Внеклассное мероприятие «Борьба народа в Великой Отечественной войне через историю семьи»
Внеклассное мероприятие
«Борьба народа в Великой Отечественной войне
через историю семьи»
Автор: Егорова Тамара Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №32 г. Челябинска»
Цель: показать, как советские люди старшего поколения умели любить Родину, защищать своё Отечество в годы Великой Отечественной войны 1041 -1945 г.
Задачи: 1. Расширить представления учащихся о подвиге родных и близких людей в трудные годы войны.
2. Помочь учащимся узнать о боевом пути воина из своей семьи.
3.Развивать умение самостоятельно находить информацию, фотографии, награды.
4. Мотивирование детей на желание рассказывать о родных.
«Были страшными будни, и кипела война.
Позабыть невозможно то, что было вчера…»
(из записной книжки Иванова М. Д.,
участника Великой Отечественной войны))
В учебной программе любого класса есть тема «Патриотизм», где соединены темы «Любовь к Отечеству», «Защита Родины», «Герои войны».
Изучать историю своей страны мы начинаем с первых дней в школе, отвечая на вопрос - С чего начинается Родина?
Родина - Отечество. Это мы сами. Наша жизнь сегодня и сейчас.
А наше прошлое?
Рассказ ветерана
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
(Владимир Степанов)
Велика наша любовь к земле, где ты родился и вырос. Любовь к родным и близким, к дорогим и милым родителям.
- Было ли так всегда? Да, было.
(Сейчас вы четвероклассники, но ещё до школы были знакомы с любимыми волшебными русскими сказками «Гуси – лебеди», «Марья - искусница», «Аленький цветочек» и другими произведениями)
Любовь – основа нашей жизни, а верность её стержень. Не принято оставлять родителей, детей, родных и близких в беде, всегда надо было заботиться о родителях, так, как они заботились о нас в самом начале нашей жизни. О детях заботились так, как научились у родителей. Тем более в годы войны. Когда не только своим, но и чужим людям бескорыстно помогали. Солдаты Красной армии всех людей защищали.
На фронте воины знакомились. Фронтовая дружба становилась крепче год от года. Без взаимного прощения и терпения не бывает согласия ни в одном коллективе, в семье.
Поэтому мы любим общие праздники и бережём традиции, совместный труд, отдых. В трудные военные годы наш народ берёг и защищал родную страну, дом и родных Солдаты перед боем писали домой последние письма и погибали с верой в правое дело. Лишь бы Россия жила. Они понимали ту ответственность перед собой, членами своей семьи, обществом, Богом.
Перед войной гонимыми и унижаемыми были священники, их семьи, православные люди. Но, именно, им помогла святая вера выстоять в тяжёлую годину рядом с теми, кто их объявил «врагами народа», разрушал их семьи, обрекал на страшное сосуществование детей. Они нашли в себе силы, поднялись и встали в один строй с обидчиками против грозного и коварного врага России гитлеровской Германии. Все были отмечены правительственными наградами. Честь им и хвала от благодарных потомков.
Примером жизни и мужества можно назвать обычных людей, наших соседей, родных, живущих рядом с нами на одной улице, в одном доме, квартире. Они отстояли свободу для нас, мирное небо над нашими головами.
Выступления детей о родственниках – воинах.
(Работа оказалась трудной для четвероклассников. Пришлось прочитать фрагменты из книги А. Лобашева «Верою побеждали»)
Смирнова Ольга Васильевна
Родилась я в1914 году. Жили мы в Костроме. Папа был священником. Сразу после революции его зверски зарубили большевики. Семью стали преследовать. Чтобы меня спасти, спрятали у цыган. Три года я у них прожила. Потом мама меня забрала, и мы переехали в другой посёлок. Мама вышла замуж, сменила фамилию. Родились ещё пятеро детей. Я с ними нянчилась. Голодовали. Всеми болезнями переболела: и оспой, и брюшным тифом, и цингой. К пятнадцати годам не было ни одного зуба. Горько плакала. Я в медицинское училище собралась поступать.
Приехала я в Уральск, экзамены сдавать. Меня все пугают: ребята с семью классами поступают, а я только шесть закончила. Экзамены я сдала.
