Внеклассное мероприятие «Как прекрасна ты, жизнь!»
Мероприятие « КАК ПРЕКРАСНА ТЫ, ЖИЗНЬ!»
Пояснительная записка.
«Все наши замыслы, все поиски превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», – писал В.А. Сухомлинский. Желание учиться у ученика – это главное условие для всех педагогов.
«Как строить образование? Сначала отделите ребенка от злости, потом приближайте к знаниям. Сначала притупите в ребенке зависть, потом обостряйте его взор к знаниям. Сначала воспитывайте ребенка, потом обучайте его». (Ш. Амонашвили)
Нельзя научить ребенка, если не воспитать светлое чувство любви к жизни, не научить ценить минуты жизни, рационально распределять время. Необходимо показать губительное действие вредных привычек: курения, наркомании, алкоголизма, и применение других одурманивающих сознание средств, таких как спайсы, насвай. Жизнь прекрасна, ценить необходимо каждый миг!
Ключевые слова и понятия, применяемые на мероприятии:
любовь ко всему, интерес к жизни;
трудолюбие, самовоспитание, лень;
наркомания, алкоголизм, курение, ценности жизни.
Мероприятие построено по структуре технологии критического мышления. Соблюдаются три стадии данной технологии: вызов, осмысление и рефлексия с применением методов, приёмов этой технологии.
Цели мероприятия:
1. Научить ценить каждую минуту жизни и любить ее.
2. Расширить знания школьников о вредных привычках.
3. Познакомить детей с пагубным влиянием одурманивающих средств.
4. Формировать стойкую неприязнь к вредным привычкам, человеческим порокам.
5. Побудить к нравственному самосовершенствованию.
6. Сформировать поведенческие установки на здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты: по окончании занятия учащиеся смогут:
-высказать мнение о пагубном влиянии на личность наркомании, алкоголизма, курения, насвая, спайсов;
выразить мнение о выходе из сложившейся ситуации;
- быть готовыми к планированию свободного времени;
-показать на примерах значение в жизни занятий спортом, искусством;
-смогут критично проанализировать собственное поведение;
-будут готовы к восприятию правильных жизненных ценностей;
-остановить тягу к вредным привычкам;
- воспользоваться своими ошибками, как трамплинами к здоровому образу жизни;
- выберут цель жизни и будут уверенно к ней идти в гармонии с природой.
Для занятия нужно:
проектор; тексты на отдельных листочках о «наркомании», «курении», «алкоголизме»; свечи; раздаточный материал с афоризмами великих людей о любви, жизни и труде; презентация; раздаточный материал с таблицами для рефлексии; коробки бумажные, на которых написаны названия содружеств и назначение коробки «Корзина идей».
Задачи: Образовательные: познакомить с нравственными ценностями;
Развивающие: развить чувство любви к жизни, ответственности за поступки. Воспитательные: воспитать коммуникативные навыки, умение прислушиваться к мнению товарищей, работать в группе, стимулировать к здоровому образу жизни.
План мероприятия (1,5 часа):
1. Стадия вызова: а) мотивация и формирование групп (10 мин.);
б) активация (10 мин.); в) систематизация (5 мин.).
2. Стадия осмысления. Просмотр фильма, знакомство с текстами. (40 мин.)
3. Стадия рефлексии. (10 мин.). Зажигание свечей, как символ Любви к жизни и обещание. (15 мин.).
