Вклад наших земляков – жителей посёлка Первомайского в Победу над фашизмом в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

3
0
Материал опубликован 27 November 2021

17



XI Уральская межрегиональная

конференция юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»





Вклад наших земляков – жителей посёлка Первомайского в Победу над фашизмом в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

(Исторические науки)

исследовательская работа













Авторы:

Чихалова Мария Владимировна,

Опарин Даниил Михайлович

11 класс, МКОУ «СОШ№3»


Научный руководитель:

Иванова Татьяна Викторовна,

учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ№3»













Содержание








Введение 3

Глава 1. Миасс в годы Великой Отечественной войны 5

Глава 2. Личный вклад каждого участника Великой 6

Отечественной войны в общую Победу

Заключение 14

Список литературы 16

















Введение

Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Её тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжёлые последствия для жизни целого поколения.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Нашему поколению с каждым днём становится всё сложнее и сложнее узнать из воспоминаний очевидцев, как это было, так как ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. Поэтому мы должны как можно больше записать воспоминаний, рассказов, написанных либо самими ветеранами, либо со слов – детьми и внуками. Это многотомная неизданная книга, «эпохальная быль» – послание нам, сегодняшним, которую мы должны сохранить и передать потомкам.

Цель: углубить и расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне на основе судеб земляков жителей п. Первомайского.

Задачи:

изучить, проанализировать и систематизировать исторические источники, материалы сайтов сети Интернет, изучить краеведческую литературу и фотодокументы;

собрать материал о ветеранах войны, живущих в нашем районе;

сформировать представление о жизни в годы Великой Отечественной войны у учащихся нашей школы.

Объект: период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Предмет: Вклад наших земляков – жителей посёлка Первомайского в Победу над фашизмом в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Гипотеза: если мы будем больше рассказывать об участниках Великой Отечественной войны и передавать эту информацию из поколения в поколение, то она будет сохранена в памяти людей. Дети, познакомившись с историей жизни наших земляков в годы Великой Отечественной войны, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанным с ними. Будут осознавать себя причастными к историческому наследию города.

Методы исследования:

поисково-исследовательский;

локализация исторических событий (через судьбу конкретных людей) в пространстве и времени;

презентации собранных материалов на уроках-семинарах, классных часах в 5 – 9 классах.


Глава 1. Миасс в годы Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны в Миассе проживало 40 тысяч человек. В Миасс был эвакуирован ряд промышленных предприятий. В ноябре 1941 года нескольких цехов московского автозавода имени И.В. Сталина. 16 апреля 1942 года с конвейера сошла первая коробка скоростей, а 8 июля 1944 года первый автомобиль "ЗиС-5в", ставший настоящим фронтовым автомобилем и даже получившим имя «Захар». (Приложение 1.)

Из Донбасса в декабре 1941 года были переведены цеха московского завода «Динамо» (завод № 611), который выпускал авиабомбы, мины, снаряды. Уже в январе 1942 года были выпущены первые моторы для авиационной и танковой промышленности миасской сборки.

Продукцию для фронта выпускали местные предприятия: «Напилочный завод», «Тальковая фабрика», трест «Миассзолото», «Леспромхоз», «Сыростанский мраморный карьер», «Комбинат стройматериалов».

С созданием миасского леспромхоза деловая древесина, древесный уголь, крепёжный материал, шпалы направляются предприятиям Южного Урала. Часть леса сплавлялась по горным рекам Куштумге и Сухокаменке.

В годы войны в Миассе разместились «Артиллерийско-минометное училище» и «Школа авиамехаников», отделение «Академии наук СССР», два исследовательских института, ВУЗ, техникум.