Закончила медицинское училище, стала фельдшером. И начала работать с Марией Михайловной Скачковой. Учила меня, на операции брала.
Только начали жить, а тут война. Мужа опять на фронт забрали. И я в армию записалась. Вместе с Марией Михайловной мы попали в передвижной госпиталь. На передовой раненых забирали, на себе таскали: ох и страшно было! А уж как жалко -то их, сердечных: «Сестра, дай укольчик!» Так нету же. А они, золотые, зубами скрипят. А нам подмигивают: «Девки, всё равно Родина нас не забудет!»
Как-то раз привезли нам полковника. У него тяжелейшая ангина. Не пожалела я ему чаю с содой, а он выплеснул весь чайник. Я как заору на него: «Ты у себя полковник, а здесь я полковник. Не будешь меня слушаться, на передовую поползёшь!» (был у нас такой приказ для тех. Кто от лечения отказывается). Заварила ему из последнего чая второй чайник. Наутро он уже говорил. Вроде пустяк, а что из этого вышло-то!»
Едем в тыл, а тут как начали наш эшелон бомбить! Верите ли, 13 человек нас всего в живых-то осталось с целого эшелона! Да должно бы 12 остаться, если бы не тот самый полковник. Он пошёл после бомбёжки меня искать. А меня землёй засыпало. Как уж он нашёл – не знаю. Не помню. Но только откопал он меня и на себе дотащил до своих. Всё повторял; «Вот моя полковница! Жить будет!»
Пять месяцев пролежала в Москве в госпитале (плачет). Сколько будужить, столько буду помнить имя Господне и этогополковника, что Он мне прислал.
Дедушка Тагир
ДедушкаТагир родился в селении Цахур Рутульского района. Он добровольцем ушёл на войну 1943 году. Пулеметчик активно проявил себя на Керченской переправе, при обороне Севастополя. Получил первое ранение в руку. В 1945 году при освобождении Австрии от фашистов был ранен снова. Получил осколочное ранение в ногу. Лечился в госпитале в городе Сочи. После выздоровления продолжил миссию воина – освободителя в Венгрии и Румынии. Опять тяжёлое ранение в Чехословакии. Был госпитализирован в г. Кичмет. Здесь на больничной койке встретил радостную весть о Победе. Вернулся домойс войны ТагирАрифович20 декабря 1945 года. Работал в колхозе бригадиром полеводов. Последние годы герой войны жил в семье сына в посёлке ТюбеКумторкалинского района. Вместе с женой вырастили троих сыновей и четырёх дочерей. Внуков и правнуков у Тагира Арифовича84 человека.
В последний путь провожали ветерана всем селом. Родные, близкие, были представители цахурской администрации и из Рутульского района.
Саидов Тагир Арифович прожил трудную жизнь. Ответственный и отзывчивый человек оставил о себе добрую память.
Тимофеев Николай Евлампьевич.
Романенко Данил рассказал про своего деда Тимофеева Николая Евлампьевича. Во время войны дед Николай работал на железной дороге. Вся семья трепетно собирала материалы по родственникам. Но кроме этих фотографий ничего нет.Недавно дом Николая Евлампьевича сгорел. Сгорели награды, документы, фотографии военного времени. Все родные восстанавливали дом. Рады, что никто не погиб при пожаре. Дом восстановили. Ветеран проживает с детьми в пос. Красноярский, Оренбургской области. От перенесенного стресса и прожитых лет потерял память. Мама Данилы призналась, что сожалеет о том, что не получили задание раньше. Можно было бы больше узнать о дедушке (Данилу НиколайЕвлампьевич приходится прадедушкой).
Ушаков Иван Петрович
Из воспоминаний …
«…ямы для умерших копать не успевали. Как-то вечером под конец рабочего дня я обессилил и упал. Ям готовых не было, и меня на носилках бросили в барак. Он был перегорожен на 2 стороны. В одной стороне была кухня, а в другой хранили замороженные овощи. Я очнулся, пополз и вижу топку, а в дверце огонь сверкает. Пополз дальше – нашарил картошку. Нашёл банку. Накидал картошки в банку и затолкал в печку. Так сварил и съел три банки картошки прямо с грязью. Лёг спиной к стене печи, отогрелся и ожил.
