12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белова Эльвира Ивановна29
1

«Влияние бардовской песни на духовно-нравственное воспитание подростков».

Тема: «Влияние бардовской песни на духовно-нравственное воспитание подростков».

Автор: Белова Эльвира Ивановна, 

преподаватель музыки


Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов, ярким и стремительным развитием общества во всех сферах жизни. Все это порождает новые требования к воспитанию и образованию молодого поколения, к способностям ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные знания и приобретенные умения; взаимодействовать с другими людьми. В раннем детстве человек видит, наблюдает, повторяет; в подростковом периоде он уже не только осознает, но и самовыражается, самоопределяется в мышлении, поведении, поступках. Этот важный период жизни юного возраста нуждается в выборе правильной интеллектуальной и духовно-нравственной позиции. Открывать и постигать красоту помогает приобщение к культуре, различным видам искусства.

Духовно-нравственное воспитание – один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Это целенаправленный процесс, главной целью которого является формирование гармоничной личности, развитие ее ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу, принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Духовно-нравственное воспитание подростков является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, в первую очередь, формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко воспитание личности происходит в сфере образования. Именно в школе должна быть не только интеллектуальная, но и духовная, нравственная и культурная жизнь школьника. Оно должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности ориентирует нас на воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственный за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения играет музыка. Музыка – один из самых близких человеку видов искусства, с самого детства, он соприкасается с ней. На протяжении всей жизни человеческого общества, как только люди начали понимать особенность и красоту музыкальных звуков, такое искусство, как музыка использовалась как средство воспитания и формирования высоких нравственных и духовных качеств человека.

По мнению Е. Гембицкой музыка, многогранно отражая жизнь, выражая передовые идеи, высокие благородные чувства, может оказывать громадное воспитательное воздействие на весь духовный мир молодежи и, прежде всего, на ее нравственный облик, на ее мировоззрение [1., с. 94].

К сожалению, уровень и качество музыки в современном мире, особенно популярной среди молодежи, а так же пропагандируемой в средствах массовой информации, оставляет желать лучшего. Сегодняшний подросток современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был несколько лет раньше. Он опережает своих предшественников в физическом и умственном развитии, но, увы, отстает в духовном плане. Одна из причин духовной неразвитости – молодежная музыкальная культура, которая не способствует нравственному здоровью. Примитивность и однообразность мелодий, текст, который состоит из зарифмованных фраз, исключающих какую-либо смысловую, идейную основу, составляет основной песенный репертуар сегодняшней музыкальной культуры. Музыкальный конвейер и шоу-бизнес занял ведущее место в мире музыкального искусства. Кроме того, музыка, которую слушают представители молодого поколения, не способствует ни сохранению физического здоровья, ни духовному развитию.

Невостребованность в наше время хорошей и достойной музыки разных жанров стало очевидным. Доминанту музыкальных вкусов и интересов составляет в основном музыка развлекательного характера: эстрадная, поп-музыка, рок-музыка. Развлекательное музыкальное творчество несет в себе деструктивное начало, поскольку не развивает тонкость чувственного восприятия музыки, заглушает ростки творческого начала. Умение слышать выразительную сторону звукового сигнала – одна из важнейших предпосылок высокого творческого потенциала. Развитое слуховое восприятие формирует, прежде всего, музыкальная деятельность. Платон видел в музыке хорошее воспитательное средство и называл ее «гимнастикой души». Он говорил: «Хорошая музыка облагораживает, тогда, как дурная развращает и портит».

Основная часть современной молодежи получает «музыкальное образование» на дискотеках, в клубах, в просмотре телепередач низкого культурного уровня. Наибольший интерес в кругах молодежи представляет иностранная музыка. Зачастую смысл песенного материала остается не понятным для большего количества слушателей. Для того чтобы поднять уровень современной музыкальной культуры, необходимо активизировать познавательную деятельность в данном направлении.

Школа на сегодняшний день – это тот институт образования, где можно заложить основы художественно-нравственного воспитания и культуры, так как общеобразовательную школу посещает каждый ребенок, независимо от уровня интеллектуальных и творческих способностей.

Д. Б. Кабалевский - композитор, общественный деятель, выдающийся просветитель и педагог, в своей деятельности музыкального воспитания молодежи, считал, что значение музыки в школе выходит далеко за пределы искусства и решительно вторгается во все области воспитания и образования школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира [2., с. 42].