«На вооружение армии было собрано шесть миллионов рублей; на строительство танковой колонны «Советский старатель» 9.65 килограмма золота и 4 миллиона рублей деньгами, для эскадрильи самолетов «Золотоплатиновая промышленность» 1 килограмм золота и 1 570 000 рублей деньгами, для подводной лодки «Челябинский комсомолец» 5 530 рублей золотом, для танковой бригады имени Челябинского комсомола - 0.5 килограмма золота и 400 тысяч рублей деньгами, для танковой колонны «Челябинский колхозник» 4 килограмма золота и 185 тысяч рублей деньгами. Трест «Миассзолото» внёс 65 килограммов драгоценных цветных металлов. Школьники приняли активное участие в сборе средств на танк «Пионер», 3 000 рублей сдали на строительство бронепоезда. Горожане собрали и отправили 12 вагонов индивидуальных подарков фронтовикам». [3]

В 1943 году на средства трудящихся Челябинской, Свердловской и Пермской областей был создан Уральский добровольческий танковый корпус, в составе которого воевали 67 миасцев.

На фронт из Миасса ушло более 14 тысяч человек. А вернулись только около пяти тысяч. Причем, как рассказали в краеведческом музее, только в первые 8 дней войны на фронт добровольцами отправились 526 человек, а первые 9 месяцев их было уже 8588. Героями Советского Союза стали миасцы: М. Кушнов, Н. Горин, М. Жмаев, Н. Жаров был удостоен орденов Славы трёх степеней. Кроме того, в городе и его окрестностях в разное время жили Герои Советского Союза В. Корнеев, А. Шишкин, Е. Белопухов, В. Бояршинов. Во время Великой Отечественной войны погиб наш земляк А. Плотников, удостоенный звания Героя Советского Союза в 1940 году во время войны с Финляндией.

В мае 1982 года Миасс был награждён орденом «Трудового Красного Знамени» за успехи, достигнутые в культурном и хозяйственном строительстве и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. [4]

В память о погибших земляках в Миассе установлены два больших монумента. Один – в самом центре города памятник «Скорбящей Матери». На стилизованных скульптурных полотнах выбиты имена всех миасцев, не вернувшихся с полей сражения. Другой монумент находится в машгороде – его название «Слава народу – победителю! Слава народу – созидателю!». А также на территории города находятся десятки маленьких памятников в честь миасских солдат, не вернувшихся с фронта.


Глава 2. Личный вклад наших земляков в общую Победу в Великой Отечественной войне

В нашем непростом современном мире на второй план, к сожалению, выступает связь времён. Молодое поколение всё меньше и меньше имеет возможность (да и желание) окунуться в историю, самим разобраться в том, что происходило 70 лет назад. Накануне празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы задумались над вопросом: «А что знают об этой войне наши малыши?». Решили проверить, подготовились и пришли к учащимся 3-го класса на классный час. (Приложение 2.). После беседы с третьеклассниками мы пришли к выводу, что из 30 человек лишь 7 знают о том, что происходило в годы Великой Отечественной войны и какой вклад в победу внесли их родные. Этот факт нас поразил. Неужели учащиеся нашей школы так мало знают о войне, о вкладе их родных и близких в победу над фашистской Германией?

У нас возник другой вопрос: «Если так мало детей знают о Великой Отечественной войне в 3 классе, то, сколько же детей в школе знают об этом?».

Мы решили провести опрос среди учащихся 5–9 классов, в нём принимало участие 143 человека. Предложено было ответить на четыре вопроса:

1.Что вы думаете о Великой Отечественной войне?

2. Если у вас родственники, которые принимали участие в ВОВ?

3.Хотели бы вы знать больше о Великой Отечественной войне? 4.Знаете ли вы земляков - участников Великой Отечественной войны?

Были получены следующие результаты: только 35% респондентов проявляют интерес к событиям тех времен, большинство знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны, не имеют представление об этом в основном школьники (5-7 классов), а также мы узнали, что небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фотографии, награды, похоронки, письма и прочее). На наш взгляд, велик также процент детей, которые мало знают о войне и, конечно, её ветеранов. (Приложение 3.) Мы поняли, что нужно привлечь внимание молодёжи к этому важному событию, узнать о тех грозных годах не только из книг и кинофильмов, но и от непосредственных участников Великой битвы за освобождение мира от фашизма.

