Урок экологии «Проблема сохранения биологического разнообразия»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Биоразнообразие может быть разделено на три категории: генетическое разнообразие, разнообразие видов и разнообразие экосистем. Генетическое разнообразие подразумевает разнообразие генов внутри одного вида. Видовое разнообразие - это разнообразие видов внутри одного региона. Разнообразие экосистем - разнообразие мест обитания, биотических сообществ и экологических процессов в биосфере. Необходимо понимать, что существуют различные уровни биоразнообразия, причем видовое разнообразие, пожалуй, наиболее легкий предмет для изучения.
Все три уровня разнообразия составляют единую систему. Снижение генетического разнообразия вида, происходящее из-за «отсутствия притока свежей крови» вследствие, например, разделения некогда единого ареала на части, может привести к гибели вида, а значит, уменьшится биологическое разнообразие данного региона. Биоразнообразие напрямую связано с устойчивостью экосистем и биосферы в целом к изменениям экологических факторов, в первую очередь антропогенных. Снижение биоразнообразия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ, к нарушению их гомеостаза, в конечном счете - к их уничтожению
Поддержание биоразнообразия необходимо по многим причинам, не говоря уже о том, что каждый вид и каждая экосистема имеют право на существование. Жизнедеятельность многих видов зависит от других; уничтожение одного вида может привести к исчезновению других. Человек, как биологический вид, зависит от других видов из-за потребности в еде, лекарствах, промышленных продуктах, а также в таких «экологических услугах», как, например, самоочищение водоемов. И, наконец, каждый вид и каждая экосистема вносят определенный вклад в красоту и богатство окружающего нас мира
По наиболее взвешенным оценкам биологов, на Земле имеется около 10 млн. видов живых- организмов. Систематики дали название только 1,4 млн. видов. Существует невообразимое множество пока еще «неопознанных» микроорганизмов, насекомых и малых обитателей океана.
Влажные тропические леса Юго-Восточной Азии, Центральной и Западной Африки, а также Латинской Америки характеризуются наибольшим видовым разнообразием. Степень уничтожения лесов, а значит, и утрата мест обитания, наиболее высока в тех же районах. Ежегодно уничтожается около 17 млн. га тропических лесов (территория, в 4 раза превышающая площадь Швейцарии). При сохранении таких темпов уничтожения тропических лесов от 4 до 8% видов, обитающих во влажных тропических лесах, обречены на вымирание к 2015 г., а от 17 до 35% - к 2040 г. Если так будет продолжаться и дальше, то в течение последующих 25 лет будут обречены на уничтожение еще 15% видов, обитающих на Земле. Леса умеренного климата характеризуются меньшим разнообразием видов, но и они уничтожаются. На сегодняшний день осталось только 44% лесов умеренного климата, в основном в Сибири и на Тихоокеанском побережье Северной Америки.
Следует иметь в виду, что существует разница между «собственно вымиранием» и «обреченностью на вымирание». Некоторые виды могут продолжать свое существование на протяжении нескольких поколений, но в итоге они исчезают из-за влияния факторов, неопасных для видов с нормальной численностью, например, из-за неурожая, эпизоотии, разрушения мест обитания, уничтожения кладок яиц и т. д. Иными словами, когда численность видов или популяций высокая, шансов выжить у них значительно больше, чем у малочисленных видов или популяций.
Разрушение мест обитания - не единственная причина снижения биоразнообразия. К другим причинам относится фрагментация. Так, для выживания некоторых видов, например, журавлей, одно огромное болото имеет значительно большее значение, чем несколько меньших, хотя и равных по суммарной площади. Некоторым хищникам, например, волкам, для охоты нужны обширные территории
Под снижением биоразнообразия понимается не только уменьшение числа видов, живущих на данной территории, но и качественные изменения экосистем, когда взамен одних видов появляются другие, не характерные для местных природных сообществ. Важную роль в этом процессе может играть интродукция - перенос видов организмов за пределы их естественных ареалов и внедрение в местные природные комплексы. При отсутствии на новом месте жительства естественных врагов вид начинает бурно размножаться, вытесняя другие виды. В таких случаях интродукция может привести к снижению биоразнообразия. Наиболее известные примеры печальных последствий интродукции - появление колорадского жука в Европе и кролика в Австралии.
В Конвенции о биологическом разнообразии, принятой на Конференции в Рио-де-Жанейро, отмечается, что «утрата биологического разнообразия на планете продолжается главным образом из-за разрушения среды обитания, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды и привнесения инородных растений и животных. Уменьшение биологического разнообразия происходит в первую очередь из-за деятельности человека и представляет собой серьезную угрозу нашему развитию».
Основные причины утраты биологического разнообразия, отмеченные в Конвенции, включают:
возрастающую численность населения;
возрастающее потребление ресурсов;
пренебрежительное отношение к биологическим видам и экосистемам;
плохо продуманную государственную политику в области использования природных ресурсов;
негативное влияние международной торговли;
несправедливое распределение ресурсов;
непонимание или игнорирование значения биологического разнообразия.
Образ жизни пещерного охотника привел к уничтожению некоторых видов животных, например, мамонтов и шерстистых носорогов. Земледелие уже во времена древних цивилизаций стало причиной экологических катастроф - образования пустынь и сведения лесов на громадных территориях. Но в последние десятилетия влияние человека на природные сообщества многократно усилилось, значительно превышая их способность к самовосстановлению.
Изменился качественный,состав жертв: если в предыдущие века с лица Земли были стерты, главным образом, виды, представляющие интерес для охотников, то теперь в Красные книги попадают и насекомые, и рептилии, и прочие, не представляющие промыслового интереса, живые существа. В них уже не стреляют ради вкусного мяса или красивых перьев: их попутно, вместе с сорняками, губят ядохимикатами, у них отнимают места обитания введением интроду- цированных видов, вырубкой лесов, распашкой лугов, осушением и орошением земель, разработкой полезных ископаемых, строительством дорог и городов, загрязнением окружающей среды.
Вопросы и задания
1.В чем заключается проблема биологического разнообразия?
2.Дайте краткую характеристику основным категориям биоразнообразия: генетическому разнообразию, разнообразию видов, разнообразию экосистем
3.Приведите основные положения Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992).
4.В чем основные причины снижения биоразнообразия?
Биологическое разнообразие
Лекция 7 "Сохранение биологического разнообразия"
ЭКОЛОГИЧНО: Сохранение биоразнообразия (рус.)
Международный день биологического разнообразия
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций