Влияние школьной мебели на опорно-двигательный аппарат школьника
Влияние школьной мебели на опорно-двигательный аппарат школь
DOCX / 348.42 Кб
/data/files/h1604933879.docx (Влияние школьной мебели на опорно-двигательный аппарат школь)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калининская средняя общеобразовательная школа
Влияние школьной мебели на формирование
опорно-двигательного аппарата школьника
Выполнила: Иптышева Полина Артуровна ученица 11 класса Руководитель: Шевченко Надежда Ивановна, учитель биологии |
с. Аскиз
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Значение правильной осанки для формирования опорно-двигательного аппарата школьника……………………………………………… | 4 |
Глава 2. Результаты исследования……………………………………………….. | 7 |
Выводы……………………………………………………………………………… | 9 |
Список литературы………………………………………………………………… | 10 |
Приложение 1. Цифровая маркировка мебели соответственно росту школьников по ГОСТУ……………………………………………………………... | 11 |
Приложение 2. Рост учащихся МБОУ Калининская СОШ……………………….. | 12 |
Приложение 3. Рекомендации для учащихся по профилактике нарушений осанки во время занятий в школе………………………………………………....... | 13 |
Введение
Среди хронических заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, на первом месте стоит нарушение осанки. Соответствие школьной мебели всем гигиеническим нормам, качество развития телесной вертикали определяют меру свободы раскрепощения и реализации видового генетического плана человека и играют первостепенную роль не только в функциональном состоянии внутренних органов и систем, но и духовно-психическом. Вот почему контроль над динамикой этого показателя в период учебы имеет сверхважное значение и является первейшей задачей школьных медработников, руководства школы, учителей и родителей. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования [1]; [5].
Цель работы: выявление нарушений опорно-двигательного аппарата школьников, связанного с несоответствием гигиеническим нормам школьной мебели.
Задачи:
1)выяснить, как важна школьная мебель, соответствующая всем гигиеническим нормам, для растущего организма;
2)выяснить, соответствует ли школьная мебель росту обучающихся школы;
3) составить рекомендации для учащихся по профилактике нарушений
осанки во время занятий в школе.
Объект исследования - опорно-двигательный аппарат учащихся МБОУ Калининская СОШ.
Предмет исследования - влияние школьной мебели на формирование опорно-двигательного аппарата школьника.
Глава 1. Значение правильной осанки для формирования
опорно-двигательного аппарата школьника
Опорно-двигательный аппарат объединяет скелет и мышцы. Некоторые части скелета, как например, грудная клетка, таз, позвоночник являются вместилищем и защитой жизненно важных органов – лёгких, сердца, кишечника, мозга. Отклонения позвоночного столба от анатомической формы сопровождаются изменением формы тела, взаиморасположения головы, туловища, таза, рук, ног [2].
По разным данным от 30 до 60% современных школьников имеют те или иные нарушения осанки. Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной.
Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах. (Рисунок 1).
Рисунок 1. «Посадка учащихся, способствующая формированию правильной осанки»Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. Неправильная осанка может превратиться в стойкое искривление позвоночника, которое трудно поддается исправлению. ( Рисунок 2).
Рисунок 2.«Неправильная посадка учащихся за учебным столом, которая приводит к нарушению осанки».Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед - лордоз, или назад - кифоз, плоская спина) и сколиоз встречаются весьма часто среди детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста.
Сколиоз - это боковое отклонение линии позвоночника от оси туловища.
Рисунок 3. Рисунок 4.
«Врожденный сколиоз». «Резкое боковое искривление в
грудном отделе позвоночника»
Он отличается от нарушения осанки тем, что изменения затрагивают уже кости и связки. При этом происходят деформация межпозвоночных дисков, самих позвонков и зон их роста. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма [2].
Самым опасным периодом сколиоза являются периода роста ребёнка (6 – 8 лет, 10 – 14 лет) и период полового созревания (девочка 10 – 13 лет, мальчики 11 – 14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребёнок уже имеет I степень сколиоза, подтверждённую рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов) [3].
Давно известно, что дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают нарушениями остроты зрения, чаще болеют острыми респираторными заболеваниями, нередки и заболевания органов дыхания, нервной системы, вегето-сосудистая дистония и заболевания органов пищеварения. Формирование осанки – сложный процесс, требующий постоянного внимания родителей, врачей, педагогов в течение всего периода формирования и закрепления двигательно-статистических навыков. Одной из причин этих заболеваний является несоответствие школьной мебели росту ребенка [3]; [4].Рисунок 5. «Несоответствие размера школьной мебели росту ребенка».
Глава 2. Результаты исследования
Исследования проводились с учащимися 1-10 классов МБОУ Калининская СОШ.
На протяжении нескольких лет рост ребенка увеличивается, а школьная мебель остается прежней, это способствует нарушению опорно-двигательного аппарата.
За период обучения в школе учащиеся претерпевают значительные изменения центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Кроме того, сами темпы этого развития не одинаковы в различные возрастные периоды. Следует особенно отметить значение нормального формирования позвоночника в этот период жизни человека. Значение его в организме настолько велико, что даже незначительные отклонения от нормального развития могут повлечь за собой последствия на протяжении всей жизни [3]; [4].
Большинство школ оборудованы школьной мебелью, не приспособленной к тому, чтобы поддерживать тело ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы мышц. В результате число детей с нарушениями осанки растет день ото дня. При этом большинство родителей обращают внимание на состояние своего ребенка только тогда, когда процесс заходит достаточно далеко и лечение требует длительного времени и больших усилий, как со стороны врача, так и со стороны ребенка и его родителей. Все это должно учитываться при подборе школьной мебели для различных школьных возрастов (Приложение 1).
В ходе исследовательской работы мы провели замеры школьной мебели, чтобы убедиться соответствует ли она росту школьников, обучающихся в кабинетах. Для этого мы использовали данные размеров мебели кабинетов 301, 306, 307, 210, 204, 205, 206, 202, 102. Результаты замеров школьной мебели занесли в таблицу 1, рост учеников по классам - приложение 2.
Несмотря на то, что мебель в нашей школе постоянно меняется, все - таки есть кабинеты, где мебель одних и тех же размеров: высота стола 79 см, высота стула 45 см, хотя рост учащихся 5-10 классов колеблется от 130 до 181 сантиметров. Мебель, которую мы измерили, должна соответствовать росту ребенка от 175 сантиметров и выше, следовательно, школьная мебель не соответствует росту всех учащихся.
Таблица 1
Результаты замеров школьной мебели
Номер кабинета | Высота стола (мм) | Высота стула (мм) | Высота спинки стула (мм) | Классы | Рост, мм | Рост по ГОСТу | |||||
301 | 790 | 450 | 740 | 5-10 | 1300-1810 | Свыше 1750 | |||||
306 | 760 | 440 | 760 | ||||||||
307 | 800 | 470 | 810 | ||||||||
210 | 780 | 455 | 740 | ||||||||
202 204 | 650 620 | 370 330 | 660 580 | 2 и 4 | 1110-1520 | 1450 - 1600 | |||||
205 206 | 700 560 | 420 340 | 760 610 | 2 и 3 | 1110-1450 | 1300-1750 |
Во 2-4 классов обучаются дети ростом от 111 до 145 сантиметров, следовательно, для них должна быть мебель высотой стола 46-58 см и стула 26-34 см, что частично соответствует росту учащихся.
Чтобы поддерживать тело ребенка в оптимальном положении без перенапряжения той или иной группы мышц высота мебели должна соответствовать росту учащихся. Так как не каждому ученику соответствует высота парты и стула, школьник вынужден выбирать для себя более удобную позу, что способствует нарушению осанки.
Выводы
1.Важную роль на развитие опорно-двигательного аппарата оказывает правильный подбор мебели. Значение формирования позвоночника в период учебы настолько велико, что даже незначительные отклонения его от нормального развития могут повлечь за собой последствия на протяжении всей жизни человека. Грудная клетка, таз, позвоночник являются вместилищем и защитой жизненно важных органов – лёгких, сердца, кишечника, мозга. Отклонения позвоночного столба от анатомической формы сопровождаются изменением формы тела, взаиморасположения головы, туловища, таза, рук, ног.
2. Высота школьной мебели подходит не для всех учеников, следовательно возникает отклонение линии позвоночника от оси туловища, прогрессирует нарушение осанки, следующим этапом которого будет сколиоз.
3. Качество развития осанки школьников зависит от подбора мебели школьного заведения, правильной посадки учащихся, использование физкультминутки во время урока и других здоровьесберегающих технологий.
Список литературы
Егоров Г. Е. Нарушение осанки и сколиоз.- Новокузнецк, Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа, 2007 г. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для уч-ся. – 3-е изд., испр.-М.: Просвещение , 1983.- 223 с.:ил.Маш Р.Д. Человек и его здоровье: сборник собраний по биологии для учащихся 9-ого класса общеобразовательной школы. – М.: Мнемозина,1996. – 144с.: ил.
Преображенский В.С. Доктор ФиЗ: советы детям и родителям . – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 144 с.: ил. – (Физкультура и здоровье).
Рохлов В.С. Справочник школьника: Учебное издание: 5-11 классы. – М.: АСТ-С74 ПРЕСС КНИГА, 2005.-704 с.
Приложение 1
Цифровая маркировка мебели соответственно росту школьников по ГОСТУ
Номера мебели ГОСТУ | Группа роста, мм | Высота края крышки стола обращенного к ученику, над полом по ГОСТУ (мм) | Высота переднего края сидения над полом по ГОСТУ (мм) | Цвет маркировки по ГОСТУ |
1 | 1000 - 1150 | 460 | 260 | Оранжевый |
2 | 1150 - 1300 | 520 | 300 | Фиолетовый |
3 | 1300 - 1450 | 580 | 340 | Желтый |
4 | 1450 - 1600 | 640 | 380 | Красный |
5 | 1600 - 1750 | 700 | 420 | Зеленый |
6 | Свыше 1750 | 760 | 460 | Голубой |
Приложение 2
Рост учащихся МБОУ Калининская СОШ
Класс | Кабинет | Рост (см) | ||
самый низкий | средний | самый высокий | ||
1а | 102 | 109,5 | 115,5 | 124,5 |
2а | 202 | 111 | 122,5 | 134 |
2б | 204 | 110 | 124 | 138 |
2в | 205 | 112 | 120 | 128 |
3а | 204 | 115 | 128 | 141 |
3б | 206 | 116 | 130 | 144 |
4а | 206 | 120,5 | 137 | 145 |
4б | 202 | 125 | 137 | 146 |
4в | 204 | 125,5 | 138 | 152 |
5а, б, в | Классно-кабинетная система | 135 | 144,5 | 154 |
6а, б, в | 130 | 146,5 | 162 | |
7а, б | 133 | 150,5 | 168 | |
8а | 145,5 | 160 | 179 | |
8б | 150 | 169 | 180 | |
9а | 148 | 162 | 172 | |
9б | 150 | 164 | 180 | |
10 | 145 | 163 | 181 |
Приложение 3
Рекомендации для учащихся по профилактике нарушений осанки
во время занятий в школе
• Сидите спокойно на уроке не дольше 20 минут, после чего необходимо сделать физкультминутку – момент релаксации для опорно – двигательной системы.
• Сидя, как можно чаще меняйте положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи.
• Старайся сидеть «правильно»: сядьте на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрямите спину.
13