Родительское собрание «Что такое хорошо и что такое плохо?» (4 класс)
Приложении №1
Муниципальное образовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»
родительское собрание
«Что такое хорошо
и
что такое плохо?»
Автор-составитель:
Макурина
Марина
Николаевна
2006-2007 учебный год
План собрания.
Организационный момент.
Приветствие.
Сообщение темы и целей собрания.
Пролог.
Глава 1. Погода в доме.
Глава 2. Воспитание аккуратности.
I 'лава 3. Защита от агрессии.
Глава 4. Воспитание трудолюбия.
Рефлексия собрания.
Эпилог.
Прощание.
Цели и задачи собрания:
-
познакомить с темами родительских собраний на данный учебный год;
обратить внимание родителей на способы общения между членами семьи;
показать важность внешнего вида ребёнка в детской среде;
обсудить способы защиты детей от внешней агрессии;
доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности
выполнения трудовых обязанностей в семье;
Ход собрания.
Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, уважаемые родители, мамы и папы моих учеников! Я рада вас видеть всех сегодня на нашем первом в этом учебном году родительском собрании. Многие из вас пришли сюда после рабочего дня утомлёнными. Для того, чтобы снять усталость, я предлагаю сделать несколько несложных упражнений, которые выполняют ваши дети на уроках для снятия напряжения и усталости.
Упражнения на релаксацию:
1. «Кулачки». Руки на коленях. Сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки
побелели и произносим слова:
Руки па коленях, Пальцы — в кулачки. Крепко с напряженьем Сжатые они. Пальчики сжимаем, Снова разжимаем. Девочки и мальчики, Отдыхают пальчики!
2. «Кораблик». Представьте себе, что мы на корабле. Чтобы не упасть, расставьте
пошире ноги и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую.
Стало палубу качать,
Ногу к палубе - прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
3. «Шарик». Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руки на живот.
Шарик мама нам достала.
Вдох - и тело лёгким стало,
Выдох - шарик ожил словно.
Дышим мы легко и ровно.
2. Приветствие.
Учитель: - Я приглашаю выйти вперёд председателя родительского комитета и поприветствовать собравшихся здесь родителей. (Председатель родительского комитета здоровается с другими родителями своим приветствием, они приветствуют его также)
А сейчас поздоровайтесь друг с другом. Для этого встаньте, повернитесь лицом друг к другу, поднимите вверх правую руку и сделайте три покачивания кистью руки, одновременно притопывая левой ногой, (родители выполняют приветствие] Далее соедините свои ладони с ладонями вашего соседа и почувствуйте доброту и приветливость, которую каждый из вас постарается передать друг другу мысленно. (родители выполняют задание)
3. Сообщение темы и целей собрания.
Учитель: - В этом учебном году все родительские собрания будут проходить под общей темой: «Воспитание в ребёнке положительных качеств личности». Тема собрания на сегодня «Что такое хорошо и что такое плохо» определяет темы родительских собраний на этот учебный год. А цели нашего собрания таковы:
- познакомить с темами родительских собраний на данный учебный год;
- обратить внимание родителей на способы общения между членами семьи;
- показать важность внешнего вида ребёнка в детской среде;
- обсудить способы защиты детей от внешней агрессии;
- доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности
выполнения трудовых обязанностей в семье;
Учитель: - Каждому родителю я дала памятку, которую вы должны заполнить для себя по ходу собрания.
Образец памятки.
Глава 1. Погода в доме. |
|
хорошо |
плохо |
|
|
|
|
|
|
Глава 2. Внешний вид ребёнка. |
|
хорошо |
плохо |
|
|
|
|
|
|
Глава 3. Защита от агрессии. |
|
хорошо |
Плохо |
|
|
|
|
|
|
Глава 4. Воспитание трудолюбия. |
|
хорошо |
плохо |
|
|
|
|
4. Пролог
Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
От вас у нас секретов нет. Слушайте, запоминайте,
И каждый свой ответ
В анкете заполняйте.