Даже при ограниченных возможностях во времени в рамках школьного образовательного процесса, взрослый наставник, преподаватель, должен проводить активную деятельность в направление музыкального воспитания подрастающего поколения. Ведь проблема духовно-нравственного воспитания является одной из сложных и противоречивых задач, как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье общества [3., с. 202 - 204]. Главная задача преподавателя – показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных образов и произведений, приобщить к лучшим образцам музыкального искусства, заинтересовать процессом творчества, развить духовно-нравственное чувство.

При решении данных вопросов, стоящих перед преподавателем музыки, ориентируясь на психологические особенности детей подросткового возраста, с которыми приходится работать в школе, нужно еще раз подчеркнуть, что рост их познавательных сил, развитие самосознания и нравственных чувств, повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его мыслям, переживаниям, свидетельствуют о растущем значении общения молодого подрастающего поколения с высокохудожественными музыкальными произведениями больших идей и чувств. Именно в этом возрасте учащихся можно подвести к осознанному восприятию, сопереживанию. Такое понимание будет способствовать формированию мировоззрения и нравственных идеалов, потребности в общении с музыкальным искусством, в развитии художественного вкуса. Задача учителя музыки в школе – сориентировать ученика в современном мире музыки, привить вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям.

Можно сделать вывод, музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна предложить путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил. Главное, чтобы эта музыка была лучшего качества и ее идейно-содержательная основа несла в себе духовно-нравственные ценности.

Музыкальная деятельность помогает глубже познать и понять жизнь, развивать творческую активность человека. Песенное творчество – одно из самых распространенных, демократических и наиболее быстро отзывающихся на любые изменения в общественно-политической жизни общества. Песня должна быть особенной, она нуждается в качестве мысли и идеи, правдивости и реалистичности. Таким жанром является авторская песня.

Авторская песня – это интереснейшее явление, составляющее значительный пласт российской художественной культуры, возникший в середине XX века.

Для нее характерны черты, присущи для песенного жанра в целом: сочетание музыки и текста, их взаимопроникновение и взаимовлияние. Но есть и свои особенности: доминирующим составляющим является текст, мелодия лишь дополняет и насыщает его эмоциональной окраской. Другой особенностью жанра авторской песни является собственное сочинение музыки и текста и исполнение произведения. Обычно такую песню исполняют в камерной, дружеской обстановке. Главной идеей авторской песни является доверительный разговор, беседа, размышление. Этой песне противопоказана большая сцена, праздничный официоз концертного зала, любая формализованная публичность и массовость, что создает дистанцию между участниками песенного общения.

Говоря о соотношении в жанре авторской песни текст-музыка-исполнение, побеждает текстовая основа. Б.Окуджава называет авторскую песню «поэзией под аккомпанемент», которая стала противовесом развлекательной эстрадной песне.[4., c. 3-4]

Моя работа по внедрению авторской песни в учебно-воспитательный процесс реализуется в двух направлениях: гитарный клуб и урок.

Работа гитарного клуба осуществляется в следующих видах деятельности:

t1701093546aa.pngВ своих наблюдениях за период работы с подростками в школе, необходимо отметить, что интерес ребят больше представляет гитара как один из самых популярных среди молодежии легкодоступный в овладении музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого можно спеть свою любимую песню. Ведь человек, играющий на гитаре, почти сразу завоевывает внимание окружения, становится «душой компании», в каком бы жанре он не исполнял песни. В подростковом периоде есть потребность выделиться среди сверстников и завоевать уважение товарищей.

Что привлекает современного подростка в музыке? Конечно, это ритм (танцевальная музыка), громкость (музыка в стиле «рок»), которые позволяют активно и энергично двигаться, ярко выражать свои эмоции. Все, что звучит тихо и спокойно, для них кажется скучным и не современным, поэтому авторская песня как жанр не представляет интереса для большего количества детей. Чтобы узнать какое отношение учащихся к жанру авторской песни, был проведен тест-опрос среди 7-8-х классов (105 человек) по теме «Авторская песня».

Диаграмма 1

t1701093546ab.gif

Из диаграммы видно, что большинство ребят – 67% (70 человек) выразили свою незаинтересованность авторской песней следующими фразами: «Меня не привлекает музыка такого жанра», «Я не люблю такие песни», «Особо не интересуют такие песни». В основном это дети, которые занимаются в музыкальной школе или посещают танцевальную студию, то есть, дети, внеурочная деятельность которых направлена на эстетическое развитие. И только 33% учащихся (35 человек) показали свою заинтересованность к данному жанру музыкального искусства.

Диаграмма 2


t1701093546ac.gif

По результатам опроса, можно сказать о том, что подростки отдают предпочтение гитаре и обучению игре на ней. А некоторые выразили желание сочинять свои песни (см. Приложение 1).

Гитарный клуб «Меридиан» – это определенный вид кружковой работы в системе дополнительного образования общеобразовательного учреждения, который на протяжении 20 лет собирает любителей гитарной музыки. У клуба есть свои цели, задачи, жизненное кредо, свои традиции, направления работы, которые были созданы участниками клуба. 


Характеристика гитарного клуба «Меридиан»

Цель – объединить любителей гитарной музыки

Задачи

- обучение основам игры на гитаре;

-совершенствование исполнительских навыков;

- развитие индивидуальных и коллективных творческих способностей;

- углублять свои познания в области гитарной музыки

Жизненное кредо клуба

«Наполним музыкой сердца

Устроим праздники из буден,

Возьми гитару, друг, и пой,

И мы с тобой петь вместе будем!»

Традиции клуба

-концерт гитарной песни;

-участие в праздничных концертах лицея и города;

-активное участие в фестивалях и конкурсах разных направлений

Направления работы

- индивидуальное творчество;

- создание творческих групп, ансамблей;

- разучивание и исполнение песен


Приходя в лицей в 5 класс, очень много ребят записываются в гитарный клуб, они хотят научиться играть на гитаре. В своем сочинении на тему: «Почему я решила играть на гитаре?» ученица 6 класса, участница гитарного клуба, написала эссе, в котором рассказала, что игра на гитаре знакомого взрослого человека явилась примером для нее, это привлекло внимание девочки и появилось желание самой научиться играть на инструменте. Пример взрослого человека стал мотивацией освоения музыкального инструмента для ребенка.

Работа с ребятами подросткового возраста и мое владение музыкальным инструментом – гитарой – создало обстановку для создания гитарного клуба под названием «Меридиан». Конечно, поначалу в клуб идут все желающие и, только лишь, немногие остаются и посещают его систематически.

На занятиях клуба ребятам предоставляется возможность научиться играть на гитаре, петь песни под гитару и общаться с товарищами по интересам музыкального творчества, создавать творческие группы, сочинять свои песни. Конечно, эти песни не всегда соответствуют качеству настоящего музыкально-литературного произведения, но первые пробы всегда нужны и интересны. Примечательно, что первые песни очень примитивны в тексте, тогда как последующие уже гораздо лучше. Например, первую свою песню «Малиновый сироп» ученик сочинил в 8 классе (в песне нет определенного смысла, но есть состояние радости и полета), а небольшое произведение «Ночь одела город в синий колпак» появилась в 9 классе. Текст выстроен более грамотно, песня носит серьезный характер, а также присутствует художественный образ.

Авторское творчество нравится подросткам, оно помогает им выражать и развивать себя. Овладев первыми навыками игры на гитаре, ребята хотят исполнять популярные среди молодежи песни и композиции, в основном это произведения в жанре поп- и рок-музыки. И вот в этот момент, выбора репертуара для гитаристов-певцов, мне как музыкальному руководителю приходится следить за качеством содержания песен, которые учащиеся выбирают для себя.

Как жанр, бардовская или авторская песня мало привлекает внимание подростков (судя по результатам опроса), что участие в концертах и конкурсах дает возможность привлечь внимание подростков к жанру через исполнительство определенных песен.

Мотивация ребят, конечно, идет от желания выступать на концертах и участвовать в конкурсах, так как подростковый возраст − это время интереса выразить себя и показать свои умения другим. Разучивание песен дает хорошую возможность познакомить ребят с лучшими образцами бардовской песни и их авторами.

Как уже сказано выше, авторская песня имеет разные тематические направления (по классификации А. Грачева). [5] Это дает возможность работать с репертуаром определенной направленности.

Классификация песенного репертуара по направлениям (по А. Грачеву) [5]:

  • Военное (патриотическое);
  • Дорожно-туристское;
  • Творческое; 
  • Интеллектуальное.