Мы разыскали ветеранов и собрали сведения об их подвигах на войне.

Балакаевая Елизавета Фёдоровна. (Приложение 4.)

Елизавета Фёдоровна училась на втором курсе стекольного техникума в городе Гусь- Хрустальный. 21 июня 1941 года она готовилась к сдаче экзамена по физике. Но этому не суждено было случиться: в воскресенье началась война. Вместо экзамена в понедельник объявили мобилизацию: мужчины ушли на фронт, а женщины вышли на работу на завод. Было тяжело, разгружали из вагонов торф для печей, делали всю мужскую работу.

«В семье я работала одна. Мама, Балакаева Татьяна, сидела с младшими детьми, нас ведь шестеро было, кроме того, я подрабатывала конюхом у прокурора. Карточки на хлеб (на 300 грамм) как работающей давали только мне. По зиме копали картошку, собирали семечки. Голодали очень сильно. Морозы были ужасные. Работали без выходных. 10 дней в конторе артели, 20 дней в лесу – липы на лыжи валили. После работы ходили в госпиталь помогать. Я ухаживала за солдатом, у которого не было обеих рук, писала письма его родным. В военкомате нам выдавали заготовки нижнего белья, и я с подругами вечерами шила кальсоны и рубашки, вязала носки – всё это отправлялось на фронт. Моя мама ходила в соседнюю деревню менять вещи на муку и другие продукты», – вспоминает ветеран труда».

После войны голод был ещё невыносимее, тяжелее. Всю хорошую одежду променяли на картошку и комбикорм. Из него делали лепёшки. В 1948 году семья Балакаевых переехала в Миасс, здесь Елизавета Фёдоровна и встретила своего мужа Жмаева Георгия Петровича – участника Великой Отечественной войны, командира управления связи. (Приложение 5.) Елизавета Фёдоровна показала вырезки из газет, документы на медали и свои, и мужа. ( Георгий Петрович был награждён орденами «Красной звезды», «Красного Знамени», «Отечественной войны», орденами Славы II и III степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги).

«В бою 09.02.1945 г. в районе д. Лянко когда противник предпринял контратаку и начал сильный обстрел наших боевых порядков, связь порвалась. Казалось, что нет возможности идти, но отважный связист под обстрелом ползком отправился исправлять линию и, несмотря на то, что был ранен, не ушёл с поля боя, пока не устранил порывы, которых было 14».

«Георгий Петрович 03.02.1945 года с двумя бойцами ходил в разведку. Они наткнулись на группу немцев в 10 человек. Разведчики открыли огонь. Немцы начали сопротивляться. Жмаев был ранен, но не ушёл с поля боя, а лично убил двух фашистов и двух взял в плен». (Приложение 5.)

Васильев Иван Иванович ушёл на фронт в декабре 1942 г. Воевал в артиллерийских войсках в звании командира. Он вспоминает: «...в 2 часа ночи забрали, переодели, погрузили по машинам, после, распределили по частям. Начали воевать: завязался бой, было страшно, зуб на зуб не попадал, потом уже привык. Когда перебивали всех лошадей, давали машины. Днём шёл бой, а ночью была передышка. Я видел, как очередной город был разгромлен полностью. В каждом поезде, в каждом вагоне, идущем на восток, был раненый...» (Приложение 6.)

Иван Иванович на войне дошёл до Польши, дальше из-за тяжёлых ранений его комиссовали. Было у него 3 ранения. Первые 2 – лёгкие, а третье – тяжёлое (в ногу). Операция проходила в Москве у хирурга Бурденко. Произошло общее заражение крови, из-за этого пролежал в госпитале 9 месяцев, после встал на ноги, нога срослась.

Иван Иванович после войны окончил Миасский горный техникум (МГТ) в 1946 году. Потом работал в Тургоякском рудоуправлении (ТРУ). Был награждён серебряной медалью «За отвагу», орденом «Отечественной войны», кроме того имеет 15 медалей.

