Внеклассное мероприятие "день биологического разнообразия"
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ «ДЕНЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ»
Цели мероприятия:
- привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных,
- пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.
Задачи:
- опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека;
- подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;
- развивать экологическое мышление;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе.
1 слайд Ежегодно 22 мая отмечается Международный день биологического разнообразия. Казалось бы, какой сложный термин – «биоразнообразие», а на самом деле он означает, что все живые существа, населяющие нашу планету, от бактерий до человека, имеют право на жизнь.
2 слайд 29 декабря 1993 г. вступила в силу Конвенция о сохранении биоразнообразия, принятая на конференции ООН по окружающей среде . С тех пор этот день считается Международным днем биологического разнообразия.
3 слайд Основная цель конвенции - сохранение биоразнообразия на генетическом, видовом , экосистемном уровнях и устойчивое использование его компонентов. Устойчивое – значит достаточное для удовлетворения нужд настоящего, но не лишающее грядущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.
4 слайд
Стихотворение «ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ» Заходер Б. В.
5 слайд Под воздействием человека скорость вымирания популяций превышает естественную в 40 000 раз.
Виды исчезают от прямого истребления, разрушения среды обитания, сокращения кормовой базы.
6 слайд По данным Всемирного союза охраны природы, с 1600 года полностью исчезло 844 вида растений и животных. От чрезмерной добычи страдают промысловые животные. Большинство видов крупных наземных животных сохранились только на охраняемых территориях (в заповедниках, национальных парках).
Некоторые воды живых организмов исчезли или находятся на стадии исчезновения. Морская корова была полностью истреблена человеком через 27 лет после своего открытия.
7 слайд Большая панда, находится под угрозой исчезновения. Их осталось всего 1 600. Она стала символом Всемирного фонда дикой природы – организации, защищающей животных .
8слайд В Швейцарии, где произрастает Эдельфейс, у горных границ существуют специальные посты, которые не допускают туристов к местам обитания этого цветка.
9 слайд Самая редкая рыба в мире – сельдяной король .
По всей видимости, "король" питается сельдью, поскольку он следует за косяками сельди, тогда эту рыбу и видят. Стоит отметить, что больше об этой рыбе ничего не известно. Ученые не знают, ни сколько живет "сельдяной король", ни чем точно он питается.
И да, эта рыба несъедобна, ее не едят даже животные.
10 слайд Самое редкое земноводное в мире – оранжевая жаба.
Обитает только на одной горе в Коста-Рике. Оранжевую жабу открыли в 1967 году и уже через 10 лет популяция почти полностью пропала. Считается вымершим видом. Причина исчезновения так и не установлена. В далеком 1990 году ученые насчитали всего 11 особей в мире. И сейчас никакой информации о животном нет .
11 слайд Самый редкий хищник в мире – флоридская пума . Насчитывается всего 5-15 особей в мире. И встретить его можно только в болотах и лесах Южной Флориды. Пропадает флоридская пума из-за осушения болот и спортивной охоты на животное.
12 слайд Почему важно охранять биоразнообразие?
История человечества накопила уже целый ряд примеров отрицательных последствий истребления живых организмов.
Осушили «вредное» болото – уничтожили малярийных комаров, но началось затопление полей и исчез вид лягушек, питавшихся комарами.
Уничтожили «опасных» волков – популяция оленей так возросла, что уничтожила все запасы корма и стала вымирать от голода.
13 слайд Заповедники помогают сохранить биологическое разнообразие. В России существует свыше 100 таких территорий. Также по всему миру проходят массовые выступления и митинги в поддержку вымирающих видов животных и растений, организуются благотворительные марафоны с целью сбора средств на дальнейшее сохранение редких видов.
14 слайд А сейчас предлагаем поучаствовать в викторине.
«Экологическая зарядка»
Дерево – символ России. (Береза)
Листья сосны. (Хвоя)
Самое высокое дерево мира. (Секвойя)
Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. (Фауна)
Сосновый лес. (Бор)
Плод дуба. (Желудь)
Самое быстрое животное суши. (Гепард)
«Плач» березы весной. (Сокодвижение)
10.Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
11.Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)
12.Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м в окружности)
13.Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора)
14. Кора березы. (Береста)
15.Дубовый лес. (Дубрава)
16.Гриб, разлагающий старую древесину. (Опенок)
17.Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)
18.Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)
19.Лежбище медведя. (Берлога)
20.Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования территории с целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов. (Заповедник)
15 слайд Конкурс «Что? Где? Когда?
16 слайд Что?
- О каком дереве идет речь?
Стоит дерево, цветом зелено,
В этом дереве четыре угодья:
Первое – мир освещать,
Другое – скрип утешать,
Третье – больных исцелять,
А четвертое – чистоту соблюдать.
- Объясните, что означают эти угодья.
17 слайд(Береза – из нее делают лучины – для освещения, деготь – смазка колес, лекарства - почки, веники – мытье в бане).
18 слайд - О каком растении наших лесов идет речь в следующем стихотворении:
Преданье есть, оно неново,
Что в ночь Иванову, раз в год,
Он может цвесть. Кто знает слово
Лишь тот цветок его найдет?
19 слайд(Папоротник. Он никогда не цветет, т. к. споровое растение).
слайд Где живут колибри?
21слайд (В Южной Америке)
22 слайд? Где у кузнечика ухо?
23Слайд (На ноге)
24 слайд Когда?
Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?
25 слайд (Одинаковая,т. к. птицы - теплокровные животные)
26 слайд «Решаем экологические проблемы»
Задача . Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:
1) Использование ядохимикатов.
2) Приобретение белянкового наездника.
3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.
Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте.
27 слайд Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ - использование белянкового наездника.
28 слайд
Конкурс «Литературная гостиная»
Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо вспомнить сказки.
Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл бандерлогами? (Обезьян)
В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)
Спаситель Мухи - Цекотухи. (Комар)
Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
«В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Бурый волк)
В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки. (В сокола)
Сколько лет рыбачил старик пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)
Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)
Что потерял ослик Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)
Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик» ? (Три пескаря)
Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу? (Медуницу)
Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? (Жар-птица)
На чем совершал путешествие за медом Винни-пух? (На воздушном шаре)
В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина?(В комара, муху, шмеля)
29 слайд Конкурс « Следопыт»
Необходимо опознать следы животных наших лесов.
30 слайд Следыбурого медведя, пятнистого оленя, волка, зайца, лисы.
31слайд Конкурс «Черный ящик»
В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки?
32 слайд (Зеркало)
Ведущий: На этом мы завершаем наше познавательно-развлекательное мероприятие.
И в заключении хотелось бы прочесть следующие строки:
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте –ка мы все навек объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Подведение итогов игры, награждение самых активных участников-победителей.
Надежда Алексеевна Паршукова
Ирина Владимировна Казарцева