –то бумагах. А с нами учителями, только бумажные тетради и журналы…

Внезапно выросшие наши выпускники напоминали мне о прошедших спортивных боях за победу, а временами это были действительно моменты напоминающие боевые сражения. Ребята, как мне казалось, искренне демонстрировали верность стремления к совершенству.

Однажды, во время очередного матча у моих спортсменов  к концу тайма руки были совершенно отбиты от стычек с соперниками. Осталось играть не более шести минут и игра перешла в характер морального противостояния. В борьбе за мяч  стали слышны хлесткие удары руками. Судья терпеливо молчал, стараясь быстрее закончить матч.

Но вот после очередной перепалки в центре поле двух игроков у нашего спортсмена сдали нервы, он толкнул в плечо своего соперника. Нам дали фол. Команда его удачно реализовала и они повели в счете. Ребята стали пропускать обидные, а местами позорные мячи.  Я полностью доверял ход игры капитану команды, но и он дрогнул. Сказалась усталость, а может и еще что-то. Но мои предложения по замене капитан категорически с другим лидером команды ответили мне нет. Характер игры стал напоминать сломавшихся воинов на поле битвы. Стало понятно, они готовы отдать победу.

И вот через какое-то время один из лидеров с мощными профессиональными навыками практически остановился в игре, сказалась усталость и особый менталитет игрока С. Бежать с одного угла на другой ему стало тяжело и шел шагами, глядя на это вся команда остановила темп своей игры. Мячи в корзину летели в наше кольцо все чаще. Во мне назревал бунт и я готов был разгромить даже собственное лишь бы поступить так, как я считал нужным в данной ситуации. Я сделал замечание по поводу атаки кольца соперника, дал приказ всем атаковать и не думать о защите. Первым отозвался игрок Я. Он в своей манере бросил вызов игре к динамическим настроям. У него получилось взять игру на себя и немедленно был достигнут результат. Мы опять повели в счете. Болельщица В. Завизжала неистовым криком, так что у судий нахмурились брови. Некоторые в зале потускнели от такого крика и заежились, стараясь спрятать головы уткнувшись в кофту. Игра продолжилась, наш капитан тут же стал получать оплеухи из хлёстких ударов по рукам. Правилами игры уже и не пахло, игрок Я. мельком, пробегая мимо меня  , показал мне развернутые руки и они были совсем распухшими. Можно передохнуть, скомандовал я. Несмотря на дрожащий взгляд он принял решение остаться в игре. Оставалось играть приблизительно пару минут. Счет предательски держался ровным и вот мы уже проигрываем два очка. Пришло принять не легкое решение посадить на скамейку запасных самого сильного, в техническом плане игрока, С. По виду он уже не совсем понимал для чего он находится в поле.

-Быстро, замена-прокричал я.

Наша команда имела право выставить только одну замену, у остальных игроков было набрано максимальное количество фолов и им грозило удаление. Оставшийся игрок, на кого я мог рассчитывать, был немного болен, у него еще временами подскакивала температура и родители смогли его отпустить только на финальную игру. Техничность этого парня для меня была загадка, он был немного тушковат и очень скромен в своем поведении.

Я посмотрел ему в глаза и увидел южный горячий взор. Парень готов был сражаться.

-Я готов, Александр Васильевич-сказал мне игрок К.

Опережая события хочу сказать ,что мне очень много раз приходилось слышать фразу- «Я готов Александр Васильевич». Но сколько было в ней спокойствия ,прагматизма и здравого озорства. Мне приятно было иметь с ним дело ,тем более с десятого класса он был моим воспитанником.

-Это хорошо-ответил я. –Нужно отдать все силы, прошу тебя будь динамичней. Его внешний вид и ментальная скромность абсолютно не предавали игре какого-то застоя, наоборот в своем спокойствии он не суетился и делал только нужные тактические действия.

И вот он остановился на трех очковой линии ,бросок- ура три очка на нашем щиту. Мы повели все лишь в одно очко. Напряжение возросло до электро-кристаллизации. Болельщица В. уже не смогла нас поддерживать оглушающими криками, ее голос перешел на сип и хрип. Из последних сил она сказала: «Давай еще один раз, пожалуйста».

У команды соперников полностью перестала получаться атака, они на середине поля стали терять мяч, нервы у них дрогнули. Стали происходить откровенные стычки. Один из моих игроков небольшого роста ученик З. мощно отразил нападение сделав жесткий заслон прямо в грудь соперника. Все было по правилам, но противоборствующая сторона уже ничего не хотела не слушать, ни слышать. Противоположная команда вошла в глухую оборону. И здесь нашлось место одному из очень техническому игроку О. Быстрый проход сквозь глухую защиту и он один в воздухе с мячом , звук трепета сетки, а значит мяч в кольце.