Городской конкурс «Поющие сердца», который ежегодно проводился (сегодня, к сожалению, сегодня не проводится) среди школ и заведений дополнительного образования, нес в себе цель агитации и приобщения молодежи к походной, туристской песне. Соответственно, основной репертуар построен на песнях русских бардов: Ю. Визбора, О. Митяева, В. Высоцкого, В.Берковского, Ю. Кима и др. Здесь же все команды исполняли различные песни, а так же участвовали в интеллектуальной викторине по знанию авторской песни и ее авторов.

Ребята с большим удовольствием участвуют в подобных мероприятиях. Дружеская и теплая обстановка, песни под гитару, атрибутика, соответствующая теме (палатка, костер, рюкзаки, котелки и т.д.), работа в команде − все это привлекают внимание подростков и дает возможность осуществлять процесс духовно-нравственного воспитания подросткового поколения, ведь туристкие песни – это песни о дружбе, поддержке друг друга в сложной ситуации, проявлении сильных сторон личности человека, о природе и ее красоте.

Еще одно направление авторской песни, занимающее центральное место в воспитательном процессе духовно-нравственных качеств подростков, патриотическое. Исполнение подростками патриотических (военных) песен дает возможность прикоснуться к серьезной теме – теме войны. Произведения Б. Окуджавы, А. Городницкого, В. Егорова, В. Берковского, Ю. Левитанского – это достойный вклад в духовно-нравственное воспитание молодого поколения.

Отправной точкой в этом процессе стала песня «Атланты» А. Городницкого. На городском фестивале патриотической песни «Нам дороги эти позабыть нельзя» участники клуба смогли достойно представить это произведение, идея которого направлена на сохранение мира на земле. В последующим были разучены песни: «Облака» В. Егорова, «Вспомните, ребята» на стихи Д. Сухарева, музыка В. Берковского, «Каждый выбирает для себя» на стихи Ю. Левитанского, музыка С. Никитина. Одним из любимых для ребят стала композиция «Попурри на темы военных песен Б. Окуджавы», который включал в себя следующие произведения автора: «Надежды маленький оркестрик», «После дождичка небеса просторны…», «Примета», «Вы слышите, грохочут сапоги», «До свидания, мальчики», «Нам нужна одна Победа», «Сентиментальный марш», «Молитва», «Пожелание друзьям».

Таким образом, все произведения по данной теме требуют от подростков серьезного и вдумчивого восприятия, глубокого проникновения и достойного отношения и, соответственно, исполнения. Ведь только через исполнительство произведения живет: процесс единства автора, слушателя, исполнителя и самой песни, которая, как живой организм, выражает свои чувственные переживания и идейные принципы. Эти качества воспитывают чувство патриотизма, чувство долга, ответственности, единения за общее дело и понимание ценности жизни на земле.

Следующей темой произведений в жанре авторской песни, разучиваемые с учащимися лицея является тема творческого направления (по классификации А. Грачева) [5], которая выражает прикосновение к вечной красоте, красоте, гармонии и правде мира. Это жизненно-лирические образы, окрашенные теплыми, нежными, светлыми чистыми чувствами. Примерами таких произведений можно назвать следующие произведения известных местных авторов-исполнителей, которые вошли в песенный репертуар клуба: «На далекой Амазонке» (стихи Р. Кипплинга, музыка В. Берковского), «Не все то золото» (Б. Окуджава), «Зеленая карета» (А. Сухарев), «Зимняя сказка» (С. Крылов), «Ребята, надо верить в чудеса» (В.Ланцберг), «Учителям» (А.Гейнц и С.Данилов), «Весеннее танго» (В. Миляев), «Снег» (А.Городницкий).

Деятельность клуба – объединение подростков вокруг гитарной музыки и песни, но главная задача – дать подростку почувствовать себя в процессе творчества, учиться понимать и выбирать лучшее, направлять свое внимание на качество выполнения дела, стремиться к наполненности музыкального материала идеей, смыслом и глубоким содержанием, которое несет в себе духовную красоту и нравственную силу.

Интеллектуальное направление (по классификации А. Грачева) [5], содержательно-идейная мысль которого состоит в раскрытии темы внутренних качеств человека: чести, совести, доброты, сострадания, достоинства, любви, великодушия и т. д. Работа с произведениями данной направленности играет, пожалуй, самую главную роль в воспитании нравственных, духовных, моральных качеств подростков. Осуществлять задачу воспитательного процесса помогают такие произведения, как «Пожелание друзьям» Б. Окуджава, «Не все то золото» Б. Окуджава, «Молитва» (молитва Франсуа Виньона) Б. Окуджава, «Надежды маленький оркестрик» Б.Окуджава, «Атланты» А. Городницкий, «Каждый выбирает для себя» слова Ю. Левитанского, музыка С. Никитина.