Максимцева Ксения Алексеевна о начале войны узнала из сообщения по радио. В 1943 году в возрасте 19 лет она была призвана в ряды Советской армии и направлена на учёбу в центральную женскую школу снайперской подготовки. В марте 1944г. её направили на 2-й Прибалтийский фронт, сначала в запасной полк, а через месяц на фронт. Служила в 10-й Гвар­дейской армии 30 стрелковой дивизии. На войне защищала Родину, была снайпером, телефонисткой, а также комиссаром батальона. Войну закончила в звании младшего сержанта. В августе 1945 вернулась в город Миасс. После войны продолжала работу в детском доме. В 1956 году начала рабо­тать учителем труда в школе №3. (Приложение 7.)

Силин Александр Иванович. (Приложение 8.) Перед войной он поступил на заочную учебу на географическое отделение Тюменского пединститута, но в мае 1942 года был мобилизован Сургутским райвоенкоматом, учёба на этом закончилась. В то время он занимал должность директора Нагорновской неполной средней школы. Несколько раз обращался в военкомат, самому хотелось отправиться защищать Родину, и вот на перепол­ненном призывниками пароходе «Жорес» поплыл в Омск. Там его направили в эвакуированное из Ленинграда военно-медицинское училище имени Щорса, которое находилось на мысу между Иртышом и Омью.

После окончания учёбы и присвоения званий младших лейтенантов меди­цинской службы всех посадили в санитарный поезд и отправили в Москву, где поместили в здании резерва Главного санитарного управления. Сразу был на­значен командиром роты резерва, но несколько раз обращался с рапортами о направлении на фронт, и через полтора месяца вызвали и вручили путёвку на второй Прибалтийский фронт, в Великие Луки. Там попал уже в свою часть – отдельный батальон связи резерва главного командования. Батальон имел своё знамя и состоял из высококвалифицированных специалистов, большинство офицеров имело высшее образование. (Приложение 9.)

«Здесь я принял боевое крещение. Был массированный налёт немецких са­молетов, и мы с товарищем укрылись в канаве возле уцелевшей стены разби­того здания. Когда первая волна бомбёжки прошла, мы выскочили из канавы и отбежали метров на 50-60. Тут начался новый налёт. Оглянувшись, мы уже не увидели ни этой стены, ни канавы», – вспоминает Александр Иванович Силин.

На фронте он получил две контузии и небольшое ранение, потерял слух на одно ухо, частично – зрение, отнимались левая рука и нога.

«Некоторые похваляются, что к войне можно привыкнуть и бояться не­чего. Ничего подобного: как ни привыкай, всё равно страшно. Кажется, что ка­ждая пуля, каждый снаряд, каждая бомба летит только на тебя», утверждает Александр Иванович.

Приходилось вытаскивать раненых с передовой. Однажды командир пе­хотной роты отправил одного за другим трёх своих подчиненных на починку разорванного миномётным огнём кабеля, и ни один не вернулся. Тогда решил попробовать Александр Иванович. Взял санитарную сумку, полевой телефон, катушку и отправился. Нашёл убитым одного солдата, потом второго, а третий, тяжело раненный, сидел в воронке. Взгляд его был пустой и мутный, он был бел, как полотно, и бессознательно свои внутренности вместе с грязью заталки­вал в распоротый живот. Место повреждения Силин нашёл, концы кабеля соеди­нил, а потом метров 100-150 под миномётным огнем тащил раненого на спине ползком. Когда его наши солдаты подхватили и затянули в траншею, он увидел, что тащил мёртвого. Подобных случаев было много. Однажды пожилого баш­кира пришлось тащить до госпиталя 18 километров.

Когда батальон вернулся в Читу, Александр Иванович демобилизовался и вернулся в Омск. Попасть зимой в Сургут тогда было невозможно, и он прождал там до лета. Первое время работать в школе не мог, т.к. не всё было в порядке со слухом и зрением. Когда поправился, снова пошёл в школу. В Сур­гуте после войны долго не задержался, пришлось его покинуть. И после не­скольких переездов, наконец, осел на Южном Урале.