–Есс –закричал я.

Наша болельщица попыталась отдать последний свой голос в благодарность своей команде. Какие-то звуки дошли до цели. Дальше все пошло лавиной. Игрок К.Д. неожиданно обманув трех игроков из-за спины забил красивый мяч. До окончания матча оставалось тридцать секунд. Тренер противоположной команды (а это была дама) перестала контролировать свое поведение и не владела в полной мере этическо-речевым аппаратом. Она обвинила судей в сговоре, меня в подставе, а моих игроков в излишней ловкости и хитрости. Я немного посмеялся, но здесь она совсем перешла границы дозволенного в прямом смысле. Она вошла в поле игры и стала требовать паспорт у одного из моих воспитанников. Диалог у них не получился…

Долгожданный финальный свисток поставил точку в этом матче. У нас осталось время только для обниманий и совместных селфи.

Такие моменты создают яркие образы в душах преподавателей. Время нещадно идет вперед и вот мои ученики последний раз слышат школьный звонок…

Торжественная линейка подходила к концу. Дети не уходили с площадки, они еще долго ходили из стороны в сторону, иногда фотографируясь, а иногда по долгу стояли в стороне в одиночестве и о чем-то думали отреченным взглядом…

Оставаться и смотреть на все это у меня уже не было терпения. Слезы подкосили мое «учительство и стойкость». Я один пошел в спортивный зал. Одна из моих маленьких учениц сидела на скамье, увидев меня она сказала: «Мне грустно, что от нас уходят ваши ребята». У меня окончательно сдало самообладание и я сел рядом с девочкой и слезы капали мне на новые брюки.

Мы решили пойти на свежий воздух.

-Скоро и вы будете стоять на торжественной линейке.- Немного ободренно произнес я . Но с начало вы должны пройти достойный путь, такой, как наши выпускники и у вас тоже будет выпускной…

Послесловие.

Ода. Выпускникам от учителей.

Ваши эмоции-наш океан!

Ваше стремление-буря волнения!

Будьте сильнее и мы будем крепки.

Будьте честнее и правдивыми будем мы.

Истина время-путь наш высок

К знаниям вместе –путь наш далек…



***

Ученикам.

Нет верности и нет друзей

Ученики как судьбы и ты им верь.

Они сойдутся, собою заслоня

Всю тень от мира, тепло твое храня.


Но где твоя дорога ,куда же нам идти?

Спросить у неба можно и в душу загляни.

Там огонек из детства горит еще сильней

Ему ты следуй верно и душу обогрей.





Опубликовано


Комментарии (8)

сменить сортировку
Сорокина Светлана Валерьевна, 30.08.20 в 19:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за творчество, Александр Васильевич! Растрогали до слез!
Поляков Александр Васильевич, 30.08.20 в 19:24 0Ответить Пожаловаться
Я сам немного плакал ,очень волнительно рад что понравился рассказ ,наши ученики роднее чем собственные дети...СПАсИбо!
Приходько Наталья Владимировна, 30.08.20 в 22:37 0Ответить Пожаловаться
Александр Васильевич, Вы смогли подобрать нужные слова, чтобы выразить то, что чувствует хотя бы раз каждый классный руководитель. Очень пронзительные, очень красивые слова, видимо, как и чувства! Спасибо.
Поляков Александр Васильевич, 30.08.20 в 22:50 0Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна я рад что вы понимаете меня и тем более педагогику ...Спасибо !
Елена Владимировна, 31.08.20 в 14:11 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Александр Васильевич, за Ваше творчество! Очень понравилась Ваша новая работа!
Поляков Александр Васильевич, 31.08.20 в 14:39 1Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна ваше мнение авторитетно для меня ,Спасибо за ваши теплые слова...После сегодняшнего пед совета есть ощущение что выпускные уйдут в прошлое ,в лучшем случаи онлайн...но ко всему я думаю приспособимся ...есть Хабаровский край ,Сибирь а это всегда зачаровывает .Спасибо вам за поддержку моих произведений .
Колышкина Елена Владимировна, 02.03.24 в 16:01 1Ответить Пожаловаться
Классно! Восхищена Вашей работой! Спасибо за творчество, Александр Васильевич!
Поляков Александр Васильевич, 02.03.24 в 16:20 1Ответить Пожаловаться
Очаровательная наша Елена Владимировна конечно такие слова окрыляют...Спасибо вам!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.