Выступление на тему: «Квест-игра, как инновационная форма организации музыкальной деятельности детей в ДОО»
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов.
Одной из современных тенденций в развитии дошкольного образования стало использование новой педагогической технологии – «Квест-игра».
Эта технология способствует решению определенных задач на основе выбора, для достижения какой – либо цели. Проще говоря, это «поиск», «выполнение поручений», путешествие участников к определенной цели через преодоление трудностей.
Музыкальные квест-игры помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуются одновременно и интеллект участников, их музыкальные способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. У детей дошкольного возраста 5 – 7 лет появляется интерес к познавательной деятельности, развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание, что в свою очередь способствует всестороннему развитию творческой личности детей, стимулирует их быть активными во всех видах образовательной деятельности.
В квесте всегда предполагаются интеллектуальные, двигательные или творческо - ориентированные коллективные задания. Команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, которые подбираются таким образом, чтобы быть максимально интересными, подходящими под ситуацию. Особенность организации такой игровой деятельности состоит в том, что участники, выполнив одно задание, получают подсказку (фрагмент картинки, букву, сообщение, предмет, карту) к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
В ходе организации работы над квестами я ставлю перед собой следующие задачи:
- повышение интереса воспитанников к музыкальной деятельности;
- вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- формирование навыков самостоятельной и групповой работы;
- формирование и развитие навыков исследовательской деятельности;
- развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности дошкольников;
- расширение кругозора, эрудиции.
- воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать принципам:
1. Доступность заданий – задания не должны быть чересчур сложными для детей.
2. Системность – задания должны быть логически связанными друг с другом, а также с заданиями ранее пройденного материала и объединены единой целью, которую нужно достичь.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Временные рамки. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы дети не устали и сохранили интерес.
5. Использование различных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Учитывая уникальность, вариативность и разносторонность квест – игр, для меня стало интересно использовать данную инновационную технологию в своей педагогической деятельности.
Мною были разработаны и проведены такие мероприятия как:
«В гостях у бабушки с дедушкой», посвящённое дню пожилого, человека; «Цвета осени»; «В поисках Солнышка».
«Виртуальное путешествие в музыкальную страну»: для данного мероприятия с помощью программы Microsoft PowerPoint мною была разработана презентации в виде виртуального путешествия в музыкальную страну, где нас встретила виртуальная девочка и обозначила проблему, что странички из детского альбома П.И.Чайковского разлетелись по всей стране, и теперь жители музыкальной страны не могут слушать музыку этого великого композитора. Дети передвигались по виртуальным точкам, последовательность которых выбирали сами дети, где они встречались с определенным заданием. Выполнив все задания, дети собрали все странички альбома и помогли жителям музыкальной страны.
Так же мною был разработан мастер-класс для педагогов на тему: «Использование мультимедийных презентаций, как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании», в рамках которого был проведен квест: «Путешествие в русскую деревню».
В рамках совместной работы по театрализованной деятельности педагогов с детьми и родителями в нашей ДОО была проведена квест-игра с детьми дошкольного возраста 4-5 лет: «В поисках героев сказки». При подготовке данного мероприятия я следовала следующему алгоритму создания квест-игры:
1. Выбор темы, сюжета квеста в соответствии с темой мероприятия;
2. Написание сценария;
3. Организация РППС;
4. Разработка маршрута передвижений;
5. Разработка заданий;
6. Подготовка реквизита для каждого задания.
Для проведения квест-игры мы привлекли двух родителей. Одна родительница играла роль рассказчицы, другая – роль лисички.
Целью нашего мероприятия было создание у детей и родителей позитивного, радостного настроения в ходе совместной образовательной деятельности.
В ходе мероприятия рассказчица обозначила проблему. Она заключалась в том, что рассказчица пригласила детей в музыкальный зал, чтобы показать русскую народную сказку: «Заюшкина избушка», но получила послание от злой колдуньи, которая спрятала героев сказки в волшебном лесу, и чтобы их найти и посмотреть сказку, необходимо, следуя карте, проходить разные испытания. Все участники квест-игры с большим интересом справлялись с заданиями и нашли всех героев сказки. Итогом мероприятия была инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
В совместной образовательной деятельности были использованы такие методы работы как: наглядный, словесный, игровой, практический. Детям и родителям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовалась дружественная атмосфера, сплоченность коллектива. Цель была достигнута!
Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что «квэст-игра» - эта инновационная форма работы, которая обладает огромным развивающим потенциалом, она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.