Классный час на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (4–7 классы)
Классный час на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель классного часа:
Формирование нравственных качеств личности детей, раскрытие понятий «хорошо» и «плохо» на примере жизненных ситуаций.
Задачи:
расширить знания детей о добре и зле;
учить детей отличать хорошие дела и поступки от плохих, стремиться быть добрыми;
воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, старшим и друг к другу, учить слушать товарищей, не перебивая, грамотно вести диалог, выстраивая речевые высказывания в соответствии с нормами русского языка;
развивать умения нравственного суждения, способствовать обогащению словарного запаса у учащихся;
Оборудование:
Сюжетные картинки, презентация, аудиазаписи.
Ход классного часа
Мотивация к деятельности Звучит фонограмма песни «Хорошо и плохо» сл. А. Хайт, муз. Б. Савельев
1.Актуализация знаний
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое …, и что такое …?»
- Как вы думаете, почему я начала наш час общения с этих строк?
- Эти строчки стихов В.В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам, они рассказывают маленькому читателю о нормах поведения, учат правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.
2. Реализация построенного проекта
Упражнение в распознавании хороших и плохих поступков.
- Ребята на доске вы видите 2 слова ХОРОШО и ПЛОХО.
- Я сейчас прочитаю короткие стихотворения, в которых описано поведение детей, а вы объясните, положительные или отрицательные примеры поведения они демонстрируют.
1.В поезд входят три мальчишки
"Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!"
- Как поступили ребята? (плохо) - В чём заключается их плохое поведение? (неуважение к старшим)-Как должен поступить воспитанный человек?
2.Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки. - (обижает друзей) -Как поступает воспитанный человек?
3.Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала. - (лень) -Как должен в этой ситуации поступить воспитанный человек?
- Скажите, ребята, а какие вы совершаете хорошие поступки?
- Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший поступок?
- А бывало ли так, что вы поступали плохо?
- Как вы думаете мы с вами должны стараться больше хороших поступков совершать или плохих? - А почему?
Учитель: - Конечно, мы должны стараться совершать больше хороших поступков. Потому что добрые, хорошие поступки облагораживают людей. Мир становится богаче, добрее и лучше. Мы с вами должны отличать Хорошее от Плохого.
3.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель задаёт шуточные вопросы. Если он учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо хором сказать: «Это я, это я , это все мои друзья!» Но если фраза говорится о плохом поступке - надо промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке,
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго «спасибо»?
Кто быть вежливым желает, и приличья соблюдает?
4. Закрепление умений сделать правильный выбор.
- Ребята, а теперь вы сможете разобраться, что такое «хорошо», а что такое «плохо»?
- 1 группа отбирает карточки с названиями плохих поступков, 2 группа – с названиями хороших поступков. Подведение итогов
- Исследуя различные поступки, мы с вами выяснили «Что такое хорошо и что такое плохо». Учитель читает стихи, обучающиеся комментируют.
1.Если с другом разделил
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2.Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3.Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты культурный человек,
Мировой мальчишка!
4. Уважай людей вокруг-
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
5.Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это просто красота,
Только так и нужно!
6.Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже!
5. Физкультминутка
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся по суше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево.
Опусти головку вниз
И тихонечко садись. (Слова текста сопровождаем действиями.)
6. Самостоятельная работа
- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Хорошо и плохо». Ваша задача оценить поступки и действия с двух позиций – хорошо это или плохо. Картинка, изображающая хороший поступок – вывешивается под словом ХОРОШО, плохой поступок – под словом ПЛОХО.
Вандализм - это осквернение памятников, зданий, других сооружений,
Вандализм - это осквернение памятников, зданий, других сооружений,
(картинки)
Учитель. Эти двое «героев» из автобуса совершили преступление, преду-
смотренное статьей 214 Уголовного Кодекса Российской Федерации
«Вандализм». Ответственность за данное преступление наступает с 14-ти лет.