Произведения интеллектуального направления очень близки по содержанию песням военного (патриотического) направления, в которых освещаются духовно-нравственные ценности человеческих качеств.

Метод классификации направлений помогает грамотно и целенаправленно подобрать песенный материал для разучивания и исполнения произведений в жанре авторской песни, который дает возможность выстроить фундамент для развития духовных качеств человеческой личности, реализовывающий воспитательную задачу в работе с подростками.

Интеллектуальное направление – сохранение и воспитание в себе лучших человеческих качеств, устремление к ним в жизни.

Эти качества представляют полную и цельную фактуру духовно-нравственного личностного роста человека, к которому человечество всегда стремилось и продолжает стремиться. Восприятие жизни во всех ее структурах дает возможность жить и творить в гармонии с миром. Это стремление и выражается в произведениях авторской песни.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что работа с подростками в рамках дополнительного образования музыкального направления, осуществляющаяся на занятиях гитарного клуба и вокально-хоровой студии авторская песня как жанр имеет свою значимость в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, а именно:

  • песня, как жанр вокальной музыки, развивает определенный навыки музыкально-исполнительской деятельности;
  • глубокая содержательная основа жанра, которую составляет поэзия, создает возможность сознательного восприятия смысла и идеи произведений;
  • владение музыкальным инструментом, гитарой и исполнение произведения под собственный аккомпанемент дают возможность для развития самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

На уроках музыки в системе образовательного процесса мной также используется материал данного направления. Авторская песня очень хорошо вписывается в тематическую основу учебно-воспитательной деятельности.

Работа в направлении по внедрению авторской песни проводится в следующих видах урочной деятельности:

  • слушание произведений данного жанра;
  • анализ песенного материала;
  • разучивание и исполнение бардовских песен.

Знакомство с произведениями авторов-исполнителей бардовской песни проходит в рамках этапа слушания музыки через внедрение песенного материала в тематическую основу урока.

При прослушивании учащиеся отмечают стиль жанра – гитарный (акустический) аккомпанемент, «скромные» вокальные данные исполнителя-отличительные особенности самодеятельного творчества. Отмечают тему и содержание литературного текста, а также характер и образ музыкального произведения. Знакомятся с биографическими данными автора, его творчеством, выявляют авторский и исполнительский стиль.

Далее идет работа над содержанием текста через анализ произведения. Выявляется его идейно-нравственная основа и главная мысль, которая всегда выражена словами песни. Проводится анализ песенного материала. Определяется значимость мелодии (музыки) в песне. Не смотря не то, что приоритетом в жанре остается поэтическая линия, все же мелодия, представленная автором, который не является профессиональным композитором, совершенно дополняет литературный текст и помогает интонационной выразительности песни. Гитарный аккомпанемент не перенасыщает материал звучанием, выполняя вспомогательную роль в подаче музыкально-поэтического произведения.

Произведения данного жанра в основном своем объеме разучиваются для исполнения. Немногие произведения даются для слушания («Сыновья уходят в бой» В. Высоцкий, «Горное эхо», В. Высоцкий, «Песня о Земле» В. Высоцкий и др.), почти весь представленный материал, используется на уроках для пения. Ведь песня под гитару создает особую обстановку домашнего уюта и дружеского общения на уроке. Во время исполнения все учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно, так как в исполнительском плане для авторской песни не нужны хорошие вокальные данные и умения. Можно петь, напевая. Конечно, не весь репертуар можно исполнять спокойно, произведения военного направления требуют собранности и силы звучания для передачи характера песни, при выученном материале произведение исполняется стоя. Примером таких произведений могут служить песни: «Атланты» А. Городницкого, «Вершина» В. Высоцкого, «Вспомните, ребята» сл. Д. Сухарева – муз. В. Берковского.

Проанализируем некоторый песенный материал с точки зрения идейно-содержательной основы, направленного на духовно-нравственное воспитание подростков.

Песня «Вершина» (1968) (В. Высоцкий) – это целый путь с преодолением препятствий и покорением вершин, символизирует жизненный путь человека. Все что постигает человек в горах, проецируется и на жизненные обстоятельства, ведь важна цель дороги, твое стремление к вершине (жизненной цели) и ее достижение:

"…Весь мир на ладони,

Ты счастлив и нем,

И только немного завидуешь тем,

Другим, у которых вершина еще впереди!"

