Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война в литературе, живописи, кинематографии»

3
0
Материал опубликован 29 May 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема внеклассного меропиятия : «Великая отечественная война в литературе ,живописи , кинематографии»

 

Цели:

Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

Пробуждать читательский интерес к произведениям о Великой Отечественной войне;

способствовать воспитанию высоких нравственных качеств;

Задачи: 

- познакомить учащихся с тем , как подвиг народа в годы ВОВ передан в живописи, литературе,кинематографе;

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- воспитать у школьников патриотические чувства: уважение    к старшему поколению,

гордости за свой народ, свою Родину.

-развить навыки анализа идейного содержания художественного произведения.

овершенствовать умения и навыки по развитию связной  монологической речи

                 


 


 

Оборудование: компьютер, проектор, экран. мультимедийная презентация (прилагается).

Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее раздать ученикам  стихи для чтения наизусть и дать задания по группам подготовить сообщения

Ход мероприятия

1.Ведущий

Вот уже прошло 72года со дня Великой Победы. Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, жестокой, кровопролитной и уничтожающей.

Время бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей. Война разрушила судьбы миллионов людей, ворвалась в каждый дом, неся горе и потери


 

 

22 июня 1941 года.

В ту ночь всё огневое было,

все – звезды, замыслы слова:

А поутру сердца знобило,

звала набатная молва.

И звезды стерлись,

и распалась мечта.

С. Поделков

 

2.Ведущий

Смертельная опасность нависла над нашей Родиной . На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. "Все для фронта, все для победы" - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. Советские писатели, художники , кинематографисты также почувствовали себя призванными своим искусством служить народу, поэтому они с

первых дней войны были вместе с защитниками Родины. Искусство закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе. Таким

образом, беспримерный героизм советских людей, проявляемый на каждом шагу - на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в советской живописи, литературе этих лет.

«Документалист»

Германские войска начали вторжение в СССР в 4 часа утра 22 июня 1941 года. План «Барбаросса» предусматривал поражение СССР в быстротечной компании, при этом основные силы Красной Армии предполагалось полностью уничтожить западнее линии Днепр — Западная Двина, не допустив их отхода в глубь страны. В дальнейшем намечалось захватить Москву, Ленинград, Киев, Донбасс и выйти на линию Астрахань — Волга — Архангельск. 22 июня 1941 года, собрав армию для вторжения в составе 190 дивизий (5,5 млн человек), гитлеровская Германия и ее союзники обрушились без объявления воины на Советский Союз.К участию в агрессии против СССР были привлечены Румыния, Венгрия, Финляндия, Словакия, Хорватия, в котором к этому времени были созданы профашистские режимы. В агрессии участвовали также Италия и Испания. С Германией сотрудничали Португалия, Турция. Все эти страны предоставляли свои ресурсы Германии для ведения воины. Нападением Германии на СССР для всего советского народа началась Великая Отечественная война.

Города, транспортные узлы, военные объекты западных районов страны подверглись бомбардировке и артиллерийскому обстрелу, вслед за этим советскую границу перешли сухопутные войска. Армейские части СССР были застигнуты врасплох. Директива наркома обороны о приведении войск в боевую готовность была отдана лишь ночью с 21 на 22 июня и не успела дойти по назначению. Во многих частях красноармейцы не имели патронов, самолеты стояли на аэродромах без горючего и боеприпасов. В первый же день Красная Армия потеряла 1200 самолетов, из них даже 800 не успели подняться в воздух .

Первый удар приняли на себя пограничники. Их сопротивление не могло задержать немцев, так как на заставах имелось лишь стрелковое оружие и пулеметы. К концу первого дня войны неприятель продвинулся на 20-50 км вглубь советской территории.

«Литературоведы»

Исключительно достоверно, как это может сделать только человек, знающий войну не понаслышке, автор повести «Июнь» Олег Павлович Смирнов показал картину неравного и жестокого боя пограничников с врагом, мужество и стойкость советского воина . Повесть «Июнь».Накануне войны лейтенант погранвойск Иван Буров прибывает из краткосрочного отпуска для продолжения службы на границе СССР и Польши. После нападения германских войск Буров единственный, кто остается в живых на вверенном ему участке государственной границы. Рассвет в то утро как будто не наступал, небо затянуло дымом, земля вздымалась под ударами бомб. Погранзастава в огне.

Воскрешая события первых часов войны, Олег Смирнов обстоятельно, в неторопливой манере, со множеством правдивых, выхваченных из солдатской жизни деталей, показывает и неравный бой пограничников и злоключения Павла Бурова, продолжающего после гибели товарищей бороться с врагами в одиночку. Враг уже продвинулся далеко на восток. Узнав, что оккупанты хозяйничают в деревне, где живет Ханна — возлюбленная Бурова, он решает вести собственную войну с захватчиками. В одиночку, среди болот и лесов, в жару и в холод, без сна и отдыха, Буров становится серьезной угрозой для фашистов, своеобразным «духом мщения» — за погибших товарищей, за отнятое право любить

В повести «Июнь», как и в других своих произведениях, писатель, рисуя героизм и мужество советского солдата, в то же время со всей правдивостью показывает личную трагедию многих своих героев. Они полны оптимизма и веры в победу над врагом.

Писатель раскрывает звериную суть фашизма, проявившуюся уже с первого дня войны. Советские люди воочию увидели, что такое фашизм, как только враг перешел границу. И автор несколькими штрихами, но очень выразительно подчеркивает горечь переживаний советского солдата, не сумевшего предотвратить нависшую над Родиной беду. «...Они были, их нет. Они погибли, их никогда не будет. Но как же может остаться земля без них? Какая жизнь без них? Невозможно поверить, что мир обойдется без них» — эти слова принадлежат одному из героев произведений Олега Смирнова.


 

«Киновед» слайд

Да, мир не обойдется без тех, кто сложил свои головы на поле боя во имя этого мира. Незабываемы имена павших, золотыми буквами вписанные в историю человечества. И еще многие десятилетия и века человечество будет помнить о героях Великой Отечественной войны. Фильм «В июне 41» снят по сюжету повести О.Смирнова «Июнь»


 

«Искусствоведы» слайд

Один из крупнейших мастеров советской батальной живописи Петр Александрович Кривоногов, написал в 1951 году картину "Защитники Брестской крепости".В то время о героях Бреста знали еще мало и их подвиг не получил освещения ни в литературе, ни в искусстве. Только позднее благодаря неутомимым поискам и книгам писателя С.С. Смирнова о защитниках Бреста узнала вся страна.

На уничтожение пограничного гарнизона в районе Брестской крепости ими было отведено тридцать минут. Но бойцы, окруженные со всех сторон, дрались не на жизнь, а на смерть. Более двадцати суток над крепостью реяло пробитое пулями красное знамя. Перед художником стояла трудная задача - воссоздать на полотне героический подвиг защитников Брестской крепости

Запечатлен самый напряженный, острый момент боя, когда оставшиеся в живых пограничники вновь идут в очередную контратаку на огромную темную массу фашистов. Впереди атакующих комиссар с суровым и сдержанным лицом. Собирается бросить гранату воин с раненой рукой. Приготовился к атаке солдат с забинтованной головой. Поразительно это боевое братство, единение этого маленького, но сплоченного, непобедимого коллектива советских людей.

Измученные, вконец обессиленные люди вновь и вновь идут в атаку, понимая, что за ними Родина. Ясность и убедительность композиционного решения, строгость и точность рисунка, продуманность колорита - все в картине создает возвышенную симфонию мужества, гимн героизму и стойкости советского человека.

«В картине,- писал К. Симонов, -неувядаемая поэзия героического подвига одетых в военную форму простых советских людей, поэзия веры в победу, которая не гаснет перед лицом смерти...".