Афоризмы, цитаты про жизнь
1. Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг. (Еврипид)
2. Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед. (Э. Золя)
3. Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье – напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни. (Гиппократ)
4. Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою. (Еврипид)
5.Давайте просто, в своей жизни, когда ляжем вечером спать спросим себя: Я сегодня день прожил, кому-нибудь от этого было хорошо. (Петр Мамонов)
6. Цель жизни в том и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать. (Мусса Джалиль) 7.Жизнь дается человеку один раз, и надо прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. (Н. Островский)
8. «Каждое потерянное мгновение жизни – потерянное дело, потерянная польза» или «Я смотрю на праздность, и леность, как, на своего рода, самоубийство». (Ф. Честерфилд)
9. Невыносимой мукою томим, тот, кто во всем завидует другим,
10.Всю жизнь тоской и злобою дыша, затянута узлом его душа. (Абдуррахман Нураддин) Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы. (Иоганн Волфганг Гете)
Афоризмы и цитаты про любовь
Любовь – это огонь, зажигающий душу. (Джордано Бруно)
Нет такого тяжелого труда, который любовь не делала бы не только легким, но даже приятным. (Джордано Бруно)
Любовь есть как бы универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие. (Н.А. Бердяев)
Только в любви – жизнь, без нее – смерть и уничтожение. (Фихте Иоганн)
Не потому мы любим деятельность, что она дает нам удовольствие, но, наоборот, потому дает она нам удовольствие, что мы имеем к ней любовь. (Сенека)
Самое верное средство завоевать любовь других – подарить им свою любовь. (Жан-Жак Руссо
Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14, Библия)
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10, Библия)
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Бог есть, любовь, и пребывающий в любви прибывает в БОГЕ, и БОГ в нем. (1Ин4:16)
Любовь долготерпелива и добра. Любовь не ревнива. Не хвастлива, она не превозносится. Не ведет себя неприлично, не ищет своего, не раздражается. Не ведет счет обидам, не радуется неправедности, а радуется истине; все переносит, всему верит, на все надеется, все стойко претерпевает. (1-е Коринфянам 13:1-8)
Афоризмы и пословицы про лень и труд
1.Дело, начатое без души, начатым и останется. (Русская пословица)
2. Где работают – там густо, а в ленивом доме пусто. (Осетинская пословица)
3.Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотою, водою, которая, кроме смраду и презренного, ничего не производит. (М.В. Ломоносов)
4.Бездельники и взбалмошные головы вредны для народного благосостояния. (А.А. Блок)
5. Я смотрю на праздность, леность, как на своего рода самоубийство. (Ф. Честерфильд)
6.Маленькое дело лучше большого безделья.
7.На работу боком, а с работы скоком.
8.Наработался — за ложку берись, а лентяй — без ужина спать ложись.
9.Не на то руки даны, чтобы даром болтались
10.С лодырем поведешься — горя наберешься
Стадия вызова (Брэйнсторминг)
Учитель. У вас в руках афоризмы про жизнь, про любовь, труд и лень. Про самое ценное, что есть у каждого из нас – жизнь, которую даровал Бог. Про любовь, без которой, невозможно полноценно реализовать весь вложенный природой в нас потенциал. Любовь во всех проявлениях. Любовь к жизни, к природе, к работе, к спорту, к учебе, к ближнему. Про лень, которая разрушает все лучшее в нас. Про труд, который творит и созидает. Все учащиеся с текстами со словом «жизнь», собираются вокруг первого столика с табличкой «ЖИЗНЬ». Учащиеся, у которых слово «любовь», садятся за второй стол с табличкой «ЛЮБОВЬ». Группа учеников, которым не повезло со словом и у них пословицы со словом «лень», посадим за столиком с табличкой «НАДЕЖДА», в надежде, что лень будет побеждена. И группа учащихся, у которых афоризмы на тему «ТРУД», садятся вместе. Читайте громко свой тест и одновременно занимайте свое место за выбранным столиком. Технологией сотрудничества, созданы группы для совместной работы. Учитель. Скажите мне, дети, вы можете ответить на вопрос «Что такое ЖИЗНЬ?» Слушаем ответы учащихся доброжелательно и внимательно.