Штраф составляет от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, то есть от
пятидесяти до ста тысяч рублей. За порчу школьного имущества, за «невинные»
надписи на партах также может взыскиваться штраф.
Вспомните, что делают фанаты, когда возвращаются с футбольного матча. Как
они себя ведут, если их команда проиграла?
Учащиеся. Громят автомобили, портят трибуны, ломают различные строения,
делают непристойные надписи на стенах.
Учитель. Для чего они это делают?
Учащиеся. Они так вымещают свой гнев, раздражение, агрессию.
Учитель. Как могут повлиять на окружающих выплески их эмоций?
Учащиеся. Они могут побить или отобрать что-нибудь. Могут перевернуть
машину или выбить стекла в ней.
Какие из примеров, указанных в табли
ПЛОХИЕ | ХОРОШИЕ |
Обидел друга. | Защитил слабого. |
Порвал книгу. | Проведал больного друга. |
Нарисовал на парте. | Помог девочке открыть дверь. |
Ударил котенка. | Помог донести сумку. |
Разрушил птичье гнездо. | Смастерил кормушку. |
Бегал по школе. | Помог решить задачу. |
7. Включение в систему знаний. Дополнение имеющихся знаний.
Учитель: -Я хочу вас познакомить с еще одним плохим поступком. Вандализм - это осквернение памятников, зданий, других сооружений, порча имущества на общественном транспорте.
Слово "вандализм" произошло от названия древнегерманского племени вандалов, разграбивших в 455 г. Рим и уничтоживших многие памятники культуры. Вандалы отличались особой жестокостью, они не только разрушали святыни и храмы, но старались сделать это особенно унизительным образом.
Вандализм это злонамеренный поступок, за который предусмотрена административная или уголовная ответственность. Признаками вандализма являются действия, а также серьёзный ущерб от этих действий.
К таким действиям могут относиться: нанесение непристойных изображений и надписей, наклеивание плакатов, репродукций, фотографий аморального содержания, пачкание красками, нефтепродуктами, нечистотами, обезображивание и повреждение памятников истории и культуры, общественно значимых зданий и сооружений.
Осквернение может также заключаться в глумлении над общепринятыми духовными и историческими ценностями (размещение фашистской символики или нацистских лозунгов в местах, связанных с борьбой против фашизма; нанесение изображений и надписей, оскорбляющих чувства верующих, на культовых зданиях и сооружениях и т.д.).
Не образуют состава преступления действия по нанесению надписей, рисунков и других изображений, не оскорбляющих общественной нравственности (коммерческая реклама, информационные сообщения, политическая или религиозная пропаганда, рисунки и надписи, не имеющие аморального содержания, и т.д.).
- Давайте разберем, какие поступки можно назвать вандализмом:
- В автобусе мягкие сиденья изрезаны ножом.
- Подростки, разговаривая друг с другом, используют нецензурные выражения.
- Школьники разбросали песок, который привез их сосед.
строительных работ и не успел перенести во двор.
- Ребята, играя в салочки, разбили стекло.
оценкой, выставленной учителем.
- Вырезание ножом на партах.
- Разбита латунная решетка и ограждение Вечного огня.
- Выкручивание болтов из мебели, приведение ее в негодность.
- Надписи на стенах в туалетах.
- Ученик разбил плафон, подбрасывая шапку.
- В кабинете разбили цветочный горшок. Просто так. Было скучно.
-Ложные сообщения в пожарную часть, милицию, вызовы скорой помощи.
- Четверо неизвестных забросали бутылками с краской здание детского сада.
сада.
- Спрятать ручку, тетрадь своего соседа по парте.
- Разрушение надгробных памятников.
8. Подведение итогов.
Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»
- Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
- Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
- Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из школы. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
- О чём мы сегодня вели с вами беседу?
- Каких больше поступков мы должны стараться делать?
- Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим родителям?
-Как же мы ответим на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо?
- Хорошо, когда человек совершает хорошие поступки, приносящие радость ему и окружающим.- Плохо, когда своими поступками человек огорчает других и себя.