«Документалисты» слайд

С первых минут войны Брест и крепость подверглись массированным бомбардировкам с воздуха и артиллеристскому обстрелу, бои развернулись на границе, в городе и крепости. Штурмовала Брестскую крепость немецкая 45-я пехотная дивизия (около 17 тысяч солдат и офицеров), которая наносила лобовой и фланговые удары во взаимодействии с частью сил 31-й пехотной дивизии, на флангах основных сил действовали 34-я пехотная дивизия и остальная часть 31-й пехотной дивизий 12-го армейского корпуса 4-й немецкой армии, а также 2 танковые дивизии 2-й танковой группы Гудериана, при поддержке авиации и частей усиления, имевших на вооружении тяжелые артиллерийские системы. Противник в течение получаса вел прицельный артиллерийский обстрел по входным воротам в крепость, предмостным укреплениям и мостам, по артиллерии и автопарку, по складским помещениям с боеприпасами, медикаментами, продовольствием, по казармам, домам начальствующего состава, передвигая шквал артиллерийского огня каждые 4 минуты на 100 м вглубь крепости. Следом шли ударные штурмовые группы врага. В результате обстрела и пожаров большинство складов и материальная часть были уничтожены или разрушены, перестал действовать водопровод, прервалась связь. Значительная часть советских бойцов и командиров была выведена из строя в самом начале военных действий, гарнизон крепости расчленен на отдельные группы. В крепости отдельные советские бойцы сражались до 20-х чисел июля. Майор П. М. Гаврилов был пленён раненым в числе последних — 23 июля. К этим дням относятся надписи, оставленные на стенах крепости ее защитниками: «Умрем, но из крепости не уйдем», «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII.41».

«Литературоведы» слайд

До сих пор герой повести Бориса Васильева считается символом всех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу. В повести «В списках не значился» автор не щадит читателя, он описывает войну в страшных подробностях, которые невозможно читать без душевной боли. Герой произведения Николай Плужников оказывается в Брестской крепости вечером накануне войны и по собственной воле становится её защитником. Последним защитником: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я — последняя её капля». Через 9 месяцев у бойца закончились патроны, и только тогда Плужников вышел наверх. Такое мужество русского лейтенанта не просто наводило ужас на фашистов, оно вызывало уважение у противника.

«Киновед» слайд

«Я — русский солдат» — российский фильм о знаменитом эпизоде Великой Отечественной войне, обороне Брестской крепости. Фильм поставлен по мотивам романа Бориса Васильева «В списках не значился». Режиссер: А.Малюков.В 1996 г. фильм получил две награды: Большой специальный приз на Международном кинофестивале «Золотой витязь» в Минске и приз «Золотой лотос» на Международном кинофестивале в Пхеньяне. Слайд

Ученик читает отрывок из произведения « В списках не значился» Б. Васильев. слайд

«У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы.

И все молчали. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала, и все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал что-то негромко сказал. Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей насмешке:

Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

Это были последние его слова. Свицкий переводил еще какие-то генеральские вопросы, но неизвестный молчал, по-прежнему глядя на солнце, которого не видел.

Подъехала санитарная машина, из нее поспешно выскочили врач и два санитара с носилками. Генерал кивнул, врач и санитары бросились к неизвестному. Санитары раскинули носилки, а врач что-то сказал, но неизвестный молча отстранил его и пошел к машине.

Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие "на караул". И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости.

А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь легкий кровавый след. Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.»

 

«Литературоведы» слайд


Главный герой повести Николай Плужников (прототипом служит реальный человек), обороняя Брестскую крепость, сказал: «Мне дали приказ держаться. А приказа бежать мне никто не давал!» и своим мужеством, стойкостью заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.

Серге́й Серге́евич Смирно́в Впервые сделал всеобщим достоянием героическую эпопею обороны Брестской крепости, остававшейся долгое время в безвестности. Предпринял огромную работу по собиранию материалов защитниках крепости. Проводившиеся Смирновым на протяжении нескольких лет передачи на радио и телевидении породили массовое патриотическое движение по розыску неизвестных героев. Смирнов получил более миллиона писем[

За книгу «Брестская крепость» С. С. Смирнов в 1964 году был удостоен Ленинской премии. Награждён орденом Ленина По мотивам книги снят фильм «Брестская крепость» Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Андреем Кижеватовым.

