Урок «Тема одиночества в лирике Лермонтова»
М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания;
Цель урока: «исследовать» тему одиночества в лирике Лермонтова
Оборудование:
ПК;
Мультимедийная презентация к уроку.
Творческие работы учащихся
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация (видео к стих-ю «Тучи»)
III. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Кто автор стихов? Определите тему этих стихов.
Тема стихов будет темой нашего урока. - Тема одиночества в лирике поэта
Определим цель (познакомиться с темой одиночества в лирике Лермонтова)
- А зачем нам знать сведения по данной теме? (экзамен, для общего развития, для дальнейшего обучения)
Задачи:
Познакомиться с истоками темы одиночества в лирике Лермонтова
Познакомиться с литературоведческими терминами.
Охарактеризовать лирического героя лирики Лермонтова.
IV. Этап выявления места и причины затруднения.
-Постановка проблемного вопроса.
Изученный нами Байрон в дневнике записал: «В одиночестве человек часто чувствует себя менее одиноким». (Д. Байрон) Эти слова очень подходят Лермонтову. В ходе урока будем размышлять над этими словами и вернемся к ним в конце урока.
V.Этап построения проекта выхода из затруднения
Деление на группы. Группы получают задания.
Биографы.
Литературоведы.
Исследователи.
VI.Этап реализации построенного проекта
Биографы знакомятся с основными событиями жизни Лермонтова, ставшими основой темы одиночества и составляют «покрывало жизни».
Литературоведы работают с терминами и составляют таблицу.
Исследователи анализируют стих и рисуют образ, созданный Лермонтовым.
VII.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Выступления групп, презентация своей работы
VIIIЭтап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Тест по биографии и творчеству Лермонтова
1) Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова
А) 1799-1837 Б) 1809-1852 в) 1795-1829 г) 1814-1841
2) Какой факт не относится к биографии Лермонтова
А) Детство Лермонтова прошло в имении бабушки Тарханы
Б) Обучался в Москве в Благородном пансионе
В) Служил в лейб-гвардии Гусарского полку
Г) Погиб в Тегеране при исполнении служебных обязанностей
3) Первую ссылку Лермонтов на Кавказ вызвало стихотворение
А) «Дума» Б) «Кинжал» в) «Смерть поэта» г) «Узник»
4) Укажите средство выразительности из отрывка стихотворение «Узник»
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем…
А) эпитет Б) сравнение в) метафора г) олицетворение
5) Укажите средство выразительности из отрывка стихотворение «Пророк»
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
А) эпитет Б) сравнение в) метафора г) олицетворение
IX.Этап включения в систему знаний и повторения.
Прочитайте высказывание Дм.Мережковского, объясните, как вы его понимаете.
Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один; Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен. (Дмитрий Мережковский)
X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
-Вернемся к задачам и проанализируем выполненную работу.
-Запишите 3 слова, которыми можно выразить вашу мысль в ответ Байрону «В одиночестве человек часто чувствует себя менее одиноким». Запишите ответ на листках и прикрепите на ветку.
-ИЛИ ответьте на вопрос «Может ли одинокий человек быть счастливым?» Запишите ответ на листках и прикрепите на ветку.
XI. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Наизусть стихотворение по теме (на выбор), знать термины. По желанию – иллюстрация к 1 стихотворению (рисунок, стих, выделить те строки, которые иллюстрируете)
Карточки - задания для групп:
Исследователи.
1.Прочитать стихотворение, приготовить выразительное чтение.
2. Ответить на вопросы:
- С кем сравнивает себя лирический герой и почему?
3. Нарисуйте образ, созданный автором.
Листок
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".
"На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море".
Литературоведам выдается разрезанная на части таблица
Литературоведы:
Соотнести термины и определения, привести примеры изобразительно-выразительных средств в произведениях Лермонтова
Лирический герой
|
Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов.
|
Мотив
|
Перенесение человеческих черт на предметы и явления.
|
Лейтмотив
|
Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным |
Композиция
|
Повторение однородных согласных звуков |
Инверсия
|
Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли.
|
Антитеза
|
Необычайный порядок слов в предложении.
|
Аллитерация
|
Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
|
Эпитет
|
Основной мотив, главный ведущий.
|
Олицетворение
|
Устойчивый , значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь |
Метафора
|
Субъект высказывания в лирическом произведении, персонаж лирики.
|
Лермонтов. ТучиMP4 / 5.41 Мб
/data/files/m1705395883.mp4 (Лермонтов. Тучи)
Тема одиночества в лирике ЛермонтоваPPT / 366.5 Кб
/data/files/f1705395911.ppt (Тема одиночества в лирике Лермонтова)Биографы
Создайте схему, показывающую взаимосвязь темы одиночества с событиями жизни Лермонтова.
Истоки и развитие «одиночества» в лирике Лермонтова:
Детство
Мать Лермонтова, Марья Михайловна, была «одарена душою музыкальной». Она часто музицировала на фортепиано, держа маленького сына на коленях, и якобы от неё Михаил Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою».
Недолгое семейное счастье в семье Лермонтовых
С невероятной быстротой развилась болезнь Марьи Михайловны, впоследствии перешедшая в чахотку, которая и свела её преждевременно в могилу.
После смерти и похорон Марьи Михайловны Юрию Петровичу ничего более не оставалось, как уехать в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, что он и сделал в скором времени, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевне…
Воспитание
М. Ю. Лермонтов в возрасте 3—5 лет.
О чувствах и интересах отца она не заботилась. Рассказ о раздоре между его отцом и бабушкой.
Свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой.
Наклонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому, бурному. Лермонтов родился болезненным и всё детство страдал золотухой; но болезнь эта развила в ребёнке необычайную нравственную энергию: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, … начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению»…
М. Ю. Лермонтов в возрасте 6—8 лет.
Это раннее развитие Лермонтова стало источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже не замечал их. В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив
Кавказ, первая любовь
В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей
Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу - юноша готов окончательно порвать с внешним миром
Первые юношеские увлечения
Знакомство и неразделенная любовь к Екатерине Сушковой Вареньке Лопухиной
В то же лето 1830 года внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским, посвящает несколько стихотворений польской революции.
1831 год в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности, чувство неразделённой любви, перемежающееся раздумьями о горькой судьбе поэта. Поэта угнетает не столько отсутствие взаимности, сколько нежелание оценить насыщенный духовный мир поэта.
Дуэли
Из показаний Н. С. Мартынова, данных 17 июля 1841 г. на следствии по делу о дуэли (орфография оригинала сохранена)[31]:
«С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счёт одним словом, все чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума»
Кияйкина Наталья Федоровна
Селиванова Галина Геннадьевна