Предварительный просмотр презентации
Влияние стиля семейного воспитания на развитие ребенка
совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие родителем ребенка и способы поведения с ним. Что такое стиль воспитания? совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие родителем ребенка и способы поведения с ним.
Детско-родительские отношения могут быть определены следующими параметрами: характер эмоциональной связи мотивы воспитания и родительства; степень вовлечённости родителя и ребёнка в детско-родительские отношения; удовлетворение потребностей ребёнка, забота и внимание к нему родителя; стиль общения и взаимодействия с ребёнком, особенности проявления родительского лидерства; способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребёнка; социальный контроль; степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Классификация стилей родительского воспитания включала : Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д.Баумринд Классификация стилей родительского воспитания включала : авторитетный авторитарный либеральный индифферентный.
Стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидная и неизменна. Авторитарные стили Стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидная и неизменна.
Признаки авторитарного воспитания приказы, угрозы, чтение морали: «немедленно сделай…», «сейчас же, сию минуту», «только попробуй…», «не смей…» «как я сказал, так и будет», «я - родитель, значит я прав». строгий голос, суровый взгляд, резкие движения контроль, подавление силой игнорирование прав и потребностей ребенка решение проблем методом «кнута и пряника»
пассивная личностная позиция, неуверенность, низкая самооценка Последствия авторитарного стиля воспитания пассивная личностная позиция, неуверенность, низкая самооценка конформизм\ бездумная зависимость от навязанного авторитета скрытая, бессознательная жажда власти жестокость, агрессивность прибегание к деструктивным способам снятия стресса (хим.вещества, аутоагрессия, азартные игры)
Рекомендации авторитарным родителям: Для того, чтобы наши дети стали чуточку счастливее, стоит всего лишь усомниться в собственной правоте… Учитывайте чувства ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте поставить себя на его место! Давайте инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа. Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально. Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком). Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда ты сказал неправду».
В тисках родительской любви Гиперопека – сверх, -чрезмерная опека В тисках родительской любви
Кумир семьи Виды гиперопеки: Кумир семьи Пуп земли Симбиоз Культ болезни
родители многое делают за ребенка или вместо него; Признаки гиперопеки родители многое делают за ребенка или вместо него; ограждают и защищают от малейших трудностей и мнимых опасностей; постоянно решают его проблемы; стремятся «привязать» ребенка к себе, «дружить» с ним; говоря о ребенке, употребляют «мы» - «у нас бронхит», «мы делаем уроки», «мы обиделись».
Инфантильность \ несамостоятельность Последствия гиперопеки Инфантильность \ несамостоятельность Повышенная тревожность\невротичность Стремление избегать неудачи и уходить от ответственности Формируется «выученная беспомощность» Неумение строить отношения со сверстниками Недостаток терпения Зависимость от авторитетов
ГИПЕРОПЕКА = ЗАБОТА
Прежде чем опекать ребенка, спросите его: «Нужна ли тебе моя помощь?» Совет гиперопекающим родителям: Прежде чем опекать ребенка, спросите его: «Нужна ли тебе моя помощь?» Возможно, потребность в чрезмерной опеке удовлетворяет не его, а ваши нереализованные потребности
Предоставление свободы ГИПООПЕКА - недостаток опеки Либеральность Безнадзорность Предоставление свободы Равнодушие или занятость родителей Вседозволенность Попустительство нежелательному поведению Отсутствие контроля
Последствия гипоопеки: потеря чувства защищенности и порядка в жизни дефицит любви и постоянный ее поиск регресс навыков и умений низкая самооценка подмена ценностей
Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. Рекомендации родителям, воспитывающим по типу гипоопеки: Сами по себе растут только сорняки… Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. Установите систему правил и запретов и включитесь сами в жизнь ребенка. Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания. Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи. Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
- это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Противоречивое воспитание (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Определяется: Предпочтительный стиль воспитания - Авторитетно-демократический Определяется: высоким уровнем словесного общения между детьми и родителями;. включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей придти на помощь, если это потребуется; верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка
дети растут и воспитываются в атмосфере доброжелательности и любви; В авторитетно-демократической семье: дети растут и воспитываются в атмосфере доброжелательности и любви; родители понимают и принимают своего ребенка таким, каков он есть; воспитательные воздействия строятся с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей; уважают личность ребенка и предъявляют к ней серьезные морально-нравственные требования личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей; воспитание строится с опорой на положительное в растущем человеке; оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Разделить предъявляемые к ребёнку требования на 3 условные группы. БАЛАНС КОНТРОЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Разделить предъявляемые к ребёнку требования на 3 условные группы. требования, выполнение которых не обсуждается (безопасность): например, возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживается; 2) требования, варианты выполнения которых обсуждаются вместе с ребенком: сколько времени проводить за компьютером, как планировать свое свободное время; 3) то, что ребенок вправе решать: самостоятельно (какие кружки посещать)
Избегайте наклеивание «ярлыков» своим детям («врун», «лентяй», «воришка» и т.д.). Попав в ловушку стереотипов, ребенок будет стараться соответствовать представлению о себе своих родителей. Критикуйте поступки детей, а не их самих. Замечания, которые не следует делать детям. Избегайте наклеивание «ярлыков» своим детям («врун», «лентяй», «воришка» и т.д.). Попав в ловушку стереотипов, ребенок будет стараться соответствовать представлению о себе своих родителей. Критикуйте поступки детей, а не их самих.
Таким образом, родительские установки и реакции влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.
Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Если валит усталость с ног Совладать с нею нету мочи, Ну а к Вам подойдет сынок Или руки протянет дочка. Обнимите покрепче их. Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Если валит усталость с ног Совладать с нею нету мочи, Ну а к Вам подойдет сынок Или руки протянет дочка. Обнимите покрепче их. Детской ласкою дорожите Это счастье! Короткий миг Быть счастливыми поспешите. Ведь растают как снег весной, Промелькнут дни златые эти И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети. Перелистывая альбом С фотографиями детства, С грустью вспомните о былом О тех днях, когда были вместе. Как же будете Вы хотеть В это время опять вернуться Чтоб им маленьким песню спеть, Щечки нежной губами коснуться. И пока в доме детский смех, От игрушек некуда деться, Вы на свете счастливей всех, Берегите, пожалуйста, детство! Эдуард Асадов.