«Документалист»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость-герой с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1971 года Брестская крепость является мемориальным комплексом. На ее территории выстроен ряд монументов в память о героической обороне крепости, работает музей 

«Искусствоведы» слайд

В самом начале войны, в конце июня 1941 года, появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат Ираклия Моисеевич Тоидзе "Родина -мать зовет!". Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Выражение лица передает настроение тревоги и очень четко определяет главную мысль плаката — Родина -мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество..

Александр Александрович Дейнека «Окраины Москвы. Ноябрь 19 41 года». Картина написана в 1941 году. Впечатляющая сила картины Дейнека таится прежде всего в ее необычайном и вместе с тем очень простом по выражению замысле. Тяжелая для страны зима 1941 года. Фашистские войска стоят на подступах к Москве... На картине - несколько домов с выбитыми окнами, среди которых высятся остатки разрушенного строения; мимо мчится грузовик. Вот и все, что видно за рядами надолб и противотанковых ежей, расположенных на переднем плане. Но художнику оказалось достаточно изобразить это немногое, чтобы создать суровый образ неприступной русской столицы, образ, повествующий о драматических событиях истории нашей Родины. В развитии сюжета безлюдье окраины играет важную роль. Рисуя пейзаж безлюдным, художник тем самым внес в картину чувство настороженности; общему настроению полотна свойственна окраска суровой напряженности, драматизма. Зрителю ясно, что население покинуло жилище - кто ушел на фронт, кто рыть окопы, кто в тылу помогает своим трудом защите Родины. Но зрителю ясно и другое - здесь организована линия обороны, защитники Москвы укрепились, ушли под землю, здесь врагу уготована сокрушительная встреча.

«Литературоведы» слайд

Писатель Александр Бек с октября 1941 года в качестве военкора находился в войсках, оборонявших Москву на Волоколамском направлении. Здесь в январе 1942 года под впечатлением от пребывания в дивизии генерала И. Панфилова родился замысел главной книги А. Бека о войне – тетралогии «Волоколамское шоссе», состоящей из взаимосвязанных, но имеющих самостоятельное значение повестей. Повести посвящены героическому подвигу батальона панфиловцев, стойко и мужественно защищавших Москву суровой осенью 1941 года. По мотивам произведения снят фильм «Волоколамское шоссе» , который рассказывает О героической защите Москвы в 1941 году дивизией, которой командовал генерал Панфилов. Героическая стойкость панфиловцев стали идейным стержнем Художественного фильма «28 панфиловцев» слайд

«Документалисты»

Бои под Ржевом стали одним из самых кровавых эпизодов Великой Отечественной войны. По данным исследования историка А. В. Исаева, проведённого на основе архива Министерства обороны, потери в операциях на дуге, опоясывающей Ржев, протяжённостью 200—250 километров, с января 1942 года по март 1943 года составили свыше миллиона человек. Операция являлась составной частью стратегического наступления советских войск зимой 1941—1942 годов и имела целью завершить разгром немецкой группы армий «Центр». Несмотря на незавершённость, операция имела важное значение в ходе общего наступления Красной армии. Советские войска отбросили противника на западном направлении на 100—250 километров, завершили освобождение Московской и Тульской областей, освободили многие районы Калининской и Смоленской областей.

«Литературоведы»

-Невозможно лучше, чем поэт А.Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом», донести до нас трагедию того времени . Стихотворение звучит как нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом. 

Ученик читает отрывок стихотворения «Я убит подо Ржевом»,звучит песня « Я убит подо Ржевом»

- Основная идея этого завещания звучит в финальных строках произведения: «Я вам жить завещаю - Что я больше могу?» Но жить, заклинает герой, всегда помня о своей стране и о тех, кто погиб во имя нее. 

