12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Орлова Светлана Юсуповна156
Более 16 лет работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск
2

ВКЛЮЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРУ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Включение здоровьесберегающих элементов в структуру коррекционно-развивающего занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация. Данная статья будет интересна педагогам, работающим с воспитанниками с ОВЗ. Она содержит описание опыта по организации работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, на основе включения здоровьесберегающих элементов в структуру организованной образовательной деятельности.

Ключевые слова. Дети с ОВЗ, воспитанники с нарушениями опорно-двигательного аппарата, здоровьесберегающие технологии.

Современный педагог работает в условиях возрастающих требований, отраженных в целом ряду законодательно – правовых, регулирующих педагогическую деятельность, документах. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом этих требований, возрастных, индивидуальных, а также, обусловленных принадлежностью к определенной нозологической группе, особенностей.

В МБДОУ «Детский сад №67» (Нижегородской области, города Дзержинска) все воспитанники имеют статус ребенка с ОВЗ, обусловленный разнообразными нарушениями опорно - двигательного аппарата (далее НОДА). Помимо моторных ограничений, у большинства воспитанников имеются разнообразные психоречевые нарушения, проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы, поведенческие трудности. Такой спектр нарушений требует от педагога продуманного подхода в организации коррекционно-развивающего процесса. Сохранение здоровья, профилактика его ухудшения – становятся приоритетными задачами для педагогов, работающих с воспитанниками данной категории. Помимо перечисленных выше проблем, почти все наши воспитанники, с одной стороны, имеют слабую, быстро истощаемую ЦНС, низкую или недостаточную работоспособность, а с другой проблемы в усвоении тех или иных образовательных задач. Для того, чтобы сформировался устойчивый навык, индикатором которого является умение применить усвоенное на практике, в новых условиях, самостоятельно, нашим воспитанникам требуется больший временной период, большее количество повторений и упражнений на закрепление. Учитывая это, педагог обязан продумать содержание и структуру занятия так, чтобы способствовать снижению утомляемости, увеличению объема внимания, поддержке познавательного интереса и активности. На наш взгляд, обязательное включение в структуру организованной образовательной деятельности (ООД) здоровьесберегающих технологий эффективно в вопросах снижения утомляемости, повышенной истощаемости центральной нервной системы, профилактики зрительных и психологических нарушений. Педагогами и специалистами нашего образовательного учреждения была разработана своеобразная структура организованной образовательной деятельности, которую условно можно назвать «здоровьесберегающей». А если говорить точнее, то скорее, не сама структура, а наполнение структурных частей занятия здоровьесберегающими компонентами. Так традиционно первая часть занятия –это мотивация. Возможно, педагоги неработающие с детьми с ОВЗ, удивятся и зададут вопрос: в чем здоровьесберегающая функция мотивационного компонента занятия? Наш же опыт работы убедил нас в том, что грамотная, продуманная мотивация является мощным средством профилактики психофизического утомления и нарушения внимания, поддержки стойкого познавательного интереса. Нами разработана целая мотивационная система, как для воспитанников младшего, так и для воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Ранее данный опыт был опубликован в журнале «Дошкольная педагогика» (№10, 2016)

Далее начинается основная часть ООД. Традиционно мы начинаем ее с пальчиковой гимнастики, если это не идет в разрез с основным содержанием занятия. Пальчиковые гимнастики и упражнения подбираются нами с учетом моторных возможностей воспитанников и текущей лексической темы.

Большинство воспитанников нашего ДОУ, помимо нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, имеют разнообразные сопутствующие нарушения. Часто такими нарушениями являются офтальмологические заболевания. Мы учитываем это и включаем зрительные гимнастики и упражнения в структуру ООД. Особенно актуально это на занятиях с использованием ИКТ-технологий, после работы со SMART доской, либо после выполнении графических заданий, работы с мелкими предметами, то есть после любых видов работ, требующих зрительного напряжения. Выбор зрительных гимнастик и упражнений осуществляется после тщательного изучения офтальмологического диагноза и рекомендаций врача офтальмолога, поскольку некоторые диагнозы ограничивают нас в подборе упражнений. Так, например, детям с повышенным внутриглазным давлением нельзя выполнять даже легкий массаж глаз (поглаживание), противопоказано сильно зажмуривать глаза и т.д. Так же, как и в случае с пальчиковыми упражнениями, учитывается текущая лексическая тема.

Профилактики утомления и возникновения новых проблем в работе опорно-двигательного аппарата, предотвращению усугубления имеющихся ортопедических и других нарушений, способствует использование принципов педагогики В.Базарного. В свое время В. Базарный сказал: «если обездвижено тело, обездвижен и мозг» [1, с.89]. Поэтому принцип «динамической смены поз», построение учебного процесса на основе «расширения зрительных горизонтов» и постоянного использования «зрительно-поисковых стимулов» является для нас золотым стандартом при организации образовательной деятельности. Для его реализации мы используем все свободные поверхности помещения-стены, напольное покрытие, окна, двери и т.д. Так, например, ребенок не складывает разрезную картинку, сидя за столом и имея перед собой все кусочки будущей картинки. Части картинки расположены педагогом по всей площади кабинета или группы, или прикреплены к поверхностям стены, двери. Кроме того, весь наглядно-дидактический материал располагается по всем свободным поверхностям. В течение учебного времени дети многократно решают зрительно-поисковую задачу. Это может быть карточка с нужной цифрой, геометрической фигурой, картинка. Кроме того, на 15 минуте (для занятия в подготовительной группе продолжительностью 30 минут) обязательно проведение физкультминутки или динамической паузы. Но, если перед этим была активная познавательно-речевая игра, например, с использованием мяча, наличием соревновательного элемента, то целесообразнее провести релаксационное упражнение для уравновешивания процессов торможения и возбуждения, для восстановления психофизического баланса.

Таким образом, традиционная структура ООД наполняется содержанием, имеющим ярко выраженную здоровьесберегающую направленность. Наличие таких элементов, как пальчиковые и зрительные упражнения, своевременное включение физминутки, продуманное расположение дидактического и демонстрационного материала, позволяют нам предотвратить нежелательные проявления, связанные с ухудшением психофизического здоровья воспитанников с ОВЗ.

Литература:

1. Горячев В. Спасем детей –спасем Россию! О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В. Ф. Базарного/В.Горячев — М.: Изд-во НГПУ, 1999. — 123 с.












Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.