Учитель. Жизнь – это путь, который человек проходит от своего рождения и до самой смерти. У каждого он – свой собственный. Наверное, было бы очень скучно, если бы у всех жизнь складывалась одинаково, как по шаблону. Каждый день мы принимаем решения, совершаем какие-то поступки, от которых порой зависит очень многое. Каждый относится к жизни по своему: кто с большим жизнелюбием, дорожа каждым мгновением, как правило, они себя считают самыми счастливыми и ими стоит восхищаться. Вторая категория довольствуется тем, как все и есть без особого интереса, но и без приязни. Третьи коротают время без интереса. Сидит на уроке, следит за часами, быстрее бы прошел урок. Выходит на перемену, ждет, когда же закончится перемена, все не по душе. Это люди, которые потеряли интерес к жизни, к самому дорогому, бесценному дару на земле, не понимая, как они глубоко ошибаются. А как вы понимаете интерес к жизни? Что это значит? Ответы учащихся: … Учитель. Интерес к жизни – это притяжение, это удивление, это восхищение ею. Это стремление каждую минуту познать новое – это есть Любовь и Радость. Получается, что отсутствие интереса к Жизни – это отсутствие Любви, Радости? Служение самой Любви во всех ее проявлениях – вот смысл жизни человека. К этому состоянию сознания следует стремиться. Оно объединяет людей всех религий, всех национальностей, всех социальных слоев. Любовь – это то, что объединяет всех! На пути к такому сознанию следует сделать несколько шагов. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не терять интерес к жизни и быть творческим человеком? Ответы учащихся: …
Учитель. Шаг первый – осознание своей связи со всеми его окружающими. Люди забыли, что они все – Одно, что они частички единого целого организма, который называется Вселенная. И если люди позволяют себе иметь болезни и различные проблемы, то ими загружают и Вселенную, особенно своих близких. Забыть об этом, отделить себя от Мира – это есть наивысшая форма эгоизма. Лень, безделие, дурные привычки доставляют проблемы не только самому человеку, но родственникам, мамам, папам, бабушкам, дедушкам, одноклассникам, школе!
А вы, думаете лишь о себе и поддаетесь собственной лени. Вы попусту тратите драгоценные минуты ЖИЗНИ. Расскажите, с вами бывает так, что тратите попусту время? Ответы учащихся: …
Учитель. У жизни нет черновика. Ваша жизнь это те мгновения, которые вы упускаете в моменты безделия, когда мозг разрушается, а душа развращается.
Вывод: Работа избавляет нас от трех зол: скуки, порока, нужды. (Вольтер)
Учитель. Желание работать вообще-то иногда бывает: «Вот начну с понедельника!» Вот только с какого понедельника, не уточняется, и человек вспоминает о своем намерении только через какое-то время, и опять, ненадолго.
Что за этим стоит? Есть очень простое объяснение – лень. Многие, дав такую характеристику этому состоянию, успокаиваются: «Ну, это лень. Что тут поделаешь». Они ленятся даже задуматься над тем, а что это такое – лень? Лень появляется там, где мы сходим со своего жизненного пути или просто не видим его, мы не слышим свою Душу, не видим задачи нашего Духа, и как следствие теряем интерес к жизни, к учебе, к спорту, к искусству, к чтению, к окружающим нам близким людям, к их потребностям и интересам. У кого пословицы про лень? Прочитайте их, объясните смысл.
Вывод: Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное бездействие. (Аристотель) Вы задумывались о том, что ваша лень, огорчает ваших близких? Ответы учащихся: …
Учитель. Шаг второй. Человек не просто разумное существо, но и существо саморазвивающееся, самосовершенствующееся. Такие функции ко многому обязывают. Но это только часть его возможностей. Еще одна, пожалуй, самая важная функция человека – творить через Любовь! Человек тоже является творцом! Творцом собственной жизни. Природа дала вам тело, здоровье, разум. Подарила ангела-хранителя – маму! Наши родители находятся рядом тогда, когда мы сами не можем позаботиться о себе. Они растят нас и дают все необходимые для дальнейшей жизни знания и умения. Наверно, нет человека в мире, который бы волновался за свое чадо больше, чем мать. В родном доме вас всегда ждут тепло, любовь и уют, всегда можно попросить совета и помощи, но, к сожалению, мы часто забываем об этом и не воспринимаем их советов. С любовью к жизни творите – жизнь в ваших руках!
