Предварительный просмотр презентации

Лиза Дунда Лера Убеева Вика Пластинина Арина Бурмистрова Юля Щелкунова Вика Зубарева ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЦАРСКОЕ СЕЛО Проектную работу выполнили ученицы 8 «В» класса МАОУ СОШ № 42 г. Улан -Удэ, Республики Бурятия: Щелкунова Ю.,Дунда Л, Бурмистрова А.,Убеева Л, Зубарева В, Пластинина В. Учитель: Мельникова Екатерина Станиславовна

История В советское время дворцово-парковый ансамбль "Царское Село" был превращен в музей, а другие здания были отданы под образовательные и оздоровительные учреждения, поэтому в 1918 году город был переименован в Детское Село. В 1937 году в 100-летнюю годовщину смерти А.С. Пушкина город был назван Пушкин. В 1710–1720 годах начинается возведение загородной царской резиденции, проводятся мероприятия по упорядочению застройки, возникает слобода дворцовых служителей. Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а чуть позже — Царским Селом.

Годом основания Царского села считают 1710. Именно в тот год Сарская Мыза была подарена Петром I его супруге, Екатерине Алексеевне. На следующий же год царь объявил её истинной Государыней Екатериной I, а принадлежащие ей загородные владения под Петербургом — летней императорской резиденцией. Вскоре началось активное строительство и благоустройство местности. К 1716 году Сарская мыза приобрела свой новый величественный облик. Центральное сооружение резиденции, Большой дворец, заложили в 1717 году. Руководил строительством немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн. Несмотря на громкое название дворец был небольшим и довольно скромным. Примерно с этого времени Сарскую мызу стали звать Сарским селом, а впоследствии — Царским селом.Однако сам населенный пункт Царское село, получивший статус города в 1808 году, при Советской власти был переименован в город Пушкин (10 февраля 1937 года, в день 100-летней памяти гибели А.С. Пушкина ). Сегодня «Царским селом» называют музей-заповедник.

В настоящее время площадь музея-заповедника составляет более 300 гектаров. Из-за маштабной территории большинство посетителей предпочитают для дневного осмотра выбрать одну или несколько его частей. Познакомимся ближе почти с каждой из них.

