Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности (для студентов 1 курса СПО)
Познавательно-игровая программа ко
Дню славянской письменности
(для студентов 1 курса СПО)
Цель мероприятия:
познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
продолжать развивать у учащихся интерес к истории России, к русскому языку;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, ребус, визуальный ряд).
Обеспечение мероприятия:
компьютер, проектор.
подготовленные ведущие («Кирилл» и «Мефодий»)
сюрпризный момент (вокальная группа девушек «СДО-18»)
(СЛАЙД 1)
Ведущий (преподаватель). 24 мая у славянских народов – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков, поляков – отмечается особый праздник – День славянской письменности.
И сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое и узнаем, как появился русский алфавит, кто были его родоначальниками. Но, обо всем по порядку. Сегодня наши путешественники- студенты 1-го курса. Поприветствуем их: группа ТЭМ-18, СДО-18, Эр-18, ИСП-18 и ГД -18.
Наше справедливое жюри:
Ведущий (преподаватель). Итак, начнем! На Руси этот праздник, день славянской письменности, первыми начали отмечать жители древнего Великого Новгорода. Именно в этом городе были найдены первые берестяные грамоты. За ними последовали города Псков, Ярославль, Москва.
(СЛАЙД 2)
В России день славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия официально отмечается с 1991 года. До признания праздника государственным, он отмечался церковью.
Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить. Много чего умели, да вот грамоты не ведали, книг не знали. И должен был кто-то научить их.
Более 1150 лет назад в Византии (в Греции), в городе Солунь жили два брата — Кирилл и Мефодий. Кирилл родился в 827 году, а Мефодий в 815 году. Братья-греки прекрасно владели как греческим, так и славянским языком.
В начале своего пути они пошли разными дорогами. Мефодий, которого в миру звали Михаилом, был военным и имел звание стратега провинции Македонии.
Кирилл, носивший до пострижения имя Константин, наоборот, с ранних лет увлекался наукой и культурой соседних народов. Он переводил на славянский язык Евангелие. Также изучал в Константинополе диалектику, геометрию, астрономию, арифметику, философию и риторику. Константин некоторое время был хранителем библиотеки в соборе Св. Софии. А Михаил в то время также забросил военную карьеру и стал настоятелем монастыря на Малом Олимпе. Константин был знаком с константинопольским императором и по его поручению в 856 году отправился с учеными в Малый Олимп. Встретившись там с братом, они решили написать азбуку для славя, чтобы богослужения в церкви могли вестись на понятном славянам языке.
(СЛАЙД 3 азбука)
24 мая 863 года Константин и Мефодий огласили славянский алфавит, кириллицу. Этот алфавит состоял из 43 букв, каждая из которых имела свое сложное название.
С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. В России этим двум знаменитым людям поставили памятники в Москве, Владивостоке, Дмитрове и других городах. Памятники стоят и в других странах...
1 задание (ответы моментальные, записи на листе сдаются сразу по окончанию теста)
1 вопрос.
В эпоху Древнего Египта такого понятия, как бумага, не существовало. Она была изобретена только в XII веке, однако потребность людей в писчем материале возникла намного раньше – когда в ранних цивилизациях появилась необходимость вести документацию и заниматься литературой. В связи с этим людям приходилось использовать для письма тот материал, который был под рукой.
Назовите первый писчий материал? Как он назывался? (глиняные таблички, папирус, пергамент, берестяные грамоты, церы, клинопись).
2 вопрос.
В какой стране изобрели бумагу?
(2 минуты- собираются листочки с ответами, открываются СЛАЙЛЫ 4-9)
Папирус- это многолетнее водное растение семейства осоковых. В тропической Африке, по берегам рек и озер. Из стеблей (высота до 5 м) в древности изготовляли ткани, обувь, плоты, челноки и т. п. Изготовлявшийся в древности и раннем средневековье писчий материал из стеблей папируса. Название «папирус» переносилось и на рукопись на этом материале. Тексты папирусов изучаются папирологией, египтологией, семитологией.
Обширные заросли папируса в долине Нила с древних времен использовались египтянами в самых различных целях. В Древнем Египте папирус считался царским растением, его специально выращивали. Стебли папируса шли в пищу, из них изготавливали ткани, циновки, плоты. В начале третьего тысячелетия до н. э. из папируса стали делать писчий материал. Для его изготовления стебли папируса разрезали на узкие продольные полосы, которые выкладывали в виде листа, и спрессовывали. Высушенные листы склеивали в свиток. Папирус имел почти белый цвет, но со временем темнел и терял прочность.
ПЕРГАМЕНТ — это кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Он использовался не только для письма, но и для изготовления музыкальных инструментов (напр., барабанов), некоторых деталей машин (напр., гонков ткацких станков), а также как жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей.
Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) можно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами, и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.
Название древней формы книги, свернутой в трубку? (свиток).
Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (кору березы – бересту).
Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.
Церы (от латинск. cera - воск), скрепленные вместе навощенные дощечки для письма.
Церы представляют собой прямоугольные пластины из дерева, реже из кости, с вырезанным внутренним пространством, которое заливалось воском черного или какого-либо другого цвета. Для того, чтобы воск прочнее держался на поверхности дерева внутреннее поле покрывалось насечками.
