12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Орлова Светлана Юсуповна156 Более 16 лет работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Россия, Нижегородская обл., Дзержинск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
ВКЛЮЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРУ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Включение здоровьесберегающих элементов в структуру коррекционно-развивающего занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Аннотация. Данная статья будет интересна педагогам, работающим с воспитанниками с ОВЗ. Она содержит описание опыта по организации работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, на основе включения здоровьесберегающих элементов в структуру организованной образовательной деятельности.
Ключевые слова. Дети с ОВЗ, воспитанники с нарушениями опорно-двигательного аппарата, здоровьесберегающие технологии.
Современный педагог работает в условиях возрастающих требований, отраженных в целом ряду законодательно – правовых, регулирующих педагогическую деятельность, документах. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом этих требований, возрастных, индивидуальных, а также, обусловленных принадлежностью к определенной нозологической группе, особенностей.
Далее начинается основная часть ООД. Традиционно мы начинаем ее с пальчиковой гимнастики, если это не идет в разрез с основным содержанием занятия. Пальчиковые гимнастики и упражнения подбираются нами с учетом моторных возможностей воспитанников и текущей лексической темы.
Большинство воспитанников нашего ДОУ, помимо нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, имеют разнообразные сопутствующие нарушения. Часто такими нарушениями являются офтальмологические заболевания. Мы учитываем это и включаем зрительные гимнастики и упражнения в структуру ООД. Особенно актуально это на занятиях с использованием ИКТ-технологий, после работы со SMART доской, либо после выполнении графических заданий, работы с мелкими предметами, то есть после любых видов работ, требующих зрительного напряжения. Выбор зрительных гимнастик и упражнений осуществляется после тщательного изучения офтальмологического диагноза и рекомендаций врача офтальмолога, поскольку некоторые диагнозы ограничивают нас в подборе упражнений. Так, например, детям с повышенным внутриглазным давлением нельзя выполнять даже легкий массаж глаз (поглаживание), противопоказано сильно зажмуривать глаза и т.д. Так же, как и в случае с пальчиковыми упражнениями, учитывается текущая лексическая тема.
Профилактики утомления и возникновения новых проблем в работе опорно-двигательного аппарата, предотвращению усугубления имеющихся ортопедических и других нарушений, способствует использование принципов педагогики В.Базарного. В свое время В. Базарный сказал: «если обездвижено тело, обездвижен и мозг» [1, с.89]. Поэтому принцип «динамической смены поз», построение учебного процесса на основе «расширения зрительных горизонтов» и постоянного использования «зрительно-поисковых стимулов» является для нас золотым стандартом при организации образовательной деятельности. Для его реализации мы используем все свободные поверхности помещения-стены, напольное покрытие, окна, двери и т.д. Так, например, ребенок не складывает разрезную картинку, сидя за столом и имея перед собой все кусочки будущей картинки. Части картинки расположены педагогом по всей площади кабинета или группы, или прикреплены к поверхностям стены, двери. Кроме того, весь наглядно-дидактический материал располагается по всем свободным поверхностям. В течение учебного времени дети многократно решают зрительно-поисковую задачу. Это может быть карточка с нужной цифрой, геометрической фигурой, картинка. Кроме того, на 15 минуте (для занятия в подготовительной группе продолжительностью 30 минут) обязательно проведение физкультминутки или динамической паузы. Но, если перед этим была активная познавательно-речевая игра, например, с использованием мяча, наличием соревновательного элемента, то целесообразнее провести релаксационное упражнение для уравновешивания процессов торможения и возбуждения, для восстановления психофизического баланса.
Таким образом, традиционная структура ООД наполняется содержанием, имеющим ярко выраженную здоровьесберегающую направленность. Наличие таких элементов, как пальчиковые и зрительные упражнения, своевременное включение физминутки, продуманное расположение дидактического и демонстрационного материала, позволяют нам предотвратить нежелательные проявления, связанные с ухудшением психофизического здоровья воспитанников с ОВЗ.
Литература:
1. Горячев В. Спасем детей –спасем Россию! О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В. Ф. Базарного/В.Горячев — М.: Изд-во НГПУ, 1999. — 123 с.