Вывод: Жизнь – вот твое богатство, как проведешь ее, так и пройдет она. (Омар Хайям)
ЗАДАНИЕ: Какие пословицы у нас про труд, о чем нам говорят? Ответы учащихся: …
Учитель. Возьмите девизом слова: « КАК ПРЕКРАСНА ТЫ, ЖИЗНЬ!» и повторяйте про себя. Безусловно любящий человек – творец собственного счастья и все, что он делает в этом состоянии, делает мир радостным и счастливым. И чем сильнее любовь, тем более активен человек в жизни. А любовь тесно связана со свободой. И в первую очередь – наличие внутренней свободы! Свобода от зависти, ненависти, злобы, гнева. Быть наполненной Любовью изнутри, любить жизнь, радоваться каждому мгновению... Иметь единую цель, идти к единой мечте... Уметь прощать, принимать окружающих такими, какими они есть, не пытаясь их изменить... Иметь желание – отдавать, не требовать, не ожидать, а дарить, бескорыстно, от сердца. К какой работе бы не приступали, всегда приступайте с любовью. Делаешь уроки, делай от души, вложи все свои возможности, без фальши. Делаешь уборку, делай с любовью от души, Занимаешься спортом, приступай с любовью, к себе, к окружающим, к виду своей деятельности и победа не заставит себя долго ждать. В своих промахах никогда никого не винить, так как всегда человек при разумном подходе к проблеме в состоянии ее разрешить.
Вывод: Каждая проблема дается вместе с возможностью ее решения. (Р. Бах)
ЗАДАНИЕ: Какие афоризмы подтверждают, что любовь к жизни творит чудеса? Прочитайте их. А вы сами, помните пословицы или высказывания о теме нашего разговора?
Учитель. Шаг третий. Жизнь – свет людей! В этих словах как раз и отражена функция человека – творить Свет и Любовь. Большинство людей забыли об этой своей функции, и светят отраженным светом. Есть на Земле и те, кто и отраженным светом не светят, а только поглощают энергию. Есть среди потребителей энергии, так называемые, черные дыры не ограничены в потреблении, а наоборот, могут потреблять все больше и больше, силой втягивая в себя энергию, в первую очередь окружающих людей, разрушая все вокруг. Поэтому можно сказать, что активную жизненную позицию создает любовь к жизни. Подумайте про себя, какую функцию играете вы? Светитесь собственным светом? Отраженным светом? Живете за счет других? Подтвердите примерами из собственной жизни. (Ответы учащихся)
Учитель. Можно еще все поправить! О чем мы сегодня будем вести разговор на нашем мероприятии? Как бы вы хотели назвать? Выслушиваем варианты названий темы разговора. Выбираем название. Например, «КАК ПРЕКРАСНА ТЫ, ЖИЗНЬ!»
Стадия осмысления Основная интерактивная часть
Учитель. Человек устроен так, что обязательным состоянием является чувство удовлетворенности происходящим. Но совсем забывает, что такому умению надо себя воспитывать и учить, как только вы в состоянии принимать собственные решения. Если человек не умеет с любовью относиться к жизни, накапливается неудовлетворенность, которую начинает компенсировать ложными источниками удовольствия, приводящие к еще большим проблемам. Природа не терпит пустоты. Пустоту в мыслях, в чувствах, начинает заполнять не тем, чем надо. Человек – существо социальное, поэтому ему необходимо постоянное общение. Его дефицит заставляет тянуться к людям, искать новых друзей, мы попадаем в разные компании и ситуации. Вот тут-то и кроется самая большая опасность. В силу юношеского максимализма, каждый хочет казаться очень «крутым», и начинается: первая сигарета, алкоголь, иногда доходит дело и до наркотиков. Самое главное в жизни – оставаться самим собой, не вестись на провокации сверстников только для того, чтобы подняться в их глазах. Друзья, по-настоящему хорошие и верные, ваши родные и близкие (семья) – это самое дорогое, что только есть в этом мире, и никогда не стоит об этом забывать. Умейте выбирать достойных друзей. На данном этапе применяем прием «чтение с остановками» технологии развития критического мышления. Данная технология применяется на стадии осмысления. Остановок должно быть не слишком много, чтобы учащиеся могли понять целостность текста. Систематика вопросов основана на созданной известным американским педагогом Б. Блумом, обеспечивающей цели по уровню познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез изучаемого текста? Каждая группа получает текст на свою тему и таблицу рефлексии. Просмотр фильма происходит с остановками, во время которых идет обсуждение увиденного и прочитанного материала.