«Искусствоведы» слайд

Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу. С плаката художника Дементия Алексеевича Шмариова «Отомсти» (1942г) смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!

«Киновед» слайд

Фильм «Иди и смотри»снят по мотивам произведений Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны» и «Каратели». В фильме экранизирована история шестнадцатилетнего белорусского мальчика Флёры, который находит оружие и отправляется на войну совсем юным мальчиком. В конце, пройдя ужас войны, его нежные черты и светлый взгляд, превращаются в старческие морщины и потемневшие от горя глаза.Сценарий написан на основе реальных событий, происходивших во время Второй мировой войны. В Белоруссии гитлеровскими карателями отрабатывались и проверялись в действии наиболее, с их точки зрения, эффективные способы уничтожения жителей хуторов и деревень. «Хатынская повесть» Алеся Адамовича стала отправным импульсом к созданию картины. Так же в процессе написания сценария режиссер обращается к рассказам «Я из огненной деревни» Алеся Адамовича, Янки Брыль и Владимира Колесника.

«Литературоведы» слайд

«Танк его уже задавил, засыпал до половины, грудь ему всю измял. У него кровь изо рта хлестала, я сам видел, а он приподнялся в окопе, мертвый, приподнялся, на последнем вздохе! И кинул бутылку... И зажег!» это строки из романа М.Шолохова “Они сражались за Родину”

«Киновед»слайд

Июль 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери… Фильм рассказывает о подвиге рядовых солдат, любви к родной земле, об истинной цене победы…  О романе “Они сражались за Родину” сам Шолохов сказал так: “В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма... Я считаю, что мой долг, долг русского писателя — это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба”. 
     В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине. 

«Литературоведы» слайд

«Горячий снег» – книга о Великой Отечественной войне, написанная ее непосредственным участником. Действие романа происходит на Сталинградском фронте – там, где принял свой первый бой и сам Юрий Бондарев, тогда лейтенант, впоследствии знаменитый писатель и классик военной прозы. Под Сталинградом насмерть встала артиллерийская батарея, преграждая путь танковым дивизиям генерала Манштейна. Здесь и сейчас молодые артиллеристы творят историю: от итога операции зависит успех Сталинградской битвы и, может быть, даже исход войны. Морозные стылые зори, круговорот крови и ужаса, стремление выжить, невозможность отступить. И среди всего этого теплится в душах героев простое желание любить и быть любимыми, которое сильнее страха смерти и приближающихся немецких танков.

«Киновед»слайд

Одноименный Фильм рассказывает об одном из эпизодов героического сражения против фашистов на подступах к Сталинграду, в котором в полной мере проявились стойкость и сила духа русских солдат, защищавших родную землю.

«Литературоведы» слайд

-Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда Повесть «В окопах Сталинграда», уже ставшая классикой отечественной военной прозы, – одно из самых ярких произведений известного российского писателя Виктора Некрасова. Книга автобиографичная, по форме и манере изложения напоминает дневник и одновременно кадры черно-белой документальной кинохроники о войне. И персонажи В. Некрасова не придуманные – живые

Ученик читает фрагмент рассказа «Вася Конаков»