Суслов Трофим Родионович, 1915 года рождения работал в нашей школе учителем математики. Когда началась война, он пошёл на фронт и в первом бою получил ранение в правую руку. Попал в плен и работал в каменоломне. Ему и двум его товарищам помогли сбежать конвоиры-немцы, видимо, антифашисты.

Многие прошли войну от Волги до Берлина в шинели солдата. В их числе прадедушка одной из учениц нашей школы Трапезниковой Екатерины – Тучков Фёдор Фёдорович. Его мобилизовали в армию с самого начала войны. Он вое­вал на разных фронтах, был участником Сталинградской битвы.

Фёдор Фёдорович вспоминает: «Река Волга была красного цвета от люд­ской крови, всё перемешалось на Мамаевом Кургане: люди, танки, земля со снегом и море человеческой крови». Перед рядовым Тучковым была постав­лена задача – сберечь полковое знамя. И он с двумя бойцами 3 дня скрывался по лесам и болотам, не шелохнувшись, охраняя знамя. Голодные, холодные – ведь на троих человек у них был один сухарь хлеба. Но солдаты справились с поставленной задачей.

Они сражались самоотверженно и упорно, понимая, что воюют за себя, свою семью, свою Родину. За Сталинградскую битву пра­дед Трапезниковой Екатерины был награждён орденом Красной Звезды. Фёдор Фёдорович дошёл до Берлина, был трижды ранен. Демобилизовался в 1946 году.

В процессе исследования ученики нашей школы расспросили своих родст­венников и выяснили, что во многих семьях их близкие участвовали в освобо­ждении Родины от фашистских захватчиков.

Прадедушка Пономарёва Андрея – Ковригин Фёдор Семёнович родился 07.01.1911г. В годы войны работал машинистом экскаватора на заводе «Магне­зит» в городе Сатка. (Приложение 12.)

Прабабушка – Пономарёва Анна Андреевна работалав швейной мастерской в городе Сатка. Шила одежду для фронта. (Приложение 12.)

Прабабушка – Чулкова Екатерина Ивановна родилась 15.03.1919г. С 1941 по 1945г. работала в Санитарном отряде. Военную деятельность начала с Великих Лук под Москвой. За свои заслуги была награждена орденом «Великой Оте­чественной войны II степени» и медалью к 40-летию Победы. На фронте позна­комилась с будущим мужем – ленинградцем-блокадником Бузиным Иваном Алексеевичем. На фронте он был командиром. (Приложение 12.)

В некоторых семьях родные знали о том, что их бабушки и дедушки вое­вали, но никто не мог рассказать подробно, как и где это происходило, за что они были награждены боевыми наградами. Но благодаря современным тех­нологиям, в нашем мире можно найти информацию из опубликованных воен­ных архивных материалов всемирной сети. Используя эти документы, найден­ные на сайте http://obd-memorial.ru/ , ученица нашей школы 7-а класса Казанкова Полина и её семья узнали о своём дедушке – Ходунове Ми­хаиле Андреевиче, о подвигах, совершённых им в эти трудные годы. (Приложение 13.) [6 ]

«Санинструктор 1-го дивизиона сержант Ходунов Михаил Андреевич в боях за родину проявил смелость и отвагу. 23.02.1945 г. в районе Ивани под обстрелом противника перевязал и вынес с поля боя в медпункт полка 4-х человек раненых и вновь возвратился на наблюдательный пункт. При наступлении двигался в передовых частях пехоты, оказывая нужную медицинскую помощь».

«От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовые вы­полнения боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими за­хватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, награждается меда­лью «За Отвагу». (Приложение 13.)

Накануне празднования 70-летия Победы была организована торжествен­ная встреча наших учащихся, представителей городской администрации с вете­ранами войны и тружениками тыла, на которой им были вручены юбилейные медали. Здоровье не позволило всем желаю­щим присутствовать на этом празднике. (Приложение 14.) Несмотря на это, ветеранам вручили юбилейные медали на дому.