На бортике каждой отдельной пластины делались отверстия для соединения с другими табличками. В цере могло быть две, три и более таблички. При большем чем две количестве табличек внешние служили обложками, а внутренние имели выемки для воска с обеих сторон.
Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Ответ на вопрос 2 - в Древнем Китае.
2 задание: Письменность – основа дальнейшего развития славянской культуры. Благодаря ей до нас дошли многие памятники народного творчества. Сейчас команды нам покажут, как они помнят русские пословицы. Закончите пословицы и поговорки:
Что написано пером, не вырубишь … топором.
Не красна книга письмом, а красна … умом.
Корень ученья горек, да плод его … сладок.
Книга мала, а ума … придала.
Грамоте учиться всегда … пригодится.
Ученье – свет, а неученье – … тьма.
(Собрали листочки под номером 2)
Ведущий. Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу.
43 буквы стали основой современной русской азбуки. Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете –аз – мыслете – аз». Что получилось? Оказывается – «мама».
Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских – 33 буквы!
33 буквы в русском алфавите не так давно – с 1918 года. Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.
Юмористические сценки от группы ИСП-18
На сцене появляются два старца (Влад, Игорь). "Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, азбука с буквами кириллицы на слайде и говорят:
Кирилл (ИГОРЬ):
Посмотри сюда, Мефодий -
Это ж наши с тобой буквы,
Говорил тебе - в народе
Наши буквы помнить будут!
Мефодий (ВЛАД):
Слышал, гимн пропели и тебе и мне,
Значит, мы прославили Россию на Земле.
Такой язык красивый создали не зря,
Ты видишь - все славяне нас благодарят.
Однако, кто это кричит,
А речь мне не понятна?
"Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются Данил и Ира, между собой ведут диалог (громко):
Данил: "Прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на телефон бабки не дадут!"
Ира: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать - с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"
Оживленно жестикулируя, удаляются.
Снова на сцену выходят "старцы":
Кирилл (Игорь):
Видать заморские слова
Проникли в речь на Русь
И трудно будет их изжить, боюсь…
Мефодий (Влад):
Да нет, ведь это отроки младые,
Не выучили все они слова красивые, простые,
А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,
То враз их головы наполнятся умишком,
Поймут они, что никогда нельзя предать
Язык родной, как Родину и Мать! (уходят)
Задание 3.
«Наборщик»
Из букв оного слова составьте как можно больше слов. Слово «Образование»
Задание 4
«Великий и могучий» (рассказ на одну букву)
Командам дается одна буква, на которую они должны на время (5 минут) составить связный рассказ, название тоже должно начинаться с этой буквы.
Буква «в»
Задание 5.
Каллиграфы (задание выполняет 1 из команды, остальные играют в следующее задание)
(участникам предлагается выполнить списывание текста в соответствии с образцами алфавита, приведенного в прописи для 1 класса.
Требования к письму и критерии оценивания:
- правильность написания букв в соответствии с образцами алфавита, приведенного в прописи;
- одинаковая ширина и высота букв, выдвижных элементов;
- округлость элементов;
- связки между буквами;
- уровень наклона;
- ритмичность письма;
- одинаковое расстояние между словами в строке;
- аккуратность;
- соблюдение норм орфографии.
Пословица «Бери в работе умом, а не горбом».
Задание 6
Составь слово по подсказкам
Загаданное слово- притча
1-ая буква этого слова идет в алфавите после буквы О, вторая- перед буквой С, третья- после буквы З, четвертая – после буквы С, пятая – перед Ш, шестая – первая буква алфавита
Задание 7
отгадай ребус
Ведущий. Пока наше жюри подводит итоги, послушаем выступление девушек группы СДО-18 (чтение наизусть студенты СДО-18-по 4-стишью).
Русский язык
Если хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть "изюминка" своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Ведуший. Итак, наши победители! (объявление результатов конкурса)
Сюрпризный момент
ГРУППА ДЕВОЧЕК (сборная)
Текст песни переделки про русский язык и литературу
на мотив песни гр. Фабрика "Не виноватая я"
Вот пришли мы на урок , русский вновь у нас.
Вот опять звенит звонок , спросят нас сейчас.
Сочинение написать , дома надо нам.
И ошибок 45 , будет снова там.
Сочинение за весь класс, написал один из нас.
Припев:
Мама ну не виноватая я , не виноватая я,
Все говорят , что сочинение это не для меня.
Не виноватая я , не виноватая я,
Все говорят , что сочинение это не для меня
Учим долго мы стихи, радуем мы вас.
Пушкин , Тютчев , Пастернак -
Не легки для нас.
На уроке мы решаем, быть или не быть.
Надо нам литературу срочно полюбить.
А стихи вновь за весь класс, выучил один из нас
Припев:
Мама ну не виноватая я , не виноватая я,
Все говорят литература это не для меня.
Не виноватая я , не виноватая ,
Уж если кто и виноват, то это точно не я
Минусовка к песне "Не виноватая я"
MP3 / 3.32 Мб
День славянской письменности
PPTX / 23.3 Мб
Кирилл Александрович Ш.