- Познавший все тяготы фронтовой жизни, сам тяжело раненый и награжденный, Некрасов написал первую правдивую книгу о войне. По духу она очень близка «Севастопольским рассказам» Льва Толстого, который писал: «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти». Повествование от первого лица делает рассказы Некрасова похожими на дневниковые записи, которым особенно веришь. Война - это трудная работа, это не только бои, но и тяжелый физический труд. Кроме боевых качеств, на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям. Вот это умение, поразительную выносливость и упорство подметил будущий писатель в одном из защитников Сталинграда - молодом старшем лейтенанте Васе Конакове. Так запал ему в душу этот плечистый, молчаливый парень с голубыми глазами, что Некрасов сделал его главным героем своего рассказа. Кто же такой этот Вася Конаков? Простой мордовский парень из села Кулясово Атяшевского района. Отсюда в 1939 году был призван в Красную Армию. Когда началась война, Василий Конаков служил в регулярных частях на западной границе. В сельском музее хранится фотография, запечатлевшая Васю с сослуживцами как раз в тот момент. Светло и торжественно смотрят на нас из прошлого четверо молодых бойцов. Подтянутые, собранные, волевые, они будто заранее знают о том, что им предстоит впереди. На обороте фото надпись - город Малорыты, 13 июня 1941 года. Это всего в 30 километрах от Брестской крепости, ставшей легендарной благодаря беспримерному мужеству и великому подвигу ее защитников в июне 41-го. До начала этих трагических событий остается всего восемь дней. Судя по тому, как стремительно вырос Конаков от рядового в 1941-м до капитана стрелковой роты в 1945-м, воевал он геройски. Медаль «За отвагу» в первый год войны просто так не давали, ее надо было заслужить потом и кровью. Так же, как и медаль «За оборону Сталинграда». А кроме того, у Конакова еще несколько боевых наград и среди них два значимых боевых ордена - Красной звезды и Отечественной войны. На последнем фото, где запечатлен Конаков в гимнастерке с офицерскими погонами, рядом с орденами – пять нашивок за ранения. В общем, по всему видно, парень он был отважный, надежный и геройский. Потому и врезался в память будущему писателю Виктору Некрасову, который и сделал его главным героем своего рассказа. Вот один из эпизодов героической фронтовой истории Василия Конакова.

«Документалисты»слайд

Курская битва 1943г, оборонительная  (5 – 23 июля) и наступательные (12 июля – 23 августа) операции, проведенные Красной Армией в районе Курского выступа по срыву наступления и разгрому стратегической группировки немецких войск.

Победа Красной Армии под Сталинградом и ее последующее общее наступление зимой 1942/43 г. на огромном пространстве от Балтики до Черного моря, подорвали военную мощь Германии. Чтобы воспрепятствовать упадку морального духа армии и населения  и  росту центробежных тенденций внутри блока агрессоров Гитлер и его генералы решили подготовить и провести на советско-германском фронте крупную наступательную операции. С ее успехом они связывали надежды на возврат утраченной стратегической инициативы и поворот в ходе войны в свою пользу.

«Искусствовед» слайд

  Картина художника-воина, Петра Александровича Кривоногова, который с первых дней войны был на фронте и дошёл до Берлина называется "На Курской Дуге". На ней самое ожесточённое событие Курской битвы - бой под Прохоровкой 12 июля 1943г, где на 1 кв. км. одновременно сошлись в сражении 1200 танков с той и с другой стороны. Сражение вошло в историю как "Битва гигантов".
     ...Над русским полем, воспетым во многих народных песнях, поднимается розовая заря. Но мирный сельский пейзаж нарушен тяжелыми танками. Чудесная поэзия летнего утра разбита грубой прозой войны. Идет бой, но это не тот бой, который воспевает романтику войны, а жестокий и беспощадный, коверкающий землю, застилающий небо клубами дыма. Идет бой, который в будущем предрешит не только судьбу Курской дуги, но и судьбу всей России, всего мира.

«Литературоведы» слайд

В романе И. Бояшова «Танкист, или «Белый тигр» действие разворачивается на полях сражений Второй мировой войны. Потери в танковых дивизиях с обеих сторон исчисляются десятками подбитых машин и сотнями погибших солдат. Для борьбы с неуязвимым немецким танком «Белый тигр» советское командование создает экспериментальную модель «Т-34», экипаж которой возглавляет Иван Найденов, единственный выживший в бою с Тигром. Этот роман – лауреат премии «Национальный бестселлер».