Еще одна мысль, которая очень важна и просматривается в тексте песни, это то, что надеяться надо на собственные силы, на силу своего характера, воли и доверять другу, который рядом:

"...Надеемся только на крепость рук,

На руки друга и вбитый крюк…"

В песне «Серега Санин» (1965) Ю. Визбора тоже раскрывается тема дружбы. Автор рассказывает о своем друге, летчике, который погибает, выполняя задание. Простой парень, Серега Санин, в обычной жизни – хороший друг и приятель, с которым легко и просто:

"С моим Серегой мы шагаем по Петровке,

По самой Бровке, по самой Бровке,

Жуем мороженое мы без остановки,

В тайге мороженое нам не подают…"

Его жизнь – это дело, которое требует выдержки, характера, это непростые условия работы:

"…То взлет, то – посадка,

То снег, то дожди,

Сырая палатка,

И почты не жди…"

Он не просто человек, он настоящий герой – смелый, надежный, отважный, самоотверженный, которому доверят самое сложное дело и, значит, на такого парня можно положиться:

"…Такого парня в пекло не пошлют!.."

Главный герой, Серега Санин, погибает, не вернувшись с очередного полета:

"…А он чуть-чуть не долетел, совсем немного,

Не дотянул он до посадочных огней…"

Сюжет песни никогда не оставляет равнодушным ребят, когда исполняют песню. Они воспринимают историю, рассказанную автором как свою, всегда искренне сопереживают автору, от лица которого написана песня, воспринимая Серегу, как своего друга. Песня наполнена большими чувствами – от самых приятных и беспечных до переживательно-трогательных, выраженных в словах припева:

"...Уходишь – счастливо!

Приходишь – привет!..."

Спокойная мелодия тоже поддерживает эмоциональную сторону, не драматизируя, а направляя переживания в глубокую душевную лирику. Через анализ и исполнение этой песни воспитываются качества, которые создают основу дружеских отношений и надежности характера, служение своему делу, которое надо выполнять честно и самоотверженно, не бояться трудностей. Все это направляет и выстраивает подростка психологически в духовно – нравственном направлении, служит примером.

В песне «Ночная дорога» (1974) на стихи Д. Сухарева, музыка В. Берковского говорится о путях, дорогах по которым движется человек по жизни, расставаясь и встречаясь, находя в движении особую энергию стремления вперед, не поддаваясь хандре и отчаянию в жизненных передрягах:

"Нет мудрее и прекрасней средства от тревог,

Чем ночная песня шин.

Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог

Штопаем ранения души

Не верь разлукам, старина, их круг, лишь сон, ей богу.

Придут другие времена, мой друг,

Ты верь в дорогу!…"

Автор делает акцент на том, дорога жизни не проста, но всегда идет вперед:

"Нет дороге окончания, есть зато ее итог,

Дороги трудны, но хуже без дорог…"

И всегда в пути человек встречает и друзей и врагов, отмечая, что есть две стороны жизни:

"...Слава богу, мой дружище, есть у нас враги,

Значит, есть, наверно, и друзья…"

Песня «Атланты» (1965) А. Городницкого дает возможность через образ атлантов – по мифической истории самых сильных и могучих людей, раскрыть тему сохранения мира на земле. Атланты – в произведении А. Городницкого – это не столько люди сильные физически, сколько сильные духом. Автор начинает произведение обращением к состоянию уныния и слабости простого человека и размышлением о силе и стойкости людей сильных, представленный в образе атлантов, которые выполняют свою сложную, но нужную работу.

"Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди,

К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерки приди

Где без питья и хлеба,

Забытые в веках

Атланты держат небо

На каменных руках..."

В тексте много символических значений «Атланты держат небо на каменных руках». «Небо» – это мир («мирное небо над головой»), «каменные руки» – это сила человека, которая способна удержать и создать мир на земле своими усилиями и действиями, то есть «сделать своими руками».

Песня «Пожелание друзьям» (1976) Б. Окуджавы дает представление о ценности самого главного в нашей жизни – человеческих отношений. Автор призывает людей помнить о том, что жизнь не такая уж большая, чтобы тратить ее на обиды и недопонимание, беречь друг друга, чаще говорить хорошие и добрые слова, быть откровенными и открытыми в своих чувствах и переживаниях, ведь в жизни есть все краски эмоциональных состояний – и светло-радостные и светло-печальные, есть яркие краски чувств – горестных переживаний, но все они в целом создают нашу жизнь. Текст песни наполнен душевностью, откровенностью:

"Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.


Давайте горевать и плакать откровенно,

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью –

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.


Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая,–

Тем более что жизнь короткая такая."

Мягкое, тихое, и нежное звучание мелодии способствует более глубокому эмоциональному переживанию чувственных, добрых слов, обращенных к каждому индивидуально и ко всем в целом, которые направлены к сохранению в душе главной ценности человеческой жизни – любви.

Итак, представленный выше песенный репертуар в жанре авторской песни, безусловно, имеет духовно-нравственную направленность. Исполнение учащимися этих песен дает возможность лично соприкоснуться и эмоционально пережить события и чувства лирического героя произведения. Благодаря мелодии ребята успевают осознать смысл самого текста, так как песня по времени звучит дольше, чем стих. А мелодия странным образом действует на самые сокровенные уголки нашей души. Таким образом, человек осознаёт, анализирует ту информацию, которую доносит песней автор, а благодаря мелодии и звучанию гитары, исполнитель даже подсознательно проникается ею и охватывается определёнными чувствами, испытывает трепет в своей душе и слышит биение своего сердца. Ведь только чувствующий человек способен сопереживать, откликаться на добрые дела.

Авторская песня как жанр серьезной музыки работает на опережение, ведь воспитание нравственных и духовных качеств личности происходит на этапе подросткового периода, который очень важен в становлении человека как личности духовно-нравственной, способной нести ответственность за свои мысли, действия, поступки.

Заключение.

Обзор теоретических сведений и практической работы по данной теме позволил сделать следующие выводы:

1. Духовно-нравственное воспитание лежит в основе работы с подростками, которое включает в себя следующие способности и качества:

  • способность к чувственному восприятию, сопереживанию, формированию душевных качеств личности;
  • формирование нравственного облика:терпения, милосердия,кротости, незлобливости;
  • воспитанию нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
  • культуру нравственного поведения:  готовность служения людяи и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли.                   

2. Подростковый возраст, как период становления личности, способствует формированию духовно-нравственных качеств.

3. Авторская песня как жанр музыкально-литературного творчества способна выполнять воспитательную функцию данного направления в силу своих следующих особенностей:

  • содержательность литературного текста выполняет идейно-просветительскую роль, направленную на осмысление жизненных вопросов и тем;
  • музыкальная основа песенного жанра способствует воспитанию у подростка эстетической культуры и эмоционально-чувственного восприятия содержания произведения;
  • личность автора-исполнителя несет в себе индивидуальный стиль и служит достойным примером для подражания;
  • приобретение навыков исполнительского плана произведения дает возможность личного восприятия характера и художественного образа произведения, вырабатывает культуру исполнительского плана;
  • исполнение произведения под собственный аккомпанемент раскрывает потенциал индивидуально-творческих музыкальных способностей;
  • создание собственного произведения помогает в реализации музыкально-творческих способностей подростка, способствует саморазвитию и повышению самооценки;
  • участие в коллективных мероприятиях способствует причастности подростка к общему делу, помогает формированию таких качеств как ответственность и чувство долга.

4. Использование песенного репертуара авторской песни в урочной деятельности для знакомства с историей происхождения жанра, его особенностями и творчеством лучших авторов-исполнителей.

Приобщение подростков к жанру авторской песни в разных видах деятельности (учебно-воспитательной, внеурочной), способствует не только развитию музыкально-творческих способностей, но и воспитанию духовно-нравственных ценностей, которые помогают становлению подростка как личности и способствуют определению себя в современном социуме.

Список литературы.

1. Апраксина О. Апраксина О. Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Вып.11. М., «Музыка»,1976 г., с.94.

2. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1981.- 192. с.42

3. Мусагитова А.В. //Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 202-204.

4. Окуджава Б. статья «Музыка души». «Наполним музыкой сердца»// М.: «Советский композитор». 1989. с. 3-4.

5. Грачев А. Путь песенной поэзии. Авторская песня и песня восхождения. //Изд. 2-е перераб. и доп. – Ч.,». «Рекпол», 2007.

6. Сухарев Д.А. Авторская песня: Антология. // Переиздание, испр. и доп.- Е:.У- Фактория. 2003.

7. https://nauchniestati.ru/spravka/konczepcziya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.