Учитель: «Родить ребёнка легко - воспитать трудно» неважно, кто произнёс эту фразу впервые, важен смысл данного высказывания. А смысл заключается в том, что воспитание детей дело не одного часа или даже года, а главное дело всей вашей жизни. У.Теккер сказал: «Посейте поступок - пожнёте привычку, посейте привычку ~ пожнёте характер, посейте характер - пожнёте судьбу». Какая судьба будет у ваших детей, зависит от вас, родителей, от вашей семьи, от вашего воспитания.
5. Глава 1. Погода в доме.
Если ветер крыши рвёт, Дождь покапал и прошёл.
Если град загрохал Солнце в целом свете.
Каждый знает, это Это очень хорошо –
Вот для прогулок плохо. И большим, и детям.
а/ Вступительное слово учителя.
Учитель: Представьте себе, что эти строки говорят о погоде в вашем доме, семье. Семья для ребёнка - это место его рождения и становления как личности. Именно в семье складывается представление малыша о хорошем и плохом. Дороти Нолт сказала:
«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать
других людей;
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми,
учатся драться;
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными
и излишне скромными;
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного
достоинства уступает место чувству вины.»
б/ Анализ педагогической ситуации.
Учитель: А теперь разыграем такую ситуацию. Прошу выйти к доске папу, маму, а я буду выступать в роли ребёнка. (Текст слов раздаётся родителям. Остальные родители делятся на две группы - папы и мамы).
Ребёнок: Мам, я принёс новый диск, сяду за компьютер поиграть.
Мама: Сначала выучи уроки, а потом играть будешь. Я хочу видеть тебя образованным
человеком.
Папа. Да кому надо это образование. Я всю жизнь был троечником, а зарабатываю
побольше любого профессора. Иди, сынок, играй.
Мама: А я сказала, что он будет сначала учить уроки, а уж потом играть.
Папа: Слушай, ты, кто в доме хозяин?!
Мама: Муж - голова, жена - шея. Куда захочу, туда поверну.
Папа: Да пошла ты! Иди, сын, играй! Не слушай свою глупую мамашу.
Мама: Ещё не известно, кто глупее - ты или я!
Вопросы по ситуации:
1 Кто из родителей прав?
В чём ошибка каждого родителя?
Что может из этого выйти?
Предложите своё решение проблемы.
(на обдумывание ответов на поставленные вопросы даётся 3 мин., после чего
представитель от каждой группы озвучивает ответы на вопросы, делают совместный
вывод).
Вывод по вопросу: «У обоих родителей должны быть единые требования к ребёнку.
Учитель: Подводя итог по главе «Погода в доме», давайте выберем те составляющие, которые по вашему мнению определяют хорошую погоду в вашем доме:
ненависть, зависть, любовь, враждебность, сочувствие, дружелюбие, недоверие, злобность, доверие, пессимизм, оптимизм, отзывчивость, равнодушие, внимание, сопереживание, безразличие, (родители делают выбор, заполняя памятку «Хорошо-плохо»)
Учитель: Вот вам рецепт, который должен стать основным законом воспитания детей в семье: «Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, единство требований к детям, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.»
6. Глава 2. Внешний вид ребёнка.
Этот в грязь полез и рад, Этот чистит валенки,
что грязна рубаха. Моет сам галоши.
Про такого говорят: Он хотя и маленький
- Он плохой, неряха. Но вполне хороший.
а/ Вводное слово учителя.
Учитель: Внешний вид ребёнка является составной частью его поведения. Наблюдая за своими учениками, я сделала вывод - большинство детей оценивают друг друга на основании только одной внешности. С неряшливыми детьми не хотят дружить, сторонятся их, избегают, не принимают в свои игры. Такие дети часто становятся изгоями. И возвращаясь из школы, жалуются родителям на неприязнь одноклассников. Родители вместо того, чтобы объективно оценить эту ситуацию, в которой виноваты в первую очередь они сами, так как не привили ребёнку аккуратность, да и сами чаще всего одеты неряшливо, идут с претензиями в школу к учителю или родителям одноклассников своего
ребёнка. Начинать формировать культуру внешности необходимо с элементарной аккуратности и чистоплотности, соблюдения санитарно-гигиенических норм.