Виктор Курочкин… Имя этого писателя знакомо, к сожалению, не всем. Курочкин знал войну не понаслышке, а был непосредственным её участником, артиллеристом. Через двадцать лет после окончания войны появилась его повесть с ярким, запоминающимся названием - «На войне как на войне».Главный герой повести - командир самоходного орудия, молодой лейтенант. Писатель даёт ему простое имя - Саня, а фамилия его необычная - Малешкин. Маленький, юный, необстрелянный, неприметный – так мы можем понять замысел автора. И действительно, начиная читать это произведение, сразу удивляешься: кажется, как он, Малешкин, может кем-то командовать, если сам ещё почти ребёнок с детским, наивным, простодушным взглядом на жизнь?В начале повести Саня – это простой парень, для которого «лес ни с чем не сравнимое чудовище», его экипаж две ночи сидит под машиной в яме, а сам лейтенант, попавший на войну после училища, ещё и боя серьёзного не видел. Саня разочарован от того, что у него не всё «как на войне», но ведь как в жизни!

«Киновед»

-«На войне как на войне «(1968)Фильм снят по одноимённой повести Виктора Курочкина. слайд

-Противоестественность войны для человека — труженика, созидателя — показана на примере судьбы старого крестьянина-виноградаря из Грузии. Георгий Махарашвили едет повидаться с сыном, который ранен и находится в госпитале.Но пока отец добирается до места назначения, сын снова отправляется на фронт. Однако Георгий уже не может вернуться в родную деревню. Он вместе с советской армией проходит весь ее путь — путь до Берлина, до Победы над фашизмом.Автор сценария Сулико Жгенти во время Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен. Прототип главного героя фильма «Отец солдата» служил вместе с Сулико Жгенти.В деревне в Кахетии, откуда был родом Георгий Махарашвили, поставлен памятник этому герою. Кроме того, там есть Музей Славы, вокруг которого стоят надгробные плиты с именами погибших на войне жителей деревни. По этим плитам видно, что 40% солдат, не вернувшихся с войны, носили фамилию Махарашвили.

«Литературовед» слайд

Журавли Расул Гамзатов Стихотворение было написано им в 1965 году во время полета из Токио в Дагестан. В Японии Гам­затов посетил мемориал, посвященный жертвам Хиросимы и Нагасаки. Там был памятник японской девочке, страдавшей от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме. В руках у нее был журавлик. Девочка верила старинной японской легенде о том, что, если сделать тысячу бумажных журавликов, — бо­лезнь отступит. Однако она умерла, так и не успев выполнить задуманное. Поэта поразила эта история. Так родился образ «белых журавлей». Само стихотворение Р. Гамзатов написал в само­лете. Однако эти стихи были навеяны и другими событиями. В Японии поэт получил известие о кончине матери, и, нахо­дясь в самолете, он думал о ней, о старшем брате Магомете, погибшем в боях за Севастополь, думал о близких людях, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Р. Гамзатов написал это стихотворение на аварском языке. Через три года друг поэта, переводчик Наум Гребнев, перевел это стихотворение на русский язык. Оно было напечатано в журнале «Новый мир» и начиналось словами: «Мне кажется порою, что джигиты, с кровавых не пришедшие полей…». За­тем оно попало на глаза Марку Бернесу, который, с согласия автора и переводчика, немного изменил текст стихотворения, заменив слово «джигиты» на слово «солдаты». Он же попро­сил Я. Френкеля написать музыку. В 1969 году Марк Бернес исполнил эту песню, которая стала его последней песней. В этот же год он ушел из жизни.

-Ученик читает стихотворение Р.Гамзатова «Журавди», звучит песня композитора Я.Френкеля «Журавди»


 

Учитель

-Ребята, сегодня мы попытались через синтез литературы ,живописи и кинематографа поведать вам о героизме и мужестве нашего народа в годы Великой Отечественной войны, показать, какой ценой досталась победа в одной из самых кровопролитных и жестоких войн в истории человечества.

-Давайте вспомним, о каких событиях периода ВОВ сегодня вы услышали;

- как писатели в своих произведениях отразили это время;

-как поэты, писатели, художники передают  тему войны;

-какие мысли и чувства пробуждают произведения о ВОВ;

- какую роль играет кинематограф в формировании уважения к героическому прошлому нашей Родины?

