Урок мужества в 5 классе
Пояснительная записка к презентации
Школьники на уроке обращаются к важнейшей странице истории нашей страны- Великой Отечественной войне. В ходе беседы рассматриваются такие важные понятия, как мужество, война, патриот, патриотизм, Родина.
Художественный текст создает условия для практической деятельности обучающихся. Текст и мультипликационный фильм дают ценностные ориентации учащимся, обогащают их человеческий опыт. Ребята получают представление о воинской доблести, несгибаемом мужестве и стойкости человека. Через агитплакат каждый ребенок имеет возможность выразить свое отношение к войне.
Урок мужества помогает формированию гражданского самосознания учащихся, развитию гражданско-патриотической направленности личности, активизации жизненной позиции учащихся.
Цель урока- формирование гражданственности, патриотических чувств учащихся через изучение исторического прошлого нашей страны.
Задачи:
-дать представление об одной из страниц героического прошлого нашей Родины;
-формировать патриотическое сознание обучающихся на основе событий Великой Отечественной войны;
-формировать у школьников представление о мужестве, чувстве долга, ответственности;
-формировать умение комментировать и интерпретировать художественный текст;
-формировать коммуникативную культуру учащихся;
-развивать интерес к истории Отечества;
-развивать познавательную активность учащихся;
-воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны.
Основные понятия, изучаемые на уроке: мужество, война, патриот, патриотизм, Родина.
Средства обучения:
мультимедийный проектор, Большой энциклопедический словарь, текст произведения, мультипликационный фильм,презентация.
Методическое назначение средств ИКТ
-усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности учащихся;
-усилить наглядность в обучении.
Формы работы:
групповая, индивидуальная.
Виды деятельности:
поиск информации в электронных справочных изданиях (электронной энциклопедии, словарях), самостоятельные и коллективные наблюдения над исходным текстом; интерпретация текста, устное словесное рисование, просмотр и обсуждение фильма; ответы на вопросы; коллективное обсуждение и решение поставленной проблемы.
Этапы урока
I. Целеполагание и мотивация деятельности учащихся.
Обращение к стихотворению Фазу Алиевой (советская и российская аварская поэтесса, народная поэтесса Дагестана) «Мужество – это не мода…».
- О чем мы будем сегодня говорить?
- Объясните смысл первой стихотворной строки.
II. Актуализация имеющихся знаний.
-Что означает слово «мужество»?
-Какого человека можно назвать мужественным?
-В каких ситуациях человек может проявить смелость, решительность?
III. Представление новой информации.
1.Чтение и обсуждение рассказа Сергея Алексеева «Подвиг у Дубосекова».
- Какое событие Великой Отечественной войны легло в основу рассказа?
- Что вам известно о битве под Москвой?
Битва под Москвой стала одним из решающих сражений и важнейшим событием первого года Великой Отечественной войны. Гитлер делал особую ставку на захват столицы СССР, но потерпел неудачу в попытке с ходу захватить ее. Осенью 1941 года немецкое командование начало активную подготовку к новому наступлению, сосредоточив главные силы своей армии на ближних подступах к городу. Ожесточенные бои шли уже в 100-120 км от Москвы, крупные танковые группы немцев пытались прорваться по Волоколамскому шоссе к столице.
Но ни превосходство противника в численности и технике, ни его напор не сломили боевого духа защитников Москвы. Советские войска, оборонявшие город, получили приказ: задержать врага во что бы то ни стало. Среди других соединений Советской Армии выполнение этой задачи легло и на 316-ю стрелковую дивизию под командованием генерал-майора И.В. Панфилова, которая должна была не пропустить врага на волоколамском направлении. Один из рубежей обороны этого направления проходил у железнодорожного разъезда Дубосеково. Именно здесь фашисты рассчитывали прорвать оборону, вырваться на Волоколамское шоссе и двинуться к Москве.
16 ноября 1941 года немецкие войска пошли в наступление, планируя быстро захватить Москву и победоносно закончить кампанию 1941 года. Бой, который дала ночью под Дубосеково группа истребителей танков 316-й стрелковой дивизии (состоящая из 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым), вошел во все учебники истории. В течение четырех часов панфиловцы под шквальным огнем артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков из 50. Но большинство бойцов отряда погибли, остальные были тяжело ранены. Конечно же, при обороне Москвы были другие примеры мужества и героизма среди частей Красной Армии, тысячи советских воинов отдали свои жизни в боях под Москвой (как и сам генерал-майор И.В. Панфилов), но именно подвиг героев-панфиловцев остался в истории и сыграл в годы войны исключительную мобилизующую роль, о силе и мужестве героев ходили легенды.
Работа в группах
1.Каким предстает в тексте политрук Клочков? Приведите примеры из текста.
2.Какими вы представляете солдат дивизии генерала Панфилова? Какими чертами характера они наделены? Как автор относится к героям? Приведите примеры из текста.
3.Какие слова и выражения используются в тексте, когда речь идет о фашистах? Как вы думаете, почему данные слова употребляет автор?
4.Почему разъезд Дубосеково - дорогое, святое место для каждого русского сердца?
5.Объясните смысл выражения «совершить подвиг». Что может являться подвигом?
2. Просмотр (10 минут) и обсуждение мультфильма «Сильные духом крепче стены», приуроченного к 100-летию киргизского поэта Джоомарта Боконбаева и 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Мультипликационный фильм, в котором рассказывается о подвиге воинов-панфиловцев в битве под Москвой, вышел в 2010 году. Рассказ о событиях Великой Отечественной войны тесно переплетен с киргизской притчей о том, в чем заключается главная защита страны от врага.
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)
Работа в группах
1.Что вы узнали нового о воинах-панфиловцах из мультфильма?
2.Какую историю (притчу) рассказывает киргиз о строительстве стены?
3.Каков ее иносказательный смысл?
4.Может ли стена спасти народ от врага?
5.Что может спасти людей от захватчиков?
IV. Формирование образовательного результата (создание плаката). Можно продемонстрировать агитплакаты (1941-1945 гг.)
Ребятам предлагается выразить на плакате свое отношение к войне, военным событиям с позиции человека, живущего в мирное время. Необходимо прокомментировать изображение на плакате.
V. Подведение итогов урока (рефлексия, осознание собственной деятельности).
Урок мужества в 5 классе ( Дидикина М.В.)
PPTX / 672.78 Кб