б/ Анализ предварительного анкетирования:
Упражнение «Веер»: На каждого ребёнка заводится листок, где указаны его фамилия и
имя. Одноклассник пишет положительные, на его взгляд, качества указанного ребёнка и
сгибая листок закрывает своё мнение, затем передаёт листок следующему.
Аналогичная работа ведётся по отрицательным качествам. Учитель делает вывод по результатам анкетирования.
Учитель: Одним из главных критериев оценки учащимися начальных классов своих
одноклассников является внешний вид. Теперь я каждому родителю предлагаю
ознакомиться с мнением одноклассников об их ребёнке, (раздаются заполненные листки
упр. «Веер»)
в/ Обмен опыта родителей.
По результатам анкетирования выбираются родители ребёнка, которого большее
количество детей назвали аккуратным.
Выбранные родители делает небольшое заранее подготовленное выступление по
теме «Как воспитывать аккуратность в ребёнке»
Остальные родители задают интересующие их вопросы.
Вывод делают сами родители и заполняют памятку.
Хорошо:
- следить за своим внешним видом;
- уделять большое внимание внешнему виду своих детей;
- воспитание аккуратности вести систематически;
Плохо:
- не придавать значения своему внешнему виду;
- не придавать значения внешнему виду ребёнка;
- воспитание аккуратности вести не постоянно, а от случая к случаю;
7. Глава 3. Защита от агрессии.
Если бьёт дрянной драчун Этот вот кричит: - Не трожъ
Слабого мальчишку, Тех, кто меньше ростом!
Я такого не хочу Этот мальчик так хорош,
Даже вставить в книжку! Загляденье просто!
а/ Вступительное слово учителя.
Учитель: Проработав много лет в школе, я заметила, что в каждом классе есть «драчун», а бывает даже и не один. Этот дерётся просто так, ради интереса, другой путём драк старается подчинить себе других детей, а третий вступается за обиженных. А страдают от драчунов дети, которые не в силах постоять за себя или просто потому, что не хотят, не умеют, не любят драться. И когда дети, возвратившись из школы домой, рассказывают о том, что их поколотили, реакция родителей проявляется по-разному.
б/. Обсуждение проблемной ситуации.
Ситуация: Ребёнка постоянно в классе бьют. Он приходит домой с жалобами на одноклассников. Какой из предложенных советов вы бы дали своему ребёнку?
Посоветуете дать сдачи.
Поговорите с ребёнком и выясните причину драки.
Пойдёте разбираться с родителями обидчика.
Пойдете с претензиями к учителю.
Посоветуете избегать контактов с такими детьми.
Свой совет.
(Родители выходят к доске и становятся под выбранным вариантом, образуя группы. Далее идёт обсуждение каждого варианта в группах по предложенному плану.)
Вопросы для обсуждения:
Почему выбрали этот вариант?
Ближайшие последствия вашего совета.
Предполагаемый итог разрешения ситуации.
Вывод. Правильный ли совет выбрали?
Выступление представителей групп.
Общий вывод по данной ситуации:
Хорошо:
глубже вникать в проблему,
рассматривать проблему со всех сторон
решение проблемы не физическим, а демократическим путём.
Плохо:
отмахнуться от решения проблемы
всегда стоять на стороне ребёнка, не вникая в суть проблемы
решение проблемы физическим путём.
8. Глава 4. Воспитание трудолюбия.
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он хороший мальчик!
а/ Вступительное слово учителя.
Учитель: Многое изменилось в нашей жизни и жизни наших детей. Усложнилась школьная программа. Учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье. С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки - тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. К.Д.Ушинский сказал: «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия».
б/ Результат анкетирования.
Предварительная анкета для детей.