Текст №1. «Курение»
Многие курильщики рассматривают свое пристрастие к табаку как «маленькую слабость». Однако они глубоко ошибаются, поскольку курение подрывает здоровье человека, снижает его работоспособность, является причиной многих болезней, ускоряет увядание организма, приближает старость и смерть. Курильщики быстро утомляются, раздражаются, у них нарушен сон, они в два раза чаще попадают автомобильные аварии, чем некурящие. Когда человек курит, то в его организм попадает более 400 вредных веществ, а самое вредное из них – это яд никотин. Если к клюву птицы поднести палочку, всего лишь смоченную никотином, то она умрет. Собака может умереть от половины капли никотина. Для человека составляют опасность 2–3 капли никотина, столько содержится в 20 сигаретах. Если человек за раз выкурит столько, то может даже расплатиться жизнью. Если человек курит в день 1–9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4–5 лет, если 10–19, то на 5–6 лет. Курение является причиной многих заболеваний. Одно из них – рак легких – это очень тяжелая болезнь. Курение сильно сказывается на сердце, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, невнимательности, плохому сну, неуспеваемости в школе. Также курение сказывается на росте. Рост замедляется, ребенок растет хилым, слабым, вялым. Постоянное курение вызывает привычку, т.е. человеку уже трудно бросить курить. (Остановка, вопросы по Блуму) Открытие Америки в 1492 году подарило человечеству два знаменитых растения – картофель и табак. По справедливому замечанию И.В. Гете, картофель стал для человека благословением, а табак карой. В средние века во многих странах употреблять табак (курить, нюхать, жевать) запрещалось законом. За употребление табака в Турции была введена смертная казнь. В Персии курильщикам вырывали ноздри. В Англии любителей Табака водили по улицам с веревкой на шее, а самым злостным отрубали голову и выставляли ее напоказ с курительной трубкой во рту. В России борьбу с курением начал царь Михаил Федорович Романов. В 1649 г. он издал указ о запрете курения. Нарушителей этого указа шестьюдесятью ударами палок по стопам ног, а если это не помогало, курильщику отрезали нос и уши. Несмотря на преследования и суровые наказания, вредная привычка использовать табак, быстро и широко распространялась по всему миру. Наша страна считается самой «курящей» в мире. Заядлыми курильщиками являются 75% мужчин, 27% женщин, 42% школьников. (Остановка, вопросы по Блуму) Возможно некоторые из вас думают, что такие последствия не грозят вам. Однако надо знать, что еще у не окрепшего организма быстрее, чем у взрослого формируется неодолимое влечение к вредным привычкам. Тем более это касается женского организма. Для некоторых девочек сигарета – это пропуск в компанию, она в ее руках своеобразный код: «Я – современная, одобряю и курение, и сегодняшнюю моду на одежду, прическу». (Остановка, вопросы по Блуму) Как это противоестественно: девушка, будущая мама и сигарета.
