Внеклассное мероприятие «Горжусь своим Отечеством!»
Внеклассное мероприятие. « Горжусь своим Отечеством!»
Цель: формирование у обучающихся патриотизма, интереса к истории своего народа и государства, развитие высокой социальной активности и гражданской ответственности.
Оборудование: компьютер, интерактивная, магнитная и маркерная доски, презентация, распечатки 1) текста песни «У моей России…» 2)текстов заданий к конкурсам № 4,5: мелодия (минус) песни «У моей России»)
Ход мероприятия
Ведущий 1: Добрый день, ребята!
Ведущий 2: Приветствуем команды , пришедшие на нашу интеллектуальную игру « Горжусь своим Отечеством !»
Ведущий 1: Капитанов прошу представить свои команды (капитан озвучивает название команды и кратко презентует каждого участника команды)
Ведущий 2: Представляем вам наше компетентное жюри и его председателя.
Ведущий 1. Пусть никакие трудности не испугают вашу команду на протяжении всей игры!
Ведущий 2. Пусть победа достанется сильнейшим игрокам! И каждый сегодня достигнет своей заветной цели!
1-й конкурс « Разминка»
Ведущий 1: Каждой команде будут даны по 10 вопросов и 5 минут. На вопросы надо отвечать быстро. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Вопросы первой команде
1.Как называется место, где родился человек (Родина)
2. Как называлась столица Древнерусского государства ( Киев)
3.Сельское хозяйство давало нашим предкам не только пищу ,одежду ,но и оружие .Славянские племена закладывали в лесах целые оружейные плантации. При этом использовали один сельскохозяйственный приём. Опишите этот приём и оружие, которое выращивали наши предки в лесах.(Славяне в комлевую часть молодого дерева забивали осколки камней, которые за несколько лет обрастали древесиной и получалась булава)
4.Именно их в VI веке называли «мужами огромного роста». О ком идёт речь в данном вопросе? (Так в VI веке называли русов, а позже в IX-X веках, описывали русов так : «Русы мужественны и храбры…Ростом они высоки, красивы собой и смелы в нападениях. Народ этот могучий и телосложение у них крепкое ,а мужество большое».)
5.Какое историко-географическое название впервые упомянуто в договоре ,который в 945 году великий князь киевский Игорь подписал с Византией?(Это название Русь)
6. Наше государство на протяжении всей истории связано с христианством. Назовите имя князя, крестившего Русь (Владимир Красное Солнышко)
7.Двуглавый орел как символ Московского государства впервые появился на печати Ивана III в 1497 году после его женитьбы на византийской принцессе Софье Палеолог. На медных монетах Золотой Орды тоже изображали двуглавого орла. Что общего между ними? Какую общечеловеческую идею выражал этот орёл? (Идея охраны жилища является общечеловеческой . Двуглавые существа (орлы) должны были охранять и защищать левую и правую стороны жилища от злых сил. Двуглавые орлы были символом защиты )
8. При Петре I именно так называли знаменосца. (Знаменосца при Петре I называли прапорщиком . Ему доверяли величайшую воинскую святыню – знамя (прапор).Всякому было известно, что знамя есть полк. Не уберегли знамя – не прогневайтесь :в два счёта расформируют воинское подразделение)
9. Какая битва ознаменовала собой начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. ( Би́тва за Москву́ )
10. Кто из военачальников Великой Отечественной войны носил почётное звание « Маршал Победы»? (Г.К. Жуков)
Ведущий 2 Вопросы второй команде.
Каждый народ по- своему представлял счастье. Именно это, по свидетельству греческих историков, было высшим счастьем в представлении славянского воина. Что славянские воины считали высшим счастьем ? (Часто вступая в схватки со славянами ,греки изучили характер и ценности своих противников –славян. Греки писали : «Славяне превосходные воины, потому что военное дело является для них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах- храбро погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая - это позор, унизительнее которого ничего не может быть».)
В 1959 году жители Новгорода поставили на территории бывшего Ярославского дворца бюст нашего великого предка –Александра Невского. К какой дате в жизни города было приурочено это событие?(Это событие было приурочено к 1100-летию Новгорода. Летопись впервые упоминает о Новгороде под 859 г.)
С именем этого князя связано введение школьного образования на Руси ? (С именем князя ,крестившего Русь, Владимира I связано введение систематического школьного образования на Руси)
По одной из легенд ,постаревший русский богатырь Илья Муромец возвращался из Киева в Муром. Однако в пути под курганом на берегу реки его настигла смерть. Богатырь ,умирая ,произносит последние слова : Будто вздох прошёл «Надо мощь ковать!» И второй дошёл- только «мощь кова…»Что же дошло в третий раз?(Последним словом. сошедшим с уст богатыря было слово Москва.)
