Мастер-класс на тему «Визуальные опоры работы с текстом — инструмент формирования читательской грамотности» (1–4 классы)
«Визуальные опоры работы с текстом-инструмент формирования читательской грамотности»
Однажды друг Сократа, основатель Гедонической школы Аристипп сказал: «Детей надо учить тому, что пригодиться им, когда они вырастут»
Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством рекламных объявлений, слышим разные сообщения вокруг и далеко не всё получается правильно понять смысл услышанного.
В настоящее время в информационном обществе перед школой стоит задача развития у школьников умения решать практико-ориентированные задачи, анализировать большой объём информации и принимать нестандартные решения, то есть развить в себе функциональную грамотность.
Составляющими функциональной грамотности являются способность человека решать различные жизненные задачи, используя определённые знания, компетенции. Опытным путём доказано, что данные умения формируются на уроках. В которые включены задания на развитие когнитивных процессов высокого порядка.
Основным компонентом функциональной грамотности мы определяем читательскую грамотность, это связано с тем, что в обществе обязательным условием успешности личности является умение работать с информацией. Одновременно, формирование читательской грамотности, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, рассматривается у обучающихся в качестве планируемого результата.
Одним из уроков, на котором учащиеся учатся эмоционально реагировать, переживать, глубоко мыслить, является урок литературного чтения. А система деятельности, которая обеспечивает понимание текста учащимися, формирует тип правильной читательской деятельности-интерактивные приёмы, которые основаны на визуализации информации (далее приёмы-опоры)
Понятие визуализации в научных исследованиях рассматривается в зависимости от контекста использования и трактуется множеством значений.
В рамках данного исследования разработана технология «Визуальных опор при работе с текстом «Текстографика».
Под технологией «Визуальных опор при работе с текстом «Текстографика» мы понимаем организацию учебного взаимодействия педагога, обучающихся с различными видами и формами текстов, связанных с преобразованием мыслительных операций, где изменяется представление познавательной информации, но сохраняется её смысл, позволяющий ее использовать в различных жизненных ситуациях.
Под визуализацией в рамках данной технологии понимаем свёртывание мыслительных содержаний в крупномодульную образно-графическую наглядность.
Единой формой является шаблон-опора, который выступает основой для краткой записи при смысловой обработке текста. Например, берём определённый шаблон и работаем по нему в течении урока.
Шаблон «Песочные часы»
(При изучении произведения или стихотворения детям можно задать вопрос: «Как вы считаете, о чём пойдёт речь?», написав в одной части часов своё предположение. А в конце урока сделать вывод по произведению и записать во вторую часть. Далее сделать вывод, совпало ли предположение с изученным текстом).
Результаты, полученные в ходе исследования практического применения в образовательном процессе технологии «Визуальных опор «Текстографика», позволяют утверждать, что использование данной технологии:
Способствуют развитию читательской грамотности обучающихся;
Позволяет повысить качественный уровень литературоведческой деятельности учащихся;
Содействует обогащению учебного процесса эффективным наглядно-дидактическим материалом для решения планируемых задач учебно-воспитательного процесса;
Демонстрирует эффективность разработанных визуальных шаблонов-опор.
Установлено, что использование описанных практик положительно связано с учебной успешностью обучающихся.