Текст №2. «Алкоголизм»
Слово «Алкоголь» в переводе с арабского означает «одурманивающий». История изготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. В древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. Особый вариант сомы получали выжимкой из грибов (мухоморов и др.). Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до нашей эры. Вино считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции является Дионис, сын Зевса. С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира. Первые сведения об употреблении алкоголя на Руси датируются XI веком нашей эры. Указы этого времени запрещали «гнусное пьянство». На Руси пили очень мало. Спиртные напитки подавали к столу только по большим праздникам в ограниченном количестве. В будние дни хмельное не употребляли, а пьянство считалось грехом и позором. (Остановка, вопросы по Блуму) Алкоголь относится к наркотическим веществам, поскольку его употребление приводит к привыканию организма, болезненному пристрастию, наркотической зависимости, развитию различных заболеваний, сокращает жизнь на 10–12 лет. Алкоголь является ядом для всех органов нашего организма. Наибольший вред алкоголь оказывает центральной нервной системе, угнетая деятельность головного мозга. Человек может быть хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым, а в состоянии опьянения он совершает «дикие» поступки. Он теряет бдительность, перестает быть осторожным, может выболтать любую тайну. Существует даже такая пословица: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке Арабский мыслитель XIII в. Абуло Фарадж сравнивает человеческое опьянение с образами животных: сначала – павлин, потом – обезьяна, затем – лев и, наконец, – свинья. В поисках выпивки, человек забывает о человеческих ценностях. В библии говорится: «Вино и пиво лишают человека разума. Он становится шумен, начинает хвастать и совершает глупости» (Притча 20:1, совр. перевод) «Алкоголь является отличным растворителем! Он растворяет браки, дружбу, семьи, рабочие места, печень и мозг. Но только не проблемы» (неизвестный автор). Заливать горе или радость, а чаще пустоту, привычка некоторых мужчин. Но пьющая женщина? Это страшно. «Муж пьет – полдома горит. Жена пьет – весь дом горит» гласит пословица. Под влиянием алкоголя теряется женственность, привлекательность, голос становится грубым, кожа морщинистой и шершавой.
Текст №3. «Наркомания»
Возможно, вам предлагали не наркотики, а всего лишь сигарету или выпивку в компании. Не возникало ли у вас при этом мысли: «Может, и правда станет веселее, жизнь изменится, друзья начнут уважать, стану нравиться девушкам, вот оно, счастье. Не все так замечательно, как расписывают так называемые друзья. На самом деле они заботятся не о твоем благополучии, а о том, как поймать тебя в ловушку. В них могут оказаться наркотики. Наркотики – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, которые употребляют с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. Способы употребления наркотиков различны: глотание, вдыхание, введение внутривенно.
Признаки употребления:
бессонница; 2) потеря аппетита; 3) сухость во рту; 4) тошнота и рвота; 5) помутнение в глазах; 6) галлюцинации; 7) агрессия; 8) истощение организма; 9) развиваются сердечно-сосудистые заболевания; 10) нередки попытки самоубийства 11) человек теряет ощущение реальности; 12) перестает контролировать свое поведение, что приводит к несчастным случаям, в том числе со смертельным исходом; 13) организм быстро истощается и «изнашивается», что существенно сокращает жизнь; 14) умственная деградация; 15) генетические последствия, неполноценное потомство; 16) формирование зависимости; 17) сутулость; 18) отрешенный взгляд; 19) землистый цвет лица.
Как противостоять предложению наркотиков.
Ответ на первое предложение наркотиков может быть решающим для всей твоей жизни. Что ты выберешь: попробовать или нет? 1. Сказать, что запах препарата плохо действует на тебя или не нравится его цвет. 2. Отказать с извинением, т.е. назвать весомую причину, почему ты этого не сделаешь. Например: «У меня сегодня важная встреча», «Я поддерживаю спортивную форму», «У меня аллергия на препарат» и т.д. Преступность тесно связана с распространением наркотиков. Продажа и производство наркотиков являются самым прибыльным бизнесом. Розничная цена наркотиков превышает его себестоимость в несколько тысяч раз. Доходы от торговли наркотиками превышают доходы от торговли нефтью. Криминальный мир внушает молодым людям мнение, что нет ничего страшного в том, чтобы выкурить «косячок» на перемене, это совершенно безвредно, не вызывает зависимости. Криминальными структурами порождается множество мифов, чтобы не отпугнуть молодых легкомысленных людей от своего товара, в том числе и старшеклассников, легкодоступными являются все виды наркотических веществ. Особенно популярны препараты типа в виде таблеток, жвачек, так называемой «энергетической воды», марок, наклеек и т.д. Доброжелатели предлагают способ освобождения от комплексов, робости, скованности и т.д. При этом они не называют предлагаемое средство наркотиком: «Ну что ты, какой же это наркотик! Это совершенно безопасно! И никаких последствий!» Все кажется замечательным, и сам я такой замечательный! С этого момента страх перед наркотиками у подростка пропадает. Вы давно уже стали объектом охоты наркодельцов, которые стремятся за ваш счет заработать много денег, а ваше душевное состояние им безразлично.
