Выступление на тему «От финансовой грамотности к финансовой культуре. Почему о финансах нужно говорить с юных лет и как уберечь свои средства от мошенников»
Круглый стол на тему «От финансовой грамотности к финансовой культуре. Почему о финансах нужно говорить с юных лет и как уберечь свои средства от мошенников»
Добрый день, уважаемые участники Круглого стола. Мне очень приятно быть приглашенной на такое большое событие и принять участие в обсуждении вопроса формирования финансовой грамотности.
На сегодняшний день вопросы «Изучать финансовую грамотность или нет», «Нужна ли финансовая грамотность?» не стоят на повестке дня, потому что
Финансовая грамотность стала обязательным требованием государства в соответствии с Федеральными образовательными стандартами общего образования.
Цель финансовой грамотности состоит в том, чтобы уже на ранних этапах объяснить детям, как работает экономика, и сформировать правильное отношение к деньгам. Это в будущем поможет детям социализироваться и достичь успеха.
Постижение основ финансовой грамотности поможет детям:
Сформировать здоровое отношение к деньгам и навыки управления бюджетом.
Осознать, как деньги зарабатываются.
Понять, что нерациональные и необдуманные поступки с финансами могут привести к бедности.
Научиться избегать финансовых мошенников, нечестных работодателей, сомнительных кредитных организаций.
В рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы разработана единая рамка компетенций для учащихся школьного возраста и взрослого населения.
И определены требования к результатам по каждой предметной области.
Поскольку формирование финансовой грамотности – это требование ФГОС, то и контроль за их усвоением осуществляется на государственном уровне.
Вопросы по финансовой грамотности всегда присутствовали в определённом объёме на экзаменах по обществознанию.
На ОГЭ по обществознанию идёт чёткая привязка вопросов экономической культуры к заданию 6.
На ЕГЭ эти вопросы (финансовые институты, налоги, семейный бюджет, дистанционное банковское обслуживание и т.д.) могут блуждать по всему КИМу как в тестовой части, так и в открытых вопросах второй части.
В ЕГЭ по математике как на базовом, так и на профильном уровнях включена задача по вкладам и кредитованию.
То есть про изучение финансовой грамотности в школьном возрасте вопрос даже не стоит – это обязательное требование.
Вместе с тем более половины (51%) россиян считают необходимым как можно раньше начинать учить своих детей финансовой грамотности, уже в дошкольном или младшем школьном возрасте. Такие выводы приводит РГС Банк в своем опросе.
"Более половины (51%) опрошенных выступают за раннее начало обучения в дошкольном или младшем школьном возрасте. Довольно четко прослеживается тенденция "чем раньше, тем лучше": 20% полагают, что обучение стоит начать со средней школы, 18% - в старшей школе и только 11% - в вузе.
Опрос проводился среди россиян в возрасте 18+, география исследования - города России с населением более 100 тыс. человек; метод сбора данных - анкеты на самозаполнение, онлайн-опрос; размер выборки - более 3 тыс. респондентов.
Почти половина (45%) россиян уверены, что обучать ребёнка финансовой грамотности нужно с 5–7 лет. Такие результаты показал опрос СберСтрахования жизни и медиахолдинга Rambler&Co.
По мнению 40% россиян, учить детей финансовой грамотности должны именно родители. По 3% респондентов уверены, что этот навык должны развивать школа или детские курсы, а 1% — государство и иные организации. Общей обязанностью этот вопрос считают 47% опрошенных. Лишь 2% полагаются в этом вопросе на родственников, а 4% думают, что всему научат жизнь и опыт.
Обучать финграмотности нужно уже с 5–7 лет — так считают 45% опрошенных. 14% склоняются к ещё более раннему возрасту. За развитие этого навыка в средней школе проголосовали 30% респондентов, в подростковом периоде — 9%, в юности — 1%. А ещё 1% высказался за вариант «Сам научится, когда начнёт зарабатывать».
Исследование проводилось в октябре 2023 года во всех регионах России. Его участниками стали 113 929 жителей российских городов старше 18 лет. Среди них было 61% мужчин и 39% женщин.
То есть чем раньше мы научим детей обращаться с деньгами, тем проще им будет справляться с финансовыми трудностями в жизни.
Закладывать основы вдумчивого и осознанного поведения можно и нужно буквально с младенчества. Важно, чтобы ребенок понимал: блага не «сыплются» с неба. Их кто-то должен заработать, и всему есть своя цена. Трех-, четырехлетние дети уже в состоянии понять: чтобы получить желаемую игрушку, нужны деньги. Чуть позже дети начнут оценивать количество имеющихся средств и свои потребности. Примерно с пяти лет стоит привлекать ребенка к решению простых бытовых задач. Например, вместе с ним решить, какое купить молоко: в красивой упаковке, но дороже или в простой, но дешевле (и тем самым сэкономить деньги на что-то вкусное). Он уже в состоянии понять логику решения и сделать выбор.
Как и когда начинать говорить с ребёнком о деньгах, каждый родитель решает сам. Но нужно помнить, что даже если вы ничего не говорите об этом, ребёнок подсознательно усваивает вашу модель отношения к деньгам, к труду вообще и к конкретной работе в частности. Невозможно привить правильное понимание этих ценностей, если сам родитель не подаёт положительный пример. Так же как бесполезно заставлять читать, если ребёнок не видит никого в доме с книгой в руках.
Каждый родитель явно или неявно демонстрирует своё отношение к деньгам – от «да что у нас, денег, что ли, нет?» до «где же взять денег на лекарство!?» Безусловно, очень многое зависит от социального статуса семьи. Где-то дети инфантильны и в 15 лет, а где-то уже с младых ногтей знают, как деньги достаются. Но в любом случае к пяти годам понятийный аппарат ребёнка при нормальном развитии уже готов к восприятию этой темы. А к понятию обмена ребёнок готов вообще примерно в 3 года: играя со сверстниками, дети пытаются менять машинку на лопату, куклу на мягкую игрушку и т.д. Сначала им тяжело расстаться со своей игрушкой, постепенно это становится возможным. В этом смысле дети развиваются так же, как развивалось само общество: от натурального обмена к появлению денег как всеобщего эквивалента.
Учить ребенка финансовой грамотности можно начинать с самого раннего возраста.
Более того, финансовое образование является важным компонентом всестороннего развития ребенка.
И возвращаясь к началу своего выступления, к государственным требованиям формирования финансовой грамотности, закрепленными ФГОС, я хочу сказать, что в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Именно поэтому Стратегией повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, о которой говорил Алексей Павлович, предусмотрено освоение базовых основ финансовой грамотности и финансовой культуры через образование, воспитание и опыт для всех возрастных категорий граждан.
И завершая свое выступление, хотелось бы внести предложения в проект резолюции круглого стола:
- Одобрить проводимую на территории Республики Коми целенаправленную работу по повышению финансовой грамотности населения
- Продолжить информирование граждан о методах и способах формирования финансовой грамотности и финансовой культуры, в том числе защиты средств граждан от мошенников через Портал финансовой грамотности в Республике Коми, о котором также говорил Алексей Павлович Маегов.
- Обеспечить непрерывность изучения финансовой грамотности на всех уровнях образования, начиная с детского сада, и далее в начальной, средней, старшей школе и далее на уровне профессионального образования - в колледже или техникуме и в вузе.
Спасибо за внимание! Готова ответить на Ваши вопросы.
6
Горбачёва Марина Юрьевна
Ольга Юрьевна Мазанова
Легоцкая Вера Сергеевна
Ольга Юрьевна Мазанова