7 мая всей школой мы приняли участие в общегородской акции «Минута молчания» в память воинов, отдавших жизнь за нашу свободу, свободу буду­щих поколений. Каждый участник запустил в небо воздушный шар в честь павших на войне героев Родины. (Приложение 15.)

Учащиеся нашей школы приняли активное участие и во Всероссийской ак­ции «Помни меня». (Приложение 16.)

Также ученики 9 класса участвовали во Всероссийском сетевом межшкольном проекте «Карта Памяти». В этот проект они добавили фотографию памятника «Погибшим горнякам», находящегося в сквере нашего по­сёлка. (Приложение 17.) Автор проекта данного памятника – Силин Александр Иванович, который работал учителем ИЗО и черчения в нашей школе №3 и о котором мы уже рассказывали. [4]

Ежегодно 9 мая школьники, местные жители и ветераны по­сёлка Первомайского проводят здесь митинги и возлагают цветы в знак благо­дарности за возможность жить в Мире. (Приложение 18.)

Итогом нашей работы оказалась выставка фотографий наших земляков, участвовавших в Великой Отечественной войне. (Приложение 19.)

Бледнов Александр Павлович. Воевал в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Награждён орденом «Отечественной войны», медалью «За победу над Гер­манией».

Бочков Павел Гурьянович. Воевал на 2-м Украинском фронте. Рядовой, водитель ЗИС-5. Награждён орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу».

Ведерников Яков Андреевич. Служил в пехотных войсках, снайпер.Участник Сталинградской битвы. Награждён орденом «Отечественной войны II степени».

Гредасов Владимир Осипович. Участник битвы на Курской дуге. Награждён орденами и медалями.

Еремкин Сидор Сидорович. Автоматчик роты автоматчиков 543 стрелкового полка 120 стрелковой ди­визии. Представлен к медали «За отвагу», «Медаль за оборону Ленинграда», ме­даль «За боевые заслуги». Награждён орденами «Красной звезды», «Красного Знамени», «Отечест­венной войны», орденами Славы II и III степени, имеет медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Запевалов Пётр Константинович. Сапёр. Награждён орденом «Красной Звезды».

Иваницкий Дмитрий Тихонович. Рядовой стрелок 3 мотострелкового батальона 2- го Украинского фронта. В боях на территории Чехословакии проявил мужество и отвагу. Награждён орденом «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны II степени», медалью «За взятие Будапешта».

Казанков Дмитрий. № наградного документа: 112. Дата наградного документа: 07.12.1988. № записи: 1521463429. Был награждён орденом «Отечественной войны II степени».

Камаев Иван Дмитриевич. Воевал на Калининском фронте. Пулемётчик. Награждён тремя медалями «За отвагу».

Карпунина Ефросинья Степановна. Старший сержант лётной эскадрильи. Закончила войну в 1946 г на Даль­нем Востоке. Награждена орденом «Отечественной войны» и другими медалями.

Невзоров Борис Васильевич. Был водителем, возил противотанковые орудия. Участник Сталинградской битвы. Награждён орденом «Отечественной войны».

Перепечин Григорий Михайлович. Участвовал в боях, боевых походах с 22 июня 1941 по 9 мая 1945г. в со­ставе 138 гаубичного артиллерийского полка, был командиром технического об­служивания. Удостоен медалей: «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За отвагу», награждён орденом «Красной Звезды».

Поносов Виктор Иванович. Разведчик, старший техник-лейтенант 73 артиллерийского полка. Начал войну с литовско-германской границы, участник блокады Ленинграда. Награждён орденом «Отечественной войны II степени», медалями: «За обо­рону Ленинграда», «За победу над Германией».

Пронин Павел Михайлович. Воевал на Дальнем Востоке. Награждён орденом «Отечественной войны II степени».