Текст №4. «Насвай»
Одной из серьезных проблем в наше время является широко распространенное среди школьников употребление так называемого насвая, вещества, обладающего слабым наркотическим действием. Ситуация также осложняется специфическими особенностями насвая, которые обуславливают проблематичность явного выявления признаков его употребления. Во многих случаях родители подростков даже не представляют себе, как он выглядит и каким способом он употребляется. Согласно результатам тех же опросов, практически не существует примеров того, что после отказа от сигарет, подросток смог бы отказаться и от употребления этого наркотического вещества. В подавляющем большинстве случаев он все равно в итоге возвращался к одной из этих вредных привычек. Длительное употребление данного наркотика может вызывать более тяжелые последствия. Онкологи среднеазиатского региона указывают, что 80% людей, страдающих раковыми заболеваниями губы, языка или гортани, употребляют насвай. (Остановка фильма, обсуждение с учащимися). Состав этого наркотического вещества, который будет рассмотрен несколько ниже, обуславливает возможность возникновения и развития различных инфекционных заболеваний. Кроме того, его употребление не помогает исчезновению, а наоборот, вызывает ее появление у людей, которые даже и не прикасались к сигаретам. Помимо всего вышесказанного, его употребление вызывает разрушение зубов и их корней, а в случае подростков – ухудшение памяти и потерю уравновешенности. В настоящее время основным компонентом насвая являются простая махорка или табак. Ранее использовалось табакоподобное растение «нас», которое и дало название этому веществу. (Остановка фильма, обсуждение с учащимися) Помимо табака, в состав насвая входит гашеная известь, зола различных растений, смесь из верблюжьего кизяка или куриного помета, в некоторых случаях – масло. Отвращение вызывает сам состав этого зелья, а уж необходимость брать его в рот... Кстати, небольшая деталь. Куриный помет при поливе им огородов всегда предварительно смешивается с водой для того, чтобы исключить повреждение растений, которые могут сгореть. А ведь в состав насвая куриный помет входит как есть, без каких-либо разбавлений. (Обсуждение содержания фильма с учащимися)
Стадия рефлексии:
Каждая группа заполняет таблицу и сдает на проверку.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТ УПОТЕБЛЕНИЯ | ВИД ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ | ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ | АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ |
| НАСВАЙ | | |
| НАРКОТИКИ | | |
| АЛКОГОЛЬ | | |
| КУРЕНИЕ | | |
| СПАЙСЫ | | |
| ЛЕНЬ | | |
Что положительного? Вид вредной привычки Что отрицательного? Альтернативное занятие насвай наркотики алкоголь курение спайсы, лень.
Свеча – символ любви, любви к Божественному началу. Пока горела свеча, учащиеся класса давали обещание о здоровом образе их жизни. Учащиеся сделали вывод: жизнь в наших руках и надо ее ценить и любить! Наша жизнь зависит от того, как мы захотим ее прожить! Каждый ученик получает смайлики разной формы: веселые, грустные, удивленные, хмурые, безразличные. На специальной заготовке в виде ступени каждый ученик наклеивает свой смайлик на той ступени, на которой считает себя по внутреннему состоянию принять негативность и пользу полученной информации Ступень жизни: … Все работы анализируются для продолжения беседы с учащимися.
Литература 1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
2. Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц». – М.: Просвещение, 1990