-почему необходимо помнить о войне, о победе нашего народа?

-Удалось ли нам, сегодняшним, сохранить в своей памяти то, что связано с теми страшными и трудными годами?

 Вывод: Литература и искусство отражает те события, которые происходили в истории общества. Славные подвиги нашего народа благодаря творчеству писателей и поэтов, художников, кинорежиссеров навсегда останутся в истории нашего государства. Возможно, если бы не они, мы не имели бы полного представления о том, насколько серьезными и значимыми были военные события. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие пробудит желание еще раз перечитать страницы художественных произведения о ВОВ, обратиться к документальным источникам, а картины художников и кадры кинофильмов помогут проникнуться главной идеей - чувство безграничной любви и преданности Родине.В заключении я хочу предложить вам написать отзыв по теме сегодняшнего мероприятия.


тема вов в литературе , живописи и кинематографе
PPTX / 4.97 Мб

Предварительный просмотр презентации

Великая Отечественная Война в литературе, живописи, кинематографе.

Искусство периода Великой Отечественной войны – феномен эстетический и социальный. Такого еще никогда не было… Наше искусство было напоено беспредельной любовью к Родине. Это был ее главный определяющий тон… когда грохочут пушки, поднимают свой могучий голос музы. Искусство периода Великой Отечественной войны – феномен эстетический и социальный. Такого еще никогда не было… Наше искусство было напоено беспредельной любовью к Родине. Это был ее главный определяющий тон… когда грохочут пушки, поднимают свой могучий голос музы. (Д. Шостакович)

22 июня 1941 года Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На все, на все четыре года. Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы. ( К. Симонов )

А. Пластов. «Немцы идут. Июль 1941 года.» 1941

Олег Павлович Смирнов родился в ноябре 1921 года на Кубани в станице Кореневской (ныне г.Кореневск), затем с родителями переехал в Краснодар. Там закончил с отличием среднюю школу, вступил в комсомол, учился в Краснодарском педагогическом институте, а затем со студенческой скамьи отправился на фронт. Дальше - четыре года тяжелейших боев и походов. Воевал в пехоте солдатом и сержантом - командиром отделения, лейтенантом - командиром взвода, потом стал сотрудником дивизионной газеты. На фронте (в 1944 г.) был принят в Коммунистическую партию. Удостоен боевых орденов и медалей. До 1953 г. служил в пограничных войсках. Окончил литературный факультет Читинского педагогического института (1955) и Высшие литературные курсы (1960). Работал главным редактором журнала “Молодая гвардия”, зам. главного редактора журнала “Новый мир”. Писать Олег Смирнов начал еще студентом, опубликовав в «Крокодиле» несколько юморесок. В военные и послевоенные годы писал стихи, очерки, юмористические и сатирические рассказы. И лишь основательно овладев пером, позволил себе взяться за серьезную психологическую прозу, стержень которой - проблемы войны и мира. Награжден орденами Отечественной. войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды, Дружбы народов, медалями “За победу над Германией”, “За победу над Японией”, “За укрепление боевого содружества”. Премии КГБ СССР (1979, 1982), им. А.Довженко (1981), им. А.Фадеева (1982), Министерства обороны СССР (1985).  Олег Павлович Смирнов

П.А. Кривоногов "Защитники Брестской крепости"

Брестская крепость

Я-русский солдат

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941

Сталинградская битва

«В окопах Сталинграда» Повесть «В окопах Сталинграда» была напечатана сразу после Победы, в 1946 году. Отмечена Сталинской премией, которую писатель отдал на покупку колясок для инвалидов войны.

П. А.Кривоногов, "На Курской Дуге".

С. Герасимов «Мать партизана» 1943

И та, что сегодня прощается с милым – Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилами, Что нас покориться никто не заставит! А. Ахматова, Ленинград, июль 1941 И та, что сегодня прощается с милым – Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилами, Что нас покориться никто не заставит! А. Ахматова, Ленинград, июль 1941

П. Кривоногов «Победа»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.