Детям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить, в каких домашних трудовых делах он хотел бы принять участие. Если какие-то поручения не указаны, то их надо дописать.
убирать свою постель;
убирать свою комнату;
мыть посуду;
ходить за покупками в магазин;
стирать мелкие вещи;
помогать в уборке квартиры;
ухаживать за младшими;
уметь кое-что готовить;
оказывать помощь, если таковая требуется;
выносить мусор;
Анкета для родителей.
Родителям предлагается ответить па вопросы анкеты и отметить участие своего ребёнка в обозначенных анкетой трудовых делах. Если какие-то поручения не указаны, то их надо дописать.
Мой ребёнок дома:
убирает свою постель;
убирает свою комнату;
моет посуду;
ходит за покупками в магазин;
стирает мелкие вещи;
помогает в уборке квартиры;
ухаживает за младшими;
умеет кое-что готовить;
не отказывает в помощи,
если таковая требуется;
выносит мусор;
Учитель: Вы заполнили предложенные анкеты. Сейчас я раздам вам для сравнения анкеты детей с целью: познакомить вас с желаниями детей участвовать в трудовых делах семьи и предлагаю определить свою линию поведения на будущее.
в/Обсуждение смысла стихотворений.
Учитель: А теперь немножко отдохните, послушайте шуточные детские стихотворения и найдите в них распространённые ошибки родителей. При работе над стихотворениями сразу заполняйте памятку «Хорошо» - «Плохо»
Мамообслуживание.
Есть обслуживание «само»,
Есть обслуживание мамой.
Сам я не натуживаюсь,
Я мамообслуживаюсь.
Вопрос: Это хорошо или плохо?
Забота.
- Мне даже слов не подыскать,
Ну как ты можешь, мама,
В кошёлках тяжести таскать
По десять килограммов?!
Смотрю, опять пришла чуть свет
Ты из универсама...
А что же делать, дай совет?
Сходи два раза, мама!
Вопрос: Это хорошо или плохо?
Украшение жизни.
Сказала папе с мамой Рая:
- К моим прислушайтесь словам.
Давайте купим попугая,
Он жизнь украсит мне и вам.
Он может так разговориться,
Что только слёзы утирай...
А кто же будет с ним возиться,
Кормить, ухаживать за птицей?
Такой вопрос легко решиться:
Нам это скажет попугай!
Вопрос: Это хорошо или плохо?
9 .Рефлексия собрания.
Озвучивается полученная памятка и каждый родитель оставляет её у себя с заданием -проанализировать по ней свои внутрисемейные отношения, для продолжения работы по данным темам на следующих занятиях.
10 . Эпилог.
Родителям о воспитании.
Себастьян Брандт
Ребёнок учится тому, Коль видят нас и слышат дети,
Что видит у себя в дому. Мы за дела свои в ответе
Родители пример ему. И за слова: легко толкнуть
Кто при жене и детях груб, Детей на нехороший путь.
Кому язык распутства люб, Держи в приличии свой дом,
Пусть помнит, что с лихвой получит Чтобы не каяться потом.
От них всё то, чему их учит.
11 .Прощание.
Учитель: Уважаемые родители! Мы заканчиваем нашу встречу, но наша совместная работа ещё далека от завершения. Перед нами стоит ещё много проблем, которые мы должны научиться решать. Я уверена, если мы будем делать это вместе, будем слушать и слышать друг друга, не будем бояться трудностей, у нас всё обязательно получится. Спасибо за плодотворную работу, до новых встреч!
Использованная литература:
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
Погорельский М.Ю. Сценарии детских музыкальных представлений. СПб.: Издательский дом «Литера», 2001
Метенова Н.М. Взрослым о детях. - Ярославль. 2003
Акутина С.П. Воспитание = Семья + Школа. Книга для педагогов и роди гелей.
Серия «СЕМЬЯ + ШКОЛА». Выпуск 1. - Нижний Новгород, ()()() «Педагогические технологии», 2002
Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. - М.: Вербум - М, 2001