Шипицина Мария Тихоновна. В 1943 году добровольцем ушла на фронт. Воевала на четвёртом Украинском фронте. Награждена медалями и орденом «Отечественной войны II степени».

Таких историй тысячи, миллионы, и из них складывается история нашей страны.

Втянутые по горло в войну, пылающие недетской ненавистью к бесчело­вечным врагам, они вели себя как настоящие герои, вынесли и осилили то, что, казалось бы, не под силу в сложившихся обстоятельствах.

После проведенной работы, мы вновь учащимся задали 4 вопроса. Результаты исследования показали, что ребята заинтересовались данной темой. Стали узнавать о родственниках, участвовавших в войне, поднимать архивы и разыскивать фотографии и наградные документы. (Приложение 20.)



Заключение

В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. О войне написано бесчисленное количество книг, сняты художественные фильмы, основанные на реальных событиях. С каждым годом документальных свидетельств становится все больше: открываются секретные архивы, то о чем раньше говорить было не принято – становится доступным. Подвиг советского воина от этого не блекнет, наоборот, становится более понятной самоотверженность простых людей, отдавших лучшие годы, здоровье и жизнь за Победу.

В процессе поисков достоверных сведений нам удалось пообщаться с интересными людьми - нашими земляками, увидеть и прочитать подлинные документы времён Великой Отечественной войны, предвоенного и довоенного времени, увидеть старинные фотографии, ощутить атмосферу того далёкого времени.

Все задачи, обозначенные во введении, выполнены. Собраны факты об участии миасцев в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Представлена исследовательская деятельность учащихся, подготовлены приложения, позволяющие расширить представления о войне: архивные фотографии, награды героев войны. Исследования увлекли ребят. Обнаруженные документы, фотоматериалы пробудили интерес к истории родного края в годы Великой Отечественной войны, вызвали желание пополнить летопись посёлка новыми фактами из военной истории.

В ходе своей работы мы пришли к следующим выводам:

1.Через историю своей малой родины мы приобщаемся к национальному достоянию нашей страны, гордимся трудолюбивым, терпеливым и героическим народом.

2. Наши земляки проявили героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны

3. Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.

В результате работы над проектом оформлены:

- стенд в школьном выставочном зале «Вспомним всех поимённо», где представлен материал об участии наших земляков в Великой Отечественной войне по разным стратегическим направлениям и фронтам, об учителях – участниках войны;

- собраны фотографии для акции «Бессмертный полк», составлена картотека на данных участников войны с фотографиями и личностными данными.

Работа будет продолжена, так как наш долг – собрать информацию на всех ушедших на фронт участников войны. Никто не должен быть забыт и ничто не должно быть забыто. А также считаем необходимым связаться с администрацией города и назвать улицу поселка именем героя.

Предлагаемая работа может быть применена в качестве методического пособия и информационного источника при изучении истории города Миасса. Весь полученный в ходе исследовательской и поисковой работы материал уже нашел свое применение. На его основе была создана фотовыставка «Мои земляки», проводятся внеклассные мероприятия, классные часы, посвящённые Великой Отечественной войне, уроки истории и как экспозиции виртуального музея. Факты и даты, цифры и имена используются для написания рефератов, сообщений, статей в газеты, в учебной и во внеклассной деятельности при изучении родного края.














Список литературы


Воспоминания ветеранов, участников событий того времени.

Воспоминания родственников ветеранов.

Миасс: энциклопедический словарь / Отв.редактор Г.В.Губко. – Миасс: Геотур, 2003. – 576с.

Мой приветливый город Миасс: сборник /Под ред. Г.В.Губко. – Миасс: «Геотур», 1998. – 400с.

Морозов В.В. Город в Золотой долине.- Челябинск.: Юж.- Урал. кн. изд-во, 1976.-167 с.

Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках

Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. [Электронный ресурс]. - https://www.obd-memorial.ru/html/index.html - 18.04.2015 г

Электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». [Электронный ресурс]. -http://podvignaroda.mil.ru – 20.04.2015 г









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации