Урок биологии на тему «Опорно-двигательная система» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Основные понятия
система органов, функция органа, плечевой пояс, конечностей, тазовый пояс конечностей.
Изучение нового материала
В организме много различных органов, выполняющих разные важные для жизнедеятельности функции. Органы, объединенные Определенной физиологической функцией, составляют физиологическую систему. Так, движения тела происходят благодаря деятельности опорно-двигательной системы. В нее входят скелет, и мышцы.
Скелет человека состоит из множества костей, которые соединены неподвижно, полуподвижно или подвижно. Тип соединения костей связан с функцией, которую Они выполняют. Скелет головы — череп, выполняет главным образом защитную функцию. Кости черепа, соединены неподвижно и надежно защищают мозг от механических повреждений.
Опорой тела человека является позвоночник. Он состоит из позвонков, которые соединены полуподвижно; Благодаря этому тело человека обладает гибкостью. Гибкость можно развивать тренировками.
Позвонки с ребрами и грудиной образуют грудную клетку. Она защищает органы дыхания и сердце от механических воздействий из внешней среды. Полуподвижное соединение костей грудной клетки позволяет ей расширяться во время вдоха и уменьшаться в объеме во время выдоха. Кости рук соединены с позвоночником через плечевой пояс конечностей, а кости ног связаны с позвоночником тазовым поясом конечностей.
Строение скелета человека
Отдел скелета |
Кости или группы костей составляющие отдел |
Скелет головы (черепа) Скелет туловища Скелет верхних конечностей. Скелет нижних конечностей |
Осмысление и понимание полученных знаний
Задание. Рассмотрите на рисунке строение скелета человека. Чтобы запомнить названия основных костей и отделов скелета, заполните в тетради таблицу.
К костям с помощью сухожилий прикреплены мышцы: Благодаря свойству мышц сокращаться мы получаем возможность двигаться. Например, мышцы ног, сокращаясь; тянут за собой Кости, к которым они прикреплены. При этом Происходит сгибание ноги в коленном или голеностопном суставе.
Разные группы мышц обеспечивают различные движения тела человека. У тренированного человека мышцы хорошо развиты и легко прощупываются в момент сокращения. Систематическая работа мышц приводит к увеличению массы мышечной ткани, что влечёт за собой усиленный рост кости. Слабым мышцам трудно поддерживать туловище. В связи с этим появляется сутулость и искривление позвоночного столба, нарушающие нормальную деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхания, пищеварения. Таким образом, чем сильнее развиты мышцы тела, тем прочнее становится скелет и крепче здоровье.
Это надо знать. Каждый человек может стать сильным, иметь развитые мышцы, крепкое здоровье, если систематически будет заниматься гимнастикой, или другими видами спорта. Малоподвижный образ жизни приводит к ослаблению мышечной системы, следовательно и здоровья человека. -
Задание для самонаблюдения. Определите путем-пальпирования расположение костей плечевого и тазового пояса, крупных-костей верхней и нижней конечностей. Покажите места подвижного соединения костей рук суставы.
Подумайте и ответьте.
1.Какова роль скелета в организме человека?
2.Назовите основные отделы скелета и объясните их роль в организме.
3.Какое свойство мышц позволяет осуществлять различные движения тела? Объясните значение терминов: система органов, функция органа, плечевой пояс, конечностей, тазовый пояс конечностей.
Скелет - опора организма
Скелет опора организма. Урок биологии.
ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ СКЕЛЕТОМ ЧЕЛОВЕКА: ПОЗВОНОЧНИК
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html