Утром слышу открывают замок, а я лежу и думаю, что сейчас меня бросят в могилу. Заходит немец, кричит:
-Иван капут, Иван никс капут!
А я ему отвечаю:
-Никс, никс…
Немец обернулся и ушёл, а я думаю, что мне будет…, возвратился немец с булкой хлеба, дал мне. Потрепал по спине и забрал меня с собой. Устроил в сапожную мастерскую. Делал я ботинки, какие и сам носил, на деревянной подошве. Вот так я выжил.
Освободили нас наши, русские, в 1945 году. Пленные боялись за ворота выходить, вдруг расстреляют. Из Германии до Белоруссии гнали пешком.
Была кухня – кормили.В Белоруссии расформировали. Отправили кого куда.
Т ак я попал на Урал, в город Копейск строить шахты. Сначала 44, потом 45,46,47,50.
Абитов Нагим
Моя прабабушка Абитова Зинаида (Зульхиза ) отправила 1941 г. Двух старших сыновей и внука 18 лет, на фронт. Мой прадед Абитов Нагим имел бронь. Он и прабабушка Абитова Алина работали на железной дороге на станции Челябинск 01. 1943г. Он правдами и неправдами увольняется, увозит мою прабабушку с сыном в деревню, а сам уходит на фронт. Его отправляют в стрелковую дивизию 1291 .. 110 ВДСД.
Начал из-под Москвы и дошел до Польши. Был награжден медалями за Отвагу, за победу над Германией, похвальными грамотами. Был ранен, но остался жив и вернулся домой. Братья погибли, а племянник вернулся контуженным.
Мой прадед помог вдовам своих братьев, воспитать детей, которые остались сиротами. Похоронил племянника 1961 г., который умер от военной раны. Вырастил четверых детей. Он не пил и не курил, честно работал …..Умер в 1978г. в возрасте 67 лет .
Холодные окопы, в которых он воевал, студеные воды рек, которые он форсировал со своими боевыми солдатами, незаживающая рана ноги, укоротили ему жизнь.
Но все родственники благодарны деду. Память о нём осталась в семье.
Остались и несколько предметов того лихого времени в нашем доме. Иногда по праздникам, когда родные собираются вместе, его дочь торжественно показывает эти реликвии.
Заключение
Мной изучены, проанализированы и обобщены данные материалы:
фотографии, сообщения, статьи из книг и интернета по заданной теме для использования примеров на уроках (краеведения, уроках окружающего мира, литературного чтения) в классе, так и для проведения внеклассных мероприятий в рамках предметных недель в начальной школе.
Выводы:
1.Возникла потребность выявить самые болезненные утраты (гибель и смерть родных в одной из самых тяжёлых освободительных войн на земле). В каждой семье собрать по крупицам потерянные звенья преемственности, восстановить связь времён. К работе подключились и неравнодушные родители, что способствовало качественному отбору материала.
2.Значение работы. Мы можем, в меру наших возможностей, воспроизвести лишь ту информацию, которую сохранили наши родные. Собрать и сберечь.
3.Сегодня актуальной стала проблема, как отвлечь детей от чрезмерного увлечения смартфонами, компьютерными играми, одним из таких целенаправленных действий должно стать интересное Научно – исследовательская, практическая деятельность по возрасту: познание своего рода. Знакомство с историей жизни своих дорогих родных в опасные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
Литература:
1.А.Лобашев «Верою побеждали!..», Челябинск,2007
2. https://www.hobobo.ru/stihi/stihi-o-vojne-dlya-shkolnikov/
3.Дневник, фотографии, сообщения из личных архивов семей учащихся Мехтиевых, Низамовых, Романенко, Бердыкаевых.
4. https://briefly.ru/aksakov/alenkiy_tcvetochek/
5. https://www.youtube.com/watch?v=FO3mQWOnIV4
6. https://www.youtube.com/watch?v=1VcshHNEHQE
Кияйкина Наталья Федоровна
Потамошнева Наталья Алексеевна