Чем монгольская кольчуга отличалась от кольчуги русского воина? ( Монгольские воины не имели кольчуги. Кольчуга — старинные доспехи, которые носили наши предки, защищая себя во время битвы. Во французской героической поэме «Рено де Монтобан» упомянута «добрая кольчуга, сделанная на Руси».)
Именно тогда в военной истории опасность для наших предков представляла «свинья».О какой опасности идёт речь в задании? (В ходе Ледового побоища войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньёй». Благодаря грамотной тактике Александра Невского и мужеству наших соотечественников немецкое войско было повергнуто.)
Исходя из этого ,князь Дмитрий в начале Куликовской битвы встал в ряды пеших воинов ,а не командовал армией с холма ,как Мамай.(Князь Дмитрий понимал. что он может погибнуть в бою и хотел, чтобы даже в случае его смерти русское войско не отступило и сражалось до победного конца. Дмитрий Донской, храбро сражаясь, стал символом своего войска и народа )
На верфях этой страны будущий российский император лично осваивал корабельное дело под именем Петра Михайлова. О каком русском правителе и стране идёт речь? (Пётр I.Голландия.)
В истории нашей страны было немало тяжелых испытаний. В 1941 году враг вероломно напал на наше государство. Назовите число и месяц начала Великой Отечественной войны. Почему эта война считается Отечественной и Великой ? (22.06.1941г.Великая Отечественная война была и остаётся священной для каждого гражданина нашей страны. В этой войне мы отстояли свободу и независимость своего государства. Не допустили распространения фашизма на родной земле. Советский солдат вернул мир в дома и семьи европейских граждан, изгнав гитлеровские войска с территории европейских государств. Великая Победа была достигнута ценой 27 миллионов жизней советских граждан. Мы гордимся нашими предками, подарившими нам мир! )
Какая битва ознаменовала собой завершение коренного перелома в великой Отечественной войне.(Курская битва)
2 конкурс « Тёмная лошадка»
Ведущий 1:Я загадал имя человека, сыгравшего в истории важную роль. Ваша задача отгадать его. О каждом человеке есть семь подсказок. Если вы отгадаете, о ком идёт речь после первой подсказки, то вы получите 7 баллов, после второй – 6 баллов и тд.
1. Он знал восемь языков.
2. Он был одним из первых альпинистов. Он покорил Альпы.
3. Он похоронен в одной из скромных могил в мире ,при огромных заслугах перед нашим Отечеством
4. Он вёл спартанский образ жизни
5. Отец у него был денщиком у одного из императоров
6. Его памятник в Санкт-Петербурге на Марсовом поле не был убран в дни блокады и не был задет ни одним снарядом.
7. Он не проиграл ни одного сражения и был удостоен высшего воинского звания.
Ответ Суворов
Ведущий 2
1.Он рано научился читать , страстно хотел учиться
2..Годы упорного труда на пути к знаниям – и он становится крупнейшим учёным.
3. Он очень много сделал для науки, при чём в разных областях знания. Даже один французский историк считал, что в России есть два человека с таким именем и фамилией – поэт и химик.
4. Он родился в семье архангельского рыбака
5. Чтобы поступить в Славяно - греко – латинскую академию, ему пришлось выдать себя за дворянина
6. Он сконструировал и построил телескоп для наблюдения за звёздами и планетами
7. Он приложил немало сил для того, чтобы в Москве был открыт первый в России университет. Ныне Московский университет носит его имя.
Ответ М. Ломоносов
Ведущий 1
1.На своей личной печати он вырезал следующее: « Я ученик и нуждаюсь в учителях»
2. Он учился сам и заставлял учиться своих подданных. Отправляя их за границу, а по возвращении частенько сам экзаменовал их. И горе было тому, кто вдали от Родины бил баклуши да бегал по балам вместо того, чтобы учиться.
3. Он работал в голландском городке Заандаме на верфи. Простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна.
4. Во время его царствования нелегко жилось народу, ведь в это время строилось много городов, фабрик, требовалось много денег, рабочей силы.
5. При нём Россия сделала большой шаг вперёд
6. Он «прорубил окно в Европу».
7. Им была построена новая столица России – Санкт – Петербург.
Ответ: Пётр 1
3 конкурс «Викторина »
Ведущий 2 Задания для 1-ой команды
1.Если от даты этого события отнять 100, получится дата другого события, которое считается первой крупной победой над ранее непобедимым врагом. Назовите эти два события.( Куликовская битва 1380г, Стояние на р. Угре 1480г.)
2.Скрещенные шпаги и знамя с российским гербом означают сражение и победу ,каменная пирамида-славу и память, змея, державшая в пасти свой хвост ,-символ вечности.. Пальма- долговечность, а пальмовая ветвь-победа и первенство. Что обозначала в нашем государстве в XVIII веке совокупность этих признаков? ( Совокупность этих признаков является гербом города Полтавы , в сражениях при котором в годы Северной войны снискали славу российские солдаты.)
3.Об этом русском полководце Александр Суворов сказал : «Он шёл на моём левом фланге ,но был моей правой рукой». О каком полководце идёт речь? (Александр Суворов сказал это после успешного взятия русскими войсками крепости Измаил .Речь шла о М.И.Кутузове)
4.Этот военный орден был учреждён в 1769 году.Праздник в его честь отмечали 10 декабря.Девизом ордена были слова «За службу и храбрость». Что это за военный орден? (Императорский военный орден Святого Георгия вручался тем российским воинам, которые «ознаменовали себя на пользу и славу Российского оружия особым отличием».
5. Он уверял : «Науки юношей питают, Отраду старцам подают…» (Гениальный русский учёный и литератор М. Ломоносов )
6.Эту реку форсировали войска Наполеона в самом начале Отечественной войны 1812 года.Армия Наполеона при этом насчитывала 600 тысяч солдат. Но лишь горстка завоевателей вернулась к берегу этой реки в ноябре 1812года. Как называлась данная река? (р.Березина)
3 конкурс «Викторина » 2 команда
Ведущий 1 Задания для 2-ой команды
1.В этот год молодой князь Александр разбил отряд шведов и получил своё прозвище Невский. В каком году происходили эти события? (1240г).
2.В честь этого славного для русского флота события ,произошедшего в XVII веке в России была выпущена серебряная медаль с короткой надписью «Был». Какому событию в истории российского флота посвящена эта медаль? ( Эта медаль была выпущена в честь победы российского флота над турецким в Чесменском бою 1770 года .Было отчеканено около 5000 медалей. На оборотной стороне медали на первом плане четыре русских военных корабля, слева вдали видна часть города и надпись: ЧЕСМЕ, правее турецкие корабли, объятые пламенем. Надпись по верху: БЫЛЪ )
3.Такое расстояние прошли русские войска под командованием А.Суворова за два дня осенью 1780 года. Турецкий главнокомандующий повелел казнить шпиона, который принёс известие о подвиге российских солдат. Главнокомандующий Юсуф-паша решил, что это неправдоподобное сведение.Какое расстояние удалось преодолеть нашим войскам ? (В сентябре 1780 года под Рымником войска А,Суворова за два с половиной дня прошли по размытой дороге под проливным дождём 100 км.)
4.Именно это высшее учебное заведение, созданное в Москве,впервые включило в свою программу для обучающихся изучение светских наук (В 1687 году в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия. В данном учебном заведении изучали естественные науки и логику.)
5.В его правление к России были присоединены часть Грузии ,Бессарабия ,Финляндия ,Азербаджан ,герцогство Варшавское. Как звали данного правителя ? (Данные территории были присоединены к России при Александре I)
6. Первая женщина - офицер Русской императорской армии, участница Отечественной войны 1812 года. Наряду с другими российскими солдатами мужественно сражалась с наполеоновскими войсками под Смоленском, при Бородине защищала Семёновские флеши (Надежда Андреевна Дурова)
4 конкурс «История в лицах»
Ведущий 2.Уважаемые участники , переходим к четвёртому конкурсу «История в лицах». Перед вами размещены материалы с известными историческими личностями. Каждой команде необходимо вспомнить имена данных исторических личностей , и какую лепту они внесли в историю нашей страны. Бланки с ответами команды должны передать жюри по истечении 5 минут. За полный ответ к каждому сюжету команда получает по 2 балла., за конкурс «История в лицах» команда может набрать 12 баллов.
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
Ведущий 1.Ребят , время, данное на выполнение 4 конкурса, завершено. Прошу команды передать бланки ответов нашему жюри. А мы с вами вместе проверим ваши ответы к 4 конкурсу «История в лицах».
Рисунок 1 | Князь Ярослав Мудрый. | Покровительствовал просвещению и строительству на Руси.Во времена его правления было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. Способствовал увеличению международного авторитета нашего государства. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами. Основал письменное русское законодательство. Окончательно отбил набеги печенегов на Русь. Гардарикой ,т.е. «страной городов» называли Русь средневековые иностранцы удивляясь её красотой и могуществом. |
Рисунок 2 | князь Александр Ярославович | Одержал победу над шведскими и немецкими рыцарями. Получил почётное прозвище «Невский» .Александр Ярославич являлся выдающимся полководцем времен Киевской Руси, князь Новгородский, а также в разные годы великий князь Киевский и князь Владимирский. Грамотная тактика Александра Ярославича принесла победу русским войскам в Невской битве и битве на Чудском озере. Личным примером поддерживал храбрость и мужество в бою среди русских воинов.. |
Рисунок 3 | Иван Фёдоров | Основоположник книгопечатания на Руси. Книгопечатание одно из величайших открытий человечества (наряду с компасом, порохом и бумагой), позволившее нашему народу получить массовый доступ к образованию |
Рисунок 4 | Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский | Являлись руководителями народного ополчения, освободившего Москву от польской оккупации в период “Смутного времени”. |
Рисунок 5 | Иван Сусанин | Иван Сусанин совершил патриотический подвиг. В1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, поляки намерены были воспрепятствовать этому. Они решили взять царя в плен или убить. Сам царь со своей матерью в это время находились под Костромой. Поляки, узнав об этом, отправились в деревню Домнино. Они заставили местного крестьянина Ивана Сусанина показать, где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Но, лишь зайдя в самую глубь леса, поляки поняли, что идут в другую сторону. Крестьянин принял мучительную смерть от поляков, но не выдал, где прятался царь. |
Рисунок 6 | Павел Степанович Нахимов | Выдающийся флотоводец, имел чин полного адмирала, герой Севастополя. Морская служба была для Нахимова не важнейшим делом жизни, каким она была, например, для его учителя Лазарева или для его товарищей Корнилова и Истомина, а единственным делом. Иначе говоря: никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел, – так писал о нем академик Тарле.С именем адмирала Павла Нахимова связаны великие победы Российского Флота. Нахимов - герой Севастопольской обороны, знаменитого Синопского боя (во время которого за считанные часы была разгромлена вся турецкая эскадра (вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов) и Крымской войны. После гибели адмирала В.А, Корнилова руководил легендарной Севастопольской обороной в 1854-1855. Чтобы преградить врагу прорыв в Севастопольскую гавань, приказал затопить 5 линейных кораблей, морские орудия и экипажи – поставить на защиту города. Стойкость и мужество русских солдат, матросов и жителей города, сдерживающих врага под командованием Нахимова, потрясли весь мир. |
5 конкурс «Человек без воспитания -тело без души»
Ведущий 2.Уважаемые участники переходим к завершающему конкурсу «Человек без воспитания-тело без души». Пословицы и поговорки ,созданные нашим народом, являются концентрированной народной мудростью, это настоящая школа жизни, яркий пример самобытности и морально-этических качеств поколений, благодаря им каждый из нас может сформировать правильные представления о трудолюбии, честности, дружбе , взаимовыручке, воспитать любовь к родине.
Ведущий 1.Каждой команде необходимо выполнить следующее задание. У вас на столах размещены карточки с пословицами и поговорками. Каждой команде необходимо распределить пословицы и поговорки в соответствии с критериями ,установленными в таблице. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На выполнение задания команде даётся 3 минуты.
5 конкурс «Человек без воспитания - тело без души» | ||||||
1.Почитание родителей | 2.Бережное отношение к родной природе | 3.Традиции гостеприимства | 4.Любовь к Отечеству | 5 Уважительное отношение к дружбе и товариществу | 6.Воспитание трудолюбия | 7.Уважительное отношение к знаниям и образованию |
| | | | | | |
Перечень пословиц и поговорок.
Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам и вырасти.
Один пашет — а семеро руками машут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Своя земля и в горести мила.
Не деньги богатство — бережливость да разум.
Дружбу помни, а зло — забывай.
Не красна жизнь днями, а красна делами.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Где сосна взросла, там она и красна.
Хоть не богат, да гостям рад.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Без дела жить — только небо коптить.
Гостю почёт – хозяину честь.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
Как мать одна, так и Родина одна.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Какова пряха — такова и рубаха.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Все купишь, а отца и матери не купишь.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.
Дорог не обед, а привет.
Золоту — старости нет, Родине — цены нет.
Друг познается в беде.
Родительское слово мимо не молвится.
С родной земли умри, а не сходи.
Дружба не гриб — в лесу не найдешь.
Ведущий 1 Время ,данное на выполнение 5 конкурса ,завершено. Прошу команды передать бланки ответов нашему жюри
Ведущий 2.Уважаемые игроки ,спасибо вам за внимание, ум, азарт, стремление к победе! Наша игра завершена. Слово для подведения итогов и награждения предоставляется нашему уважаемому жюри.
Подведение итогов . Награждение.
Ведущий 1
Возможно, где-то лучше, чем в России,
Возможно, где-то есть места красивей,
Возможно, но не для меня,
Россия – великая наша страна -
Гордимся тобою и любим тебя!
Ведущий 2 Предлагаю на интеллектуальную игру завершить совместным исполнением патриотической песни «У моей России…» (тексты распечатаны. звучит мелодия (минус) песни «У моей России»)
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Легоцкая Вера Сергеевна
Степаненко С.И.
Гармс Людмила Павловна
Степаненко С.И.
Галина Владимировна
Степаненко С.И.