Включение возможностей искусственного интеллекта в процесс обучения детей начальной школы правилам дорожного движения
Талюк Анастасия Владимировна
МАОУ СОШ№4 г. Южно-Сахалинска
Включение возможностей искусственного интеллекта в процесс обучения детей начальной школы правилам дорожного движения.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. В настоящее время традиционные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Больше внимания педагогам необходимо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта посредством применения новых педагогических технологий. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенности их поведения, умения применять в реальной жизни свои знания.
Искусственный интеллект — это способность компьютера обучаться, принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту. Искусственный интеллект используется в медицине, финансах, коммерции, промышленности и обеспечении правопорядка и безопасности — везде, где требуется обрабатывать большие объемы информации. На дорогах тоже используются технологии искусственного интеллекта: «умная остановка», «умный светофор», беспилотные авто, «умные камеры» и т.д.
Я решила в занятия отряда ЮИД тоже включать возможности ИИ.
Самыми простыми и интересными на мой взгляд, являются нейросети для создания рисунков. Например, https://rudalle.ru/kandinsky2. Использовать нейросети по созданию рисунков можно по-разному:
Предложить создать логотип команды
Детям дается несколько изображений нейросети и им предлагается отгадать слово или выражение, которое зашифровано: фликеры или световозвращающие элементы, пешеходный переход, СИМ, дорожные знаки и т.д. Фантазия безгранична.
Или из серии картинок найти лишнее и объяснить выбор.
Помогите правильно выбрать свой транспорт.
В целях профилактики ДДТТ учителя проводят массу различных мероприятий: игр, квестов, викторин и пр. Хороший помощник сайт Квестодел. Квестодел - российское приложение, которое максимально облегчает создание квеста как многоступенчатой и многоформатной головоломки. Сервис полностью бесплатный и даже не требует регистрации. Конечный продукт распечатывается на бумаге или сохраняется html-файлом и в дальнейшем отображается на экране. В конструкторе соблюдаются все условия жанра квестов. Вы создаёте подсказки, вводите секретные слова, причём выбирая различные виды заданий. Очень полезной является опция автоматического составления квеста. Используя эту опцию, вы вносите свои коррективы, свои задания. Вы можете уменьшить или увеличить количество подсказок, изменить тип задания, текст записок.
Нейросеть «Биоуроки» - отличный сервис для создания кроссвордов.
Через запятую или пробел вводится не больше 20 слов, из которых нужно составить кроссворд и появляются различные варианты кроссворда. Можно скачать в текстовой документ MS Word или сохранить в форме картинки. На этом же сайте есть готовые кроссворды, тесты, ребусы и материалы по биологии, экологии, природоведению, окружающему миру и т.п.
«Облаком слов» называют способ визуализации данных, при котором формируется кластер из ключевых слов. Размер каждого слова, как правило, зависит от того, насколько часто оно встречается в источнике данных. С помощью инструментов, генерирующих «облако слов» из текста, можно создавать дидактические упражнения: например, дать определения терминам, назвать категорию, объединяющую слова в «облаке», или найти лишнее слово, определить произведение по ключевым словам или самостоятельно написать по ним рассказ. Кроме того, «облако слов» может способствовать запоминанию сложного теоретического материала, акцентируя внимание учеников на самых важных понятиях и концепциях, и служить опорным конспектом.
Еще одним из приемов, которые я стала использовать на уроках и занятиях – это умная Яндекс колонка Алиса.
Алиса — голосовой помощник, который живёт в умных колонках Яндекса. Распознаёт естественную речь, имитирует живой диалог, обладает собственным голосом, личностью, характером, даёт ответы на вопросы пользователя и даже может иронично пошутить, благодаря запрограммированным навыкам решает прикладные и трудные задачи. Голосовой помощник работает бесплатно, но только при скоростном подключении к интернету, работает на смартфонах, планшетах, компьютерах и автомобилях.
Чтобы играть с Алисой, необходимо устройство с голосовым помощником. Это может быть, как Яндекс Станция, так и любой смартфон с приложением Яндекс или Яндекс Браузер.
Для включения игр с Алисой необходимо: вызвать голосового ассистента (например, нажав фиолетовую кнопку в приложении Яндекса); произнести фразу с называнием игры (например, «Давай сыграем в викторину).
Игры с Алисой, которые помогут детям освоить правила дорожного движения в интересной, увлекательной форме;
Игра «Правила дорожного движения»
Задачи: формировать у обучающихся правильное поведение на улицах и дорогах; тренировать внимание и память; развивать наблюдательность и логическое мышление; способствовать развитию речи; обогащать словарный запас.
Ход: Чтобы воспользоваться навыком, скажите Алисе одну из команд или просто выберите её: «Запусти навык Игра Правила дорожного движения», «Давай поиграем в Правила дорожного движения», «Сыграем в Правила дорожного движения».
Алиса задаёт интересные загадка-головоломки, а ребёнок пытается ответить на задание. За каждый правильный ответ давать ребёнку по жетону, в конце игры подсчитать.
Навык «Безопасная дорога»
Задачи: активизировать мышление детей; развивать фонематический слух, память, внимание; обогащать словарный запас
Этот навык создан, чтобы помочь детям дошкольного возраста и ученикам начальной школы освоить правила дорожного движения в игровой форме. Цель – научить маленьких участников дорожного движения быть внимательными и безопасными на дороге, научить правильно передвигаться по тротуарам и дорогам, дети будут учиться правилам дорожного движения через игры, викторины и интерактивные упражнения. Навык включает в себя две игры: «Викторина» и «Угадайка».
Навык “Безопасная дорога” не только поможет детям, но и взрослым, например, родителям и педагогам, которые могут играть вместе с детьми. Они получат полезные советы о том, как научить детей быть безопасными на дороге. В этом навыке, также предоставлена информация о том, как правильно переходить дорогу, использовать световые сигналы и знаки, а также о том, как правильно вести себя на дороге в различных ситуациях.
Игра «Угадай дорожный знак»
Задачи: закреплять названия дорожных знаков; учить детей различать дорожные знаки и правильно называть их; знать их назначение и понимать их значимость в жизни человека; развивать память, логическое мышление, глазомер.
Алиса показывает знак, ребёнок выбирает правильный вариант, Алиса отвечает правильно или нет, далее по каждому знаку даёт дополнительную информацию.
Использование нейросетей в образовании представляет собой инновационный подход к обучению дошкольников. Они позволяют адаптировать учебные материалы и оценивать уровень освоения программы более эффективно. Нейросети также способствуют развитию креативности и критического мышления детей и оптимизации управления образовательными системами. В будущем эти технологии продолжат совершенствоваться, предоставляя все больше возможностей для улучшения образования и повышения качества обучения дошкольников.
Список используемых источников
https://dialogs.yandex.ru/store/skills/29295519-viktorina-dlya-malen-ki
https://dialogs.yandex.ru/store/skills/e52cb5c1-opredeli-dorozhnyj-zna
https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
https://wordscloud.pythonanywhere.com/