Дворцово-парковый ансамбль Царского села признан одним из лучших памятников мирового садово-паркового искусства XVIII–XX века. На его территории находится около 100 различных скульптур и павильонов, памятников и мостов. Екатерининский парк является жемчужиной ансамбля и прогулка по нему, как и экскурсия в Екатерининский дворец, можно сказать, входит в обязательную программу посещения Царскосельского комплекса. В прежние времена Царское село было любимой загородной резиденцией императорской семьи, где высокопоставленные особы отдыхали и развлекались. В настоящее время — это один из самых знаменитых и посещаемых пригородов Санкт-Петербурга. Екатерининский дворец занимает центральное место в дворцово-парковом ансамбле Царского села. Ежедневно его великолепные залы посещают тысячи туристов, а наибольшей популярностью в Екатерининском дворце пользуется знаменитая Янтарная комната, восстановленная к 300-летию Санкт-Петербурга. Екатерининский дворец можно назвать памятником терпения русского народа, сумевшего восстановить историческое здание, разрушенное в годы оккупации немецкими войсками города Пушкина. Прошло более 70 лет со дня окончания войны, но до сих пор выполняется реставрация некоторых залов. Янтарная комната — это жемчужина Екатерининского дворца и один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. История Янтарной комнаты с самого начала была овеяна тайной и являлась необычным символом отношений между Россией и Германией. Созданная в Пруссии она была подарена Петру Первому, а во время Великой Отечественной войны ее похитили немецкие захватчики. К 300-летию Санкт-Петербурга благодаря мастерству и терпению реставраторов уникальный интерьер был вновь воссоздан. Александровский парк входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село», но в отличие от своего соседа — Екатерининского парка, он находится в некотором туристическом забвении. Александровский парк имеет большие размеры, его площадь составляет почти 200 га и редкий турист дойдет до всех его заповедных уголков. Чаще всего знакомство с парком заканчивается в его регулярной части, расположенной со стороны парадного двора Екатерининского дворца. Вместе с тем, Александровский парк отличается своим разнообразием: здесь широкие аллеи сменяются узкими тропинками, живописные лужайки — непроходимым лесом, а полуразрушенные мосты и развалины исторических зданий соседствуют с редкими восстановленными объектами. Свое имя парк получил по имени императора Александра I, именно ему удалось придать саду целостный облик. Александровский парк — это прекрасное место для любителей пеших, велосипедных и лыжных прогулок. Для каждого посетителя здесь найдется своя особенная тропинка и укромный уголок, где можно отвлечься от суеты городской жизни. Александровский дворец расположен в северной части Александровского парка, в 5 минутах ходьбы от Екатерининского дворца. Александровский дворец создан по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги, является памятником архитектуры XVIII века. Дворцовый комплекс вошел в состав Государственного музея-заповедника «Царское село» лишь в 2009 году и поэтому пользуется большой популярностью у туристов. Вместе с тем, большинство залов исторического здания не восстановлены и поэтому доступными для посещения являются лишь несколько комнат, расположенных на первом этаже. Также в редких случаях проводятся экскурсии по историческим подвалам, планировку которых разработал также архитектор Кваренги. В Советское время именно в Александровском дворце была установлена одна из первых ЭВМ в Советском Союзе, огромная машина занимала несколько парадных залов. Мемориальный Музей-Лицей А.С. Пушкина находится рядом с Екатерининским дворцом — в здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея, основанного императором Александром I в 1811 году как учебное заведение для детей дворян. Музей-Лицей был открыт в 1949 году к 150-летию великого поэта. А.С. Пушкин воспитывался в лицее шесть лет — с 1811 по 1817 год и нашел здесь преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству. Первый выпуск оказался самым блистательным, имена многих его воспитанников вошли в историю России. Вместе с поэтом учились будущие декабристы Пущин и Кюхельбекер, дипломат А. М. Горчаков и поэт А. А. Дельвиг, адмирал, историограф русского флота Ф. Ф. Матюшкин и многие другие. На основе архивных материалов в музее воссозданы комнаты, где жили и учились лицеисты, — это Большой зал и Газетная комната, Библиотека, где представлены подлинные книги лицейской библиотеки, учебные классы и спальни воспитанников. В экспозиции можно увидеть рисунки и стихи, написанные рукой Пушкина и других учеников, а также памятный знак, который был подарен императором Александром I в связи с открытием учебного заведения. Камеронова галерея расположена на границе Старого сада и пейзажного парка. Построенная при императрице Екатерине II в 1787 году галерея предназначалась для прогулок и философских бесед, также здесь можно было укрыться от непогоды. Со второго этажа этого здания открывается великолепный вид на Екатерининский сад и Большой пруд. Почти сто лет галерея никак не называлась и только в 1885 году историк архитектуры Петр Николаевич Петров назвал ее Камероновой в честь автора проекта Чарльза Камерона. 44 колонны второго этажа придают зданию изысканность и утонченность. Пройти на галерею можно по мощной лестнице, украшенной бронзовыми статуями Геракла и Флоры. Также имеется пандус с южной стороны, по которому Екатерине II, имеющей пышное тело, было удобно подниматься на второй этаж. Рядом с Камероновой галереей находится благоухающий цветами уютный уголок — прекрасный Фрейленский сад. Павильон Грот был сооружен при Елизавете Петровне в 1755–1756 годах по проекту обер-архитектора Бартоломео Растрелли. Строительство и оформление интерьеров выполнил надворный советник Иван Росси. Грот стал первым павильоном, построенным на берегу Большого пруда. Во времена Елизаветы стало модно украшать залы раковинами и туфом и такая комната была в Большом дворце, но из-за сырости ее пришлось уничтожить. И тогда был построен павильон Грот, окруженный с трех сторон водой, внутри похожий на пещеру, покрытую раковинами и морскими камушками. Фасады были также выполнены в стиле барокко, в их оформлении использовали сложно сгруппированные колонны, разорванные фронтоны и рельефные стены. Настоящим украшением стал восьмигранный купол, над которым во времена Растрелли возносился деревянный резной фонтан, из которого «струилась вода», также вырезанная из дерева. Холодная баня с Агатовыми комнатами расположена между Зубовским флигелем Екатерининского дворца и Камероновой галереей. Это строение занимает центральное место в ансамбле терм Камерона, в который также входят Камеронова галерея, Висячий и Цветной сады, а также Пандус. Холодная баня — это небольшое двухэтажное здание, на первом этаже которого находились комнаты для прием водных процедур, а на втором — знаменитые Агатовы комнаты — шесть богато украшенных помещений для отдыха и развлечений. Светлые стены Агатовых комнат украшают кирпично-красные медальоны, орнаменты из позолоченной бронзы, а также бронзовые бюсты и статуи, установленные в нишах. В качестве отделки Камерон использовал самоцветы, яшму и мрамор, бронзу и другие драгоценные материалы. Своды комнат щедро украшены лепниной и орнаментом, а для покрытия пола использовались редкие породы деревьев. Павильон Эрмитаж был построен при императрице Елизавете Петровне и предназначался для отдыха в кругу особо приближенных к ней людей. Здание построено по проекту придворного архитектора Михаила Земцова, а фасады были переделаны Франческо Растрелли. Павильон Эрмитаж украшают 64 белоснежных колонн, между которыми установлены 16 скульптур. Также 8 статуй установлены в основании купола и четыре скульптуры меньших размеров находятся над боковыми кабинетами. Строение имеет бирюзовый цвет, украшено позолотой и напоминает Большой Екатерининский дворец. Павильон Эрмитаж был излюбленным местом отдыха Елизаветы Петровны и Екатерины II, здесь они принимали избранных русских и иностранных гостей, устраивали праздники, включающие пиршества и танцы. Накрытый стол поднимался из-под пола, каждый гость мог заказать себе блюдо с помощью записи на грифельной доске. После застолья столы опускались вниз и богато украшенный зал превращался в танцплощадку. Эрмитаж представляет собой интересный и уникальный памятник архитектуры русского барокко середины XVIII века. Эрмитажная кухня построена архитектором Нееловым в готическом стиле, характерном для эпохи русского классицизма XVIII–XIX веков. Здание имело двойное назначение: оно служило придворной кухней для гостей Эрмитажа, а также в его центре был устроен арочный проезд, ведущий с Садовой улицы к павильону Эрмитаж. Поэтому второе название Эрмитажной кухни — Красные ворота. Сейчас это один из платных входов в Екатерининский парк с улицы Садовой. Одноэтажная постройка из красного кирпича имеет строгий фасад и немногочисленные элементы декора — большие вазы в угловых нишах, оконные гирлянды и модильоны на карнизах. Вместе с тем, в облике строения использованы элементы модного в конце XVIII века стиля неоготики: неоштукатуренные стены, прямоугольные и треугольные зубцы на парапетах, первом и верхнем ярусах башни. Павильон Верхняя ванна построен архитектором Ильей Нееловым в 1778 году в стиле раннего классицизма. Здание также называлось Мыльней Их высочеств и использовалось членами царской семьи как баня с ванной. Архитектор сумел превратить служебное здание — дворцовую баню, в изящную парковую постройку. Для классицизма в архитектуре характерны отсутствие лишних деталей, величественная простота и строгость. Украшением павильона служит лишь балюстрада на его кровле и обращенный в сторону пруда трехгранный ризалит, стены которого имеют полуциркульные и круглые окна. Для справки: ризалит — это выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Внутри павильона находилось шесть помещений — сени и раздевальня, ванна и баня (парильня), помещение истопника (котельная) и центральный восьмигранный зал для отдыха. Рисунки на стенах и потолке зала были выполнены в стиле древнеримских терм времен императора Нерона. Нижняя ванна, которую также называли Кавалерской мыльней, выполнена несколько скромнее, чем Верхняя, поскольку она предназначалась для придворных. Постройка наполовину закрыта деревьями и кустарниками — таким образом служебные здания для придворных скрывали от взглядов посетителей парка. Автором проекта также является архитектор Илья Неелов, выбравший для бани затейливую форму в виде центрального цилиндрического объема, перекрытого куполом, и примыкающих к нему шести низких круглых помещений, имеющих по три небольших круглых окна. Стены центрального зала подняты значительно выше стен боковых помещений и образуют световой барабан, на котором установлен купол. В центральном зале размещалась большая медная ванна, окруженная балюстрадой. Мраморные массивные ванны располагались в круглом среднем зале и четырех круглых ванных комнатах по сторонам. Для обогрева раздевалок и комнат отдыха использовались мраморные камины. Две котельные располагались в прямоугольных помещениях, из них теплая вода подавалась в парильные и комнаты отдыха. Полы комнат мозаичные, стены и плафоны некоторых из них были украшены росписью, которая не сохранилась до наших дней. Морейская колонна — это первый памятник, установленный в Екатерининском парке в честь победы русской армии и флота. Монумент прославляет русских воинов, одержавших победу в сражении на полуострове Морея 17 февраля 1770 года. Предположительно, автором памятника является придворный архитектор Антонио Ринальди, создавший такие сооружения Екатерининского парка, как Орловские ворота, Чесменская колонна и Кагульский обелиск. Пьедестал Морейской колонны выполнен из серого сибирского мрамора, а основание, база и капитель (верхняя часть) изготовлены из мрамора белого цвета. Наверху колонны установлен небольшой конусообразный обелиск из мрамора розового цвета, украшенный стилизованными носами кораблей — рострами. Это свидетельствует о том, что победа была одержана в морском бою. На бронзовой доске у основания колонны высечена надпись, рассказывающая о героизме русских войск и заканчивающаяся словами: «Войск российских было числом шестьсот человек, кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он. В плен турков взято шесть тысяч». Александр Пушкин был горд тем, что среди героев Морей есть имя его двоюродного деда, Ивана Абрамовича Ганнибала, который участвовал во многих морских сражениях, в том числе в Наваринском бою и в Чесменском сражении. Ворота «Любезным моим сослуживцам» были установлены 17 августа 1817 года в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Это простой по форме памятник выражает признательность Александра I военным, его сподвижникам, прославившимся на поле битвы. Идея создания монументального сооружения и слова «Любезным моим сослуживцам» принадлежат императору. Проект сооружения был выполнен Василием Стасовым и утвержден Александром I 9 мая 1817 года. Императору было предложено три варианта материала для изготовления памятника — пудостский камень, гранит и чугун, из которых он выбрал последний. Величественное сооружение состоит из четырех пар чугунных колонн дорического ордера, сверху которых расположен антаблемент (верхняя горизонтальная часть строения). На нем нанесены слова на русском и французском языках «Любезным моим сослуживцам». Архитектор создал простой и лаконичный по форме и в тоже время мужественный памятник русским солдатам. Колонны высотой 5,7 метра, отлитые на Александровском заводе в Петрозаводске, доставили по воде в Санкт-Петербург, а затем по суше привезли в Царское село. Антаблемент и крышу ворот выполнили на Санкт-Петербургском казенном чугунолитейном заводе. На сборку памятника, общий вес которого составил 6289 тонн, ушло 92 дня. Адмиралтейство — это комплекс из трех павильонов, построенный по проекту архитектора Василия Ивановича Неелова летом 1773 года. В Царском селе существовала традиция — во время праздничных вечеров гости катались на лодках по Большому пруду. Первоначально суда хранились в небольшом деревянном шлюпочном сарае, позже для этих же целей был построен комплекс Адмиралтейство, состоящий из трех зданий и чем-то напоминающий средневековые замки. На нижнем этаже центрального павильона хранились лодки, среди которых были трешкоуты (небольшие палубные судна) Екатерины II и каик Николая I — подарок турецкого султана. К сожалению, вся коллекция, связанная с историей русского флота, погибла во время Великой Отечественной войны. Во время катания на лодках звучала музыка в исполнении оркестра, расположившегося в светлом зале на втором этаже. Зал был украшен английскими гравюрами с видами пейзажных парков, приобретенными в Англии, также здесь находился знаменитый Готторпский глобус. Первоначально на острове, расположенном в середине Большого пруда, была построена деревянная зала с галереями. В конце 1740-х годов по проекту Саввы Чевакинского на этом месте соорудили новый, роскошно оформленный в стиле барокко павильон. Его убранство было выполнено по рисункам Франческо Растрелли. В павильоне «Зал на острову» проходили концерты и отдыхали катающиеся на лодках. В торжественных случаях в зале устраивались обеды и поэтому рядом была построена небольшая кухня. Попасть на остров можно было на небольшой лодке, передвигающейся по канату. Зимой в помещении хранились грелки, предназначенные для катающихся на коньках по озеру. В конце XVIII века архитектор Джакомо Кварнеги перестроил павильон в классическом стиле: его высота увеличилась за счет парапета, а фасады и интерьеры лишились пышного декора, свойственного стилю барокко. Павильон получил название «Зал на острову». При Екатерине II здесь устраивались праздники или играл военный оркестр. В эти дни императрица любила сидеть в гроте с книгой в руках, слушая военные марши. В 1817–1820 годах новые работы в «Зале на острову» выполнил архитектор Василий Стасов. К настоящему времени восстановлена кухня, уничтоженная в начале XX века, и историческая переправа, соединяющая Екатерининский парк с островом. С 2008 года «Зал на острову» используется для проведения концертов и торжественных мероприятий музея Царское село. Чесменская колонна воздвигнута в честь победы русской армии и флота в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов. Этот памятник часто называют Орловской и Большой Ростральной колонной (Морейская колонна получила имя Малой ростральной). Императрица Екатерина II посвятила Чесменскую колонну трем победам русского флота: Хиосской, Чесменской и Митиленской: Чесменская колонна является доминантой Большого пруда. Монумент, созданный по проекту архитектора Антонио Ринальди, вытесан из трех частей бело-розового олонецкого мрамора, украшен рострами и увенчан орлом, попирающим полумесяц. На пьедестала выполнены бронзовые барельефы с изображением морских сражений, а их история описана на мраморной доске с южной стороны. Турецкая баня построена в 1850–1852 годах на небольшом рукотворном полуострове Большого пруда. Павильон служил украшением парка, он строился без отопления и никогда не использовался по своему прямому назначению — лишь в летние дни во время прогулки в нем укрывались от жары. Купол здания украшен рельефным орнаментом, а высокий минарет (башня, с которой мусульмане призываются на молитву), заканчивается шпилем с полумесяцем. Готические ворота были отлиты в Екатеринбурге в 1777–1778 годах по проекту архитектора Юрия Фельтена. Летом 1780 года выполненные отливки доставили в Царское село, где из них были собраны ворота. Готические ворота стали первым в России архитектурным изделием из чугуна. Рисунок для сооружения Юрий Фельтен позаимствовал из альбома английской готики «Gothic Decorative Architecture». На двух шестигранных пьедесталах сооружены высокие колонны, соединенные между собой готической аркой. В просветах между опорами, сверху и снизу, установлены четыре женские фигуры. Сооружение представляло собой величайшее достижение чугунно-литейной промышленности, примечательный образец, русского чугунного литья XVIII века. Высота арки составляла 12 метров, ширина — около 7 метров и вес — 30 тонн. Литье такого громадного размера в то время казалось невозможным. Английские литейщики считали, что ворота сделаны из дерева — сами они подобные изделия стали изготавливать только в первой трети XIX века.

Интересные факты Икона Богородицы Знамение Царскосельская спасла Царское Село от пожара. Накануне восшествия на престол Елизавета молилась ночью перед иконой Богоматери «Знамение». Императрица очень почитала этот образ и поместила его в Царском Селе, в маленькой придворной Знаменской церкви, которую только что построили возле Екатерининского дворца. Когда икону переносили из столицы в царскосельский храм, Елизавета шла рядом и помогала её нести. В 1812 году Знаменский дворец загорелся. Ветер раздувал пламя, близстоящие здания, и храм могли вспыхнуть в любой момент. Чудотворную икону вынесли из церкви и обратили ликом Божией Матери к огню. Сам Александр I взмолился: «Матерь Божия, спаси мой дом!» В то же мгновение ветер изменил направление. Пламя скоро погасло. 1837 году первый машинист паровоза, железнодорожный строитель инженер Герстер, повёл первый поезд по первой построенной в Российской империи пассажирской железной дороге. Царскосельская дорога протянулась от столичного Витебского вокзала до Царского Села. Семья императора получила возможность удобно добираться до своей летней резиденции. Сам царь Николай I стал пассажиром легендарного поезда.

Вопросы по проекту Дата основания Царского Села? а) 1703 б) 1710 в) 1712 Ответ: 1710 год

В советское время дворцово-парковый ансамбль "Царское Село" был превращен в музей, а другие здания были отданы под образовательные и оздоровительные учреждения, поэтому в 1918 году город был переименован в…. Ответ: Детское село

Основатель Царского Села: а) Пётр Первый в) Екатерина Алексеевна г) Екатерина Вторая д) Меншиков Ответ: Екатерина Алексеевна

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.